Файл: Педагогика. Шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.09.2020

Просмотров: 1081

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

45. Инновационная деятельность в образовании. Виды педагогических инноваций.

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т.п.


46. Технология педагогического менеджмента в учреждениях образования.

Исходя из того, что менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т.е. – сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами можно сказать, что педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является качество образования.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и адаптивным методам управления. В современных условиях менеджмент должен использоваться не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы. Цель управления заключается в совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают. При демократизации управления делегирование полномочий является главной проблемой, поскольку в той мере, в какой полномочия (функции) не делегированы, они централизованы. Децентрализация полномочий требует их оптимального распределения как по вертикали, так и по горизонтали.

Ведущая роль в менеджменте отводится руководителю образовательного учреждения, той философии управления, на основе которой он организует свою деятельность. Следовательно, директор образовательного учреждения должен быть лидером в своей организации.

В заключении отметим ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для обоснования системы взглядов на теорию и практику успешного педагогического менеджмента.

*Для того чтобы успешно управлять организацией, необходимо прежде выяснить, в каком состоянии пребывают субъекты управления в школе, каковы их ожидания, представления, ценности и прочее.

*Успешное управление предполагает в качестве первого шага анализ представлений, ожиданий, ценностей первых лиц в организации, особенности их личных позиций.

*Осознанные и неосознанные представления руководителя организации о подчиненных достаточно однозначно определяют культуру и структуру организации.

*Успешное управление организацией сегодня – это управление группами, а не индивидуумами.

*Характер и особенности взаимоотношений между членами педагогического коллектива являются одним из факторов, определяющих возможность роста мастерства и воспитание педагога-лидера.

*Не существует наилучшего (преимущественного) способа управления, есть способы адекватные и неадекватные обстоятельствам.


*Уровень профессионализма человека определяется его способностью организовывать собственную работу, уровнем мотивации и профессиональными знаниями, умениями и навыками.