ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.09.2020
Просмотров: 774
Скачиваний: 4
1. Современная социология и её роль в жизни общества.
Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Этот термин в 30-х гг. XIX века ввел в оборот французский философ Огюст Конт. До него различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Вопросами общественной жизни занимались античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе и принципах позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.
В широком смысле слова социология — это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях человеческой коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.
Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая рассматривает все социальные явления и процессы в их взаимодействии. При этом социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации — опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.
Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения: взглядов людей, их ценностных ориентации, представлений о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, о растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д. Следует особо подчеркнуть, что социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем.
С 20-х гг. XX века началась активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их число постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли.
2. Возникновение социологии и основные тенденции развития социологического знания в ХIХ – ХХI вв.
Социология возникает в качестве самостоятельной науки об обществе в середине XIX в. К этому времени складываются основные социальные предпосылки ее возникновения: быстрое развитие капитализма, становление гражданского общества, обострение конкуренции, умножение социальных конфликтов, утверждение права и свободы людей. Одновременно создаются научно-теоретические предпосылки возникновения социологии.
Основоположником социологии считается французский социальный философ Огюст Конт, впервые употребивший сам термин «социология».
О. Конт разработал классификацию наук, расположив их по восходящей от более общих к более частным и более сложным, получилась своеобразная пирамида, на вершине которой О. Конт поместил социологию – науку высшего порядка, так как она непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна и опирается на достижения других наук.
О. Конт выступал за то, чтобы социология стала точной, позитивной наукой, как, например, физика. Для этого необходимо использовать в социологии общенаучные методы – наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический методы.
О. Конт выделил в социологии две части – социальную статику (должна заниматься анализом структуры общества и его функционирования) и социальную динамику (изучает изменения в обществе).
Важную роль в развитии социологии середины – второй половины XIX в. сыграл английский философ и социолог Герберт Спенсер. Главный его социологический труд – «Основания социологии», в 3-х томах (1876–1896).
Основные социологические идеи Г. Спенсера:
1. Органицизм. Общество, считал Спенсер – это социальный организм, сходный по своей структуре и функциям с природными биологическими организмами. В обществе, как и у биологического организма, имеются подсистемы, отвечающие за питание, распределение, адаптацию к внешней среде и коммуникацию.
2. Социал-дарвинизм. Г. Спенсер утверждал, что в обществе, как и в природной среде, протекает борьба за существование и естественный отбор. Причем выживают те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении.
3. Эволюционизм. В ходе эволюции происходит дифференциация функций социальных организмов, и в то время рост их взаимозависимости, интеграция.
Г. Спенсер предложил оригинальную типологию обществ:
* военные общества, для которых характерны принуждение, дисциплина, коллективизм;
* промышленных общества, основанные на экономике, свободе и индивидуализме.
Большой вклад в становление социологии внес немецкий ученый Карл Маркс (1818–1883). Наиболее знаменитые работы: «Капитал» (1867–1894), «К критике политической экономии. Предисловие» (1859), «18 Брюмера Луи Бонапарта» (1852).
К. Маркс, сформулировав основные идеи диалектического материализма, перенес их на понимание общества, создав исторический материализм. Суть исторического материализма:
* развитие общества носит закономерный характер;
* общественные процессы зависят, прежде всего, от способа производства материальных благ, составляющего базис общества. Базис в свою очередь определяет функционирование надстройки (политика, идеология, мораль, право), хотя надстройка, в свою очередь, способна влиять на базис;
* важную роль в общественном развитии играет взаимодействие производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (базирующихся, прежде всего, на отношениях собственности), которые и составляют в совокупности способ производства. Изменение производительных сил приводит к их конфликту с более стабильными производственными отношениями, что неизбежно требует их корректировки либо коренной ломки;
* развитие человеческого общества носит прогрессивный характер, в основе которого лежит смена общественно-экономических формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической).
М. Вебер большое внимание уделял влиянию на общественное развитие социально-духовных факторов. Так, например, возникновение капитализма он связывал с появлением протестантизма.
М. Вебер считал основой социальной жизни социальное действие, имеющее определенную цель и ориентированное на других людей. В соответствии с критерием осознанности он выделил четыре вида социального действия:
* целерациональное действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания цели, средств ее достижения и результатов действия (наиболее развит в экономической сфере);
* ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам;
* традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике;
* аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Основная функция такого социального действия – снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т.д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным.
Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании.
М. Вебер был сторонником понимающей социологии. Он считал, что социолог должен не только описать социальное явление, но и понять смысл, логику, мотивы человеческих поступков.
Инструментами социологического познания М. Вебер считал так называемые «идеальные типы» – модели, создаваемые учеными (например, «религия», «капитализм», «государство».
Одним из классиков социологии считается французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Его произведения «Правила социологического метода» (1895), «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897) были очень популярны в конце XIX–начале XXв.
Э. Дюркгейм выдвинул очень важный постулат: «Объяснять социальное социальным». Иными словами, причины социальных процессов следует искать не извне, а изнутри общества. Социология должна, прежде всего, изучать социальные факты (коллективные привычки, традиции, обычаи, обряды, законы, верования), которые существуют объективно, как вещи, и оказывают влияние на поведение индивида.
Общество, по Э. Дюркгейму, – целостная система социальных отношений, в основе которых лежит принцип социальной солидарности. В примитивных обществах солидарность носит механический характер, где единство поддерживается репрессиями, религией и подчинением личности коллективу, обществу. Однако в развитом обществе солидарность становится органической, а индивиды скрепляются в единое общество разделением труда, экономической взаимозависимостью.
Э. Дюркгейм изучат не только нормальные, но и патологические состояния общества. К таковым он относил, в частности, аномию. Аномия – состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, рост социальной напряженности. В это время наблюдается разлад между человеком и обществом. Старые нормы, и ценности рушатся, а новые не созданы или еще не полностью установились. В этой ситуации человек зачастую не знает, как себя вести, то приводит к росту преступности, наркомании, самоубийств.
Питирим Сорокин (1889–1968) – российско-американский классик социологии XX века, профессор сначала Санкт-Петербургского (до 1922 г.), а потом – Гарвардского университетов, автор всемирно известной 4-томной «Социальной и культурной динамики» (1937–1941) и других исключительно важных работ.
П. Сорокин ввел в социологию понятие «социокультуры» как единства трех элементов – личности, общества и культуры. Ключевой аспект единства социокультуры – определенная система ценностей. Так, например, в средневековье главным элементом системы ценностей был Бог, а в индустриальную эпоху – деньги.
П. Сорокин был сторонником идеи цикличности в общественном развитии. Историю человечества он рассматривал как периодическую смену трех социокультурных суперсистем: чувственной, умозрительной и идеалистической.
П. Сорокин – один из основоположников теории социальной стратификации и создатель теории социальной мобильности.
Таким образом, в XIX — начале XX в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии.
3. Социальные статусы как элементы социальной структуры.
Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.
Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус, или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.
Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя, прежде всего, как программиста; следовательно, программист — его главный статус.
Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.
Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.