ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1735
Скачиваний: 9
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
географической
экологии
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
Практикум
для
студентов
географического
факультета
специальности
1- 33 01 02 «
Геоэкология
»
МИНСК
2007
УДК
502.5(076.5)
ББК
26.82
я
73
Л
22
А в т о р
-
с о с т а в и т е л ь
Г
.
И
.
Марцинкевич
Рекомендовано
Ученым
советом
географического
факультета
20
июня
2007
г
.,
протокол
№
9
Р е ц е н з е н т
кандидат
географических
наук
,
доцент
А
.
Н
.
Мотузко
Л
22
Ландшафтоведение
:
практикум
для
студентов
геогр
.
фак
.
спец
.
1-33 01 02 «
Геоэкология
» /
авт
.-
сост
.
Г
.
И
.
Марцинкевич
. –
Минск
:
БГУ
, 2007. – 47
с
.
Практикум
содержит
методические
разработки
по
выполнению
лабора
-
торных
и
контролируемых
самостоятельных
работ
,
которые
сопровождаются
таблицами
с
необходимой
количественной
и
качественной
информацией
,
об
-
разцами
карт
природных
,
природно
-
антропогенных
ландшафтов
и
карты
эколо
-
гического
состояния
ПТК
.
Представлена
также
тематика
контрольных
работ
для
студентов
заочного
отделения
и
список
основной
и
дополнительной
лите
-
ратуры
по
курсу
«
Ландшафтоведение
».
Предназначен
для
студентов
географического
факультета
заочного
отде
-
ления
специальности
1- 33 01 02 «
Геоэкология
».
УДК
502.5(076.5)
ББК
26.82
я
73
©
БГУ
, 2007
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важнейшей
особенностью
современного
высшего
образования
становится
поиск
и
внедрение
новых
образовательных
подходов
и
технологий
,
позволяющих
повысить
уровень
обучения
студентов
.
Одним
из
них
,
в
наибольшей
степени
соответствующим
требованиям
времени
,
является
обучающе
-
исследовательский
подход
,
цель
которого
–
переориентация
процесса
обучения
на
развитие
творческого
потенциала
личности
,
формирование
логического
,
независимого
,
аналитического
мышления
.
Достижение
этой
цели
возможно
через
освоение
студентами
навыков
переработки
и
продуциро
-
вания
новых
знаний
на
основе
усвоенных
методов
,
моделей
и
схем
организации
и
выполнения
учебных
работ
.
В
этом
процессе
важную
роль
призван
сыграть
учебно
-
методический
комплекс
дисциплины
,
одним
из
элементов
которого
является
практи
-
кум
.
Его
предназначение
–
оказание
методической
помощи
студентам
при
выполне
-
нии
практических
,
лабораторных
и
самостоятельных
работ
,
при
подготовке
к
колло
-
квиуму
,
промежуточному
зачету
,
экзамену
,
при
написании
контрольной
или
курсо
-
вой
работы
.
Настоящий
практикум
по
ландшафтоведению
разработан
с
использованием
обу
-
чающе
-
исследовательского
подхода
,
что
прослеживается
по
всем
его
разделам
.
Так
,
наиболее
простые
задачи
ставятся
в
лабораторных
работах
,
которые
рассчитаны
на
закрепление
теоретических
знаний
,
формирование
умений
и
навыков
.
Однако
ввиду
того
,
что
лабораторные
работы
предусматривают
индивидуальные
задания
,
в
резуль
-
тате
их
выполнения
каждый
студент
обладает
хотя
и
небольшим
,
но
собственным
материалом
.
Это
обстоятельство
учтено
при
разработке
тематики
контролируемых
самостоятельных
работ
,
которые
нацелены
на
развитие
научного
мышления
,
способ
-
ностей
анализа
и
синтеза
полученного
материала
.
Практикум
содержит
большое
количество
источников
информации
,
однако
они
представлены
не
общим
списком
,
а
разнесены
по
отдельным
разделам
.
Так
,
перечнем
основных
литературных
и
картографических
источников
снабжены
все
задания
для
самостоятельной
работы
,
каждая
тема
для
выполнения
контрольной
работы
.
Помимо
этого
,
список
основной
и
дополнительной
литературы
приведен
в
учебной
программе
курса
«
Ландшафтоведение
».
Лабораторные
работы
и
КСР
сгруппированы
в
4
модуля
в
соответствии
с
требо
-
ваниями
,
предъявляемыми
к
учебным
материалам
,
предназначенным
для
системы
дистанционного
обучения
(
СДО
)
и
размещенным
в
оболочке
«eUniversity».
По
этим
же
модулям
подготовлены
контрольные
вопросы
для
промежуточного
и
итогового
тестирования
.
4
1.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
И
ФОРМЫ
КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ
СТУДЕНТОВ
Контролируемая
самостоятельная
работа
–
важный
элемент
обучающей
деятель
-
ности
,
выполняемой
студентами
в
аудитории
или
во
внеаудиторное
время
без
уча
-
стия
преподавателя
,
но
с
условием
обязательной
оценки
за
ее
исполнение
.
КСР
могут
носить
репродуктивный
,
реконструктивный
или
творческий
характер
.
Самые
простые
задачи
(
репродуктивного
типа
)
предполагают
единственный
путь
решения
,
обозначенный
в
задании
.
Задачи
реконструктивного
типа
предусматрива
-
ют
преобразование
материала
,
его
упорядочивание
и
систематизацию
.
Результатом
этого
этапа
выступает
географическое
описание
территории
,
построение
графиче
-
ских
или
матричных
моделей
,
составление
аннотации
к
работе
.
Творческие
задания
требуют
анализа
проблемной
ситуации
,
получения
новой
информации
с
помощью
выбранных
студентом
самостоятельно
средств
и
методов
решения
.
Контролируемая
самостоятельная
работа
–
традиционный
вид
учебной
работы
в
вузе
,
но
в
последние
годы
он
наполнился
конкретным
содержанием
,
приобрел
разно
-
образные
формы
и
методы
проведения
и
контроля
.
Определилась
и
унифицированная
структура
задания
по
КСР
.
Так
,
задание
на
КСР
должно
содержать
следующие
пунк
-
ты
:
тема
,
цель
,
форма
и
методы
проведения
,
содержание
,
форма
контроля
,
ис
-
точники
информации
.
Тема
и
цель
работы
требуют
ясных
,
кратких
,
четких
,
недвусмысленных
определе
-
ний
,
а
формулировка
цели
,
кроме
того
,
должна
преследовать
приобретение
новых
знаний
,
умений
и
навыков
.
Важная
часть
КСР
–
форма
и
методы
ее
проведения
.
Существует
несколько
вариантов
самостоятельных
письменных
работ
,
выполняе
-
мых
в
аудитории
или
в
домашних
условиях
.
Это
реферативные
работы
,
эссе
,
где
не
-
обходимо
сформулировать
и
высказать
собственную
точку
зрения
на
проблемный
вопрос
;
географическая
характеристика
территории
.
Студентам
IV–V
курсов
полезно
давать
задания
по
разработке
методики
собственных
исследований
Географическое
образование
предусматривает
выработку
умений
по
составлению
тематических
,
оценочных
,
прогнозных
и
многих
других
видов
карт
какого
-
либо
оп
-
ределенного
участка
,
а
также
производство
различных
картометрических
работ
по
имеющимся
картам
.
Полученные
таким
образом
данные
могут
использоваться
для
построения
графиков
и
моделей
,
в
том
числе
с
помощью
компьютера
.
Моделирова
-
ние
может
быть
и
отдельным
заданием
КСР
,
если
для
этого
имеется
достаточный
фактический
материал
.
Кроме
того
,
контролируемая
самостоятельная
работа
может
проводиться
с
использованием
интерактивных
форм
.
В
содержательной
части
работы
в
сжатом
виде
дается
краткий
план
текста
или
процесс
выполнения
картографического
задания
с
указанием
желательного
конечно
-
го
результата
.
К
настоящему
моменту
выработано
три
способа
проверки
работы
–
письменный
,
устный
,
электронный
.
Наиболее
эффективным
видом
контроля
является
рейтинговая
оценка
,
которая
позволяет
студенту
самому
ориентироваться
,
как
его
знания
выгля
-
дят
на
фоне
знаний
однокурсников
.
Рейтинговая
система
имеет
важное
воспитатель
-
ное
значение
,
заставляя
студента
более
тщательно
и
вдумчиво
выполнять
задания
КСР
.
Шкала
рейтинговых
оценок
по
курсу
«
Ландшафтоведение
»,
разработанная
на
ка
-
федре
геоэкологии
,
приведена
в
таблице
1.
5
Таблица
1
Шкала
рейтинговых
оценок
по
курсу
«
Ландшафтоведение
»
Расчетно
-
аналитические
работы
Рейтинговая
система
оценок
Зачетные
баллы
за
выполнение
задания
Зачетные
баллы
за
модуль
Суммарные
рей
-
тинговые
оценки
Модули
Ча
-
сы
Вид
занятий
Тема
занятий
Ча
-
сы
Мин
Макс
Мин
.
Макс
.
Мин
.
Макс
.
Лаборатор
.
работа
1
Составить
карту
ПТК
.
6
4
7
КСР
1
Дать
характеристику
ПТК
,
проанализировать
их
верти
-
кальное
и
горизонтальное
строение
.
2
2
3
1
модуль
.
История
развития
науки
.
Верти
-
кальное
и
горизонтальное
строение
территориальных
комплексов
(
ПТК
).
8
Компьют
.
тестиров
..
По
теме
модуля
-
6
8
12
18
Лабор
.
работа
2
Составить
карту
ПАК
.
4
3
5
КСР
2,3
Проанализировать
строение
и
дать
характеристику
ПАК
.
4
4
6
2
модуль
.
Развитие
представления
об
антропо
-
генном
ландшафте
,
строение
и
ха
-
рактеристика
природно
-
антропогенных
комплексов
(
ПАК
).
8
Комп
.
тести
-
рование
По
теме
модуля
-
6
8
13
19
Лабора
-
тор
.
работа
3
Изучить
и
проанализировать
структуру
ПТК
ландшафтно
-
го
района
.
2
3
5
КСР
4
Характеристика
ландшафт
-
ного
района
.
2
2
3
КСР
5
Оценить
антропогенную
пре
-
образованность
урочищ
2
2
3
КСР
6
Оценка
экологического
со
-
стояния
ПТК
2
3
4
3
модуль
.
Ландшафтное
районирование
.
Ландшафтно
-
экологические
иссле
-
дования
.
8
Комп
.
тести
-
рование
По
теме
модуля
5
8
15
23
40
60