ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 468
Скачиваний: 5
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Географический факультет
Кафедра экономической географии
Э.В. Екеева
МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Горно-Алтайск
РИО Горно-Алтайского государственного университета
2010
2
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Горно-Алтайского государственного университета
ББК 26
М 54
ЕКЕЕВА Э.В. Методы географических исследований:
учебное пособие.
– Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.- 48 с.
Рецензенты:
Черемисин А.А.,
кандидат географических наук, зав. кафедрой
социально-экономической географии государственного педагогического
университета им. В.М. Шукшина
Макошев А.П.,
кандидат географических наук, профессор кафедры
экономической географии Горно-Алтайского государственного университета
В учебном пособии раскрываются основные понятия методов географиче-
ских исследований, раскрываются особенности методов, с помощью которых
проводятся географические исследования.
Учебное пособие предназначено для студентов вуза, обучающихся по спе-
циальности 020401 «География».
© Екеева Э.В., 2010
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................................4
Глава 1.
Введение. Методы географии. Классификация методов
географии .........................................................................................................................5
Глава 2. Методы экономико-географических и социологических
исследований .................................................................................................................20
Глава 3. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности
и сельского хозяйства, методы их размещения ........................................................31
Заключение ....................................................................................................................44
Глоссарий .......................................................................................................................45
Рекомендуемая литература ..........................................................................................48
4
ВВЕДЕНИЕ
В течение многих столетий географами были проведены исследования, ко-
торые проводились с помощью определенных методов и методик, которые изу-
чаются студентами географических факультетов университетов и институтов.
В данном учебном пособии рассматриваются разные классификации мето-
дов географических исследований, например, по Максаковскому В. П., В.С. Же-
кулину. Классификация методов В.П. Максаковского включает в себя такие ме-
тоды как общегеографические (описание, картографический, сравнительно-
географический, количественный, математический, моделирование, аэрокосми-
ческий
(дистанционный), геоинформационный) так и частногеографические
(методы физической и экономической географии). Другой автор - В.С. Жекулин
- рассматривает не группы методов, а частные методы географических исследо-
ваний: объяснение на основе моделирования, эксперимента, анализа и синтеза и
другие.
В пособии предложены также другие классификации методов, применяе-
мые в географических исследованиях: классификация методов по существу, по
времени возникновения и принципу применения; даны характеристики частных
методов и методик, которые применяются в экономической и социальной гео-
графии.
Пособие включает в себя как теоретическую так практическую части по
методам географических исследований, где разработаны задания и вопросы, да-
на литература, которая необходима для подготовки и выполнения заданий сту-
дентами. Помощь студентам при подготовке к занятиям и зачету окажет глосса-
рий, раскрывающий сущность и значение научной терминологии по данной
учебной дисциплине.
5
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ.
МЕТОДЫ ГЕОГРАФИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ
ГЕОГРАФИИ
1.1.
Введение. Методы географии.
Человечество всегда стремились познать окружающий мир, т.е. оно в тече-
ние многих столетий и тысячелетий осваивало новые земли (территории), изу-
чало цивилизации, культуры и т.д. Тем самым оно проводило исследования. Ис-
следования, по существу, делятся на разные группы. Нашей целью является
рассмотрение географических исследований, как, например, изучение населе-
ния, промышленных районов, хозяйства и т.д.
Из истории географии известно, что в прошлом
географические исследо-
вания
носили комплексный характер. Следовательно, географы в прошлом
пользовались комплексными
географическими методами
.
Что же, собственно, такие методы? В чем отличие, например, методов и
средств? Подходов? Принципов? Существуют различные формулировки поня-
тия -
Метод Науки.
Запишите в тетрадь следующие определения:
-
методы науки (по В.Я.Рому) –
это путь исследования и в то же время
теория (именно так переводится с греческого языка одно из значений слова «ме-
тод»).
Методы как путь исследования означают
совокупность
применяемых в
науке
приемов и способов
для получения новых знаний и обобщения их в тео-
рию (учение), т.е. содержание методов образуют
научные теории.
-
методы науки
– это
правила и условия,
показывающие пути после-
дующих исследований для получения новых знаний;
-
методы науки (по В.П. Максаковскому) –
это
способ, прием
достиже-
ния цели, образ действий;
-
методы науки (по Б.М. Кедрову) –
это способ достижения всесторонне-
го отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его
законов.
Вывод:
- методы науки должны отвечать на вопрос: «
как достичь результата?»;
- выполняют регулятивную функцию, показывая, какие операции необхо-
димо совершить для дальнейшего углубления знаний об объекте.
Существует некоторая нечеткость при использовании терминов «метод»,
«подход», «принципы», «средства» и «теория».
ТЕОРИЯ –
совокупность учений;
- основное положение науки;
- учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический
опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления;
- совокупность обобщенных положений, образующих из какого-нибудь
мнения, суждение, взгляд на что-нибудь.
6
ТЕОРИЯ
выполняет объяснительную функцию, оценивая свойства, сто-
роны и связи объекта.
Некоторые методы называют
ПОДХОДАМИ.
ПОДХОДЫ
– широкие понимания, в основе которых лежат определенные
принципы, которые позволяют определенным образом выстраивать и нацели-
вать частные методы;
- совокупность приемов, способов в изучении, например, науки географии.
Виды подходов.
Территориальность
– важнейший подход, в тоже время
принцип. Он нацеливает методы на выявление территориальных различий, осо-
бенностей пространственного размещения и взаимодействия социально-
экономических объектов.
В свою очередь
исторический подход
определяет использование методов,
которые выявляют изменение объектов во времени, соотношение в них динами-
ческого и инерционного.
Системный подход (СП)
является ведущим направлением развития всех
без исключения наук.
СП – один из важнейших инструментов современной науки и практики.
Его применение в географии особенно плодотворно, ибо она как наука и объек-
ты ее исследований (в частности территория) сами по себе системны.
Система – это совокупность, сочетание взаимосвязанных объектов (эле-
ментов) с присущими им свойствами и отношениями, образующих определен-
ную целостность и характеризующихся относительной устойчивостью (Блан-
берг И. В., Юдин Е. Г. Становление и сущность системного подхода. – М,
1973).
Установка системного анализа:
стремление с максимальной полнотой учесть все входные и выходные
характеристики объекта, т.е. рассматривать объект как систему;
ярко выраженный междисциплинарный характер.
Системный подход
требует такого построения методов, которые выявляют
целостность
и
внутреннюю
организованность
сложных
социально-
экономических систем.
Принципы СП:
целостность (представление о цели объекта);
связи (типы связей, внутренние и внешние);
структура и организация системы;
уровни и иерархия;
управление.
СП включает в себя как синтез, так и анализ (единство анализа и синтеза).
Синтез – есть выявление механизма взаимодействия составляющих (под-
систем) объекта (сложных систем). Синтез (моделирование) информации путем
охвата всех членов в их взаимосвязи и взаимозависимости, отражение всего
этого в единстве времени и пространства; интеграция (объединение).
Анализ и синтез – две ступени познания.
7
Экономико-географический анализ и синтез.
В «Понятийно-терминологическом словаре» Э.Б. Алаев пишет, о том, что,
все
экономико-географические
исследования
охватывают
экономико-
географический анализ и синтез. Из-за рубежа в нашу литературу проникли два
методических термина – региональный и локационный анализы, которые точно
не определены и часто употребляются как синонимы. Их значения разграничи-
ваются следующим образом.
Локационный анализ
– экономико-географический анализ факторов разме-
щения производства в целях познания закономерностей и особенностей разме-
щения конкретных производств, в целях определения оптимальной локации
конкретного объекта (объектов) размещения.
Региональный анализ
– экономико-географический анализ факторов регио-
нального развития для познания закономерностей и особенностей развития
конкретных районов; для определения рациональных путей развития конкрет-
ного района.
Эти два частных метода должны объединяться в рамках пространственно-
го, или территориального синтеза, объединяющего оба подхода, т.е. изучающего
всю совокупность факторов размещения и регионального развития в целях по-
знания закономерностей размещения производительных сил, в целях разработ-
ки принципов региональной политики на перспективу, в целях подготовки про-
екта территориального раздела народнохозяйственного плана развития.
На базе этих понятий можно строить произвольный, например региональ-
ный демографический анализ, локационный экистический анализ, региональ-
ный синтез.
СП в географии:
комплексное изучение стран и районов: природа – человек – хозяйство =
во взаимодействии (разрабатывал Н.Н. Баранский);
ТПК и ЭПЦ (Н.Н. Колосовский);
система городов (Ю.Г. Саушкин);
схема ЭГХ страны (Н.Н. Баранский)
проблемное экономико-географическое страноведение 1960-70-х гг.
(В.Г. Гохман, Я.Г. Машбиц).
величина 1 порядка
СТРАНА или РАЙОН (система)
величина 2 поряд-
ка
территория, ее ЭГП
природно-ресурсная база
население
хозяйство
расселение
составляющие окружающей среды
(Я. Г. Машбиц)
8
Аналитический подход
означает разделение объекта изучения на состав-
ные части (разделение сложных систем на составляющие их менее сложные
подсистемы; рассмотрение объекта по элементам, компонентам, по отраслям,
членение).
Диалектический подход
является основным научно-теоретическим мето-
дом экономической географии.
Этот метод определяет общий подход к изучаемым явлениям, а также ле-
жит в основе ряда специальных научных методов, используемых экономической
географией в процессе обоснования размещения производительных сил. Глав-
ной его особенностью является то, что он требует рассматривать все явления и
процессы в их развитии, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловлен-
ности.
Его значимость для рассматриваемой отрасли научных знаний определена
также тем, что экономическая география призвана изучать не только общие эко-
номические законы размещения общественного производства (общеэкономиче-
ские законы), но и своеобразие их видового проявления в конкретных отраслях,
странах и районах мира (специальные или частные законы размещения). Знать
индивидуальные (конкретные) особенности развития и размещения необходимо
для решения целого ряда практического характера.
Типологический подход
нацеливает методы, в том числе сравнительный,
на выявление наиболее существенных черт сходства и различия в изучаемой
экономико-географической конкретике.
Таким образом, в основе ряда общефилософских или общенаучных подхо-
дов, применяемых в географической науке, лежат четкие принципы изучения
различных объектов.
ПРИНЦИПЫ
– основные исходные положения теории, учения, науки;
- убеждения, взгляды на вещи;
- основная особенность в устройстве чего-нибудь.
СРЕДСТВА –
прием, способ действия или достижения чего-нибудь;
- предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь
деятельности.
Средства определяют достижение результатов исследования.
Вся система подходов, методов и принципов получения новых знаний, их
структура (соотношение и взаимосвязи), своеобразие логики исследования эко-
номической и социальной географии составляет
ее методология
(от слов «ме-
тод» и «логия»).
Методология наук как учение о принципах построения, формах и методах
познания объектов науки базируется на определенных философских позициях.
В зависимости от широты и глубины охвата объектов и характера обобще-
ний различают следующие
уровни методологии:
- всеобщий (диалектический метод);
- общенаучный;
- методологии научных систем (например, географические системы наук);
- методология конкретных наук.
9
Типологический подход
нацеливает методы, в том числе сравнительный, на
выявление наиболее существенных черт сходства и различия в изучаемой эко-
номико-географической конкретике.
Таким образом, в основе ряда общефилософских или общенаучных подхо-
дов, применяемых в географической науке, лежат четкие принципы изучения
различных объектов.
1.2. Классификации методов географических исследований
Все методы географии можно разделить на два больших класса – общегео-
графические и частногеографические. Понятно, что первые из них имеют
сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые
применяются, например, только физико или экономико - географами. Добавим к
этому, что любые группировки методов имеют несколько условный характер,
так как сами методы находятся в состоянии перманентного развития и совер-
шенствования.
1)
Классификации методов географических исследований
(по Максаковскому В. П.)
Методы географических
исследований
ЧАСТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ
Физической
географии
геохимический;
геофизический;
палеогеографичский
и другие
Социально-
экономической
географии
Общегеографические
описание;
картографический;
сравнительно
-
географический;
количественный;
математический;
моделирование;
аэрокосмический
(дистанционный);
геоинформационный
10
2)
Классификации методов географических исследований
(по Жекулину В. С.)
В зависимости от использования различных принципов выделяют сле-
дующие классификации методов.
I.
По времени возникновения
(исторический принцип):
- традиционные;
- новые;
- новейшие.
II.
По принципу использования:
- общие;
- частные:
а) метод полевых исследований (начальная стадия);
б) методы систематизации и хранения первичного материала;
в) методы его обработки;
г) методы прогнозирования;
д) методы изложения научных результатов и внедрения их в практику;
е) методы построения научной теории.
III.
По существу:
1) эмпирические:
а) наблюдение (получение первичной информации об изучаемом объекте и
измерение количественных показателей);
б) экспедиционный (стационарный, полустационарный, маршрутные спо-
собы);
в) камеральные методы
2) теоретические:
а)
логические
- дедукция (от общего к частному);
- индукция (от частного к общему);
- метод аналогий – выявление сходств, предметов и явлений в свойствах,
признаках, отношениях;
Методы географических
исследований
Сравнительно-
географический
Исторический и
диахронический
метод
Диалектический
метод
Объяснение на основе
моделирования,
эксперимента,
анализа и синтеза
Географический прогноз,
ретроспективный
географический анализ,
«метод экспертных оценок»