Файл: Колбовский Ландшафтоведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 5879

Скачиваний: 284

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 


background image

 

 


background image

УДК 630(075.8) 

ББК43я73 К60

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Р е ц е н з е н т ы :   зав. кафедрой ландшафтной 

архитектуры и садово-паркового строительства

 

Московского государственного университета леса 

В. С. Теодоронский;

 

зав. кафедрой физической географии Нижегородского государственного

 

педагогического университета, д-р пед. наук, проф. 

И. Ф. Винокурова

 

Колбовский Е.Ю.

 

К60        Ландшафтоведение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. 

заведений / Е. Ю. Колбовский. — М. : Издательский центр

 

«Академия», 2006. — 480 с. 

ISBN 5-7695-2308-5

 

На  примере  типичных  биогеоценозов  лесной  зоны  рассматривается 

классическая  теория  морфологии  ландшафтной  оболочки  Земли.  Анали-

зируются  особенности  строения,  типологии,  динамики  и  функциониро-

вания  плакорных  (водораздел 

ЬНЕЛХ

),

 

болотных  и  додинно-речных  ланд-

шафтов Русской равнины. Приводится подробный алгоритм ландшафтного 

картографирования. Впервые приводится обзор истории антропогени-зации 

и  оформления  культурных  ландшафтов  российского  Центра  и  Севера. 

Характеризуются  проблемы  экологии  ландшафтов,  связанные  с  сель-

скохозяйственным  и  ресурсным  (лесным)  природопользованием.  Раскрыта 

специфика городских ландшафтов.

 

Для  студентов  высших  учебных  заведений,  обучающихся  по  экологи-

ческим и географическим специальностям.

 

УДК 630(075.8) 

ББК 43я73

 

Оригинал-макет данного издания является собственностью

 

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

 

без согласия правообладателя запрещается

 

Колбовский Е.Ю., 2006

 

Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 
Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

 

Ландшафтоведение  —  своего  рода  квинтэссенция  физической 

географии.

 

По  ландшафтоведению  написаны  сотни  научных  статей,  де-

сятки монографий и несколько учебников.

 

Все они чрезвычайно сложны для восприятия (на взгляд авто-

ра,  тоже  когда-то  бывшего  студентом)  и  до  сих  пор  не  столько 

привлекали  обучающихся  к  ландшафтоведению,  сколько  отлуча-

ли  от  него.  Происходило,  это,  наверное,  потому,  что  ученые-спе-

циалисты  были,  в  первую  очередь,  озабочены  проблемой  донесе-

ния до читателей своей трактовки понятия «ландшафт», что при-

водило к общей полемичности стиля, выстраиванию сложной ар-

гументации,  крайне  запутанным  и  не  всегда  понятным  объясне-

ниям.

 

Таких  трактовок  ландшафтоведения  набиралось  не  менее  дю-

жины — каждая из них имела право на существование, поскольку 

помогала раскрыть какую-то одну из сторон этого природного или 

природно-антропогенного (если говорить о культурном ландшаф-

те) объекта.

 

Однако трактовки (а точнее — их авторы) все никак не желали 

«мириться»  и  признать  (взаимно  —  друг  за  другом)  право  на  су-

ществование разных исследовательских позиций и точек зрения.

 

Возникли различные научные школы (например, московская 

и  ленинградская),  а  в  рамках  школ  оформились  свои  концепту-

альные  направления,  причем  никто  так  и  не  взял  на  себя  риско-

ванную задачу их согласования и интеграции.

 

«Война  школ»,  с  одной  стороны,  будила  научную  мысль,  с 

другой  —  не  всегда  позволяла  развиваться  новым  и  весьма  про-

дуктивным идеям.

 

Так, десятилетия «пробивалось» направление, связанное с под-

водными  (морскими,  речными)  ландшафтами;  долго  опроверга-

лось право на существование «культурных» ландшафтов; да и во-

обще  практикующие  ландшафтоведы  предпочитали  иметь  дело  с 

«правильной» дикой природой.

 

Подобное  положение  имело  свои  последствия.  Несмотря  на 

тончайший  исследовательский  аппарат  и  теоретические  разра-

ботки, не имевшие аналогов за рубежом, в советскую эпоху при-

кладное  значение  ландшафтоведения  было,  мягко  говоря,  не-

значительным.

 

Практики  различных  отраслей  только  продекларировали  свое 

желание перейти на «ландшафтные основы» хозяйствования,

 

3

 

ISBN 5-7695-2308-5

 


background image

планирования  или  проектирования,  но  на  деле  остались  в  рам-

ках  сугубо  отраслевых  подходов  и  ведомственных  представлений. 

Так, например, произошло с двумя важнейшими отраслями  — ле-

соводством и сельским хозяйством. Ни лесоводы, ни агрономы 

не  смогли  сколько-нибудь  продуктивно  адаптировать  достиже-

ния теории ландшафта к своим производственным нуждам.

 

Ландшафтоведение  оказалось  слишком  «затеоретизированным» 

и  далеким  от  практики.  Это  тем  более  досадно,  если  иметь  в 

виду,  что  в  странах  Запада  (например,  Великобритании,  Нидер-

ландах, Франции, США и Канаде) географы смогли выдать прак-

тикам  очень  полезные  и  конкретные  рекомендации  по  обуст-

ройству  лесных  ландшафтов,  агрономии,  созданию  сетей  «жи-

вой природы».

 

По  этой  же  причине  понятие  «ландшафт»  самым  досадным 

образом выпало из школьных учебников  — школьные методисты 

попросту боялись к нему подступиться. Это обстоятельство само 

по себе печально: не понимая ландшафта родной страны, подра-

стающий молодой человек вряд ли приобретет столь необходимое 

каждому  ее  обитателю  «ландшафтное  зрение»,  следовательно,  не 

поймет  красоты  родной  природы  и  останется  глух  к  ее  экологи-

ческим бедам.

 

Автор стремился (насколько мог) преодолеть главную пробле-

му и решить одну задачу, а именно: показать, что в ландшафтове-

дении нет ничего непостижимого и недоступного человеческому 

(а  значит,  и'студенческому)  пониманию.  Автор  старался  изло-

жить суть предмета, опираясь на опыт бытовых впечатлений сред-

нестатистического россиянина, живущего где-то между Рязанью 

и  Вологдой  —  на  просторах  Русской  равнины  в  ее  центральной 

или северной части.

 

Некоторые излагаемые  здесь положения могут показаться спе-

циалистам  излишне  упрощенными,  однако  такое  впечатление 

складывается  отчасти  из-за  того,  что  раньше  они  были  излишне 

усложнены.

 

Так  или  иначе,  имея  многолетний  опыт  преподавания,  автор 

убедился, что именно такой подход: постепенное раскрытие лан-

дшафта как хорошо знакомого вместилища нашей жизни  — дела-

ет  ландшафтоведение  дисциплиной,  доступной  для  студента  — 

будущего  географа,  эколога,  агронома,  специалиста  по  развитию 

туризма и рекреации.

 

Ландшафт  —  не  вполне  «книжный»  объект,  можно  прочитать 

сотни  страниц  и  даже  выучить  наизусть  многие  определения  и 

методики исследования, но необходимо еще и видеть — ельники 

на холмах и сосняки на террасах, вересковые пустоши на дюнах и 

ольховое болото на пойме...

 

Исходя из этого убеждения автор попытался построить данное 

учебное пособие не вполне традиционно: необходимые теорети-

 

ческие  сведения  сочетаются  с  виртуальными  экскурсиями,  кото-

рые,  впрочем,  можно  (и  нужно!)  при  первой  же  возможности 

превратить в реальные полевые изыскания.

 

Поэтому  некоторые  разделы  написаны  как  «путеводитель  по 

ландшафту» или составлены как «методика изучения ландшафта» 

(и те, и другие выделены специальным шрифтом).

 

Кроме того, автор считает ландшафт 

природно-культурным объек-

том, 

непосредственно  связанным  с  историей  освоения  террито-

рии  человеком,  поэтому  вопросы,  посвященные  типологии  и 

морфологии  ландшафтов,  рассматриваются  совокупно  с  процес-

сами «окультуривания» ландшафтов.

 


background image

ВВЕДЕНИЕ:  LANDSCHAFT - LANDSCAPE - ЛАНДШАФТ

 

Ландшафт — хотя давно и прочно вошедшее в бытовой оборот, 

но,  тем  не  менее,  не  русское  слово:  словарные  части,  его  образу-

ющие,  мало  о  чем  могут  поведать  нашему  уху.  Термин  введен  в 

отечественную  науку  знаменитым  российским  ученым  Александ-

ром  Гумбольдтом,  который  заимствовал  слово  из  родного  немец-

кого, где оно бытовало с давних времен и означало die Landschaft — 

«вид  земли»,  «вид  местности»,  «...большой,  обозримый  простым 

глазом участок поверхности, отличающийся от соседних участков 

характерными  индивидуальными  чертами».  Действительно,  в  не-

мецком языке корень Land — «земля», а суффикс schaft выражает 

«взаимосвязь»,  «взаимозависимость».  Сам  А.  Гумбольдт  понимал 

под  ландшафтом  «визуально  воспринимаемую  и  эстетически  оце-

ниваемую красоту окружающего».

 

Англичане (а вслед за ними и американцы) заимствовали свой 

landscape  у  голландцев  (Landschap)  в  начале 

XVII 

в.  Похоже,  что 

именно  на  землях  знаменитой  Фландрии  северные  европейцы, 

впервые осознавшие ценность и красоту заботливо обустроенной 

сельской  местности,  стали  употреблять  для  обозначения  после-

дней  специальное  слово.  Неслучайно  Голландия  стала  родиной 

пейзажной  живописи  и  на  полотнах  замечательных  голландских 

мастеров  впервые  находим  мы  действительно  реалистическое,  с 

любовью  и  мастерски  выписанное  изображение  облагороженной 

человеческом  трудом  земли:  зеленые  луга  на  пойме  маленькой 

речки,  на  переднем  плане  купы  «кудрявых»  деревьев  с  пастуш-

ком  и  пастушкой,  устроившимися  в  их  плотной  тени,  а  чуть  по-

одаль — мирно пасущиеся тучные стада. Теперь мы назвали бы это 

пейзажем. Однако и paysage — всего лишь французский синоним 

слова  «ландшафт»,  впервые  зафиксированный  в  словаре  1549  г. 

Робером Этьеном. В свою очередь, корень pays, значение которого — 

«местность,  страна»,  образован  от 

лат. 

pagus  (территориальный 

округ или сельская местность в поздней Римской империи).

 

Так или иначе, в русском языке ближе всего к термину «ланд-

шафт» стоит слово «местность». Интересно, что по-польски ланд-

шафт 

звучит  как  «крайобраз»,  т.е.  образ  края,  что  очень  точно 

передает один из смыслов этого термина.

 

Научных  определений  понятия  «ландшафт»  существуют  мно-

гие десятки, уже само это обстоятельство свидетельствует о том, 

что  сущность,  «закрытая»  научным  понятием,  непроста  и  смысл 

«торчит» из нее в разные стороны. В научном мире принято опре-

делять ландшафт с использованием других понятий (которые сами 
6

 

по себе не менее сложны): природный комплекс, геосистема, эко-

система, биогеоценоз и даже экосоциогеосистема. Во времена не 

столь  отдаленные  студенты  географического  факультета  Мос-

ковского  государственного  университета,  для  того  чтобы  сдать 

экзамен  по  соответствующей  дисциплине,  должны  были  знать 

назубок полтора-два десятка научных определений термина «лан-

дшафт».  Разумеется,  с  первого  раза  экзамен  сдавали  далеко  не 

все,  а  некоторые  не  сдавали  и  с  третьего...  У  иных  необходи-

мость зазубривать наизусть множество определений и разбирать-

ся  в  разных  трактовках  термина  отбивала  всякую  охоту  изучать 

суть предмета.

 

Как же определить, что такое ландшафт, и так ли уж надо это 

делать?  Автор  этих  строк,  большую  часть  жизни  занимающийся 

ландшафтами, недавно поймал себя на мысли о том, что никогда 

не пытался дать точное и единственно верное определение ланд-

шафта. После долгих «терминологических бурь», прошумевших над 

головами  географов  в  прошлом  (XX)  веке,  у  многих  осталось 

ощущение,  что,  может  быть,  самым  главным  вещам  и  не  надо 

спешить давать «единственно правильные определения», поскольку 

последние  сильно  обедняют,  выхолащивают  суть  определяемого. 

Кажется,  именно  такая  история  приключилась  с  термином  «ланд-

шафт»,  многочисленные  определения  которого  не  столько  прояс-

няют  (особенно  для  непосвященного),  сколько  затрудняют  суть 

феномена. Если просеять сквозь сито здравого смысла и общечело-

веческого  опыта  все  то,  что  говорилось  о  ландшафте  последние 

150 лет, то в «сухом» остатке останется примерно следующее.

 

Во-первых, ландшафт  — это сравнительно небольшой участок 

земной  поверхности,  которому  свойственно  однообразие:  свой-

ство,  хорошо  передаваемое  русским  словом  «местность»:  терри-

тория, имеющая единый облик, образ.

 

Во-вторых, в этом качестве один ландшафт отличим от других 

ландшафтов  и,  очевидно,  отделен  от  них  естественными  рубежа-

ми, т.е. он не беспределен и имеет границы, в роли которых могут 

выступать  характерные  линии  рельефа  (уступы,  подножия,  водо-

разделы),  линии  гидрографической  сети  (русла  рек  или  озерные 

побережья),  а  также  другие  линии  —  «края»  растительных  сооб-

ществ: лесные опушки, кромки болот и т.д.

 

В-третьих,  ландшафт  —  это  местность,  которой  свойственно 

единое  происхождение,  одно-род-ность  (вдумаемся  в  обороты 

русской  речи  —  логика  настоящего  русского  языка  порой  точнее 

надуманных научных определений). А это означает: разные ланд-

шафты  гетерогенны  по  механизму  своего  формирования  и  про-

шли к настоящему времени разную историю развития.

 

В-четвертых,  ландшафту  присуще  определенное  строение  по 

вертикали, он многослоен и вмещает в себя некую поверхность — 

форму рельефа (часть равнины, холм, долину), сложенную теми

 

7