ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1539
Скачиваний: 4
86
проектные
работы
в
области
охраны
окружающей
среды
,
затраты
на
контроль
и
управление
качеством
городской
окружающей
среды
.
Анализ
народнохозяйственной
структуры
города
и
определение
его
функций
.
Прежде
всего
необходимо
установить
,
к
какому
классу
относится
город
по
величине
и
как
изменялся
класс
города
в
зависи
-
мости
от
этапов
развития
.
Класс
города
это
важный
интегральный
показатель
всех
сторон
его
жизни
.
В
зависимости
от
величины
города
планируется
его
дальнейшее
развитие
:
стимулирование
роста
для
ма
-
лых
и
средних
,
ограничение
для
крупных
городов
.
От
величины
го
-
рода
во
многом
зависит
и
его
хозяйственная
структура
,
выполняемые
функции
,
и
как
следствие
степень
воздействия
на
окружающую
среду
.
Главным
критерием
определения
народнохозяйственной
структу
-
ры
города
является
распределение
занятого
населения
между
отрас
-
лями
хозяйства
.
Выделяются
следующие
группы
занятости
населения
:
в
сфере
индустриального
труда
(
промышленность
,
строитель
-
ство
,
транспорт
и
связь
);
в
сфере
распределения
и
материального
обслуживания
(
тор
-
говля
,
общественное
питание
,
заготовки
,
материально
-
техническое
снабжение
);
в
сфере
культурно
-
бытового
обслуживания
(
жилищно
-
комму
-
нальное
хозяйство
,
бытовые
услуги
,
просвещение
,
здравоохранение
,
искусство
,
социальное
обеспечение
,
органы
управления
);
в
сфере
науки
и
образования
;
в
сельском
и
лесном
хозяйстве
.
По
соотношению
этих
групп
можно
определить
не
только
от
-
раслевую
структуру
хозяйства
города
,
но
и
его
функциональный
тип
.
Например
,
если
установлено
,
что
в
данном
городе
доля
занятых
в
индустриальной
сфере
и
в
промышленности
выше
60
и
40 %
соот
-
ветственно
,
то
его
можно
отнести
к
типу
индустриальных
центров
.
Если
доля
занятых
в
промышленности
не
более
30 %,
а
на
транспор
-
те
не
менее
20 %,
то
город
относится
к
типу
промышленно
-
транспортных
центров
.
Как
правило
,
это
железнодорожные
узлы
,
морские
или
речные
порты
.
Город
,
в
котором
доля
занятых
в
про
-
мышленности
не
превышает
40 %,
а
в
строительстве
не
менее
30 %,
как
правило
,
входит
в
число
городов
-
новостроек
.
Если
показатели
занятости
в
индустриальной
сфере
,
в
том
числе
в
промышленности
,
ниже
,
а
в
остальных
видах
деятельности
выше
,
значит
,
в
нем
функ
-
циональная
доминанта
не
выражена
.
Это
может
быть
местный
орга
-
низационно
-
хозяйственный
,
торгово
-
распределительный
администра
-
87
тивный
центр
и
местный
организующий
центр
.
В
отдельный
тип
вы
-
деляются
города
оздоровительные
центры
,
где
доля
занятых
в
ме
-
дицинском
обслуживании
выше
10 %,
например
центры
отдыха
и
ту
-
ризма
.
Многие
малые
города
имеют
значительную
долю
занятых
в
сельском
хозяйстве
,
их
относят
к
агропромышленным
центрам
.
Круп
-
ные
города
со
сложными
градообразующими
функциями
,
с
высоким
и
разносторонним
уровнем
развития
относят
к
типу
многофункциональ
-
ных
городов
(
столичные
,
областные
,
межрайонные
центры
).
К
ним
по
экономической
структуре
близки
города
переходного
типа
,
но
по
ве
-
личине
они
в
подавляющем
большинстве
относятся
к
средним
или
по
-
лусредним
.
Наиболее
правильно
функциональный
профиль
городов
может
быть
охарактеризован
при
выделении
градообразующего
контингента
,
т
.
е
.
той
части
населения
,
которая
занята
в
градообразующих
отрас
-
лях
хозяйства
,
определяющих
специализацию
города
.
Для
того
чтобы
получить
полную
экономическую
характеристику
,
следует
не
только
определить
функциональный
тип
города
,
но
и
оценить
уровень
его
экономического
развития
.
Для
этого
необходимо
изучить
ряд
специ
-
альных
показателей
:
1)
стоимость
валовой
продукции
промышленности
в
расчете
на
душу
населения
;
2)
стоимость
основных
промышленно
-
производственных
фондов
на
душу
населения
;
3)
численность
промышленно
-
производственного
персонала
в
расчете
на
1000
занятых
.
Затем
,
сравнивая
эти
показатели
с
аналогичными
составляющими
в
целом
по
республике
,
можно
определить
уровень
экономического
развития
города
(
высокий
,
выше
среднего
,
средний
,
ниже
среднего
,
низкий
).
В
результате
,
располагая
оценкой
демографической
ситуации
в
городе
и
степени
использования
трудовых
ресурсов
,
можно
сделать
вывод
о
том
,
способствует
ли
уровень
экономического
развития
и
структура
улучшению
параметров
демографической
ситуации
,
сможет
ли
в
будущем
этот
город
выполнять
функции
экономического
и
куль
-
турного
центра
определенного
региона
.
Для
более
глубокого
анализа
всех
отраслей
хозяйства
города
можно
воспользоваться
методикой
экономико
-
географического
изучения
отраслей
,
которая
будет
изло
-
жена
ниже
.
88
Изучение
территориальной
организации
городов
.
Под
террито
-
риальной
организацией
города
понимается
пространственное
сочета
-
ние
элементов
городской
среды
,
объединяемых
структурами
управле
-
ния
.
При
изучении
данного
вопроса
главное
внимание
уделяется
осо
-
бенностям
планировки
и
застройки
города
,
характеру
использования
городских
территорий
.
В
процессе
исследования
необходимо
также
выявить
,
как
формировались
границы
города
и
расширялась
его
тер
-
ритория
,
как
шло
образование
и
развитие
исторического
ядра
города
и
его
новых
производственных
и
жилых
зон
;
найти
отличительные
чер
-
ты
внутренних
микрорайонов
;
показать
характер
размещения
системы
обслуживания
и
управления
,
транспортных
и
инженерных
сетей
;
оце
-
нить
дальнейшие
возможности
роста
города
;
с
учетом
территориаль
-
ной
организации
степень
воздействия
на
окружающую
среду
.
По
типу
планировочной
структуры
города
могут
быть
центрич
-
ные
,
линейные
,
рассредоточенные
;
по
типу
территориальной
структу
-
ры
компактные
,
расчлененные
,
разобщенные
.
Городская
территория
по
своему
функциональному
назначению
и
характеру
использования
может
подразделяться
на
следующие
зоны
:
селитебную
жилые
об
-
разования
,
общественные
центры
,
зоны
зеленых
насаждений
общего
пользования
,
улицы
и
площади
,
учреждения
,
обслуживающие
жилые
зоны
;
внеселитебную
территории
промышленные
и
коммунально
-
складские
,
внешнего
транспорта
,
санитарно
-
защитные
полосы
;
внеш
-
нюю
территории
зон
загородного
отдыха
,
подсобных
городских
хо
-
зяйств
,
питомников
и
т
.
д
.
В
процессе
исследования
необходимо
выяс
-
нить
,
соответствует
ли
градостроительным
требованиям
их
взаимное
размещение
,
как
учтены
природные
факторы
(
направление
ветра
,
те
-
чение
рек
и
т
.
д
.);
какова
транспортная
доступность
зон
,
возмож
-
ности
их
перспективного
роста
.
Анализ
развития
планировочной
и
пространственной
структу
-
ры
города
следует
рассматривать
по
этапам
с
учетом
влияния
эко
-
номического
развития
и
экологического
воздействия
на
планировку
и
застройку
города
.
На
основании
полученных
результатов
проводится
функцио
-
нальное
зонирование
территории
с
выделением
центра
города
,
жи
-
лых
зон
,
производственных
зон
.
Рассматриваются
главные
струк
-
турные
черты
каждой
зоны
.
При
характеристике
жилых
зон
необхо
-
димо
отметить
этапы
жилищного
строительства
,
его
объем
,
размеры
квартир
,
формы
застройки
,
этажность
,
плотность
жилого
фонда
(
в
квадратных
метрах
на
гектар
),
плотность
населения
(
человек
на
гек
-
89
тар
или
квадратный
километр
),
благоустройство
жилого
фонда
,
раз
-
мещение
нового
жилищного
строительства
.
При
выделении
произ
-
водственных
зон
,
промышленных
районов
оценивается
их
размеще
-
ние
,
определяются
те
объекты
,
которые
желательно
вынести
за
пре
-
делы
города
,
определяются
возможности
экономии
территории
город
-
ской
площадки
.
Характеризуя
пространственную
организацию
городов
,
необхо
-
димо
рассмотреть
и
основные
составляющие
планировочной
структу
-
ры
города
транспортную
,
социально
-
культурную
,
природно
-
ландша
-
фтную
,
композиционно
-
пространственную
,
инфраструктурную
.
Сеть
коммуникаций
подразделяется
на
сооружения
и
устройства
внешнего
и
внутреннего
транспорта
.
Общим
требованием
к
про
-
странственной
организации
внешнего
транспорта
является
обеспече
-
ние
экономичности
,
создание
комфортных
условий
для
людей
,
соблю
-
дение
необходимых
режимных
параметров
работы
транспорта
,
сте
-
пень
выбросов
в
атмосферу
,
их
концентрация
в
различных
районах
города
.
С
этой
целью
важно
произвести
дифференциацию
уличной
сети
по
функциональному
назначению
,
по
направлению
движения
,
по
ее
роли
в
структуре
города
,
по
степени
напряженности
движения
,
дать
краткую
характеристику
видов
городского
транспорта
и
их
ис
-
пользования
.
Следует
также
дать
характеристику
сети
инженерных
коммуни
-
каций
(
водопроводная
сеть
,
канализация
,
тепломагистрали
,
линии
связей
,
газопроводов
и
др
.),
системы
сбора
,
удаления
и
переработки
бытовых
отходов
.
Для
этого
необходимо
знать
некоторые
норматив
-
ные
показатели
по
удельным
расходам
воды
,
тепла
,
газа
,
энергии
.
Например
,
суточная
норма
водопотребления
в
крупном
городе
на
хо
-
зяйственно
-
питьевые
нужды
может
составлять
400
500
и
более
лит
-
ров
на
одного
человека
.
Хозяйственно
-
питьевое
водопотребление
включает
расходы
на
холодное
и
горячее
водоснабжение
в
жилых
зданиях
,
во
всем
комплексе
их
обслуживания
,
а
также
на
поливку
территории
.
Изучается
также
территориальная
организация
сети
культурно
-
бытового
обслуживания
:
предприятия
общегородского
,
районного
и
местного
значения
;
повседневного
,
периодического
и
эпизодического
пользования
;
стандартные
и
избирательные
объекты
обслуживания
.
Учреждения
обслуживания
в
жилых
районах
городов
размеща
-
ются
с
учетом
конкретных
радиусов
обслуживания
.
Например
,
дет
-
ские
ясли
-
сады
,
магазины
повседневного
спроса
,
приемные
пункты
90
прачечных
до
300
м
;
школы
,
универсамы
,
библиотеки
,
пункты
хим
-
чистки
до
500
м
.
При
этом
предприятия
торговли
,
общественного
пи
-
тания
,
культуры
,
коммунально
-
бытового
обслуживания
,
спорта
разме
-
щаются
преимущественно
в
составе
общественных
центров
,
вблизи
магистралей
городского
и
районного
значения
;
дошкольные
и
школь
-
ные
учреждения
размещаются
вблизи
зеленых
насаждений
,
с
соблю
-
дением
расстояний
от
магистралей
.
С
учетом
этих
особенностей
должна
проводится
оценка
соци
-
ально
-
культурных
элементов
инфраструктуры
.
Заключительным
этапом
изучения
внутригородского
расселе
-
ния
является
оценка
эффективности
и
интенсивности
использова
-
ния
территориальных
ресурсов
города
.
Для
этого
составляется
ба
-
ланс
территории
города
(
в
гектарах
и
процентах
),
отражающий
соотношение
застроенных
и
резервных
площадей
.
Важно
определить
,
какой
путь
территориального
развития
го
-
рода
преобладает
:
экстенсивный
или
интенсивный
.
Экстенсивный
путь
это
рост
города
вширь
,
за
счет
новых
территорий
,
часто
уда
-
ленных
,
с
недостаточным
благоустройством
,
отсюда
нерациональ
-
ность
и
усложнение
связей
,
увеличение
затрат
времени
,
сокраще
-
ние
площади
ценных
пригородных
земель
,
нарушение
экологического
равновесия
в
ландшафтах
и
рекреационных
зонах
.
Интенсивный
путь
развитие
за
счет
более
рационального
использования
земель
,
уплот
-
нение
застройки
за
счет
этажности
.
Эти
пути
можно
сравнить
при
по
-
мощи
следующих
показателей
:
площадь
застроенной
территории
(
в
гектарах
),
в
том
числе
на
1000
жителей
;
темпы
роста
населения
и
площади
города
;
плотность
застройки
(
человек
на
1
га
застроенной
территории
);
плотность
жилого
фонда
(
квадратных
метров
общей
площади
на
1
га
селитебной
территории
);
плотность
населения
(
чело
-
век
на
1
га
или
1
км
2
);
этажность
,
коэффициент
использования
терри
-
тории
.
На
основании
такого
комплексного
и
всестороннего
изучения
внутригородского
расселения
необходимо
сделать
выводы
по
каждо
-
му
разделу
и
предложить
меры
и
возможные
варианты
более
эффек
-
тивного
и
экономного
использования
городских
земель
.
Важную
роль
в
экономико
-
геоэкологическом
изучении
города
имеет
изучение
не
только
города
,
но
и
пригородной
зоны
,
так
как
го
-
рода
не
могут
рассматриваться
как
изолированная
материально
-
пространственная
форма
.
Они
являются
составной
частью
общей
сис
-
темы
расселения
,
вокруг
них
формируются
особые
сельско
-
городские
зоны
,
часто
перерастающие
в
городскую
агломерацию
.