ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2020
Просмотров: 377
Скачиваний: 3
ТЕМА: СОЦИОДИНАМИКА ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ
Социальный институт или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.
Структуру социального института образуют:
-
социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
-
совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
-
система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
-
идеологические обоснования деятельности социального института;
-
социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Важнейшими социальными институтами являются:
-
государство и семья;
-
экономика и политика;
-
СМИ и общественное мнение;
-
право и образование.
Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.
Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
-
реляционные;
-
регулятивные.
Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.
Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
Общие функции:
-
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
-
Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
-
Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
-
Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
Институционализа́ция (также институциализация; лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — процесс превращения каких-либо социальных отношений в социальный институт, то есть в форму социальных отношений с установленными (письменно или устно) правилами, нормами, санкциями.
Например, какое-либо социальное явление (движение, коллектив) может превратиться в организованное учреждение с упорядочённым процессом, определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.
Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.
Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и экономически кооперированна.
В современной социологии встречаются и другие определения.
Семья — это санкционированная обществом, объединенная по принципу кровного род-ства, браком или усыновлением детей группа людей, экономически связанных между собой. Семья — это малая социальная группа, в основе которой лежат брак и родство, а также заинтересованность в совместном проживании и взаимопомощи. Семья — это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.
Несмотря на различия в определениях семьи, можно отметить ряд общих положений:
· семья — это малая социальная группа, объединенная кровным родством;
· семья — это социальная общность, внутренние отношения которой определены экономической кооперацией и воспроизводством.
Семья функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психологических и культурных отношений и связей. В ней реализуются биологические, социально-экономические и нравственно-психологические начала человека.
Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.
Среди функций семьи выделяют: воспроизводство населения и регуляцию сексуального поведения индивидов; воспитание и защиту потомства; социализацию (процесс усвоения человеком социальным норм и правил, развития личности); психоэмоциональную поддерж-ку; передачу экономических благ. Сущность семьи во многом выражена в ее структуре.
Структура семьи есть совокупность всех отношений, сформировавшихся между ее членами. Среди семейных отношений можно выделить родственные, духовные, нравственные, властные и другие отношения.
В социологии выделяют:
· авторитарную структуру (авторитарные семьи отличаются жестким и обязательным подчинением жены мужу, а детей родителям);
· демократическую структуру (семейные отношения основаны на выполнении семейных функций не в рамках традиции, а на основе личных способностей и возможностей каждо-го члена семьи; жесткий контроль жены мужем или родителями детей отсутствует).
Сущность семьи выражается и через ролевое поведение членов семьи. Это определенный набор норм и стандартов поведения одних членов семьи по отношению к другим.
Основные системы ролевых отношений в семье — это отношения: мужа и жены; отца или матери и детей; братьев и сестер; свекра, свекрови и невестки; тестя, тещи и зятя и т.д.
В ходе развития общества традиционные семейные роли изменились. Деление семейных ролей и обязанностей на исключительно мужские и женские отошло в прошлое. По этой причине происходит изменение семейного лидерства. В современной семье лидером не всегда является мужчина, а хозяйственную работу не всегда выполняет женщина.
Функции семьи – это способы проявления ее активности;
жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья
выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения,
поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья
членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи
для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам
семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая
терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
1.4. Исторические типы брака
в истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных
местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин
(повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно
присущ скотоводам-кочевникам)
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай,
существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у
земледельческих народов).
- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая
развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми)
встречались крайне редко.
Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:
1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).
2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие
3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.
4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)
Тенденции развития:
-
Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей
-
Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод
-
Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями
-
Рост числа несовершеннолетних родителей
-
Рост числа семейно-бытовых преступлений
-
Рост числа бездетных семей
-
«Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).