Файл: Екеева Методическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.09.2020

Просмотров: 447

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования 

«Горно-Алтайский государственный университет» 

Географический факультет 

Кафедра экономической географии 

 
 
 
 
 
 
 

Э.В. Екеева 

 

МЕТОДЫ  

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

 
 

Учебное пособие 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Горно-Алтайск 

РИО Горно-Алтайского государственного университета 

2010 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета  

Горно-Алтайского государственного университета 

 
 

ББК 26 
М 54 
 

 
 

ЕКЕЕВА Э.В. Методы  географических  исследований:

  учебное пособие. 

– Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010.- 48 с. 

 
 

 
 

Рецензенты: 

 

Черемисин А.А., 

кандидат географических наук, зав. кафедрой  

социально-экономической географии государственного педагогического  

университета им. В.М. Шукшина 

 

Макошев А.П., 

кандидат географических наук, профессор кафедры 

экономической географии Горно-Алтайского государственного университета 

 
 

 
 
 

В  учебном пособии раскрываются  основные понятия методов географиче-

ских  исследований,  раскрываются  особенности  методов,  с  помощью  которых 
проводятся географические исследования. 

Учебное пособие  предназначено  для студентов  вуза,  обучающихся по  спе-

циальности 020401 «География». 

 

 
 
 
 
 
 

© Екеева Э.В., 2010 

 
 
 
 


background image

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение ...........................................................................................................................4 

Глава 1.

 

Введение. Методы географии. Классификация методов 

географии .........................................................................................................................5

 

Глава 2. Методы экономико-географических и социологических 

исследований .................................................................................................................20 

Глава 3. Методика обоснования отраслей и предприятий промышленности  

и сельского хозяйства, методы их размещения ........................................................31 

Заключение ....................................................................................................................44 

Глоссарий .......................................................................................................................45 

Рекомендуемая литература ..........................................................................................48 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

В течение многих столетий географами были проведены исследования, ко-

торые проводились с помощью определенных методов и методик, которые изу-
чаются студентами географических факультетов университетов и институтов.  

В данном  учебном пособии рассматриваются разные классификации мето-

дов географических исследований, например, по Максаковскому В. П., В.С. Же-
кулину.  Классификация методов В.П. Максаковского включает в себя такие ме-
тоды  как  общегеографические  (описание,  картографический,  сравнительно-
географический,  количественный,  математический,  моделирование,  аэрокосми-
ческий

 

(дистанционный),  геоинформационный)  так  и  частногеографические 

(методы физической и экономической географии). Другой автор - В.С. Жекулин 
- рассматривает не группы методов, а частные методы географических исследо-
ваний: объяснение на основе моделирования, эксперимента, анализа и синтеза и 
другие. 

В  пособии  предложены  также  другие  классификации  методов,  применяе-

мые в  географических  исследованиях:  классификация  методов  по  существу,  по 
времени возникновения и принципу применения; даны характеристики частных 
методов  и  методик,  которые  применяются  в  экономической  и  социальной  гео-
графии.  

Пособие  включает  в  себя  как  теоретическую  так  практическую  части  по 

методам географических исследований, где разработаны задания и вопросы, да-
на  литература,  которая  необходима  для  подготовки  и  выполнения  заданий  сту-
дентами. Помощь студентам при подготовке к занятиям и зачету окажет глосса-
рий,  раскрывающий  сущность  и  значение  научной  терминологии  по  данной 
учебной дисциплине.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

Глава 1 

ВВЕДЕНИЕ.

 

МЕТОДЫ ГЕОГРАФИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 

ГЕОГРАФИИ 

 

1.1.

 

Введение. Методы географии. 

 

Человечество всегда стремились познать окружающий мир, т.е. оно в тече-

ние  многих  столетий  и  тысячелетий  осваивало  новые  земли  (территории),  изу-
чало цивилизации, культуры и т.д. Тем самым оно проводило исследования. Ис-
следования,  по  существу,  делятся  на  разные  группы.  Нашей  целью  является 
рассмотрение  географических  исследований,  как,  например,  изучение  населе-
ния, промышленных районов, хозяйства и т.д. 

Из истории географии известно, что в прошлом 

географические исследо-

вания 

носили  комплексный  характер.  Следовательно,  географы  в  прошлом 

пользовались комплексными 

географическими методами

Что  же,  собственно,  такие  методы?  В  чем  отличие,  например,  методов  и 

средств?  Подходов?  Принципов?  Существуют  различные  формулировки  поня-
тия - 

Метод Науки. 

Запишите в тетрадь следующие определения: 

методы  науки  (по  В.Я.Рому)  – 

это  путь  исследования  и  в  то  же  время 

теория (именно так переводится с греческого языка одно из значений слова «ме-
тод»). 

Методы  как  путь  исследования  означают 

совокупность

  применяемых  в 

науке 

приемов и способов

 для получения новых знаний и обобщения их в тео-

рию (учение), т.е. содержание методов образуют 

научные теории.

 

методы  науки 

–  это

  правила  и  условия, 

показывающие  пути  после-

дующих исследований для получения новых знаний; 

методы  науки  (по  В.П.  Максаковскому) – 

это 

способ,  прием

  достиже-

ния цели, образ действий; 

методы науки (по Б.М. Кедрову) – 

это способ достижения всесторонне-

го  отражения  предмета  исследования,  раскрытия  его  сущности,  познания  его 
законов. 

Вывод: 

- методы науки должны отвечать на вопрос: «

как достичь результата?»;

 

-  выполняют  регулятивную  функцию,  показывая,  какие  операции  необхо-

димо совершить для дальнейшего углубления знаний об объекте. 

Существует  некоторая  нечеткость  при  использовании  терминов  «метод», 

«подход», «принципы», «средства» и «теория». 

ТЕОРИЯ – 

совокупность учений; 

- основное положение науки; 
-  учение,  система  научных  принципов,  идей,  обобщающих  практический 

опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления; 

-  совокупность  обобщенных  положений,  образующих  из  какого-нибудь 

мнения, суждение, взгляд на что-нибудь. 

 

ТЕОРИЯ 

выполняет  объяснительную  функцию,  оценивая  свойства,  сто-

роны и связи объекта. 

Некоторые методы называют

 ПОДХОДАМИ. 

ПОДХОДЫ

 – широкие понимания, в основе которых лежат определенные 

принципы,  которые  позволяют  определенным  образом  выстраивать  и  нацели-
вать частные методы; 

- совокупность приемов, способов в изучении, например, науки географии. 
Виды  подходов. 

Территориальность 

–  важнейший  подход,  в  тоже  время 

принцип. Он нацеливает методы на выявление территориальных различий, осо-
бенностей  пространственного  размещения  и  взаимодействия  социально-
экономических объектов. 

В свою  очередь 

исторический подход

 определяет использование методов, 

которые выявляют изменение объектов во времени, соотношение в них динами-
ческого и инерционного. 

Системный  подход  (СП)

  является  ведущим  направлением  развития  всех 

без исключения наук.  

СП  –  один  из  важнейших  инструментов  современной  науки  и  практики. 

Его применение в географии особенно плодотворно, ибо она как наука и объек-
ты ее исследований (в частности территория) сами по себе системны.  

Система  –  это  совокупность,  сочетание  взаимосвязанных  объектов  (эле-

ментов)  с  присущими  им  свойствами  и  отношениями,  образующих  определен-
ную  целостность  и  характеризующихся  относительной  устойчивостью  (Блан-
берг  И.  В.,  Юдин  Е.  Г.  Становление  и  сущность  системного  подхода.  –  М, 
1973). 

Установка системного анализа: 

стремление с максимальной полнотой учесть все входные и выходные 

характеристики объекта, т.е. рассматривать объект как систему; 

ярко выраженный междисциплинарный характер. 

Системный подход

 требует такого построения методов, которые выявляют 

целостность 

и 

внутреннюю 

организованность 

сложных 

социально-

экономических систем. 

Принципы СП: 

целостность (представление о цели объекта); 

связи (типы связей, внутренние и внешние); 

структура и организация системы; 

уровни и иерархия; 

управление. 

СП включает в себя как синтез, так и анализ (единство анализа и синтеза). 
Синтез  –  есть  выявление  механизма  взаимодействия  составляющих  (под-

систем) объекта (сложных систем). Синтез (моделирование) информации путем 
охвата  всех  членов  в  их  взаимосвязи  и  взаимозависимости,  отражение  всего 
этого в единстве времени и пространства; интеграция (объединение). 

Анализ и синтез – две ступени познания. 


background image

 

Экономико-географический анализ и синтез. 

В  «Понятийно-терминологическом  словаре»  Э.Б.  Алаев пишет,  о  том,  что, 

все 

экономико-географические 

исследования 

охватывают 

экономико-

географический анализ и синтез. Из-за рубежа в нашу литературу проникли два 
методических термина – региональный и локационный анализы, которые точно 
не  определены и  часто  употребляются как  синонимы.  Их  значения разграничи-
ваются следующим образом. 

Локационный анализ

 –  экономико-географический  анализ факторов  разме-

щения  производства  в  целях  познания  закономерностей  и  особенностей  разме-
щения  конкретных  производств,  в  целях  определения  оптимальной  локации 
конкретного объекта (объектов) размещения. 

Региональный анализ

 – экономико-географический анализ факторов регио-

нального  развития  для  познания  закономерностей  и  особенностей  развития 
конкретных  районов;  для  определения  рациональных  путей  развития  конкрет-
ного района. 

Эти  два частных метода  должны  объединяться  в рамках  пространственно-

го, или территориального синтеза, объединяющего оба подхода, т.е. изучающего 
всю  совокупность  факторов размещения  и  регионального развития  в целях  по-
знания  закономерностей  размещения  производительных  сил,  в  целях  разработ-
ки принципов региональной политики на перспективу, в целях подготовки про-
екта территориального раздела народнохозяйственного плана развития. 

На базе этих понятий можно  строить произвольный,  например  региональ-

ный  демографический  анализ,  локационный  экистический  анализ,  региональ-
ный синтез. 

СП в географии: 

 

комплексное изучение стран и районов: природа – человек – хозяйство = 

во взаимодействии (разрабатывал Н.Н. Баранский); 

 

ТПК и ЭПЦ (Н.Н. Колосовский); 

 

система городов (Ю.Г. Саушкин); 

 

схема ЭГХ страны (Н.Н. Баранский)

 

 

проблемное экономико-географическое страноведение 1960-70-х гг.  

(В.Г. Гохман, Я.Г. Машбиц). 
 

 

величина 1 порядка 

 

 

СТРАНА или РАЙОН (система) 

 

величина 2 поряд-

ка 

 

территория, ее ЭГП 

 

природно-ресурсная база 

 

население 

 

хозяйство 

 

расселение 

 

составляющие окружающей среды  

(Я. Г. Машбиц) 

 

 

Аналитический  подход

  означает  разделение  объекта  изучения  на  состав-

ные  части  (разделение  сложных  систем  на  составляющие  их  менее  сложные 
подсистемы;  рассмотрение  объекта  по  элементам,  компонентам,  по  отраслям, 
членение). 

Диалектический подход 

является основным научно-теоретическим мето-

дом экономической географии. 

Этот  метод  определяет  общий  подход  к  изучаемым  явлениям,  а  также  ле-

жит в основе ряда специальных научных методов, используемых экономической 
географией  в  процессе  обоснования  размещения  производительных  сил.  Глав-
ной  его особенностью является  то, что он требует рассматривать все явления и 
процессы в их развитии, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловлен-
ности. 

Его  значимость  для рассматриваемой  отрасли  научных знаний  определена 

также тем, что экономическая география призвана изучать не только общие эко-
номические законы размещения  общественного  производства  (общеэкономиче-
ские законы), но и своеобразие их видового проявления в конкретных отраслях, 
странах  и  районах  мира  (специальные  или  частные  законы  размещения).  Знать 
индивидуальные (конкретные) особенности развития и размещения необходимо 
для решения целого ряда практического характера. 

Типологический  подход

  нацеливает  методы,  в  том  числе  сравнительный, 

на  выявление  наиболее  существенных  черт  сходства  и  различия  в  изучаемой 
экономико-географической конкретике. 

Таким образом, в  основе ряда общефилософских или  общенаучных подхо-

дов,  применяемых  в  географической  науке,  лежат  четкие  принципы  изучения 
различных объектов. 

ПРИНЦИПЫ 

– основные исходные положения теории, учения, науки; 

- убеждения, взгляды на вещи; 
- основная особенность в устройстве чего-нибудь. 

СРЕДСТВА – 

прием, способ действия или достижения чего-нибудь; 

- предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь 

деятельности. 

Средства определяют достижение результатов исследования. 
Вся  система  подходов,  методов  и  принципов  получения  новых  знаний,  их 

структура (соотношение и взаимосвязи), своеобразие  логики исследования эко-
номической  и  социальной  географии  составляет 

ее  методология

  (от  слов  «ме-

тод» и «логия»).  

Методология наук как  учение  о  принципах построения,  формах и методах 

познания объектов науки базируется на определенных философских позициях. 

В зависимости от широты и глубины охвата объектов и характера обобще-

ний различают следующие 

уровни методологии: 

- всеобщий (диалектический метод); 
- общенаучный; 
- методологии научных систем (например, географические системы наук); 
- методология конкретных наук. 


background image

 

Типологический подход

 нацеливает методы, в том числе сравнительный, на 

выявление  наиболее  существенных  черт  сходства  и  различия  в  изучаемой  эко-
номико-географической конкретике. 

Таким образом, в  основе ряда общефилософских или  общенаучных подхо-

дов,  применяемых  в  географической  науке,  лежат  четкие  принципы  изучения 
различных объектов. 

 

1.2. Классификации методов географических исследований 

 

Все методы географии можно разделить на два больших класса – общегео-

графические  и  частногеографические.  Понятно,  что  первые  из  них  имеют 
сквозной  характер,  пронизывая  всю  систему  географических  наук,  а  вторые 
применяются, например, только физико или экономико - географами. Добавим к 
этому,  что  любые  группировки  методов  имеют  несколько  условный  характер, 
так  как  сами  методы  находятся  в  состоянии  перманентного  развития  и  совер-
шенствования. 

1) 

Классификации методов географических исследований 

(по Максаковскому В. П.) 

 

 
 
 
 
 
 

Методы географических 

исследований 

ЧАСТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ 

Физической 

географии 

геохимический; 
геофизический; 

палеогеографичский 

и другие

 

 

Социально-

экономической 

географии 

Общегеографические 

описание; 
картографический; 
сравнительно

-

географический; 

количественный; 
математический; 
моделирование; 
аэрокосмический 
(дистанционный);

 

геоинформационный 

 

10 

2) 

Классификации методов географических исследований 

(по Жекулину В. С.) 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
В  зависимости  от  использования  различных  принципов  выделяют  сле-

дующие классификации методов. 

I. 

По времени возникновения

 (исторический принцип): 

- традиционные; 
- новые; 
- новейшие. 
II. 

По принципу использования:

 

- общие; 
- частные: 
а) метод полевых исследований (начальная стадия); 
б) методы систематизации и хранения первичного материала; 
в) методы его обработки; 
г) методы прогнозирования; 
д) методы изложения научных результатов и внедрения их в практику; 
е) методы построения научной теории. 
III. 

По существу:

 

1) эмпирические: 
а) наблюдение (получение первичной информации об изучаемом объекте и 

измерение количественных показателей); 

б)  экспедиционный  (стационарный,  полустационарный,  маршрутные  спо-

собы); 

в) камеральные методы 
2) теоретические: 

а)

 

логические 

 

- дедукция (от общего к частному); 
- индукция (от частного к общему); 
-  метод  аналогий  –  выявление  сходств,  предметов  и  явлений  в  свойствах, 

признаках, отношениях; 

 

Методы географических 

исследований 

Сравнительно-
географический

 

Исторический и 

диахронический 

метод 

Диалектический 

метод 

Объяснение на основе 

моделирования, 

эксперимента, 

анализа и синтеза 

Географический прогноз, 

ретроспективный 

географический анализ, 

«метод экспертных оценок»