ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 1605
Скачиваний: 18
1.
ПРЕДМЕТ
МЕТОДИКИ
ОБУЧЕНИЯ
ГЕОГРАФИИ
,
ЕЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
И
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
Предмет
и
задачи
методики
обучения
географии
Методика
обучения
географии
—
одна
из
профилирующих
дисциплин
высшего
географического
образования
.
Как
отрасль
научного
знания
она
определяет
цели
и
задачи
географии
как
учебного
предмета
,
разрабатывает
содержание
школьной
географии
в
целом
и
отдельных
ее
курсов
,
исследует
процесс
обучения
географий
,
изучает
формы
организации
процесса
обучения
,
разрабатывает
учебное
оборудование
и
методику
его
использования
,
исследует
методы
и
приемы
обучения
,
разрабатывает
наиболее
рациональные
способы
учения
ученика
,
его
развития
,
вооружает
будущих
специалистов
научно
-
обоснованными
и
практически
проверенными
методами
обучения
и
воспитания
применительно
к
содержанию
различных
курсов
,
возрастным
особенностям
и
системе
современного
оборудования
педагогического
процесса
.
Методика
обучения
географии
дает
ответы
на
вопросы
:
для
чего
учить
?
чему
учить
?
как
учить
?
с
помощью
чего
учить
?
как
учатся
и
развиваются
школьники
?
Немаловажное
значение
имеет
изучение
развития
школьной
географии
и
методических
идей
в
историческом
аспекте
,
что
дает
возможность
критически
оценить
опыт
прошлого
и
использовать
его
положительные
моменты
.
Методика
обучения
географии
подразделяется
на
общую
методику
обучения
географии
и
частные
методики
преподавания
географии
.
Общая
методика
обучения
географии
исследует
процесс
обучения
географии
в
целом
,
устанавливает
закономерности
процесса
обучения
,
определяет
цели
и
задачи
,
разрабатывает
содержание
,
определяет
формы
,
методы
,
средства
обучения
.
Частные
методики
преподавания
географии
изучают
особенности
преподавания
отдельных
курсов
школьной
географии
,
базирующихся
на
закономерностях
и
выводах
общей
методики
обучения
,
исследуют
отдельные
вопросы
методики
(
выработка
умений
и
навыков
,
методика
изучения
климата
и
т
.
п
.).
В
советской
школе
география
была
разделена
на
физическую
и
экономическую
.
Поэтому
разрабатывались
методики
преподавания
физической
географии
и
экономической
географии
.
Изучение
вопросов
физической
и
экономической
географии
имеет
свои
особенности
.
Существуют
также
так
называемые
рецептурные
методики
.
Они
представляют
собой
подробные
разработки
уроков
по
отдельным
курсам
.
Составляются
такие
методики
опытными
учителями
и
отражают
систему
их
работы
.
Поэтому
не
рекомендуется
их
копировать
буквально
.
Любые
методические
советы
нужно
использовать
творчески
.
Методика
обучения
географии
тесно
связана
с
целым
комплексом
наук
—
географических
и
педагогических
.
От
географии
как
науки
методика
берет
содержание
обучения
.
География
как
учебный
предмет
—
это
основы
географической
науки
,
отобранные
для
целей
обучения
,
воспитания
,
развития
и
приведенные
в
педагогическую
систему
.
Школьная
география
от
географии
как
науки
берет
не
только
содержание
обучения
,
но
использует
и
методы
географических
исследований
как
методы
обучения
(
картографический
,
метод
наблюдения
,
сравнительный
,
статистический
,
элементы
методов
полевых
исследований
).
В
школьную
географию
включены
также
знания
из
многих
других
отраслей
,
основы
которых
не
изучаются
в
школе
в
качестве
самостоятельных
учебных
предметов
,
таких
как
геология
,
экология
,
демография
,
социология
,
экономика
.
Поэтому
методика
обучения
географии
связана
с
этими
науками
.
Из
них
она
отбирает
содержание
обучения
,
руководствуясь
дидактическими
принципами
.
Методика
обучения
географии
—
это
частная
,
предметная
дидактика
.
Общая
дидактика
исследует
содержание
образования
,
процесс
обучения
,
воспитания
,
развития
в
целом
,
устанавливает
закономерности
процесса
обучения
,
определяет
цели
,
принципы
отбора
содержания
обучения
.
Дидактика
не
касается
особенностей
обучения
,
воспитания
и
развития
школьников
в
процессе
изучения
конкретных
учебных
предметов
.
Изучение
отдельных
предметов
имеет
свои
особенности
:
одни
служат
для
получения
теоретических
знаний
,
другие
—
для
выработки
умений
,
навыков
и
т
.
д
.
Поэтому
особенности
проявления
общих
закономерностей
обучения
и
воспитания
в
процессе
преподавания
отдельных
школьных
предметов
рассматривают
методики
обучения
,
или
частные
дидактики
,
в
том
числе
методика
обучения
географии
.
Дидактика
как
общая
теория
обучения
разрабатывает
для
методики
общие
методологические
положения
(
общие
принципы
),
которыми
методика
руководствуется
при
разработке
содержания
и
структуры
предмета
,
формах
и
методах
его
обучения
.
Методика
в
свою
очередь
дает
дидактике
материал
для
теоретического
анализа
и
обобщения
.
Обучение
географии
предполагает
дать
не
только
прочные
знания
по
предмету
,
но
и
содействовать
воспитанию
и
развитию
учащихся
на
географическом
материале
,
способствовать
формированию
личности
школьника
.
Теорию
воспитания
разрабатывает
педагогика
.
Поэтому
методика
тесно
связана
с
ней
.
Разработка
вопросов
воспитания
на
уроках
географии
основы
-
вается
на
положениях
педагогики
.
Обучение
любому
предмету
невозможно
без
учета
возрастных
особенностей
учеников
,
их
физиологического
,
психологического
развития
.
Изучаемый
материал
должен
быть
по
силам
школьнику
,
вызывать
определенный
интерес
.
Поэтому
большое
значение
для
развития
методики
преподавания
географии
имеет
психология
.
Данные
педагогической
и
возрастной
психологии
о
психофизиологических
особенностях
учащихся
различного
возраста
учитываются
при
отборе
содержания
и
выборе
форм
и
методов
обучения
географии
.
Психология
обеспечивает
методику
данными
об
особенностях
памяти
,
мышления
учащихся
разного
возраста
,
о
различиях
в
восприятии
теоретического
и
фактического
материала
.
Особая
роль
педагогической
психологии
принадлежит
при
разработке
мотивов
учения
,
познавательных
интересов
применительно
к
школьной
географии
.
В
связи
с
возрастанием
в
содержании
школьной
географии
теоретических
знаний
усиливается
связь
методики
обучения
географии
с
логикой
.
Особая
потребность
в
этом
воз
-
никла
и
в
связи
с
четким
выделением
в
программе
научных
понятий
,
представляющих
одну
из
форм
мышления
,
а
также
.
с
задачей
школы
«
научить
учащихся
учиться
»,
привить
им
умения
и
навыки
самообразования
.
Для
овладения
знаниями
учащиеся
должны
уметь
пользоваться
такими
приемами
логического
мышления
,
как
анализ
,
синтез
,
абстрагирование
,
сравнение
,
обобщение
и
т
.
д
.
Как
любая
отрасль
знания
,
методика
обучения
географии
тесно
связана
с
практикой
,
которая
оказывает
прямое
влияние
на
развитие
науки
.
Методика
вооружает
учителей
теорией
обучения
и
воспитания
учащихся
.
Изучение
социально
-
экономических
условий
развития
нашей
страны
,
состояния
базовой
науки
,
практики
обучения
географии
в
школе
позволяет
выделить
актуальные
проблемы
,
требующие
научной
разработки
и
решения
.
1.2.
Развитие
школьной
географии
и
методики
ее
преподавания
до
1917
года
До
XVIII
в
.
на
Руси
были
только
церковные
школы
.
Они
давали
элементарное
образование
и
некоторые
географические
сведения
.
На
рубеже
XVII—XVIII
вв
.
наблюдается
ломка
феодальных
отношений
,
зарождается
и
получает
развитие
товарное
производство
.
Оно
требует
более
грамотных
людей
.
Возникают
светские
школы
.
В
них
впервые
вводится
география
как
самостоятельный
учебный
предмет
.
Начало
преподавания
географии
потребовало
создания
учебников
.
Преподавание
географии
в
школах
Западной
Европы
началось
раньше
.
Поэтому
первые
учебники
были
переводными
.
Первый
переводной
учебник
был
издан
в
1710
г
.
под
названием
«
География
,
или
Краткое
земного
круга
описание
».
Этот
учебник
был
примитивен
,
содержал
краткие
сведения
о
градусной
сетке
,
некоторые
статистические
сведения
,
немногие
сведения
по
физической
географии
.
Первая
половина
XVIII
в
.
в
России
характеризуется
быстрым
развитием
географической
науки
.
К
этому
времени
относится
деятельность
М
.
В
.
Ломоносова
и
созданного
им
географического
департамента
.
Ведутся
географические
исследования
в
различных
регионах
России
,
создается
первый
географический
атлас
России
И
.
К
.
Кириллова
,
многочисленные
карты
,
публикуются
крупные
научные
труды
В
.
Н
.
Татищева
,
П
.
И
.
Рычкова
и
др
.
Стало
возможным
создание
первого
русского
учебника
по
географии
.
Он
был
издан
в
1742
г
.
под
названием
«
Руководство
к
географии
».
Вторая
половина
XVIII
в
.
характеризуется
дальнейшим
развитием
товарного
производства
в
России
.
Возникают
крупные
мануфактуры
,
товарный
характер
приобретает
помещичье
хозяйство
,
создается
всероссийский
рынок
,
растет
торговля
.
Требуется
'
большое
количество
грамотных
людей
.
Поэтому
в
последней
четверти
XVIII
в
.
в
уездных
и
губернских
городах
России
открываются
массовые
школы
—
народные
училища
двух
типов
:
малые
(
начальные
с
двухгодичным
обучением
)
и
главные
четырехклассные
с
пятилетним
обучением
(
на
4-
й
класс
отводилось
два
года
).
В
двух
последних
классах
главных
училищ
в
течение
трех
лет
изучалась
география
России
и
всеобщая
география
.
Были
изданы
новые
учебники
.
В
предисловиях
к
ним
давались
методические
советы
и
рекомендации
.
Эти
советы
можно
рассматривать
как
зарождение
первых
методических
идей
.
Изучение
географии
России
рекомендовалось
вести
следующим
образом
:
вначале
учебник
изучался
по
«
черной
»
(
контурной
)
карте
на
доске
,
один
из
учеников
читал
учебный
текст
,
а
другой
,
по
указанию
учителя
,
согласно
тексту
,
наносил
объекты
на
«
черную
»
карту
.
Позже
материал
повторялся
на
этом
и
следующем
уроках
.
Таким
образом
изучался
весь
учебник
.
Позже
он
изучался
повторно
.
При
этом
учитель
дополнял
текст
учебника
,
объяснял
.
Для
изучения
всеобщей
географии
был
издан
малый
атлас
.
На
рубеже
XVIII—XIX
вв
.
большое
внимание
уделялось
экономико
-
географическим
сведениям
,
статистическим
данным
.
Поэтому
в
средней
школе
вводится
курс
статистики
.
Его
следует
рассматривать
как
начало
преподавания
экономической
географии
.
По
этому
курсу
был
издан
учебник
К
.
А
.
Арсеньева
«
Начертания
статистики
Российского
государства
».
К
.
А
.
Арсеньев
был
прогрессивным
ученым
.
В
своих
публикациях
главной
причиной
хозяйственной
отсталости
России
считал
непроизводящий
класс
и
крепостное
право
.
Преподавание
географии
в
школах
вызвало
необходимость
подготовки
учителей
.
В
начале
XIX
в
.
при
главном
педагогическом
институте
в
Петербурге
создается
кафедра
географии
и
статистики
для
подготовки
преподавателей
географии
и
истории
.
Возглавил
кафедру
профессор
Е
.
Ф
.
Зябловский
.
Он
опубликовал
первый
университетский
курс
по
географии
России
.
Поступательное
развитие
школьной
географии
в
XVIII —
начале
XIX
века
было
нарушено
со
второй
четверти
XIX
в
.
После
поражения
восстания
декабристов
наступили
годы
николаевской
реакции
.
Они
отрицательно
отразились
на
образовании
.
Вводилось
преподавание
классических
и
иностранных
языков
,
ликвидировался
курс
статистики
,
уменьшилось
количество
часов
по
географии
.
Изучение
географии
ведется
в
более
младших
классах
и
сводится
к
заучиванию
номенклатуры
.
В
школе
господствует
зубрежка
.
Были
изданы
крайне
неудачные
учебники
по
географии
—
учебник
И
.
Гейма
для
младших
школьников
и
учебник
А
.
Ободовского
—
для
старших
.
Они
были
трудны
и
непонятны
,
содержали
перечень
географических
названий
без
описания
объектов
.
По
поводу
учебника
И
.
Гейма
В
.
Г
.
Белинский
писал
,
что
это
неудачная
и
вредная
компиляция
.
Он
указывал
,
что
учебная
книга
не
роман
,
и
если
она
дурно
составлена
,
то
приносит
вреда
не
меньше
чумы
или
холеры
.
Н
.
А
.
Добролюбов
в
отношении
учебника
А
.
Ободовского
писал
: «
Десятки
собственных
имен
встречаются
на
каждой
странице
и
все
их
надобно
запомнить
,
не
связывая
с
ними
никакого
смысла
».
Он
указывал
,
что
такие
географические
учебники
отнимают
всякую
возможность
чему
-
либо
по
ним
научиться
.
В
это
время
с
интересными
мыслями
о
преподавании
географии
выступал
Н
.
В
.
Гоголь
.
Не
будучи
географом
,
он
одно
время
преподавал
географию
в
гимназии
.
Н
.
В
.
Гоголь
подчер
-
кивал
важное
образовательное
и
воспитательное
значение
географии
как
учебного
предмета
,
обращал
особое
внимание
на
необходимость
давать
хорошие
знания
по
географии
России
.
Он
указывал
на
сухость
преподавания
географии
в
школах
и
подчеркивал
важность
занимательности
преподавания
.
Н
.
В
.
Гоголь
на
основании
личного
опыта
преподавания
географии
выдвинул
следующие
методические
идеи
,
которые
не
потеряли
своего
значения
до
настоящего
времени
:
1)
преподавание
географии
нужно
строить
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
учащихся
;
2)
изложение
географического
материала
обязательно
связывать
с
картой
;
3)
географические
объекты
не
только
показывать
на
карте
,
но
и
характеризовать
;
4)
при
изложении
необходимо
заботиться
о
том
,
чтобы
прослеживались
связи
между
деятельностью
населения
и
природой
;
5)
преподаватель
должен
постоянно
работать
над
стилем
изложения
;
6)
тайна
увлекательного
изложения
кроется
в
приближении
изложения
к
слогу
путешественника
,
нужно
рассказывать
устами
очевидца
.
Новый
толчок
в
развитии
общества
в
России
дала
отмена
крепостного
права
,
по
-
иному
были
поставлены
вопросы
народного
образования
.
К
этому
времени
относится
деятельность
К
.
Д
.
Ушинского
—
основоположника
русской
педагогики
и
научных
основ
методики
преподавания
.
Он
выдвинул
и
обосновал
много
прогрессивных
педагогических
идей
.
В
противоположность
схоластике
и
зубрежке
выдвинул
идею
развивающего
обучения
.
Много
внимания
уделил
анализу
состояния
преподавания
географии
в
России
.
Изучил
опыт
преподавания
географии
в
зарубежных
школах
—
Германии
,
Швейцарии
и
пришел
к
печальному
выводу
о
жалком
состоянии
географии
в
школах
России
.
В
зарубежных
школах
основной
упор
делался
на
изучении
географии
своей
страны
.
К
.
Д
.
Ушинский
указывал
,
что
географическое
общество
сделало
много
для
развития
географической
науки
,
но
почти
ничего
не
сделало
для
школьной
географии
,
нет
даже
сносного
учебника
.
Незнание
географии
Родины
приносит
вред
обществу
.
К
.
Д
.
Ушинский
указывал
:«...
До
тех
пор
,
покуда
мы
не
знаем
своей
родины
и
пока
это
знание
не
распространится
в
массы
народа
,
мы
не
будем
в
состоянии
воспользоваться
теми
средствами
,
которые
представляет
нам
природа
и
население
нашей
страны
,
и
будем
бедны
,
потому
что
невежественны
».
По
мнению
.
К
.
Д
.
Ушинского
,
в
русских
школах
основными
учебными
предметами
должны
быть
русский
язык
,
русская
история
и
география
,
а
вокруг
них
должны
группироваться
все
остальные
предметы
.
К
.
Д
.
Ушинский
стоит
у
истоков
краеведческого
принципа
обучения
географии
.
Он
предлагал
начинать
изучение
географии
с
изучения
окрестностей
школы
,
а
затем
переходить
к
изучению
более
отдаленных
объектов
и
территорий
.
Этот
принцип
он
называл
родиноведческим
.
Осуществление
этого
принципа
давало
возможность
реализации
таких
принципов
обучения
,
как
от
близкого
к
далекому
,
от
знакомого
к
неизвестному
.
Идеи
К
.
Д
.
Ушинского
на
практике
попытался
осуществить
учитель
географии
Д
.
Д
.
Семенов
.
Он
начинал
изучение
географии
с
изучения
окрестностей
Петербурга
.
Выход
школьников
за
пределы
класса
был
необычным
в
то
время
.
Д
.
Д
.
Семенов
написал
учебные
пособия
по
географии
,
построенные
на
родиноведческом
принципе
.
Для
младших
школьников
—
это
«
Уроки
географии
»,
для
старших
— «
Отечествоведение
».
Он
же
написал
первую
методику
преподавания
географии
под
названием
«
Педагогические
заметки
для
учителей
» (1864).
В
ней
говорится
о
методах
преподавания
географии
,
построении
курса
«
Отечествоведение
»,
методике
использования
учебного
пособия
«
Отечествоведение
».
Дальнейшее
развитие
научной
и
учебной
географии
связано
с
открытием
в
1884
г
.
в
Московском
университете
кафедры
географии
.
Ее
возглавил
профессор
Д
.
Н
.
Анучин
.
Он
-
создатель
русской
университетской
географической
школы
.
Д
.
Н
.
Анучин
и
его
ученики
сделали
много
для
школьной
географии
.
Был
основан
журнал
«
Землеведение
»,
в
котором
пе
-
чатались
научные
статьи
не
только
по
географии
,
но
и
по
вопросам
ее
преподавания
.
В
помощь
учителям
сотрудники
журнала
переводили
иностранные
методики
и
книги
,
издавали
интересные
учебные
пособия
.
Ученики
Д
.
Н
.
Анучина
—
А
.
А
.
Крубер
,
А
.
С
.
Барков
,
С
.
Г
.
Григорьев
,
СВ
.
Чефранов
—
в
самом
начале
XX
в
.
издали
весьма
удачные
учебники
по
географии
для
всех
классов
.
Учебники
были
богаты
по
содержанию
,
хорошо
методически
обра
-
ботаны
,
прекрасно
оформлены
,
отражали
научные
достижения
того
времени
.
Эти
учебники
были
выдающимся
событием
в
учебной
географической
литературе
,
отражали
достижения
географической
науки
и
методики
преподавания
того
времени
.
Четверо
московских
авторов
кроме
учебников
издали
географические
хрестоматии
(
книги
для
чтения
по
географии
)
по
всем
частям
света
и
две
по
России
,
учебные
картины
,
карты
,
глобусы
и
др
.
В
начале
XX
в
.
были
изданы
также
удачные
учебники
петербургским
учителем
Г
.
И
.
Ивановым
и
петербургским
профессором
Э
.
Ф
.
Лесгафтом
.
Учебники
Г
.
И
.
Иванова
были
написаны
простым
языком
,
учебники
Э
.
Ф
.
Лесгафта
отличались
стройностью
изложения
учебного
материала
.
Кроме
того
,
в
начале
XX
в
.
появилось
много
методических
руководств
по
преподаванию
географии
.
Из
них
наиболее
популярными
были
методика
Э
.
Ю
.
Петри
,
которая
освещала
опыт
преподавания
географии
в
зарубежных
школах
,
и
методика
В
.
П
.
Буданова
,
освещавшая
отечественный
опыт
.
Они
переиздавались
и
в
советское
время
.
Весной
1915
г
.
в
России
состоялся
первый
съезд
преподавателей
географии
.
На
нем
обсуждалось
состояние
школьной
географии
и
выдвигалось
много
прогрессивных
идей
,
делегаты
съезда
настаивали
на
увеличении
часов
,
отводимых
на
изучение
географии
,
особое
внимание
было
обращено
на
подготовку
учителей
.
Намечалась
и
реформа
школы
.
Комиссию
по
реформе
возглавил
министр
просвещения
граф
П
.
Н
.
Игнатьев
.
Под
его
руководством
были
разработаны
весьма
прогрессивные
программы
по
географии
.
К
сожалению
,
решения
съезда
учителей
географии
и
игнатьевские
программы
не
были
претворены
в
жизнь
.
1.3.
Развитие
школьной
географии
и
методики
ее
обучения
в
советский
период
и
в
постсоветское
время
Октябрьская
революция
создала
условия
для
развития
социалистической
системы
образования
.
Она
в
корне
изменила
цели
и
задачи
школьного
образования
.
В
1918
г
.
были
изданы
положение
и
декларация
«
О
единой
трудовой
школе
».
Они
в
законодательном
порядке
определили
принципы
социалистической
системы
образования
.
Первые
десятилетия
советской
власти
—
время
становления
советской
школы
,
период
удачных
и
неудачных
проб
,
период
поиска
нового
содержания
обучения
.
В
первые
годы
со
-
ветской
власти
был
большой
разнобой
в
содержании
обучения
.
Не
было
единых
учебных
планов
и
программ
.
Учебный
план
—
.
государственный
документ
,
в
котором
дается
перечень
учебных
предметов
и
указывается
количество
часов
,
отводимых
на
их
изучение
в
разрезе
классов
и
за
весь
период
обучения
.
Программа
определяет
содержание
обучения
.
В
первые
годы
советской
власти
учебные
планы
и
программы
разрабатывались
на
местах
,
в
школах
.
В
одних
школах
при
изучении
географии
упор
делался
на
изучение
краеведения
(
краеведческие
программы
),
в
других
—
на
изучение
ландшафтов
(
ландшафтоведческие
программы
).
Разработка
единой
программы
по
географии
относится
к
1921
г
.
Комиссия
под
руководством
Д
.
Н
.
Анучина
предложила
стройную
систему
школьных
курсов
по
географии
с
третьего
по
девятый
класс
.
Однако
эта
программа
,
рекомендованная
в
качестве
образца
,
не
была
обязательна
для
выполнения
.
В
1924
г
.
вводится
комплексная
система
обучения
.
Это
был
очень
неудачный
эксперимент
в
школьном
обучении
.
В
начальной
школе
ликвидируется
обучение
по
отдельным
предметам
,
в
средней
школе
они
теряют
свою
самостоятельность
.
Обучение
ведется
по
трем
комплексным
темам
:
природа
,
труд
,
общество
.
География
как
отдельный
предмет
ликвидируется
.
Она
разделяется
между
природоведением
и
обществоведением
.
В
результате
такой
системы
обучения
учащиеся
не
получали
систематизированных
знаний
по
предметам
и
почти
не
получали
знаний
по
географии
.
География
как
отдельный
предмет
в
школьное
обучение
была
введена
в
1927
г
.
Однако
она
должна
была
играть
вспомогательную
роль
для
обществоведения
.
Изучалась
в
основном
экономическая
география
.
В
содержании
обучения
было
много
статистических
и
конъюнктурных
данных
.
В
это
время
шли
острые
споры
о
самой
географии
,
определялись
цели
и
задачи
географии
физической
и
экономической
.
В
экономической
географии
дискуссия
шла
между
отраслевым
направлением
(
изучение
хозяйства
по
отдельным
отраслям
)
и
районным
направлением
(
изучение
хозяйства
по
экономическим
районам
).
Победило
районное
направление
.
Несмотря
на
введение
географии
как
отдельного
предмета
,
школьники
не
получали
нужного
географического
образования
.
В
этот
период
в
преподавании
географии
были
и
определенные
успехи
.
Программа
курсов
географии
строилась
на
четко
выраженной
краеведческой
основе
.
В
практике
обучения
важное
значение
приобрели
экскурсии
,
наблюдения
,
получили
развитие
разнообразные
формы
внеклассной
работы
.
Учителя
стремились
активизировать
обучение
,
использовали
различную
наглядность
.
Широкое
распространение
в
практике
нашли
рабочие
тетради
.
Все
эти
достижения
в
области
методики
обучения
не
могли
преодолеть
крупных
недостатков
в
со
-
держании
предмета
.
Новый
этап
в
развитии
школьной
географии
начался
в
1934
г
.
Было
принято
постановление
«
О
преподавании
географии
в
начальной
и
средней
школе
»,
которое
принципиально
изменило
положение
географии
в
учебном
плане
школы
.
С
этого
времени
начался
период
работы
над
совершенствованием
содержания
географии
как
учебного
предмета
.
В
постановлении
указывались
недостатки
в
преподавании
географии
:
отвлеченность
и
сухость
изложения
,
недостаточность
физико
-
географического
материала
,
слабое
знание
карты
,
перегрузка
преподавания
и
учебников
статистическим
материалом
и
схемами
;
подчеркивалась
необходимость
приблизить
содержание
школьной
географии
к
возрастным
особенностям
учащихся
и
сделать
преподавание
географии
в
школе
наглядным
,
доступным
и
популярным
.
Согласно
постановлению
география
вводилась
с
третьего
по
девятый
класс
.
Были
разработаны
новые
программы
по
географии
.
Перед
начальной
школой
ставилась
задача
подготовить
учеников
к
систематическому
изучению
географии
,
прочно
усвоить
карту
.
В
5—7-
х
классах
средней
школы
вводились
курсы
физической
географии
,
в
двух
последних
—
экономической
географии
.
В
5-
м
классе
начиналось
изучение
начального
курса
физической
географии
,
в
б
-
м
—
изучение
географии
частей
света
и
важнейших
государств
,
в
7-
м
классе
вводился
курс
физической
географии
СССР
,
в
8-
м
—
курс
экономической
географии
СССР
,
в
9-
м
классе
—
курс
экономической
географии
капиталистических
стран
(
впоследствии
за
-
рубежных
стран
).
Система
этих
курсов
с
незначительными
изменениями
сохранялась
во
все
последующие
годы
существования
СССР
.
Согласно
постановлению
были
изданы
учебники
по
всем
курсам
:
по
5-
му
классу
—
учебник
А
.
С
.
Баркова
и
А
.
А
.
Половинкина
,
по
6-
му
—
учебник
Г
.
И
.
Иванова
и
А
.
С
.
Доброва
,
по
7-
му
—
СВ
.
Чефранова
,
по
8-
му
—
Н
.
Н
.
Баранского
,
по
9-
му
—
А
.
И
.
Витвера
.
Эти
учебники
выдержали
по
15—18
изданий
.
По
ним
получали
географическое
образование
многие
поколения
молодежи
.
По
всем
курсам
были
изданы
учебные
атласы
,
комплекты
стенных
учебных
карт
.
Для
всех
учебных
карт
была
разработана
единая
система
условных
обозначений
.
Были
изданы
методические
пособия
по
преподаванию
физической
географии
А
.
А
.
Половинкина
(1938)
и
В
.
П
.
Буданова
(1939).
В
1946
г
.
издается
первая
методика
по
преподаванию
экономической
географии
под
названием
«
Очерки
по
преподаванию
экономической
географии
»
автора
Н
.
Н
.
Баранского
.
Она
неоднократно
переиздавалась
.
Согласно
постановлению
с
1934
г
.
начал
издаваться
научно
-
методический
журнал
«
География
в
школе
»,
в
котором
печатались
как
научные
статьи
,
так
и
статьи
по