ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1537
Скачиваний: 4
1
Н
.
В
.
Гагина
,
Т
.
А
.
Федорцова
МЕТОДЫ
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Курс
лекций
МИНСК
БГУ
2002
2
УДК
550.8
ББК
26.3
Г
12
Р
е
ц
е
н
з
е
н
т
ы
:
кафедра
физической
географии
Белорусского
государственного
педагогического
университета
им
.
М
.
Танка
;
заведующий
научно
-
исследовательской
лабораторией
экологии
ландшафтов
Белорусского
государственного
университета
,
доцент
,
кандидат
сельскохозяйственных
наук
В
.
М
.
Яцухно
;
Печатается
по
решению
Редакционно
-
издательского
совета
Белорусского
государственного
университета
Гагина
Н
.
В
.,
Федорцова
Т
.
А
.
Г
12
Методы
геоэкологических
исследований
:
Курс
лекций
/
Н
.
В
.
Гагина
,
Т
.
А
.
Федорцова
.
Мн
.:
БГУ
, 2002.
98
с
.
ISBN 985-445-
В
курсе
лекций
рассматриваются
направления
геоэкологических
исследований
природных
и
природно
-
хозяйственных
геосистем
на
ба
-
зе
методов
физической
и
экономической
географии
.
Предназначено
для
студентов
географического
факультета
спе
-
циальности
25 00 36 «
Геоэкология
».
УДК
550.8
ББК
26.3
ISBN 985-445-
©
Гагина
Н
.
В
.,
Федорцова
Т
.
А
., 2002
©
БГУ
, 2002
3
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие
форм
воздействия
человека
на
географическую
среду
,
их
динамизм
,
масштабность
и
интенсивность
проявления
,
а
также
осознание
социально
-
экологической
значимости
такого
воздей
-
ствия
,
приводят
к
выдвижению
вопросов
взаимодействия
природы
и
общества
в
ряд
актуальных
проблем
современности
.
Геоэкологические
исследования
находятся
на
этапе
своего
актив
-
ного
развития
и
направлены
на
решение
этих
вопросов
в
рамках
изу
-
чения
географических
систем
«
природа
хозяйство
общество
»
на
основе
комплексных
физико
-
географических
,
экологических
,
эконо
-
мико
-
географических
и
социально
-
экологических
исследований
.
В
курсе
«
Методы
геоэкологических
исследований
»
рассматрива
-
ются
методы
изучения
географической
среды
и
слагающих
ее
при
-
родных
,
природно
-
антропогенных
и
социально
-
экономических
терри
-
ториальных
геосистем
на
основе
гуманитарно
-
экологического
подхо
-
да
с
целью
рационального
природопользования
и
оптимизации
взаи
-
модействия
общества
с
окружающей
средой
.
Одной
из
задач
курса
является
формирование
у
студентов
-
географов
необходимых
знаний
о
порядке
организации
,
методах
и
приемах
геоэкологических
исследований
,
включая
физико
-
геоэкологические
и
экономико
-
геоэкологические
направления
.
В
первой
части
курса
рассмотрены
основные
классификации
ме
-
тодов
физико
-
географических
исследований
и
дан
подробный
анализ
базовых
геоэкологических
исследований
природных
и
природно
-
антропогенных
геосистем
.
Вторая
часть
курса
посвящена
анализу
предмета
и
изучению
ме
-
тодов
экономико
-
геоэкологических
исследований
.
Курс
рассматривается
как
база
подготовки
студентов
к
научно
-
исследовательской
работе
.
Даются
основы
самостоятельной
работы
с
научной
литературой
и
картографическими
материалами
,
навыки
пра
-
вильного
выбора
и
применения
методов
в
собственных
научных
ис
-
следованиях
.
4
Ч
А
С
Т
Ь
I
МЕТОДЫ
ФИЗИКО
-
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1.
НАУЧНЫЕ
ОСНОВЫ
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Основная
функция
научного
исследования
состоит
в
выработке
и
теоретической
систематизации
объективных
знаний
о
действительно
-
сти
.
Научное
исследование
включает
деятельность
по
получению
но
-
вого
знания
,
а
также
ее
результат
сумму
знаний
,
лежащих
в
основе
научной
картины
мира
.
Целью
научных
исследований
,
включающих
фундаментальные
и
прикладные
направления
,
является
описание
,
объяснение
и
предска
-
зание
на
основе
открытых
законов
,
процессов
и
явлений
действитель
-
ности
,
составляющих
предмет
изучения
каждой
научной
дисциплины
.
Научным
мировоззрением
и
общей
методологией
познания
объектив
-
ной
картины
мира
,
наиболее
общих
законов
развития
природы
и
об
-
щества
,
выступают
диалектический
и
исторический
материализм
.
Теория
познания
,
или
гносеология
,
являющаяся
составной
частью
диалектического
материализма
говорит
о
признании
принципиальной
возможности
познания
объективной
реальности
;
историзме
познания
,
имеющего
свои
ступени
и
формы
;
критерием
истинности
наших
пред
-
ставлений
о
мире
называет
общественно
-
историческую
практику
,
признает
активное
начало
субъекта
познания
.
Объектом
научного
исследования
является
объективная
реаль
-
ность
,
субъектом
сознание
человека
,
отражающего
реальность
в
форме
деятельности
,
языка
и
знаний
,
выработанных
в
ходе
истории
общества
,
под
предметом
исследований
понимают
свойства
и
отно
-
шения
,
которыми
обладает
объект
.
1.1.
Основные
понятия
научного
исследования
Говорить
о
научных
исследованиях
невозможно
без
четкого
по
-
нимания
сущности
основных
понятий
науки
:
теории
,
методологии
,
метода
и
методики
.
Наиболее
завершенной
формой
научного
знания
выступает
тео
-
рия
,
которая
дает
предметные
знания
о
мире
,
в
наиболее
обобщенном
,
формализованном
виде
представляет
объект
.
5
Теория
(
от
греч
. theoria
рассмотрение
,
исследование
)
систе
-
ма
основных
идей
в
той
или
иной
отрасли
знания
,
форма
научного
знания
,
дающая
целостное
представление
о
закономерностях
и
суще
-
ственных
связях
объекта
исследований
.
Изучение
закономерностей
,
выявление
существенных
связей
и
формализация
составляют
содержание
теоретических
методов
иссле
-
дования
.
Методология
(
метод
и
…
логия
) –
учение
о
структуре
,
принципах
построения
,
формах
и
способах
научного
познания
.
Методология
исследований
включает
структуру
научных
направ
-
лений
,
методы
и
порядок
организации
исследования
.
Вместе
с
тем
это
и
общий
принцип
,
руководящий
всей
стратегией
исследования
.
Если
теория
направлена
на
получение
знаний
о
самой
действительности
,
то
методология
на
процесс
получения
знаний
.
Между
теорией
и
мето
-
дологией
сохраняется
отношение
цели
и
средства
.
С
методологией
тесно
связано
понятие
научного
подхода
,
кото
-
рый
характеризуется
использованием
представлений
и
моделей
за
пределами
определенной
науки
.
Как
указывает
В
.
С
.
Преображенский
,
среди
методологий
частных
наук
становятся
научными
подходами
лишь
те
из
них
,
которые
раскрывают
способы
получения
новой
ин
-
формации
и
могут
составить
суть
подхода
как
явления
самостоятель
-
ного
,
более
широкого
,
чем
методология
собственно
конкретной
науки
.
Метод
(
от
греч
methodos
путь
исследования
) –
способ
дости
-
жения
какой
-
либо
цели
,
решения
конкретной
задачи
;
совокупность
приемов
или
операций
практического
и
теоретического
освоения
(
по
-
знания
)
действительности
.
Теория
познания
на
уровне
философского
обобщения
говорит
о
методе
как
способе
построения
и
обоснования
системы
философского
знания
.
Важнейшим
общенаучным
методом
выступает
материалисти
-
ческая
диалектика
,
законы
и
основные
положения
которой
о
всеоб
-
щей
связи
явлений
,
движении
как
важнейшем
свойстве
материи
,
единстве
и
борьбе
противоположностей
,
переходе
количественных
изменений
в
качественные
,
отрицании
отрицания
составляют
методологическую
основу
современной
науки
.
Дальнейшим
развитием
диалектического
метода
является
сис
-
темный
подход
,
имеющий
общенаучное
значение
.
Системный
подход
рассматривает
объект
в
его
внутренних
и
внешних
взаимосвязях
,
представляет
его
как
структурную
часть
более
крупного
целого
и
как
совокупность
более
мелких
структурных
частей
.
С
материалистиче
-