ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1540
Скачиваний: 4
6
ской
и
исторической
диалектикой
связан
исторический
подход
,
выте
-
кающий
из
всеобщей
связи
и
развития
природы
и
общества
.
Научное
исследование
включает
два
уровня
знания
и
,
соответст
-
венно
этому
,
эмпирические
и
теоретические
методы
.
Эмпирические
методы
представляют
собой
приемы
получения
информации
,
ее
обработки
в
результате
целенаправленной
познава
-
тельной
деятельности
.
В
сложившуюся
систему
научных
наблюдений
входят
: 1)
методы
непосредственных
наблюдений
,
когда
наблюдатель
находится
в
прямом
контакте
с
объектом
наблюдения
; 2)
методы
опо
-
средованные
,
при
которых
контакт
с
объектом
наблюдения
осуществ
-
ляют
специальные
устройства
датчики
,
преобразующие
температу
-
ру
,
давление
,
состав
,
свойства
вещества
и
иные
контролируемые
ве
-
личины
в
сигналы
,
удобные
для
передачи
и
регистрации
; 3)
методы
дистанционные
(
бесконтактные
),
с
помощью
которых
информация
о
состоянии
объекта
наблюдения
регистрируется
на
расстоянии
от
него
.
Теоретические
методы
включают
приемы
выявления
закономер
-
ностей
по
результатам
накопленных
наблюдений
,
выводы
из
них
.
Они
основаны
на
приемах
абстрагирования
,
анализа
и
синтеза
.
Абстрагирование
выделение
существенных
свойств
и
связей
предмета
и
отвлечение
от
других
частных
его
свойств
и
связей
.
Аб
-
страгирование
необходимо
для
того
,
чтобы
во
множестве
конкретных
наблюдений
и
фактов
выделить
нечто
общее
,
типичное
.
Анализ
–
расчленение
объекта
(
мысленное
или
реальное
)
на
эле
-
менты
.
Анализ
состоит
,
как
правило
,
в
исследовании
результата
абст
-
рагирования
,
часто
изолированно
от
других
явлений
.
Синтез
–
соединение
элементов
в
единое
целое
.
Синтез
сводится
к
поиску
рациональной
картины
мира
,
которая
объединяет
в
целост
-
ную
систему
множество
данных
и
частных
абстракций
.
При
абстрагировании
,
анализе
и
синтезе
пользуются
правилами
абстрактной
логики
,
различными
общенаучными
и
конкретно
-
научными
принципами
.
Основными
методами
логического
действия
являются
дедукция
исследования
от
«
общего
»
к
«
частному
»
и
ин
-
дукция
от
«
частного
»
к
«
общему
».
Посылками
дедукции
(
аксиома
-
тического
метода
)
являются
аксиомы
,
постулаты
или
гипотезы
,
имеющие
характер
общих
утверждений
(«
общее
»),
а
завершением
следствия
из
посылок
,
теоремы
(«
частное
»).
Дедукция
является
ос
-
новным
средством
научного
доказательства
.
Индукция
представляет
собой
умозаключение
от
фактов
(«
частного
»)
к
некоторой
гипотезе
(
общему
утверждению
).
7
Разграничение
знаний
на
теоретические
и
эмпирические
не
имеет
жесткого
характера
,
так
как
и
при
наблюдениях
,
и
тем
более
при
экс
-
периментах
,
используют
определенные
теоретические
представления
.
К
основным
общенаучным
методам
исследования
относятся
так
-
же
моделирование
и
эксперимент
.
Моделирование
исследование
каких
-
либо
явлений
,
процессов
или
систем
объектов
путем
построения
и
изучения
их
моделей
;
использо
-
вание
моделей
для
определения
или
уточнения
характеристик
и
ра
-
ционализации
способов
построения
конструируемых
объектов
.
Модель
рассматривается
как
любой
образ
,
аналог
,
мысленный
или
условный
,
какого
-
либо
объекта
,
процесса
или
явления
«
ориги
-
нала
»
данной
модели
.
На
идее
моделирования
базируется
любой
ме
-
тод
научного
исследования
как
теоретический
,
при
котором
исполь
-
зуются
различного
рода
идеальные
модели
,
так
и
экспериментальный
,
использующий
предметные
модели
.
Идеальные
модели
подразделя
-
ются
на
: 1)
образные
(
фотографии
,
зарисовки
с
натуры
); 2)
образно
-
знаковые
,
включающие
вербальные
(
дефиниции
,
законы
),
графиче
-
ские
(
диаграммы
,
схемы
),
картографические
; 3)
знаковые
или
матема
-
тические
(
математическая
обработка
данных
,
математическое
моде
-
лирование
и
прогноз
).
Предметные
модели
включают
пространствен
-
но
и
физически
подобные
.
Экспериментом
называют
чувственно
-
предметную
деятель
-
ность
в
науке
,
опыт
,
построение
предметных
моделей
,
воспроизво
-
дящих
объект
,
проверку
гипотез
.
В
географических
исследованиях
к
числу
экспериментальных
ме
-
тодов
относятся
:
1)
натурные
эксперименты
,
связанные
с
организаци
-
ей
направленных
воздействий
на
природные
системы
и
изучением
ре
-
акции
(
откликов
)
систем
; 2)
модельные
эксперименты
,
которые
осу
-
ществляются
на
аналогах
определенных
природных
систем
.
Современный
этап
развития
всех
наук
характеризуется
усилени
-
ем
внимания
к
методике
исследований
.
Методика
совокупность
,
система
общих
и
частных
приемов
получения
нового
знания
.
Методика
исследований
включает
выбор
объекта
и
предмета
ис
-
следования
,
отбор
свойств
и
признаков
,
вовлекаемых
в
исследование
,
их
ранжирование
по
значимости
для
изучаемого
явления
,
методы
по
-
лучения
и
обработки
информации
об
объекте
,
приемы
нахождения
эмпирических
зависимостей
.
8
1.2.
Методологические
основы
геоэкологических
исследований
Наиболее
общим
объектом
географии
является
географическая
оболочка
целостная
и
непрерывная
оболочка
Земли
,
охватывающая
нижние
слои
атмосферы
,
верхние
толщи
литосферы
,
почти
всю
гид
-
росферу
и
всю
биосферу
.
Географическая
среда
это
часть
географи
-
ческой
оболочки
в
наибольшей
степени
измененная
человеком
в
про
-
цессе
развития
цивилизации
и
тождественная
его
современной
окру
-
жающей
среде
.
Окружающая
среда
рассматривается
как
среда
обита
-
ния
и
производственной
деятельности
человечества
,
окружающий
че
-
ловека
природный
(
природная
среда
)
и
материальный
(
искусственная
,
техногенная
среда
)
мир
.
Геоэкологические
исследования
направлены
на
разработку
теоре
-
тических
основ
,
принципов
и
нормативов
рационального
природо
-
пользования
,
устойчивого
развития
общества
и
оптимизации
его
взаимодействия
с
окружающей
средой
.
Современный
этап
становле
-
ния
геоэкологии
как
научного
направления
обусловливает
различные
,
а
подчас
и
противоречивые
взгляды
ученых
на
объект
и
предмет
изу
-
чения
.
В
научной
литературе
термин
«
геоэкология
»
является
терми
-
ном
свободного
пользования
,
указывая
на
авторскую
трактовку
объ
-
екта
и
предмета
исследований
(
табл
. 1).
Таблица
1
Трактовка
объекта
и
предмета
геоэкологических
исследований
Автор
Объект
исследования
Предмет
исследования
Преображенский
В
.
С
.
Геосистемы
их
равнозначные
связи
Трофимов
В
.
Т
.,
Реймерс
Н
.
Ф
.
природные
и
преобразован
ные
экосистемы
высокого
уровня
организации
закономерности
функцио
-
нирования
и
эволюции
Петров
К
.
М
.
географические
,
биологиче
-
ские
и
социально
-
производственные
системы
их
взаимодействие
Швебс
Г
.
И
.
природно
-
общественные
системы
и
окружающая
сре
-
да
их
взаимодействие
Исаченко
А
.
Г
.
географическая
среда
ее
состояние
с
экологиче
-
ской
точки
зрения
Витченко
А
.
Н
.
географическая
среда
природные
и
природно
-
антропогенные
геосисте
-
мы
9
Объектом
геоэкологических
исследований
нами
рассматривается
географическая
среда
,
предметом
изучение
природных
и
природно
-
антропогенных
геосистем
различного
иерархического
уровня
на
осно
-
ве
гуманитарно
-
экологического
подхода
.
В
геоэкологических
исследованиях
базовым
является
понятие
геосистемы
.
Геосистема
это
географическое
образование
,
состоящее
из
целостного
множества
взаимосвязанных
,
взаимодействующих
ком
-
понентов
географической
оболочки
.
Корневые
слова
термина
не
накладывают
ограничений
в
сфере
его
применения
в
географических
науках
,
и
к
настоящему
времени
сложились
четыре
группы
его
использования
: 1)
для
природных
гео
-
графических
образований
; 2)
для
социально
-
экономических
образова
-
ний
; 3)
для
сложных
образований
,
включающих
одновременно
эле
-
менты
природы
,
населения
и
общества
,
целостность
которых
поддер
-
живается
прямыми
,
обратными
и
преобразованными
связями
; 4)
для
обозначения
всех
объектов
отрасли
знания
наук
о
Земле
.
Следует
помнить
,
что
в
экологии
ключевым
является
понятие
экосистемы
,
представляющей
собой
единство
биотических
компонен
-
тов
с
абиотической
средой
,
организованное
потоками
энергии
и
абио
-
тическим
круговоротом
веществ
.
При
одинаковом
составе
элементов
природной
геосистемы
и
эко
-
системы
учитывается
их
разная
организация
(
рис
. 1).
А
Б
1
2
3
Рис
. 1.
Сходство
и
различие
содержания
понятий
А
)
«
геосистема
»
и
Б
)
«
экосистема
» (
по
Преображенскому
В
.
С
., 1986)
1
элементы
системы
;
2
связи
между
элементами
системы
;
3
элемент
системы
,
которому
придается
особое
значение
.
10
Трактовка
объекта
и
предмета
геоэкологических
исследований
позволяет
устанавливать
границы
исследований
геосистем
в
зависи
-
мости
от
решаемой
задачи
,
объединить
физико
-
географические
и
эко
-
номико
-
географические
направления
для
решения
практических
задач
рационального
природопользования
.
Специфика
геоэкологических
исследований
заключается
в
чрез
-
вычайном
разнообразии
,
разнокачественности
и
разномасштабности
элементов
геосистем
.
Геоэкология
ориентируется
на
комплексные
ис
-
следования
в
триаде
«
природа
хозяйство
общество
»,
связанные
с
геоэкологической
оценкой
последствий
хозяйственной
деятельности
,
качества
среды
жизнедеятельности
населения
и
выработкой
рекомен
-
даций
рационального
природопользования
.
Методологическую
установку
геоэкологических
исследований
можно
сформулировать
как
набор
следующих
подходов
:
гуманитарно
-
экологический
подход
совокупность
взглядов
и
действий
,
выражающихся
в
уважении
достоинства
и
прав
человека
,
его
ценности
как
личности
,
заботе
о
благе
людей
,
их
всестороннем
развитии
,
создании
благоприятных
для
человека
условий
среды
жиз
-
недеятельности
с
учетом
экологических
ограничений
;
системный
подход
,
ядром
которого
является
рассмотрение
объекта
как
системы
,
ориентирующее
исследователя
на
раскрытие
целостности
объекта
,
выявления
многообразия
типов
связей
и
сведение
разнородных
элементов
в
единую
теоретическую
картину
;
экологический
подход
представления
о
сложных
системах
,
в
которых
одновременно
с
множеством
разнородных
элементов
разли
-
чают
две
подсистемы
: «
хозяина
»
и
окружающую
его
среду
;
функциональный
(
факторный
)
подход
,
в
основе
которого
ле
-
жит
представление
о
том
,
что
состояние
одного
из
компонентов
рас
-
сматривается
как
функция
масштаба
активности
других
компонентов
,
анализируемых
в
качестве
факторов
.
Функциональный
подход
опира
-
ется
на
развитый
аппарат
статистики
и
прежде
всего
на
факторный
анализ
,
позволяет
понять
и
описать
с
помощью
математического
ап
-
парата
многие
связи
в
природе
,
хотя
он
имеет
и
ряд
существенных
ог
-
раничений
в
применении
;
ландшафтный
подход
выражает
идею
взаимной
связи
и
вза
-
имной
обусловленности
природных
географических
компонентов
и
элементов
в
природно
-
территориальных
комплексах
;
информационный
анализ
строится
на
основе
представлений
о
передаче
информации
в
географической
среде
;