ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 345
Скачиваний: 3
Простейшая
методика
описания
почв
©
А
.
С
.
Боголюбов
,
М
.
В
.
Кравченко
,
С
.
В
.
Баслеров
©
«
Экосистема
», 2001
В
данном
методическом
пособии
приво
-
дится
методика
заложения
почвенного
раз
-
реза
и
его
описания
по
морфологическим
признакам
.
Рассматривается
технология
описания
строения
почвы
(
генетических
го
-
ризонтов
),
мощности
почвы
и
отдельных
ее
горизонтов
,
окраски
,
влажности
,
механиче
-
ского
состава
,
структуры
,
сложения
,
ново
-
образований
и
включений
.
Приводится
также
схема
выявления
функциональных
зон
почвы
,
помогающая
в
классификации
и
определении
типа
описанной
почвы
.
Введение
Почвенные
исследования
,
проводимые
со
школьниками
в
окрестностях
своей
шко
-
лы
,
экологического
центра
или
в
местности
,
где
проходит
экспедиция
,
являются
неотъ
-
емлемой
частью
комплексного
изучения
природы
.
Представления
о
строении
местных
почв
,
их
разновидностях
и
распространении
в
своей
местности
являются
необходимой
основой
для
углубленного
изучения
остальных
компонентов
ландшафта
–
рельефа
,
рас
-
тительности
и
животного
мира
.
Правильно
организованные
почвенные
исследования
помогут
разобраться
в
происхождении
и
истории
развития
экосистем
той
или
иной
тер
-
ритории
,
и
даже
оценить
перспективы
развития
ее
растительности
,
водного
режима
,
фауны
.
В
полевых
условиях
почвы
описывают
и
определяют
,
т
.
е
.
дают
им
названия
по
внешним
,
так
называемым
морфологическим
признакам
.
Считается
,
что
по
морфоло
-
гическим
(
внешним
)
признакам
можно
определить
почву
подобно
тому
,
как
мы
опре
-
деляем
минерал
,
растение
или
животное
.
Поэтому
,
в
полевых
условиях
особенно
важно
уметь
правильно
описать
почву
,
отметив
все
ее
морфологические
признаки
.
По
морфологическим
признакам
можно
приблизительно
судить
о
направлении
и
степени
выраженности
почвообразовательного
процесса
,
а
также
,
что
очень
важно
, -
классифицировать
почвы
.
Однако
,
из
-
за
большой
сложности
классификации
почв
и
,
главное
,
существенных
различий
в
системах
классификации
почв
в
разных
странах
,
в
данном
учебном
задании
мы
не
рассматриваем
тему
идентификации
(
определения
)
почв
.
Целью
данного
учебного
задания
является
первичное
ознакомление
учащихся
с
почвами
своей
местности
путем
проведения
ее
описания
по
морфологическим
призна
-
кам
.
Важной
содержательной
(
интеллектуальной
)
частью
данного
задания
должно
быть
не
просто
описание
различных
почвенных
горизонтов
своей
почвы
,
а
попытка
выявить
в
описываемой
почве
функциональные
части
(
зоны
).
В
данном
методическом
пособии
мы
приводим
общую
схему
разделения
почвы
на
функциональные
зоны
и
соответствующую
этим
зонам
типологию
почвенных
горизон
-
тов
,
принятую
в
России
.
В
случаях
совпадения
российской
и
международной
систем
- 2 -
типологии
почвенных
горизонтов
напротив
русского
названия
горизонта
мы
указываем
его
название
по
международной
типологии
.
На
основании
описаний
,
произведенных
по
единой
,
предлагаемой
в
данном
посо
-
бии
методике
,
мы
сможем
определить
,
классифицировать
и
сравнить
почвы
,
описанные
в
любой
точке
Земного
шара
.
Методика
заложения
почвенного
разреза
Для
описания
почв
,
изучения
их
морфологических
признаков
,
установления
границ
между
различными
почвами
и
отбора
образцов
для
анализов
в
почвоведении
принято
копать
специальные
ямы
,
которые
называются
почвенными
разрезами
.
Однако
,
любое
почвенное
исследование
,
до
начала
копки
разреза
начинается
с
вы
-
бора
места
для
его
заложения
.
Выбор
места
для
почвенного
разреза
Для
правильного
выбора
места
прежде
всего
необходимо
самым
тщательным
обра
-
зом
осмотреть
местность
,
определить
характер
рельефа
и
растительности
.
При
плоском
рельефе
яму
копают
в
его
центральной
,
наиболее
типичной
части
.
На
склоне
-
в
его
верхней
,
средней
и
нижней
частях
.
При
изучении
речной
долины
-
в
пой
-
ме
,
на
террасе
(
террасах
)
и
на
водоразделах
.
При
проведении
комплексного
экологического
обследования
местности
почвенные
разрезы
желательно
закладывать
по
одному
в
каждом
основном
типе
растительных
со
-
обществ
.
Для
целей
данного
учебного
задания
почвенный
разрез
следует
заложить
в
одном
,
наиболее
типичном
растительном
сообществе
своей
местности
.
Разрез
необходимо
закладывать
в
наиболее
характерном
месте
обследуемой
терри
-
тории
.
Разрезы
не
должны
закладываться
вблизи
дорог
,
рядом
с
канавами
,
на
нетипич
-
ных
для
данной
территории
элементах
микрорельефа
(
понижения
,
кочки
и
т
.
п
.).
Копание
почвенного
разреза
На
выбранном
участке
местности
копают
почвенный
разрез
-
яму
,
у
которой
три
стенки
отвесные
,
а
четвертая
спускается
ступеньками
(
рис
.1):
Размер
ямы
зависит
от
ее
предполагаемой
глубины
(
которая
в
свою
очередь
зави
-
сит
от
мощности
почвы
,
см
.
ниже
)
и
в
среднем
составляет
1
х
2
метра
.
- 3 -
Узкая
сторона
разреза
будет
так
называемой
передней
(
лицевой
)
стенкой
разреза
,
которая
предназначается
для
описания
и
последующего
взятия
образцов
(
при
необхо
-
димости
).
По
окончании
земляных
работ
эта
стенка
должна
быть
обращена
к
солнцу
,
поэтому
располагать
разрез
следует
сразу
же
с
учетом
сторон
света
.
В
начале
работы
дёрн
аккуратно
срезают
лопатой
и
складывают
на
расстоянии
2-3
м
от
будущей
ямы
у
одной
из
ее
боковых
сторон
.
Сюда
же
выбрасывают
и
верхнюю
часть
почвенной
массы
.
Глубинные
гори
-
зонты
выбрасывают
в
противоположную
сторону
.
Ни
в
коем
случае
нельзя
навали
-
вать
землю
на
переднюю
стенку
разреза
-
это
может
привести
к
ее
загрязнению
,
раз
-
рушению
верхних
горизонтов
и
изменению
показателей
их
мощности
.
По
этой
же
при
-
чине
нельзя
ни
в
коем
случае
ходить
и
да
-
же
наступать
на
поверхность
почвы
около
передней
стенки
разреза
.
По
окончании
копки
стенка
передней
(
наиболее
глубокой
)
части
ямы
должна
быть
чиста
от
выброшенной
земли
.
Для
этого
по
окончании
работы
всю
переднюю
стенку
ямы
зачищают
лезвием
лопаты
.
Ширина
передней
стенки
(
и
всего
разреза
целом
)
должна
быть
достаточна
для
работы
в
ней
одного
человека
и
составляет
обычно
от
70
до
100
см
.
В
почвоведении
в
зависимости
от
целей
исследования
почвенные
разрезы
копают
трех
типов
:
основные
(
полные
),
полуямы
и
прикопки
.
Полные
разрезы
копают
на
всю
глубину
почвы
,
включая
верхние
горизонты
мате
-
ринской
породы
(
до
глубины
1 - 5
м
,
в
зависимости
от
мощности
почвы
);
полуямы
-
до
начала
материнской
породы
(75-125
см
),
прикопки
-
до
75
см
.
Основные
разрезы
слу
-
жат
для
полного
морфологического
описания
почв
,
полуямы
-
для
описания
основных
морфологических
признаков
почв
и
для
уточнения
распространения
типов
почв
,
вскры
-
тых
основными
разрезами
.
Прикопки
необходимы
для
определения
границ
почвенных
группировок
в
местах
предположительной
смены
одной
почвы
другой
.
Для
целей
данного
учебного
задания
рекомендуется
выкапывание
разреза
до
нача
-
ла
материнской
породы
с
углублением
в
нее
на
20-30
см
.
В
лесной
зоне
глубина
такого
разреза
предположительно
может
составить
- 1,2 - 1,7
метра
.
Копая
яму
,
желательно
обращать
внимание
на
то
,
как
копается
почва
:
на
какой
глу
-
бине
труднее
,
на
какой
легче
,
где
она
влажная
и
липнет
к
лопате
,
а
где
рассыпчатая
-
сваливается
с
лопаты
.
Все
это
дает
представление
о
физических
свойствах
почвы
и
по
-
том
поможет
при
описании
каждого
из
горизонтов
.
Описание
почвенного
профиля
по
морфологическим
признакам
Общая
схема
проведения
описания
Для
облегчения
проведения
описаний
используется
стандартный
бланк
описания
почвенного
разреза
,
приведенный
в
конце
пособия
(
рис
.2).
Перед
началом
описания
заполняют
шапку
бланка
:
дату
,
административное
и
ме
-
стное
положение
разреза
,
его
положение
в
рельефе
(
ровное
место
,
склон
холма
или
ов
-
рага
и
т
.
п
.),
тип
окружающей
растительности
(
название
растительного
сообщества
,
под
которым
изучается
почва
).
Желательно
описать
растительность
поподробнее
,
особенно
ту
ее
часть
,
которая
определяет
внешний
облик
сообщества
(
в
лесу
,
например
-
древес
-
но
-
кустарниковую
).
Для
этого
можно
использовать
стандартную
схему
описания
рас
-
- 4 -
тительного
сообщества
,
приведенную
в
учебном
задании
№
8 «
Комплексные
исследо
-
вания
на
ландшафтном
профиле
».
Записи
можно
сделать
на
оборотной
стороне
почвен
-
ного
бланка
или
использовать
стандартный
бланк
геоботанического
описания
,
приве
-
денный
в
пособии
к
занятию
№
8.
Если
почвенным
разрезом
вскрыта
грунтовая
вода
,
то
измеряют
глубину
ее
залега
-
ния
(
уровень
грунтовых
вод
).
Если
воды
нет
-
эту
графу
оставляют
свободной
или
за
-
писывают
сюда
величину
,
известную
по
наличию
скважин
,
колодцев
,
родников
в
непо
-
средственной
близости
от
разреза
.
Графу
«
Название
почвы
»
оставляют
свободной
и
заполняют
его
в
самом
конце
только
в
том
случае
,
если
национальная
система
классификации
хорошо
известна
учи
-
телю
и
он
самостоятельно
в
состоянии
определить
тип
изученной
почвы
(
процедура
определения
почвы
не
входит
в
обязательную
часть
задания
и
может
быть
выполнена
по
желанию
).
Далее
приступают
к
описанию
морфо
-
логических
признаков
вскрытой
разрезом
почвы
.
К
главным
морфологическим
при
-
знакам
почвы
,
подлежащим
описанию
в
полевых
условиях
,
относят
:
строение
почвы
(
выявление
генетических
горизонтов
),
мощность
почвы
и
отдельных
ее
горизон
-
тов
,
окраска
,
влажность
,
механический
со
-
став
,
структура
,
сложение
,
новообразования
и
включения
.
Начинают
с
внимательного
рассматри
-
вания
свежезачищенной
стенки
и
выявления
генетических
горизонтов
(
об
их
типо
-
логии
см
.
ниже
).
На
этой
же
стенке
на
одной
трети
ее
ширины
для
большей
наглядно
-
сти
ножом
слегка
прочерчивают
границы
горизонтов
.
Для
облегчения
определения
структуры
почвы
и
новообразований
,
а
также
для
оп
-
ределения
плотности
различных
горизонтов
на
второй
трети
передней
стенки
произво
-
дят
ее
«
препарирование
».
Для
этого
широким
ножом
«
ковыряют
»
почву
,
начиная
с
верхних
горизонтов
вниз
шириной
около
10
см
.
Третью
треть
передней
стенки
оставляют
нетронутой
,
т
.
е
.
свежезачищенной
.
Перед
началом
описаний
(
можно
и
в
конце
)
для
целей
оформления
итоговых
ре
-
зультатов
желательно
сделать
цветные
фотографии
разреза
:
общий
вид
и
вид
передней
стенки
в
полную
длину
по
вертикали
(
если
разрез
глубокий
-
делают
несколько
после
-
довательных
снимков
сверху
вниз
).
Далее
начинают
заполнять
таблицу
бланка
,
в
которую
помещают
сведения
об
опи
-
сываемых
горизонтах
почвы
(
см
.
рис
.2).
В
левой
колонке
таблицы
чертят
схему
почвенного
профиля
,
т
.
е
.
наносят
границы
горизонтов
.
Не
обязательно
делать
это
в
масштабе
,
т
.
к
.
некоторые
горизонты
могут
быть
очень
тонкими
и
не
будут
видны
на
схеме
,
а
некоторые
-
наоборот
,
очень
широ
-
кими
и
не
уместятся
на
рисунке
).
В
средней
колонке
таблицы
,
напротив
каждого
из
обозначенных
горизонтов
приводят
их
индексы
и
мощность
(
см
.
ниже
),
а
в
самой
пра
-
вой
,
широкой
колонке
-
словесные
описания
морфологических
признаков
.
Словесные
описания
ведут
для
каждого
горизонта
в
строку
через
точку
с
запятой
в
определенном
порядке
:
цвет
горизонта
;
влажность
;
механический
состав
;
структура
;
сложение
;
новообразования
;
включения
.
Завершают
словесное
описание
горизонта
указанием
характера
перехода
и
формы
границы
к
нижележащему
горизонту
.
- 5 -
По
завершении
описания
почвы
(
когда
вся
рукописная
работа
выполнена
)
из
каж
-
дого
горизонта
берут
мазки
почвы
и
наносят
их
на
схему
почвенного
профиля
в
соот
-
ветствующее
данному
горизонту
место
на
схеме
.
Делается
это
следующим
образом
.
На
ладонь
берут
небольшое
количество
почвы
из
данного
горизонта
,
добавляют
туда
не
-
много
воды
и
тщательно
растирают
до
вяз
-
кости
жидкого
теста
.
После
этого
«
пачка
-
ют
»
палец
и
прикладывают
его
на
схему
,
слегка
втирая
круговым
движением
.
На
схеме
после
этого
должен
остаться
округ
-
лый
отпечаток
,
густота
которого
уменьша
-
ется
от
центра
к
краям
.
После
окончания
описания
из
разреза
берут
образцы
для
детального
исследования
в
лаборатории
,
или
почвенный
монолит
для
коллекции
(
при
необходимости
).
Строение
почвы
(
функциональные
зоны
и
генетические
горизонты
)
На
освещенной
солнцем
лицевой
стенке
почвенного
разреза
можно
легко
выделить
почвенные
горизонты
,
сменяющие
друг
друга
в
вертикальном
направлении
и
отличаю
-
щиеся
по
цвету
,
структуре
,
механическому
составу
,
влажности
и
другим
признакам
.
Общий
вид
почвы
со
всеми
почвенными
горизонтами
называется
строением
почвы
.
Правильное
выявление
и
описание
генетических
горизонтов
возможно
только
в
случае
понимания
исследователем
сущности
процессов
почвообразования
в
различных
частях
исследуемого
почвенного
профиля
.
Для
облегчения
понимания
строения
почв
приведем
краткую
характеристику
функциональных
особенностей
различных
,
обра
-
зующих
почву
горизонтов
.
Почвенный
профиль
можно
условно
разделить
на
четыре
функциональ
-
ных
зоны
(
сверху
вниз
): 1)
аккумулятивную
(
зону
накопления
,
горизонт
А
),
2)
элювиальную
(
зону
вымывания
,
горизонт
А
2
),
3)
иллювиальную
(
зону
«
вмывания
»,
горизонт
В
)
и
4)
зону
незатронутую
почвообразованием
(
го
-
ризонты
С
и
D).
В
первой
зоне
проис
-
ходят
процессы
накопле
-
ния
органических
остат
-
ков
,
их
превращение
в
гумус
и
накопление
гумуса
.
Во
второй
зоне
происходит
разрушение
органических
и
минеральных
веществ
и
вымывание
их
в
нижележащие
слои
почвы
.
В
третьей
зоне
происходит
закономерное
(
слоями
)
накопление
вымытых
из
второй
зоны
веществ
.