ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2020
Просмотров: 1328
Скачиваний: 5
– В низменных ПТК типичны процессы слабого транзита при незначительно выраженных процессах выноса (на 20,0 % площади) и аккумуляции (12 %).
Анализ ПТК показал, что:
– наиболее высокой способностью к выносу веществ обладают холмисто-моренно-озерные, холмисто-моренно-эрозионные, лессовые с господством элювиальных ЭЛ и интенсивным поверхностным смывом;
– максимальная способность к накоплению у камово-моренно-озерных, водно-ледниковых с озерами, пойменных ПТК с высоким весом супераквальных и субаквальных ЭЛ и значительность сохранения естественной растительности.
На основании рассмотренных закономерностей можно определить состояние и устойчивость ПТК, а также дать экологическую оценку ландшафтов Беларуси.
Экологическое состояние понимается как способность ПТК выносить продукты поверхностного смыва. Оно характеризует соотношение процессов выноса и аккумуляции вещества.
Проведенные подсчеты показали, что возвышенные и средневысотные ландшафты характеризуются как экологически благоприятные, а низменные – как неблагоприятные. При этом самая неблагоприятная экологическая ситуация отмечена в пределах пойменных ПТК.
С процессами смыва и аккумуляции вещества связан еще один показатель – устойчивость ПТК к сельскохозяйственным нагрузкам. Расчет по специальной формуле показал, что по степени устойчивости к сельскохозяйственным нагрузкам все ландшафты Беларуси можно разделить на 4 группы.
I. К группе наиболее устойчивых (53 % Беларуси) относятся два ландшафта – камово-моренно-озерные, пойменные, вследствие широкого распространения супераквальных и субаквальных элементов ландшафтов и высокой степени сохранности естественной расти- тельности.
III. К группе неустойчивых относятся камово-моренно-эрозионные, моренно-озерные, вторичноморенные. В этих ПТК вынос вещества уменьшается за счет снижения глубокого расчленения рельефа.
IV. Наибольшая степень неустойчивости – у ландшафтов из группы возвышенных – холмисто-моренно-эрозионные, лессовые, хол-мисто-моренно-озерные. Для этих ПТК характерна большая распаханность, интенсивный вынос вещества.
Все остальные ландшафты, образующие самую многочисленную группу из средневысотных и низменных ПТК, характеризуются как слабо устойчивые (II).
Сопоставив показатели экологического состояния и устойчивости ПТК, можно получить интегрированную экологическую оценку ландшафтов Беларуси, содержащую 3 ступени.
-
Ландшафты экологически благоприятные и устойчивые к сель-скохозяйственным нагрузкам (25,8 %) – к ним относятся ПТК из группы средневысотных – моренно-зандровые, моренно-озерные, вторичные водно-ледниковые.
-
Ландшафты экологически благоприятные, но неустойчивые (около 30 %) представлены возвышенными ландшафтами севера и центра Беларуси.
-
Ландшафты экологически неблагоприятные, но устойчивые – низменные ПТК, преимущественно юга республики (остальная площадь).
7. АНТРОПОГЕННЫЕ ЛАНДШАФТЫ
7.1. Развитие представления об антропогенном ландшафте
Свыше 100 лет назад, в 1864 г. в Лондоне вышла книга Марша «Человек и природа или о влиянии человека на изменение физико-географических условий». В ней автор указывает на размеры изменений, произведенных человеком на планете, и предостерегает от его вмешательства в широких размерах. Труд Марша – очень серьезное исследование, и он не потерял актуальности и в наши дни. В 1891 г. в России была небывалая засуха. На это событие откликнулся В.В. До-кучаев, который в своей монографии «Наши степи прежде и теперь» (1892 г.) показал, как многовековая деятельность человека привела к коренному изменению южнорусских степей – их истощению, в результате чего засухи стали более частыми и более губительные для урожая. В это же время (1894 г.) появляются две статьи А.И. Воекова под общим заголовком «Воздействие человека на природу» В статьях собран огромный фактический материал о последствиях стихийного вмешательства человека в природу и показаны примеры активного преобразования природы человеком.
Большой интерес представляет изданная в ФРГ в 1954 г. монография Фельса «Хозяйственная деятельность человека и преобразование земли». В заключении рассматривается хозяйственный ландшафт. Он пишет, что все виды воздействия вольно или невольно имеют одинаковый результат. Они все сильнее накладывают на поверхность земли отпечаток деятельности человека, лишают природный ландшафт его самобытности и глубоко его преображают. Однако несмотря на обширный опубликованный материал, в целом ландшафтоведение долгие годы не занималось преобразованными ландшафтами, сконцентрировав свое внимание на изучение естественных ПТК.
Только в 1930-е гг. в зарубежной географии получила широкое признание идея «культурного ландшафта». Ее сторонники рассматривали природу как обрамление человека с его культурой и хозяйственной деятельностью.
Идея культурного ландшафта, но по совершенно новой трактовке, была высказана Л.Г. Раменским в работах 1930-х гг. Автор указал, что причиной разделения ландшафтов на природные и окультуренные является хозяйственная деятельность. Под ее влиянием природные ландшафты превращаются в культурные, а составляющие их фации приобретают культурные модификации. Это была первая работа по морфологии антропогенного ландшафта.
В конце 1930-х гг. появляется термин – антропогенный ландшафт, предложенный русским ученым А.Д. Гожевым, впоследствии забытый до начале 1960-х гг. Именно в это время вышла книга И.М. Забелина «Теория физической географии» В ней он предлагает антропогенные ландшафты делить на несколько групп, в том числе природно-антропогенные и культурные ландшафты. Позднее эти термины появляются у В.С. Преображенского. Сначала он все антропогенные ландшафты называет природно-антропогенными, а позднее выделяет в антропогенных комплексах 2 группы: природно-антропогенные и природно-техногенные.
Указанные работы подготовили почву для оформления в 70-е гг. XX в. нового научного направления современного ландшафтоведения, получившего название антропогенного. Во главе этого направления стоит Ф.Н. Мильков, опубликовавший по данной проблеме ряд трудов и создавший в Воронежском университете школу антропогенного ландшафтоведения. Он определил предмет, цели и основные задачи этого направления, обосновал принцип исследования, названный принципом природно-антропогенной совместимости, и предложил несколько новых подходов к классификации антропогенных ландшафтов, возможности и перспективы практического использования результатов ландшафтно-антропогенных исследований.
Предметом антропогенного ландшафтоведения выступают комплексы, формирующиеся под влиянием хозяйственной деятельности человека – антропогенные ландшафты. По мнению Ф.Н. Милькова, «антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все те природные комплексы, в которых коренному изменению (перестройке) под влиянием человека подвергался любой из их компонентов, в том числе и растительность с животным миром». Действительно, в любом районе земного шара имеется множество объектов и комплексов, которые можно отнести к антропогенным ландшафтам в такой трактовке. Однако значительная часть суши не подвергалась коренной трансформации, хотя испытывает влияние хозяйственной деятельности. По мнению В.Н. Солнцева, предметом антропогенного ландшафтоведения должен быть «любой природный комплекс независимо от того, коренным или некоренным образом он перестроен». Таким образом, к антропогенным ландшафтам следует относить комплексы «как сознательно, целенаправленно созданные человеком для выполнения тех или иных социально-экономических функций, так и возникшие в результате непреднамеренного изменения природных ландшафтов» (Охрана ландшафтов. Толковый словарь. 1982). Характерная особенность целенаправленно созданных ландшафтов – сочетание природных процессов с процессами и элементами хозяйственной деятельности общества. Непреднамеренные изменения происходят в результате использования ядохимикатов в сельском и лесном хозяйстве, воздействия промышленных предприятий на воды, почвы, растительность окружающего ландшафта, наблюдаются при осушительных мелиорациях.
Антропогенные ландшафты, имея природную основу, в своем развитии подчиняются тем же закономерностям, что и природные. Заброшенные человеком антропогенные ландшафты, как правило, стремятся вернуться к своему первоначальному состоянию. Так, заброшенная пашня в степи с годами превращается в залежь, и на ней формируется второстепенная степь, мало отличающаяся от степной целины.
По мнению Ф.Н. Милькова, антропогенные ландшафты представляют собой один из генетических рядов природных территориальных комплексов, что предопределяет необходимость изучать их методами, применяемыми в ландшафтоведении. Вместе с тем не следует упускать из вида и то обстоятельство, что формирование, функционирование и динамика антропогенных ландшафтов теснейшим образом связаны с социально-экономическими условиями. Вследствие этого основным признаком изучения таких ландшафтов должен быть предложенный Ф.Н. Мильковым принцип природно-антропогенной совместимости. Из других принципов, заимствованных из физической географии, не теряют своего значения принципы зональности и провинциальности. Подавляющее большинство антропогенных ландшафтов подчиняются закону широтной зональности и изменяют свой тип в зависимости от характера ландшафтной зоны.
Характерная черта всей группы антропогенных ландшафтов, что они все нуждаются в постоянном уходе и регулировании, без поддержки они дичают. Ф.Н. Мильков выделяет 2 стадии их развития: ранняя (неустойчивая) и зрелая (устойчивая).
В раннюю, неустойчивую стадию происходит сравнительно быстрая перестройка, приспособление всех компонентов ландшафтного комплекса к новой обстановке. В одних случаях ранняя стадия характеризуется ускоренным ходом геоморфологических процессов, в других – сменой растительности и животного мира, в третьих – резким изменением микроклимата или уровня грунтовых вод.
В зрелую, устойчивую стадию происходит эволюционное развитие антропогенных комплексов. К этому времени они заканчивают выработку своей морфологии, растительность у них приобретает зональные черты, формируются почвы.
многие приемы и методы изучения естественных ландшафтов применимы и при изучении антропогенных ландшафтов.
Важное значение приобретает также историко-археологический метод, предполагающий самый внимательный анализ опубликованных и рукописных литературных и картографических источников. Главнейшим приемом отражения истории развития антропогенных ландшафтов является метод историко-генетических рядов.
Большую роль в познании антропогенных ландшафтов играет сравнительный метод естественных аналогов. Суть его заключается в выявлении сходства и различия антропогенных комплексов с их лучше изученными естественными аналогами (водохранилище – озеро).
7.2. Классификации антропогенных ландшафтов
При изучении и картографировании антропогенных ландшафтов первичное значение имеет их классификация.
Первую классификацию дает в своей работе В.П. Семенов Тянь-Шанский. Он предложил изучать 2 группы ландшафтов – культурные и неизменные, такие в чистом виде встречаются редко, поэтому он дает несколько переходных ступеней: дичающие, одичавшие, полудикие. Классификация строится на основании степени изменения природного ландшафта. Эта идея господствовала в течение десятилетий.
Одна из таких классификаций измененных ландшафтов принадлежит В.Л. Котельникову (1950), который в зависимости от распаханности территории выделил ландшафты:
1. Неизменные – почвенно-растительные группировки не подверглись изменению.
2. Слабо измененные – распашка и уничтожение естественной растительности не превышало 20 %.
3. Средне измененные – распашка и уничтожение естественной растительности от 20 до 80 %.
4. Сильно измененные – освоенность свыше 80 %.
5. Преобразованные.
А.Г. Исаченко (1965) предложил одну из более подробных и обособленных классификаций ландшафтов по степени воздействия на них хозяйственной деятельности человека. выделяются ландшафты:
1. Условно неизменные (первобытные) ландшафты, к которым относятся ПТК, не посещаемые или мало посещаемые человеком, не подвергающиеся непосредственному хозяйственному использованию и воздействию.
2. Слабоизмененные ландшафты; подвергаются преимущественно экстенсивному хозяйственному воздействию (охота, рыбная ловля, выборочная рубка леса), которое частично затронуло лишь отдельные «вторичные» компоненты.
3. Нарушенные (сильно измененные) ландшафты, которые подверглись длительному интенсивному преднамеренному или непреднамеренному воздействию, затронувшему многие компоненты, что привело к существенному нарушению структуры ландшафтов, часто необра- тимому.
4. Преобразованные или собственно культурные ландшафты, в которых структура рационально изменена и оптимизирована на научной основе в интересах общества.
культурный ландшафт представляет собой улучшенную модификацию ПТК, ему присущи два главных качества: 1) высокая производительность и экономическая эффективность, 2) оптимальная экологическая среда для жизни людей. В культурном ландшафте природные процессы нуждаются в поддержании и регулировании.
Рассмотренные классификации различных авторов объединяет общий подход. Все они выполнены с учетом одного фактора – по степени антропогенизации ландшафта (по степени воздействия хозяйственной деятельности человека на природные комплексы).
есть и другой подход, который предложил Ф.Н. Мильков. Он вводит в антропогенное ландшафтоведение качественно новые классификации антропогенных ландшафтов, учитывающие разнообразнейшие классификационные признаки, обусловленные особенностями возникновения и функционирования этих ПТК, воздействием на них различных природных и социально-экономических факторов, а также собственными качественными особенностями этих ландшафтов.
Ф.Н. Мильков классифицировал ландшафты:
I. По содержанию: сельскохозяйственные, промышленные, дорожные, водные, лесные, селитебные.
II. По генезису: техногенные, пашенные, подсечные, пирогенные, пастбищно-дигрессионные.
Эти две классификации Ф.Н. Мильков считает наиболее важными, но не исчерпывающими. Подсобное значение имеют классификации по другим признакам.
III. По глубине воздействия человека на природу:
1) антропогенные неоландшафты – заново созданные человеком комплексы (польдер, пруд, курган, карьер)
2) измененные (преобразованные) антропогенные ландшафты (березовая роща на месте дубравы)
IV. По целенаправленности возникновения:
1) прямые, или запланированные ландшафты, возникающие в результате целенаправленной хозяйственной деятельности
2) сопутствующие антропогенные ландшафты, появляющиеся в результате природных процессов, активизированных или вызванных к жизни хозяйственной деятельностью человека. Многие сопутствующие ландшафты являются нежелательными. Иногда они возникают неизбежно, но чаще всего являются итогом неразумного ведения хозяйства, неполного учета взаимосвязей природных компонентов при освоении земель.