Файл: Учебное пособие (Галай).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1605

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1. 

ПРЕДМЕТ

 

МЕТОДИКИ

 

ОБУЧЕНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ

ЕЕ

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ

 

РАЗВИТИЕ

 

И

 

МЕТОДЫ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1. 

Предмет

 

и

 

задачи

 

методики

 

обучения

 

географии

 

Методика

 

обучения

 

географии

  — 

одна

 

из

 

профилирующих

 

дисциплин

 

высшего

 

географического

 

образования

Как

 

отрасль

 

научного

 

знания

 

она

 

определяет

 

цели

 

и

 

задачи

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

разрабатывает

 

содержание

 

школьной

 

географии

 

в

 

целом

 

и

 

отдельных

 

ее

 

курсов

исследует

 

процесс

 

обучения

 

географий

изучает

 

формы

 

организации

 

процесса

 

обучения

разрабатывает

 

учебное

 

оборудование

 

и

 

методику

 

его

 

использования

исследует

 

методы

 

и

 

приемы

 

обучения

разрабатывает

 

наиболее

 

рациональные

 

способы

 

учения

 

ученика

его

 

развития

вооружает

 

будущих

 

специалистов

 

научно

-

обоснованными

 

и

 

практически

 

проверенными

 

методами

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

применительно

 

к

 

содержанию

 

различных

 

курсов

возрастным

 

особенностям

 

и

 

системе

 

современного

 

оборудования

 

педагогического

 

процесса

.

 

Методика

 

обучения

 

географии

 

дает

 

ответы

 

на

 

вопросы

для

 

чего

 

учить

чему

 

учить

как

 

учить

с

 

помощью

 

чего

 

учить

как

 

учатся

 

и

 

развиваются

 

школьники

?

 

Немаловажное

 

значение

 

имеет

 

изучение

 

развития

 

школьной

 

географии

 

и

 

методических

 

идей

 

в

 

историческом

 

аспекте

что

 

дает

 

возможность

 

критически

 

оценить

 

опыт

 

прошлого

 

и

 

использовать

 

его

 

положительные

 

моменты

.

 

Методика

 

обучения

 

географии

 

подразделяется

 

на

 

общую

 

методику

 

обучения

 

географии

 

и

 

частные

 

методики

 

преподавания

 

географии

.

 

Общая

 

методика

 

обучения

 

географии

 

исследует

 

процесс

 

обучения

 

географии

 

в

 

целом

устанавливает

 

закономерности

 

процесса

 

обучения

определяет

 

цели

 

и

 

задачи

разрабатывает

 

содержание

определяет

 

формы

методы

средства

 

обучения

.

 

Частные

 

методики

 

преподавания

 

географии

 

изучают

 

особенности

 

преподавания

 

отдельных

 

курсов

 

школьной

 

географии

базирующихся

 

на

 

закономерностях

 

и

 

выводах

 

общей

 

методики

 

обучения

исследуют

 

отдельные

 

вопросы

 

методики

  (

выработка

 

умений

 

и

 

навыков

методика

 

изучения

 

климата

 

и

 

т

п

.). 

В

 

советской

 

школе

 

география

 

была

 

разделена

 

на

 

физическую

 

и

 

экономическую

Поэтому

 

разрабатывались

 

методики

 

преподавания

 

физической

 

географии

 

и

 

экономической

 

географии

Изучение

 

вопросов

 

физической

 

и

 

экономической

 

географии

 

имеет

 

свои

 

особенности

.

 

Существуют

 

также

 

так

 

называемые

 

рецептурные

 

методики

Они

 

представляют

 

собой

 

подробные

 

разработки

 

уроков

 

по

 

отдельным

 

курсам

Составляются

 

такие

 

методики

 

опытными

 

учителями

 

и

 

отражают

 

систему

 

их

 

работы

Поэтому

 

не

 

рекомендуется

 

их

 

копировать

 

буквально

Любые

 

методические

 

советы

 

нужно

 

использовать

 

творчески

.

 

Методика

 

обучения

 

географии

 

тесно

 

связана

 

с

 

целым

 

комплексом

 

наук

  — 

географических

 

и

 

педагогических

От

 

географии

 

как

 

науки

 

методика

 

берет

 

содержание

 

обучения

География

 

как

 

учебный

 

предмет

  — 

это

 

основы

 

географической

 

науки

отобранные

 

для

 

целей

 

обучения

воспитания

развития

 

и

 

приведенные

 

в

 

педагогическую

 

систему

Школьная

 

география

 

от

 

географии

 

как

 

науки

 

берет

 

не

 

только

 

содержание

 

обучения

но

 

использует

 

и

 

методы

 

географических

 

исследований

 

как

 

методы

 

обучения

  (

картографический

метод

 

наблюдения

сравнительный

статистический

элементы

 

методов

 

полевых

 

исследований

).

 

В

 

школьную

 

географию

 

включены

 

также

 

знания

 

из

 

многих

 

других

 

отраслей

основы

 

которых

 

не

 

изучаются

 

в

 

школе

 

в

 

качестве

 

самостоятельных

 

учебных

 

предметов

таких

 

как

 

геология

экология

демография

социология

экономика

Поэтому

 

методика

 

обучения

 

географии

 

связана

 

с

 

этими

 

науками

Из

 

них

 

она

 

отбирает

 

содержание

 

обучения

руководствуясь

 

дидактическими

 

принципами

.

 

Методика

 

обучения

 

географии

 — 

это

 

частная

предметная

 

дидактика

Общая

 

дидактика

 

исследует

 

содержание

 

образования

процесс

 

обучения

воспитания

развития

 

в

 

целом

устанавливает

 

закономерности

 

процесса

 

обучения

определяет

 

цели

принципы

 

отбора

 

содержания

 

обучения

Дидактика

 

не

 

касается

 

особенностей

 

обучения

воспитания

 

и

 

развития

 

школьников

 

в

 

процессе

 

изучения

 

конкретных

 

учебных

 

предметов

Изучение

 

отдельных

 

предметов

 

имеет

 

свои

 

особенности

одни

 

служат

 

для

 

получения

 

теоретических

 

знаний

другие

 

— 

для

 

выработки

 

умений

навыков

 

и

 

т

д

Поэтому

 

особенности

 

проявления

 

общих

 

закономерностей

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

в

 

процессе

 

преподавания

 

отдельных

 

школьных

 

предметов

 

рассматривают

 

методики

 

обучения

или

 

частные

 

дидактики

в

 

том

 

числе

 

методика

 

обучения

 

географии

.

 

Дидактика

 

как

 

общая

 

теория

 

обучения

 

разрабатывает

 

для

 

методики

 

общие

 

методологические

 

положения

  (

общие

 

принципы

), 

которыми

 

методика

 

руководствуется

 

при

 

разработке

 

содержания

 

и

 

структуры

 

предмета

формах

 

и

 

методах

 

его

 

обучения

Методика

 

в

 

свою

 

очередь

 

дает

 

дидактике

 

материал

 

для

 

теоретического

 

анализа

 

и

 

обобщения

.

 


background image

Обучение

 

географии

 

предполагает

 

дать

 

не

 

только

 

прочные

 

знания

 

по

 

предмету

но

 

и

 

содействовать

 

воспитанию

 

и

 

развитию

 

учащихся

 

на

 

географическом

 

материале

способствовать

 

формированию

 

личности

 

школьника

Теорию

 

воспитания

 

разрабатывает

 

педагогика

Поэтому

 

методика

 

тесно

 

связана

 

с

 

ней

Разработка

 

вопросов

 

воспитания

 

на

 

уроках

 

географии

 

основы

-

вается

 

на

 

положениях

 

педагогики

.

 

Обучение

 

любому

 

предмету

 

невозможно

 

без

 

учета

 

возрастных

 

особенностей

 

учеников

их

 

физиологического

психологического

 

развития

Изучаемый

 

материал

 

должен

 

быть

 

по

 

силам

 

школьнику

вызывать

 

определенный

 

интерес

Поэтому

 

большое

 

значение

 

для

 

развития

 

методики

 

преподавания

 

географии

 

имеет

 

психология

Данные

 

педагогической

 

и

 

возрастной

 

психологии

 

о

 

психофизиологических

 

особенностях

 

учащихся

 

различного

 

возраста

 

учитываются

 

при

 

отборе

 

содержания

 

и

 

выборе

 

форм

 

и

 

методов

 

обучения

 

географии

Психология

 

обеспечивает

 

методику

 

данными

 

об

 

особенностях

 

памяти

мышления

 

учащихся

 

разного

 

возраста

о

 

различиях

 

в

 

восприятии

 

теоретического

 

и

 

фактического

 

материала

Особая

 

роль

 

педагогической

 

психологии

 

принадлежит

 

при

 

разработке

 

мотивов

 

учения

познавательных

 

интересов

 

применительно

 

к

 

школьной

 

географии

.

 

В

 

связи

 

с

 

возрастанием

 

в

 

содержании

 

школьной

 

географии

 

теоретических

 

знаний

 

усиливается

 

связь

 

методики

 

обучения

 

географии

 

с

 

логикой

Особая

 

потребность

 

в

 

этом

 

воз

-

никла

 

и

 

в

 

связи

 

с

 

четким

 

выделением

 

в

 

программе

 

научных

 

понятий

представляющих

 

одну

 

из

 

форм

 

мышления

а

 

также

 . 

с

 

задачей

 

школы

 «

научить

 

учащихся

 

учиться

», 

привить

 

им

 

умения

 

и

 

навыки

 

самообразования

Для

 

овладения

 

знаниями

 

учащиеся

 

должны

 

уметь

 

пользоваться

 

такими

 

приемами

 

логического

 

мышления

как

 

анализ

синтез

абстрагирование

сравнение

обобщение

 

и

 

т

д

.

 

Как

 

любая

 

отрасль

 

знания

методика

 

обучения

 

географии

 

тесно

 

связана

 

с

 

практикой

которая

 

оказывает

 

прямое

 

влияние

 

на

 

развитие

 

науки

Методика

 

вооружает

 

учителей

 

теорией

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

учащихся

Изучение

 

социально

-

экономических

 

условий

 

развития

 

нашей

 

страны

состояния

 

базовой

 

науки

практики

 

обучения

 

географии

 

в

 

школе

 

позволяет

 

выделить

 

актуальные

 

проблемы

требующие

 

научной

 

разработки

 

и

 

решения

.

 

1.2. 

Развитие

 

школьной

 

географии

 

и

 

методики

 

ее

 

преподавания

 

до

 1917 

года

 

До

  XVIII 

в

на

 

Руси

 

были

 

только

 

церковные

 

школы

Они

 

давали

 

элементарное

 

образование

 

и

 

некоторые

 

географические

 

сведения

На

 

рубеже

  XVII—XVIII 

вв

наблюдается

 

ломка

 

феодальных

 

отношений

зарождается

 

и

 

получает

 

развитие

 

товарное

 

производство

Оно

 

требует

 

более

 

грамотных

 

людей

Возникают

 

светские

 

школы

В

 

них

 

впервые

 

вводится

 

география

 

как

 

самостоятельный

 

учебный

 

предмет

Начало

 

преподавания

 

географии

 

потребовало

 

создания

 

учебников

Преподавание

 

географии

 

в

 

школах

 

Западной

 

Европы

 

началось

 

раньше

Поэтому

 

первые

 

учебники

 

были

 

переводными

Первый

 

переводной

 

учебник

 

был

 

издан

 

в

  1710 

г

под

 

названием

  «

География

или

 

Краткое

 

земного

 

круга

 

описание

». 

Этот

 

учебник

 

был

 

примитивен

содержал

 

краткие

 

сведения

 

о

 

градусной

 

сетке

некоторые

 

статистические

 

сведения

немногие

 

сведения

 

по

 

физической

 

географии

.

 

Первая

 

половина

  XVIII 

в

в

 

России

 

характеризуется

 

быстрым

 

развитием

 

географической

 

науки

К

 

этому

 

времени

 

относится

 

деятельность

 

М

.

В

Ломоносова

 

и

 

созданного

 

им

 

географического

 

департамента

Ведутся

 

географические

 

исследования

 

в

 

различных

 

регионах

 

России

создается

 

первый

 

географический

 

атлас

 

России

 

И

.

К

Кириллова

многочисленные

 

карты

публикуются

 

крупные

 

научные

 

труды

 

В

.

Н

Татищева

П

.

И

Рычкова

 

и

 

др

Стало

 

возможным

 

создание

 

первого

 

русского

 

учебника

 

по

 

географии

Он

 

был

 

издан

 

в

 1742 

г

под

 

названием

 «

Руководство

 

к

 

географии

».

 

Вторая

 

половина

  XVIII 

в

характеризуется

 

дальнейшим

 

развитием

 

товарного

 

производства

 

в

 

России

Возникают

 

крупные

 

мануфактуры

товарный

 

характер

 

приобретает

 

помещичье

 

хозяйство

создается

 

всероссийский

 

рынок

растет

 

торговля

Требуется

большое

 

количество

 

грамотных

 

людей

Поэтому

 

в

 

последней

 

четверти

 XVIII 

в

в

 

уездных

 

и

 

губернских

 

городах

 

России

 

открываются

 

массовые

 

школы

  — 

народные

 

училища

 

двух

 

типов

малые

 

(

начальные

 

с

 

двухгодичным

 

обучением

и

 

главные

 

четырехклассные

 

с

 

пятилетним

 

обучением

 

(

на

 4-

й

 

класс

 

отводилось

 

два

 

года

). 

В

 

двух

 

последних

 

классах

 

главных

 

училищ

 

в

 

течение

 

трех

 

лет

 

изучалась

 

география

 

России

 

и

 

всеобщая

 

география

Были

 

изданы

 

новые

 

учебники

В

 

предисловиях

 

к

 

ним

 

давались

 

методические

 

советы

 

и

 

рекомендации

Эти

 

советы

 

можно

 

рассматривать

 

как

 

зарождение

 

первых

 

методических

 

идей

Изучение

 

географии

 

России

 

рекомендовалось

 

вести

 

следующим

 

образом

вначале

 

учебник

 

изучался

 

по

  «

черной

» 

(

контурной

карте

 

на

 

доске

один

 

из

 

учеников

 

читал

 

учебный

 

текст

а

 

другой

по

 

указанию

 

учителя

согласно

 

тексту

наносил

 

объекты

 

на

 «

черную

» 

карту

Позже

 

материал

 

повторялся

 

на

 

этом

 

и

 

следующем

 

уроках

Таким

 

образом

 

изучался

 

весь

 

учебник

Позже

 

он

 

изучался

 

повторно


background image

При

 

этом

 

учитель

 

дополнял

 

текст

 

учебника

объяснял

Для

 

изучения

 

всеобщей

 

географии

 

был

 

издан

 

малый

 

атлас

.

 

На

 

рубеже

  XVIII—XIX 

вв

большое

 

внимание

 

уделялось

 

экономико

-

географическим

 

сведениям

статистическим

 

данным

Поэтому

 

в

 

средней

 

школе

 

вводится

 

курс

 

статистики

Его

 

следует

 

рассматривать

 

как

 

начало

 

преподавания

 

экономической

 

географии

По

 

этому

 

курсу

 

был

 

издан

 

учебник

 

К

.

А

Арсеньева

  «

Начертания

 

статистики

 

Российского

 

государства

». 

К

.

А

Арсеньев

 

был

 

прогрессивным

 

ученым

В

 

своих

 

публикациях

 

главной

 

причиной

 

хозяйственной

 

отсталости

 

России

 

считал

 

непроизводящий

 

класс

 

и

 

крепостное

 

право

.

 

Преподавание

 

географии

 

в

 

школах

 

вызвало

 

необходимость

 

подготовки

 

учителей

В

 

начале

  XIX 

в

при

 

главном

 

педагогическом

 

институте

 

в

 

Петербурге

 

создается

 

кафедра

 

географии

 

и

 

статистики

 

для

 

подготовки

 

преподавателей

 

географии

 

и

 

истории

Возглавил

 

кафедру

 

профессор

 

Е

.

Ф

Зябловский

Он

 

опубликовал

 

первый

 

университетский

 

курс

 

по

 

географии

 

России

.

 

Поступательное

 

развитие

 

школьной

 

географии

 

в

  XVIII  — 

начале

  XIX 

века

 

было

 

нарушено

 

со

 

второй

 

четверти

 XIX 

в

После

 

поражения

 

восстания

 

декабристов

 

наступили

 

годы

 

николаевской

 

реакции

Они

 

отрицательно

 

отразились

 

на

 

образовании

Вводилось

 

преподавание

 

классических

 

и

 

иностранных

 

языков

ликвидировался

 

курс

 

статистики

уменьшилось

 

количество

 

часов

 

по

 

географии

Изучение

 

географии

 

ведется

 

в

 

более

 

младших

 

классах

 

и

 

сводится

 

к

 

заучиванию

 

номенклатуры

В

 

школе

 

господствует

 

зубрежка

Были

 

изданы

 

крайне

 

неудачные

 

учебники

 

по

 

географии

 — 

учебник

 

И

Гейма

 

для

 

младших

 

школьников

 

и

 

учебник

 

А

Ободовского

  — 

для

 

старших

Они

 

были

 

трудны

 

и

 

непонятны

содержали

 

перечень

 

географических

 

названий

 

без

 

описания

 

объектов

По

 

поводу

 

учебника

 

И

Гейма

 

В

.

Г

Белинский

 

писал

что

 

это

 

неудачная

 

и

 

вредная

 

компиляция

Он

 

указывал

что

 

учебная

 

книга

 

не

 

роман

и

 

если

 

она

 

дурно

 

составлена

то

 

приносит

 

вреда

 

не

 

меньше

 

чумы

 

или

 

холеры

Н

.

А

Добролюбов

 

в

 

отношении

 

учебника

 

А

Ободовского

 

писал

:  «

Десятки

 

собственных

 

имен

 

встречаются

 

на

 

каждой

 

странице

 

и

 

все

 

их

 

надобно

 

запомнить

не

 

связывая

 

с

 

ними

 

никакого

 

смысла

». 

Он

 

указывал

что

 

такие

 

географические

 

учебники

 

отнимают

 

всякую

 

возможность

 

чему

-

либо

 

по

 

ним

 

научиться

.

 

В

 

это

 

время

 

с

 

интересными

 

мыслями

 

о

 

преподавании

 

географии

 

выступал

 

Н

.

В

Гоголь

Не

 

будучи

 

географом

он

 

одно

 

время

 

преподавал

 

географию

 

в

 

гимназии

Н

.

В

Гоголь

 

подчер

-

кивал

 

важное

 

образовательное

 

и

 

воспитательное

 

значение

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

обращал

 

особое

 

внимание

 

на

 

необходимость

 

давать

 

хорошие

 

знания

 

по

 

географии

 

России

Он

 

указывал

 

на

 

сухость

 

преподавания

 

географии

 

в

 

школах

 

и

 

подчеркивал

 

важность

 

занимательности

 

преподавания

.

 

Н

.

В

Гоголь

 

на

 

основании

 

личного

 

опыта

 

преподавания

 

географии

 

выдвинул

 

следующие

 

методические

 

идеи

которые

 

не

 

потеряли

 

своего

 

значения

 

до

 

настоящего

 

времени

:

 

1) 

преподавание

 

географии

 

нужно

 

строить

 

в

 

соответствии

 

с

 

возрастными

 

особенностями

 

учащихся

;

 

2) 

изложение

 

географического

 

материала

 

обязательно

 

связывать

 

с

 

картой

;

 

3) 

географические

 

объекты

 

не

 

только

 

показывать

 

на

 

карте

но

 

и

 

характеризовать

;

 

4) 

при

 

изложении

 

необходимо

 

заботиться

 

о

 

том

чтобы

 

прослеживались

 

связи

 

между

 

деятельностью

 

населения

 

и

 

природой

;

 

5)  

преподаватель

 

должен

 

постоянно

 

работать

 

над

 

стилем

 

изложения

;

 

6) 

тайна

 

увлекательного

 

изложения

 

кроется

 

в

 

приближении

 

изложения

 

к

 

слогу

 

путешественника

нужно

 

рассказывать

 

устами

 

очевидца

.

 

Новый

 

толчок

 

в

 

развитии

 

общества

 

в

 

России

 

дала

 

отмена

 

крепостного

 

права

по

-

иному

 

были

 

поставлены

 

вопросы

 

народного

 

образования

К

 

этому

 

времени

 

относится

 

деятельность

 

К

.

Д

Ушинского

  — 

основоположника

 

русской

 

педагогики

 

и

 

научных

 

основ

 

методики

 

преподавания

Он

 

выдвинул

 

и

 

обосновал

 

много

 

прогрессивных

 

педагогических

 

идей

В

 

противоположность

 

схоластике

 

и

 

зубрежке

 

выдвинул

 

идею

 

развивающего

 

обучения

Много

 

внимания

 

уделил

 

анализу

 

состояния

 

преподавания

 

географии

 

в

 

России

Изучил

 

опыт

 

преподавания

 

географии

 

в

 

зарубежных

 

школах

  — 

Германии

Швейцарии

 

и

 

пришел

 

к

 

печальному

 

выводу

 

о

 

жалком

 

состоянии

 

географии

 

в

 

школах

 

России

В

 

зарубежных

 

школах

 

основной

 

упор

 

делался

 

на

 

изучении

 

географии

 

своей

 

страны

К

.

Д

Ушинский

 

указывал

что

 

географическое

 

общество

 

сделало

 

много

 

для

 

развития

 

географической

 

науки

но

 

почти

 

ничего

 

не

 

сделало

 

для

 

школьной

 

географии

нет

 

даже

 

сносного

 

учебника

Незнание

 

географии

 

Родины

 

приносит

 

вред

 

обществу

К

.

Д

Ушинский

 

указывал

:«... 

До

 

тех

 

пор

покуда

 

мы

 

не

 

знаем

 

своей

 

родины

 

и

 

пока

 

это

 

знание

 

не

 

распространится

 

в

 

массы

 

народа

мы

 

не

 

будем

 

в

 

состоянии

 

воспользоваться

 

теми

 

средствами

которые

 

представляет

 

нам

 

природа

 

и

 

население

 

нашей

 


background image

страны

и

 

будем

 

бедны

потому

 

что

 

невежественны

». 

По

 

мнению

К

.

Д

Ушинского

в

 

русских

 

школах

 

основными

 

учебными

 

предметами

 

должны

 

быть

 

русский

 

язык

русская

 

история

 

и

 

география

а

 

вокруг

 

них

 

должны

 

группироваться

 

все

 

остальные

 

предметы

.

 

К

.

Д

Ушинский

 

стоит

 

у

 

истоков

 

краеведческого

 

принципа

 

обучения

 

географии

Он

 

предлагал

 

начинать

 

изучение

 

географии

 

с

 

изучения

 

окрестностей

 

школы

а

 

затем

 

переходить

 

к

 

изучению

 

более

 

отдаленных

 

объектов

 

и

 

территорий

Этот

 

принцип

 

он

 

называл

 

родиноведческим

Осуществление

 

этого

 

принципа

 

давало

 

возможность

 

реализации

 

таких

 

принципов

 

обучения

как

 

от

 

близкого

 

к

 

далекому

от

 

знакомого

 

к

 

неизвестному

Идеи

 

К

.

Д

Ушинского

 

на

 

практике

 

попытался

 

осуществить

 

учитель

 

географии

 

Д

.

Д

Семенов

Он

 

начинал

 

изучение

 

географии

 

с

 

изучения

 

окрестностей

 

Петербурга

Выход

 

школьников

 

за

 

пределы

 

класса

 

был

 

необычным

 

в

 

то

 

время

Д

.

Д

Семенов

 

написал

 

учебные

 

пособия

 

по

 

географии

построенные

 

на

 

родиноведческом

 

принципе

Для

 

младших

 

школьников

  — 

это

  «

Уроки

 

географии

», 

для

 

старших

  —  «

Отечествоведение

». 

Он

 

же

 

написал

 

первую

 

методику

 

преподавания

 

географии

 

под

 

названием

  «

Педагогические

 

заметки

 

для

 

учителей

» (1864). 

В

 

ней

 

говорится

 

о

 

методах

 

преподавания

 

географии

построении

 

курса

 «

Отечествоведение

», 

методике

 

использования

 

учебного

 

пособия

 «

Отечествоведение

».

 

Дальнейшее

 

развитие

 

научной

 

и

 

учебной

 

географии

 

связано

 

с

 

открытием

 

в

  1884 

г

в

 

Московском

 

университете

 

кафедры

 

географии

Ее

 

возглавил

 

профессор

 

Д

.

Н

Анучин

Он

  - 

создатель

 

русской

 

университетской

 

географической

 

школы

Д

.

Н

Анучин

 

и

 

его

 

ученики

 

сделали

 

много

 

для

 

школьной

 

географии

Был

 

основан

 

журнал

  «

Землеведение

», 

в

 

котором

 

пе

-

чатались

 

научные

 

статьи

 

не

 

только

 

по

 

географии

но

 

и

 

по

 

вопросам

 

ее

 

преподавания

В

 

помощь

 

учителям

 

сотрудники

 

журнала

 

переводили

 

иностранные

 

методики

 

и

 

книги

издавали

 

интересные

 

учебные

 

пособия

Ученики

 

Д

.

Н

Анучина

  — 

А

.

А

Крубер

А

.

С

Барков

С

.

Г

Григорьев

СВ

Чефранов

  — 

в

 

самом

 

начале

  XX 

в

издали

 

весьма

 

удачные

 

учебники

 

по

 

географии

 

для

 

всех

 

классов

Учебники

 

были

 

богаты

 

по

 

содержанию

хорошо

 

методически

 

обра

-

ботаны

прекрасно

 

оформлены

отражали

 

научные

 

достижения

 

того

 

времени

Эти

 

учебники

 

были

 

выдающимся

 

событием

 

в

 

учебной

 

географической

 

литературе

отражали

 

достижения

 

географической

 

науки

 

и

 

методики

 

преподавания

 

того

 

времени

Четверо

 

московских

 

авторов

 

кроме

 

учебников

 

издали

 

географические

 

хрестоматии

 (

книги

 

для

 

чтения

 

по

 

географии

по

 

всем

 

частям

 

света

 

и

 

две

 

по

 

России

учебные

 

картины

карты

глобусы

 

и

 

др

.

 

В

 

начале

  XX 

в

были

 

изданы

 

также

 

удачные

 

учебники

 

петербургским

 

учителем

 

Г

.

И

Ивановым

 

и

 

петербургским

 

профессором

 

Э

.

Ф

Лесгафтом

Учебники

 

Г

.

И

Иванова

 

были

 

написаны

 

простым

 

языком

учебники

 

Э

.

Ф

Лесгафта

 

отличались

 

стройностью

 

изложения

 

учебного

 

материала

.

 

Кроме

 

того

в

 

начале

  XX 

в

появилось

 

много

 

методических

 

руководств

 

по

 

преподаванию

 

географии

Из

 

них

 

наиболее

 

популярными

 

были

 

методика

 

Э

.

Ю

Петри

которая

 

освещала

 

опыт

 

преподавания

 

географии

 

в

 

зарубежных

 

школах

и

 

методика

 

В

.

П

Буданова

освещавшая

 

отечественный

 

опыт

Они

 

переиздавались

 

и

 

в

 

советское

 

время

.

 

Весной

  1915 

г

в

 

России

 

состоялся

 

первый

 

съезд

 

преподавателей

 

географии

На

 

нем

 

обсуждалось

 

состояние

 

школьной

 

географии

 

и

 

выдвигалось

 

много

 

прогрессивных

 

идей

делегаты

 

съезда

 

настаивали

 

на

 

увеличении

 

часов

отводимых

 

на

 

изучение

 

географии

особое

 

внимание

 

было

 

обращено

 

на

 

подготовку

 

учителей

Намечалась

 

и

 

реформа

 

школы

Комиссию

 

по

 

реформе

 

возглавил

 

министр

 

просвещения

 

граф

 

П

.

Н

Игнатьев

Под

 

его

 

руководством

 

были

 

разработаны

 

весьма

 

прогрессивные

 

программы

 

по

 

географии

К

 

сожалению

решения

 

съезда

 

учителей

 

географии

 

и

 

игнатьевские

 

программы

 

не

 

были

 

претворены

 

в

 

жизнь

.

 

1.3. 

Развитие

 

школьной

 

географии

 

и

 

методики

 

ее

 

обучения

 

в

 

советский

 

период

 

и

 

в

 

постсоветское

 

время

 

Октябрьская

 

революция

 

создала

 

условия

 

для

 

развития

 

социалистической

 

системы

 

образования

Она

 

в

 

корне

 

изменила

 

цели

 

и

 

задачи

 

школьного

 

образования

В

  1918 

г

были

 

изданы

 

положение

 

и

 

декларация

 «

О

 

единой

 

трудовой

 

школе

». 

Они

 

в

 

законодательном

 

порядке

 

определили

 

принципы

 

социалистической

 

системы

 

образования

.

 

Первые

 

десятилетия

 

советской

 

власти

  — 

время

 

становления

 

советской

 

школы

период

 

удачных

 

и

 

неудачных

 

проб

период

 

поиска

 

нового

 

содержания

 

обучения

В

 

первые

 

годы

 

со

-

ветской

 

власти

 

был

 

большой

 

разнобой

 

в

 

содержании

 

обучения

Не

 

было

 

единых

 

учебных

 

планов

 

и

 

программ

Учебный

 

план

 — 

государственный

 

документ

в

 

котором

 

дается

 

перечень

 

учебных

 

предметов

 

и

 

указывается

 

количество

 

часов

отводимых

 

на

 

их

 

изучение

 

в

 

разрезе

 

классов

 

и

 

за

 

весь

 

период

 

обучения

Программа

 

определяет

 

содержание

 

обучения

В

 

первые

 

годы

 

советской

 

власти

 

учебные

 

планы

 

и

 

программы

 

разрабатывались

 

на

 

местах

в

 

школах

В

 


background image

одних

 

школах

 

при

 

изучении

 

географии

 

упор

 

делался

 

на

 

изучение

 

краеведения

  (

краеведческие

 

программы

), 

в

 

других

 — 

на

 

изучение

 

ландшафтов

 (

ландшафтоведческие

 

программы

).

 

Разработка

 

единой

 

программы

 

по

 

географии

 

относится

 

к

  1921 

г

Комиссия

 

под

 

руководством

 

Д

.

Н

Анучина

 

предложила

 

стройную

 

систему

 

школьных

 

курсов

 

по

 

географии

 

с

 

третьего

 

по

 

девятый

 

класс

Однако

 

эта

 

программа

рекомендованная

 

в

 

качестве

 

образца

не

 

была

 

обязательна

 

для

 

выполнения

.

 

В

  1924 

г

вводится

 

комплексная

 

система

 

обучения

Это

 

был

 

очень

 

неудачный

 

эксперимент

 

в

 

школьном

 

обучении

В

 

начальной

 

школе

 

ликвидируется

 

обучение

 

по

 

отдельным

 

предметам

в

 

средней

 

школе

 

они

 

теряют

 

свою

 

самостоятельность

Обучение

 

ведется

 

по

 

трем

 

комплексным

 

темам

природа

труд

общество

География

 

как

 

отдельный

 

предмет

 

ликвидируется

Она

 

разделяется

 

между

 

природоведением

 

и

 

обществоведением

В

 

результате

 

такой

 

системы

 

обучения

 

учащиеся

 

не

 

получали

 

систематизированных

 

знаний

 

по

 

предметам

 

и

 

почти

 

не

 

получали

 

знаний

 

по

 

географии

.

 

География

 

как

 

отдельный

 

предмет

 

в

 

школьное

 

обучение

 

была

 

введена

 

в

 1927 

г

Однако

 

она

 

должна

 

была

 

играть

 

вспомогательную

 

роль

 

для

 

обществоведения

Изучалась

 

в

 

основном

 

экономическая

 

география

В

 

содержании

 

обучения

 

было

 

много

 

статистических

 

и

 

конъюнктурных

 

данных

В

 

это

 

время

 

шли

 

острые

 

споры

 

о

 

самой

 

географии

определялись

 

цели

 

и

 

задачи

 

географии

 

физической

 

и

 

экономической

В

 

экономической

 

географии

 

дискуссия

 

шла

 

между

 

отраслевым

 

направлением

  (

изучение

 

хозяйства

 

по

 

отдельным

 

отраслям

и

 

районным

 

направлением

  (

изучение

 

хозяйства

 

по

 

экономическим

 

районам

). 

Победило

 

районное

 

направление

Несмотря

 

на

 

введение

 

географии

 

как

 

отдельного

 

предмета

школьники

 

не

 

получали

 

нужного

 

географического

 

образования

.

 

В

 

этот

 

период

 

в

 

преподавании

 

географии

 

были

 

и

 

определенные

 

успехи

Программа

 

курсов

 

географии

 

строилась

 

на

 

четко

 

выраженной

 

краеведческой

 

основе

В

 

практике

 

обучения

 

важное

 

значение

 

приобрели

 

экскурсии

наблюдения

получили

 

развитие

 

разнообразные

 

формы

 

внеклассной

 

работы

Учителя

 

стремились

 

активизировать

 

обучение

использовали

 

различную

 

наглядность

Широкое

 

распространение

 

в

 

практике

 

нашли

 

рабочие

 

тетради

Все

 

эти

 

достижения

 

в

 

области

 

методики

 

обучения

 

не

 

могли

 

преодолеть

 

крупных

 

недостатков

 

в

 

со

-

держании

 

предмета

.

 

Новый

 

этап

 

в

 

развитии

 

школьной

 

географии

 

начался

 

в

  1934 

г

Было

 

принято

 

постановление

  «

О

 

преподавании

 

географии

 

в

 

начальной

 

и

 

средней

 

школе

», 

которое

 

принципиально

 

изменило

 

положение

 

географии

 

в

 

учебном

 

плане

 

школы

С

 

этого

 

времени

 

начался

 

период

 

работы

 

над

 

совершенствованием

 

содержания

 

географии

 

как

 

учебного

 

предмета

В

 

постановлении

 

указывались

 

недостатки

 

в

 

преподавании

 

географии

отвлеченность

 

и

 

сухость

 

изложения

недостаточность

 

физико

-

географического

 

материала

слабое

 

знание

 

карты

перегрузка

 

преподавания

 

и

 

учебников

 

статистическим

 

материалом

 

и

 

схемами

подчеркивалась

 

необходимость

 

приблизить

 

содержание

 

школьной

 

географии

 

к

 

возрастным

 

особенностям

 

учащихся

 

и

 

сделать

 

преподавание

 

географии

 

в

 

школе

 

наглядным

доступным

 

и

 

популярным

.

 

Согласно

 

постановлению

 

география

 

вводилась

 

с

 

третьего

 

по

 

девятый

 

класс

Были

 

разработаны

 

новые

 

программы

 

по

 

географии

Перед

 

начальной

 

школой

 

ставилась

 

задача

 

подготовить

 

учеников

 

к

 

систематическому

 

изучению

 

географии

прочно

 

усвоить

 

карту

В

 5—7-

х

 

классах

 

средней

 

школы

 

вводились

 

курсы

 

физической

 

географии

в

 

двух

 

последних

  — 

экономической

 

географии

В

  5-

м

 

классе

 

начиналось

 

изучение

 

начального

 

курса

 

физической

 

географии

в

 

б

-

м

  — 

изучение

 

географии

 

частей

 

света

 

и

 

важнейших

 

государств

в

  7-

м

 

классе

 

вводился

 

курс

 

физической

 

географии

 

СССР

в

  8-

м

  — 

курс

 

экономической

 

географии

 

СССР

в

 

9-

м

 

классе

  — 

курс

 

экономической

 

географии

 

капиталистических

 

стран

  (

впоследствии

 

за

-

рубежных

 

стран

). 

Система

 

этих

 

курсов

 

с

 

незначительными

 

изменениями

 

сохранялась

 

во

 

все

 

последующие

 

годы

 

существования

 

СССР

Согласно

 

постановлению

 

были

 

изданы

 

учебники

 

по

 

всем

 

курсам

по

 5-

му

 

классу

 — 

учебник

 

А

.

С

Баркова

 

и

 

А

.

А

Половинкина

по

 6-

му

 — 

учебник

 

Г

.

И

Иванова

 

и

 

А

.

С

Доброва

по

 7-

му

 — 

СВ

Чефранова

по

 8-

му

 — 

Н

.

Н

Баранского

по

 9-

му

 

— 

А

.

И

Витвера

Эти

 

учебники

 

выдержали

 

по

  15—18 

изданий

По

 

ним

 

получали

 

географическое

 

образование

 

многие

 

поколения

 

молодежи

По

 

всем

 

курсам

 

были

 

изданы

 

учебные

 

атласы

комплекты

 

стенных

 

учебных

 

карт

Для

 

всех

 

учебных

 

карт

 

была

 

разработана

 

единая

 

система

 

условных

 

обозначений

Были

 

изданы

 

методические

 

пособия

 

по

 

преподаванию

 

физической

 

географии

 

А

.

А

Половинкина

  (1938) 

и

 

В

.

П

Буданова

  (1939). 

В

  1946 

г

издается

 

первая

 

методика

 

по

 

преподаванию

 

экономической

 

географии

 

под

 

названием

  «

Очерки

 

по

 

преподаванию

 

экономической

 

географии

» 

автора

 

Н

.

Н

Баранского

Она

 

неоднократно

 

переиздавалась

Согласно

 

постановлению

 

с

  1934 

г

начал

 

издаваться

 

научно

-

методический

 

журнал

  «

География

 

в

 

школе

», 

в

 

котором

 

печатались

 

как

 

научные

 

статьи

так

 

и

 

статьи

 

по