ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.09.2020
Просмотров: 1691
Скачиваний: 9
11
На
ксерокопии
топографической
карты
простым
карандашом
вначале
обводим
контуры
урочищ
,
расположенных
в
пределах
вогнутых
и
плоских
мезоформ
рельефа
,
–
ложбины
стока
,
поймы
,
котловины
,
учитывая
рисунок
горизонталей
и
помня
,
что
проведенная
граница
не
должна
пересекать
изолинию
,
а
может
идти
только
в
соот
-
ветствии
с
ней
(
рис
. 2) .
Следующий
шаг
−
выделение
урочищ
,
располагающихся
в
пределах
надпоймен
-
ных
террас
,
которые
хорошо
просматриваются
на
топографических
картах
вдоль
пойм
.
Закончив
эту
работу
,
следует
внимательно
осмотреть
оставшуюся
территорию
,
помня
,
что
«
белых
пятен
»
на
карте
быть
не
должно
.
Это
означает
,
что
территория
должна
быть
разделена
между
теми
урочищами
,
которые
еще
не
нанесены
на
карту
.
Границы
между
этими
урочищами
проводятся
также
с
учетом
рисунка
горизонталей
(
рис
.3).
Завершив
составление
карты
,
следует
еще
раз
обратиться
к
списку
урочищ
,
кото
-
рый
был
составлен
ранее
.
В
нем
иногда
можно
обнаружить
,
что
отдельные
урочища
различаются
между
собой
только
почвенно
-
растительным
покровом
.
В
этом
случае
необходимо
провести
группировку
урочищ
,
помня
,
что
ведущим
признаком
выделе
-
ния
ПТК
является
мезорельеф
.
Разнообразие
почв
и
растительности
,
выявленное
в
разных
точках
,
приводит
лишь
к
усложнению
легенды
урочищ
,
но
не
к
их
увеличе
-
нию
.
Например
,
если
две
разные
точки
имеют
одинаковые
геоморфологические
ха
-
рактеристики
и
отличаются
лишь
по
почвенно
-
растительному
покрову
,
то
эти
конту
-
ры
необходимо
рассматривать
как
одно
урочище
со
сложной
фациальной
структу
-
рой
.
В
этом
случае
в
название
урочища
вводятся
наименования
почв
и
растительно
-
сти
из
двух
точек
,
в
результате
чего
оно
будет
иметь
более
сложный
вид
,
чем
у
дру
-
гих
ПТК
.
Например
:
т
. 54, 61 –
урочище
ложбин
стока
с
дерново
-
подзолисто
-
глеевыми
и
дерново
-
перегнойно
-
глеевыми
супесчано
-
суглинистыми
почвами
,
суходольными
злаковыми
лугами
,
сосновыми
злаковыми
лесами
.
С
учетом
проведенной
группировки
предварительный
список
урочищ
,
составлен
-
ный
ранее
,
можно
рассматривать
как
окончательный
.
Подобрав
цветовую
гамму
(
рис
.4)
для
урочищ
,
приступаем
к
оформлению
ланд
-
шафтной
карты
в
соответствии
с
разработанными
условными
обозначениями
.
Закон
-
ченная
и
оформленная
карта
с
условными
знаками
и
топоосновой
представляется
на
проверку
преподавателю
.
Оценка
за
эту
работу
включается
в
общую
рейтинговую
систему
оценок
.
12
1.2.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
1 (
2
часа
)
Тема
.
Вертикальное
и
горизонтальное
строение
природно
-
территориальных
комплексов
.
Цель
:
Формирование
навыков
анализа
вертикального
и
горизонтального
строения
ПТК
и
умений
систематизации
материала
.
Форма
и
методы
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
,
выпол
-
няемая
по
материалам
лабораторной
работы
1.
Содержание
.
В
рабочей
тетради
расчертить
на
двух
страницах
таблицу
4.
Заполнить
все
графы
таблицы
,
пользуясь
топографической
картой
,
составленной
са
-
мостоятельно
ландшафтной
картой
ПТК
и
условными
обозначениями
к
ней
.
Палет
-
кой
измерить
площади
урочищ
,
определить
их
удельный
вес
в
%
от
общей
площади
участка
.
После
заполнения
таблицы
произвести
описание
трех
урочищ
, (
одного
доми
-
нантного
,
одного
субдоминантного
,
одного
редкого
),
по
следующему
плану
:
1.
Определение
термина
«
урочища
»,
критерии
выделения
2.
Урочища
доминантные
,
субдоминантные
,
редкие
(
определяются
по
удельному
весу
площадей
,
выраженных
в
%)
3.
Географическое
положение
урочища
,
абсолютные
и
относительные
высо
-
ты
.
4.
Геологические
отложения
и
мезорельеф
5.
Почвенно
-
растительный
покров
Текст
сопровождается
круговой
диаграммой
,
на
которой
показывается
струк
-
тура
доминантных
,
субдоминантных
,
редких
урочищ
в
%.
Таблица
4
Анализ
вертикального
строения
ПТК
Площадь
Урочище
название
км
2
%
Абсолют
-
ные
высоты
Относи
-
тельные
высоты
Геологи
-
ческие
отложения
Мезо
-
рельеф
Поч
-
вы
Расти
-
тель
-
ность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Методы
контроля
:
проверка
преподавателем
,
рейтинговая
оценка
Основные
источники
информации
:
1.
Марцинкевич
Г
.
И
.
Ландшафтоведение
.
Практикум
.,-
Мн
.-2006.
Электронная
вер
-
сия
2.
Марцинкевич
Г
.
И
.
Ландшафтоведение
.
Учебник
.
Мн
.:
БГУ
2007
3.
Учебная
топографическая
карта
(
фрагмент
).
Масштаб
1:50 000
4.
Фрагмент
выполненной
самостоятельно
карты
ПТК
(
лабораторная
работа
1),
масштаба
1: 50000
13
Модуль
2
2.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
2
(4
часа
)
Тема
.
Овладеть
приемами
составления
карты
природно
-
антропогенных
комплек
-
сов
(
ПАК
).
Цель
работы
:
выработка
умений
выделения
ПАК
в
ранге
урочищ
с
использова
-
нием
количественных
показателей
.
Материалы
:
фрагмент
топографической
карты
масштаба
1:50 000,
ксерокопия
карты
природных
территориальных
комплексов
(
лабораторная
работа
1),
палетка
(10
х
10
см
),
калькулятор
.
В
70-
х
годах
ХХ
ст
.
в
ландшафтоведении
сформировалось
новое
направление
,
по
-
лучившее
название
антропогенного
ландшафтоведения
.
Основоположником
этого
направления
был
профессор
Ф
.
Н
.
Мильков
.
Антропогенными
ландшафтами
стали
на
-
зывать
комплексы
сознательно
,
целенаправленно
созданные
человеком
для
выполне
-
ния
тех
или
иных
социально
-
экономических
функций
.
Антропогенные
ландшафты
принято
разделять
на
техногенные
(
ТЛ
)
и
природно
-
антропогенные
(
ПАЛ
).
Последние
формируются
человеком
с
учетом
ресурсного
по
-
тенциала
природных
ландшафтов
для
выполнения
определенных
социально
-
экономических
функций
.
Сельскохозяйственная
,
лесохозяйственная
,
рекреационная
и
прочая
деятельность
сопровождается
изменением
главным
образом
биоты
,
но
вле
-
чет
за
собой
замену
природного
ландшафта
природно
-
антропогенным
.
Классификация
природно
-
антропогенных
ландшафтов
Беларуси
предусматривает
их
трехступенное
ранжирование
на
классы
,
подклассы
,
роды
.
Классы
ПАЛ
выделя
-
ются
по
направлению
хозяйственной
деятельности
человека
в
определенных
отрас
-
лях
народного
хозяйства
.
По
этому
признаку
обособлены
:
сельскохозяйственные
,
сельскохозяйственно
-
лесные
,
лесные
,
рекреационные
,
охраняемые
ПАЛ
.
Таблица
5
Критерии
выделения
подклассов
ПАЛ
по
структуре
земельных
угодий
, %
а
)
сельскохозяйственный
класс
Подклассы
Структура
угодий
пахотные
пахотно
-
культурно
-
сенокосные
лугово
-
пахотные
пастбищно
-
лугово
-
болотные
сенокосно
-
пастбищные
Пашня
>
70
30 – 60
50 – 70
до
15
10
Леса
до
20
до
20
до
20
до
20
до
20
Луга
до
10
до
10
10 – 40
10
70 – 80
Болота
до
10
15 – 20
5 – 15
до
80
до
15
б
)
сельскохозяйственно
-
лесной
класс
Подклассы
Структура
угодий
лесополевые
сенокосно
-
лесополевые
пахотно
-
лесные
Пашня
50 – 70
до
60
20 – 50
Леса
20 – 50
25 – 50
50 – 70
Луга
до
10
10 – 30
до
10
Болота
до
10
до
10
до
10
в
)
лесной
класс
Подклассы
Структура
угодий
лесохозяйственные
лесоболотные
Пашня
до
20
до
15
Леса
>
70
70
Болота
до
10
15 – 30
14
Подклассы
ПАЛ
определяются
по
структуре
земельных
угодий
и
указывают
на
сложившиеся
виды
хозяйственной
деятельности
внутри
класса
.
Так
,
подклассами
сельскохозяйственных
ландшафтов
являются
пахотные
,
лугово
-
пахотные
и
др
.,
сель
-
скохозяйственно
-
лесных
–
лесополевые
,
пахотно
-
лесные
и
т
.
д
.(
табл
. 5).
Природно
-
антропогенные
урочища
выделяются
также
с
учетом
структуры
земельных
угодий
в
предеклах
природного
урочища
.
Название
подклассов
урочищ
формируется
по
двум
преобладающим
типам
угодий
.
Различают
,
например
,
пахотные
волнистой
лессовой
равнины
,
лесополевые
камовых
холмов
,
сенокосно
-
пастбищные
плоской
поймы
,
се
-
литебно
-
пахотные
волнистой
моренной
равнины
и
др
.
ПАУ
.
Таким
образом
,
набор
подклассов
урочищ
,
как
правило
,
шире
набора
подклассов
ландшафтов
,
помещенных
в
табл
.5.
Выполнение
лабораторной
работы
начинается
с
оцифровки
каждого
контура
уро
-
чищ
на
ксерокопии
карты
природных
урочищ
,
выполненной
самостоятельно
.
Далее
в
рабочую
тетрадь
переносим
таблицу
6
и
приступаем
к
подсчету
площадей
земельных
угодий
с
помощью
палетки
.
Завершение
этой
работы
производится
сту
-
дентами
самостоятельно
(
КСР
2).
2.2
КОНТРОЛИРУЕМАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
2 (2
часа
)
Тема
.
Подсчет
структуры
земельных
угодий
природных
территориальных
ком
-
плексов
в
ранге
урочищ
.
Цель
:
приобретение
навыков
расчета
количественных
показателей
структуры
зе
-
мельных
угодий
ПТК
.
Форма
и
методы
проведения
:
индивидуальная
письменная
работа
,
выполняемая
с
использованием
оборудования
и
по
материалам
лабораторной
работы
2 (
топогра
-
фическая
карта
,
оцифрованная
карта
контуров
урочищ
).
Содержание
.
Внимательно
изучаем
фрагмент
топографической
карты
и
сравни
-
ваем
конкретный
набор
имеющихся
угодий
с
предлагаемым
перечнем
в
табл
. 6 (
гр
.
5–22).
Перечерчиваем
таблицу
в
рабочую
тетрадь
.
Графы
1–4
обязательные
,
далее
отбираем
по
мере
необходимости
.
Для
работы
используем
палетку
.
Помним
,
что
масштаб
карты
1:50
000,
т
.
е
. 1
см
2
имеет
площадь
500
×
500
м
(0,25
км
2
).
Сначала
записываем
общую
площадь
нашего
участка
в
графу
1
табл
. 8.
Далее
,
используя
оцифрованную
карту
контуров
,
измеряем
площадь
каждого
контура
отдельно
,
и
заполняем
графы
2
и
3.
Третью
графу
заполня
-
ем
сначала
карандашом
.
Суммируем
полученные
цифры
в
графе
3
и
сверяем
резуль
-
тат
с
показателем
в
графе
1.
Сумма
площадей
контуров
и
площадь
всего
участка
должны
совпадать
.
Если
это
условие
соблюдено
,
то
все
показатели
в
графе
3
можно
записывать
ручкой
.
Для
заполнения
графы
4
надо
определить
долю
площади
каждого
контура
в
%%
от
общей
площади
участка
.
После
этого
приступаем
к
заполнению
остальных
граф
таблицы
.
Для
этого
на
карте
контуров
урочищ
палеткой
определяем
площади
пашни
,
лесов
,
лугов
и
т
.
д
.
по
каждому
контуру
.
Заполняем
соответствующие
графы
(5, 7, 9,
11
и
пр
.)
таблицы
.
Далее
высчитываем
долю
каждого
вида
угодий
в
процентах
от
об
-
щей
площади
контура
урочища
.
Полученные
цифры
записываем
в
графы
6, 8, 10, 12
и
пр
.
15
Таблица
6
Количественные
показатели
структуры
земельных
угодий
ПТК
Общ
.
пл
.
Кон
-
туры
Площадь
кон
-
тура
Пашня
Лес
Кустарник
Луг
Болото
Населен
-
ный
пункт
км
2
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
км
2
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Окончание
табл
. 6
Сад
Озеро
,
водохранилище
Другие
Природное
урочище
Природно
-
антропогенное
урочище
Подкласс
ПАУ
Класс
ПАЛ
км
2
%
км
2
%
км
2
%
название
название
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Методы
контроля
:
проверка
преподавателем
,
рейтинговая
оценка
.
Основные
источники
информации
:
1.
Выполненные
на
лабораторных
занятиях
карты
.
2.
Марцинкевич
Г
.
И
.,
Ландшафтоведение
.
Мн
.,
БГУ
2007.
3.
Фрагмент
топографической
карты
.
Масштаб
1: 50 000.
2.1.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
2
(
продолжение
)
Тема
:
Разработать
типологию
и
выполнить
карту
природно
-
антропогенных
ком
-
плексов
.
Цель
работы
:
приобретение
навыков
составления
крупномасштабной
карты
ПАК
.
Материалы
:
ксерокопия
топографической
карты
с
точками
,
таблица
7
с
запол
-
ненными
графами
1-22.
Для
завершения
работы
необходимо
заполнить
графы
21-24
таблицы
7.
Графа
21
содержит
краткое
(
без
почвенно
-
растительного
покрова
)
название
природных
уро
-
чищ
в
соответствии
с
ранее
выполненной
картой
.
В
графу
23
записываем
название
подкласса
ПАК
,
определяемое
по
одному
-
двум
максимальным
показателям
структу
-
ры
земельных
угодий
(
в
%)
данного
ПТК
.
Название
природно
-
антропогенного
уро
-
чища
составляется
из
сведений
в
графе
21
и
23.
Заключительный
шаг
–
определение
названия
класса
ПАК
с
учетом
всех
предыдущих
данных
по
горизонтальной
строке
.
Образцы
названия
классов
и
подклассов
помещены
в
табл
. 8.
После
этого
необходимо
провести
типологию
ПАК
на
уровне
классов
и
подклас
-
сов
и
разработать
систему
условных
знаков
для
карты
.
Ввиду
того
,
что
на
ней
будут
показаны
только
классы
и
подклассы
ПАК
,
по
своему
содержанию
и
оформлению
она
сравнительно
простая
.
Классы
ПАК
отражаются
на
карте
методом
качественного
фона
,
подклассы
показываются
штриховкой
.
Образец
оформления
карты
см
.
на
рис
.
5.