ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.09.2020
Просмотров: 2672
Скачиваний: 6
6
ческие
(
по
археологическим
находкам
и
письменным
документам
).
Ис
-
торический
подход
создает
основу
для
прогнозирования
тенденций
раз
-
вития
естественных
и
антропогенных
ландшафтов
.
Сравнительно
новым
подходом
является
экологический
,
базирую
-
щийся
на
экосистемной
концепции
.
Экосистема
(
экологическая
система
)
представляет
собой
биоцентрическое
образование
,
состоящее
из
ядра
и
среды
.
В
качестве
ядра
выступают
отдельные
живые
организмы
или
их
сообщества
(
биоценозы
),
в
качестве
среды
–
совокупность
факторов
их
обитания
.
На
первый
взгляд
понятие
«
экосистема
»
родственно
понятиям
«
ландшафт
»
и
«
геосистема
».
На
самом
деле
между
ними
существуют
принципиальные
различия
: 1)
экосистема
не
ограничена
пространствен
-
ными
рамками
,
в
то
время
как
географические
объекты
всегда
имеют
объективно
существующие
в
природе
границы
; 2)
при
изучении
экоси
-
стемы
выясняется
влияние
всех
компонентов
на
биоту
,
как
«
хозяина
»
экосистемы
.
При
исследовании
ландшафтов
и
геосистем
их
элементы
и
связи
между
ними
рассматриваются
и
подлежат
изучению
как
равно
-
значные
.
Таким
образом
,
ландшафт
охватывает
значительно
больше
свя
-
зей
и
отношений
,
чем
экосистема
,
в
силу
чего
последнюю
можно
рас
-
сматривать
как
частную
по
отношению
к
ландшафту
(
рис
. 1).
В
целом
же
экологический
подход
подталкивает
исследователя
к
изучению
взаимо
-
связей
между
организмами
и
средой
и
часто
используется
при
рассмот
-
рении
проблем
взаимодействия
природы
и
общества
.
Большим
успехом
ландшафтоведения
является
то
,
что
эта
наука
вы
-
работала
собственный
ландшафтный
подход
,
который
заключается
в
использовании
ряда
положений
учения
о
ландшафте
как
одного
из
мето
-
дологических
средств
вне
собственного
исследовательского
поля
.
Имен
-
но
ландшафтный
подход
,
заставляющий
изучать
климат
,
рельеф
,
почвы
и
другие
компоненты
природы
как
структурные
части
природного
ком
-
плекса
,
объединяет
частные
географические
науки
в
единую
систему
.
Помимо
собственно
географических
дисциплин
к
ландшафтоведе
-
нию
близки
некоторые
другие
науки
о
Земле
,
в
частности
,
геофизика
и
геохимия
.
Использование
ландшафтного
подхода
в
этих
научных
на
-
правлениях
привело
к
формированию
новых
научных
дисциплин
–
гео
-
химии
ландшафта
и
геофизики
ландшафта
.
Первая
изучает
миграцию
химических
элементов
в
ландшафте
и
имеет
большое
научное
и
при
-
кладное
значение
.
Вторая
,
хотя
и
находится
в
стадии
становления
,
опре
-
делила
собственный
предмет
исследования
,
а
именно
–
физические
свой
-
ства
ландшафта
,
его
тепловой
,
ветровой
,
водный
,
энергетический
балан
-
сы
-
Ландшафтные
идеи
широко
используются
также
в
биоценологии
–
биологической
науке
,
исследующей
биологический
метаболизм
и
биоло
-
7
гическую
продуктивность
экосистем
,
и
в
экологии
ландшафта
–
научном
на
Рис
. 1.
Простейшие
модели
экосистемы
и
геосистемы
:
1
—
экосистема
,
2
—
геосистема
;
А
1
,
А
2
,
А
3
—
абиотические
компоненты
,
Б
—
биота
.
Линии
обозначают
межкомпонент
-
ные
связи
.
гическую
продуктивность
экосистем
,
и
в
экологии
ландшафта
–
научном
направлении
,
стоящем
на
стыке
экологии
и
ландшафтоведения
и
изу
-
чающем
природные
процессы
в
ландшафте
.
Теоретические
принципы
и
методы
исследования
нашли
широкое
практическое
использование
.
Сформировалась
новая
научно
-
прикладная
дисциплина
–
прикладное
ландшафтоведение
,
методологической
осно
-
вой
которой
является
ландшафтный
подход
.
Прикладные
ландшафтные
исследования
проводятся
для
целей
сельского
хозяйства
,
мелиорации
,
градостроительства
,
рациональной
организации
территории
,
охраны
ок
-
ружающей
среды
и
др
.
Их
главные
задачи
–
выявление
потенциала
ландшафтов
,
степени
их
устойчивости
к
различным
видам
антропоген
-
ных
нагрузок
и
благоприятности
для
различных
видов
хозяйственного
использования
,
прогнозирование
их
состояния
в
зависимости
от
плани
-
руемого
воздействия
.
Социальная
значимость
ландшафтоведения
особенно
возрастает
в
современную
эпоху
.
Ландшафты
в
совокупности
составляют
жизненную
среду
человечества
,
они
обладают
экологическим
и
ресурсным
потен
-
циалом
.
Это
значит
,
что
именно
они
обеспечивают
все
биологические
потребности
людей
и
содержат
необходимые
энергетические
и
сырьевые
ресурсы
для
развития
производства
.
Реальная
угроза
истощения
и
со
-
кращения
воспроизводства
естественных
ресурсов
и
вместе
с
тем
ухуд
-
шение
экологических
качеств
среды
из
-
за
ее
загрязнения
промышленны
-
ми
отходами
,
со
всей
остротой
поставили
проблему
рационального
ис
-
пользования
и
охраны
окружающей
среды
,
ее
оптимизации
.
8
I.
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
1.1.
Научные
и
социально
-
экономические
предпосылки
возникновения
учения
о
ландшафте
Ни
одно
научное
направление
не
возникает
спонтанно
,
на
пустом
месте
,
его
появление
подготавливается
ходом
развития
науки
.
Ввиду
то
-
го
,
что
ландшафтоведение
относится
к
циклу
физико
-
географических
дисциплин
,
научные
предпосылки
его
формирования
зародились
в
про
-
цессе
развития
физической
географии
.
К
XIX
в
.
эта
наука
достигла
круп
-
ных
успехов
в
описании
территорий
и
изучении
природных
компонентов
–
рельефа
,
растительности
,
животного
мира
,
поверхностных
вод
,
что
привело
к
распаду
единой
географии
и
формированию
на
основе
накоп
-
ленных
ею
знаний
новых
научных
направлений
.
Уже
в
первой
половине
XIX
в
.
в
качестве
самостоятельных
наук
заявили
о
себе
геология
,
клима
-
тология
,
океанография
,
фито
–
и
зоогеография
,
во
второй
половине
этого
же
столетия
сформировались
почвоведение
и
геоморфология
.
Узкая
спе
-
циализация
ученых
в
естествознании
с
одной
стороны
способствовала
достижению
значительных
успехов
в
развитии
конкретной
отрасли
зна
-
ний
,
а
с
другой
–
препятствовала
широким
теоретическим
обобщениям
и
переходу
от
анализа
разрозненных
географических
явлений
к
их
терри
-
ториальному
синтезу
.
Несмотря
на
это
отдельными
исследователями
вы
-
двигались
и
обосновывались
такие
идеи
,
которые
в
конечном
счете
соз
-
дали
научную
базу
для
формирования
новой
синтетической
географиче
-
ской
науки
–
ландшафтоведения
.
Научными
предпосылками
зарождения
этой
дисциплины
стали
:
утверждение
идеи
о
всеобщей
взаимосвязи
ком
-
понентов
,
о
территориальной
неоднородности
природной
среды
и
суще
-
ствовании
природных
комплексов
,
а
также
открытие
в
конце
столетия
основных
географических
законов
.
Среди
ученых
,
работы
которых
подготовили
появление
ландшафто
-
ведения
,
в
первую
очередь
следует
назвать
выдающегося
немецкого
гео
-
графа
Александра
Гумбольдта
(1769 – 1859),
который
на
многочислен
-
ных
примерах
доказывал
наличие
взаимосвязей
в
природе
,
подчеркивая
,
в
частности
,
зависимость
органических
объектов
от
неживой
,
косной
ма
-
терии
.
В
1840
г
.
профессор
Э
.
А
.
Эверсман
(
Россия
)
опубликовал
моно
-
графию
«
Естественная
история
Оренбургского
края
»,
в
которой
раскры
-
вались
взаимосвязи
между
различными
элементами
природы
.
Кроме
то
-
го
,
в
пределах
исследованной
территории
автор
выделил
три
полосы
,
со
-
ответствующие
горно
-
лесной
,
степной
и
полупустынной
зонам
,
прибли
-
зившись
,
таким
образом
,
к
понятию
природного
комплекса
.
Исследова
-
9
ния
П
.
П
.
Семенова
-
Тянь
-
Шанского
(1856 – 1857)
положили
начало
изу
-
чению
высотных
поясов
в
горных
странах
.
Наряду
с
этими
и
другими
ис
-
следованиями
расширялись
и
разработки
по
районированию
суши
,
т
.
е
.
ее
разделению
на
более
дробные
участки
,
что
соответствовало
практиче
-
ским
запросам
общества
.
В
России
еще
в
XVIII
в
.
было
принято
разде
-
лять
территорию
государства
на
три
полосы
–
северную
,
среднюю
,
юж
-
ную
.
В
1834
г
.
в
«
Земледельческой
газете
»
была
опубликована
статья
Е
.
Ф
.
Канкрина
«
О
климатических
различиях
России
в
связи
с
местными
обстоятельствами
»,
в
которой
в
пределах
европейской
части
страны
бы
-
ло
выделено
8
полос
(
ледовитая
,
тундровая
,
лесов
и
скотоводства
,
начало
хлебопашества
и
ячменя
,
постоянного
хлебопашества
или
ржи
и
льна
,
пшеницы
и
фруктов
,
кукурузы
и
винограда
,
масленичных
деревьев
,
шел
-
ка
и
сахарного
тростника
).
Как
видно
,
это
было
сельскохозяйственное
районирование
,
но
оно
достаточно
подробно
отражало
природную
неод
-
нородность
территории
.
Во
второй
половине
XIX
в
.
появилось
несколько
новых
отраслевых
схем
природного
районирования
европейской
России
.
Это
ботанико
-
географическое
районирование
Р
.
Э
.
Траутфеттера
(1851),
зоогеографическое
М
.
Н
.
Богданова
(1871),
геоморфологическое
С
.
Н
.
Никитина
(1886),
климатическое
районирование
Кавказа
А
.
И
.
Воей
-
кова
(1871).
Благодаря
работам
по
природному
районированию
в
естест
-
вознании
утверждалось
представление
о
неоднородном
строении
суши
.
Важной
научной
предпосылкой
появления
ландшафтоведения
стало
формирование
экологического
направления
в
естествознании
,
заложен
-
ное
трудами
К
.
Линнея
,
Ж
.
Б
.
Ламарка
,
Ю
.
Либиха
,
а
в
России
–
К
.
Ф
.
Рулье
и
Н
.
А
.
Северцова
.
В
1841
г
.
профессор
Московского
универ
-
ситета
К
.
Ф
.
Рулье
(1814 – 1858)
опубликовал
статью
«
Сомнения
в
зооло
-
гии
как
науке
»,
в
которой
привел
неопровержимые
доказательства
о
влиянии
внешних
условий
среды
на
развитие
животных
организмов
.
В
последующем
посвятил
рассмотрению
этой
проблемы
более
100
работ
и
обосновал
метод
экологического
изучения
животных
В
1855
г
.
вышла
из
печати
монография
ученика
и
последователя
К
.
Ф
.
Рулье
Н
.
А
.
Северцова
(1827 – 1885) «
Периодические
явления
в
жизни
зверей
,
птиц
и
гад
Воро
-
нежской
губернии
»,
в
которой
рассматривалась
зависимость
этих
явле
-
ний
от
изменений
окружающей
среды
,
особенно
климата
.
Огромную
роль
в
развитии
географических
и
экологических
идей
сыграла
эволюционная
теория
Ч
.
Дарвина
(1809 – 1892),
изложенная
в
известном
труде
«
Происхождение
видов
путем
естественного
отбора
или
Сохранение
благоприятных
пород
в
борьбе
за
жизнь
» (1859).
Кроме
ши
-
роко
известных
эволюционных
идей
,
в
работе
представлен
большой
ма
-
териал
по
экологическим
закономерностям
жизни
растительных
и
жи
-
10
вотных
сообществ
.
Эта
книга
стала
основополагающей
для
Э
.
Геккеля
(1832 – 1919)
в
его
работе
над
монографией
«
Всеобщая
морфология
ор
-
ганизмов
.
Общие
основы
науки
об
органических
формах
,
механически
основанной
на
теории
эволюции
,
реформированной
Ч
.
Дарвиным
»
(1866),
в
которой
были
заложены
основы
новой
биологической
науки
–
экологии
.
Сам
Э
.
Геккель
определил
ее
как
науку
об
образе
жизни
,
о
внешних
жизненных
отношениях
организмов
друг
с
другом
.
Таким
образом
,
к
середине
XIX
в
.
сложились
благоприятные
соци
-
альные
и
научные
предпосылки
для
формирования
идей
о
природном
комплексе
,
как
особом
природном
образовании
.
Было
обнаружено
и
опи
-
сано
множество
фактов
,
подтверждающих
наличие
взаимосвязей
между
отдельными
природными
компонентами
,
особенно
в
мире
живой
приро
-
ды
.
После
работ
Э
.
А
.
Эверсмана
,
Н
.
А
.
Северцова
,
Р
.
Э
.
Траутфеттера
ста
-
ла
привычной
мысль
о
возможности
разделения
территории
на
более
дробные
участки
,
которые
рассматривались
как
местные
особенности
природы
,
зависящие
от
частных
факторов
.
Эти
научные
достижения
и
явились
той
самой
почвой
,
на
которой
во
второй
половине
XIX
столетия
сформировалось
представление
о
природном
комплексе
.
1.2.
Формирование
представлений
о
ландшафте
и
его
строении
Неоценимый
вклад
в
становление
ландшафтоведения
внес
профес
-
сор
Петербургского
университета
В
.
В
.
Докучаев
(1846 – 1903),
которого
Л
.
С
.
Берг
считал
его
родоначальником
.
Создатель
научного
почвоведе
-
ния
,
многие
годы
посвятивший
полевым
исследованиям
,
он
воочию
убе
-
дился
в
неразрывной
,
закономерной
взаимосвязи
почвообразующих
ком
-
понентов
.
Он
писал
: «
Изучались
главным
образом
отдельные
тела
–
ми
-
нералы
,
горные
породы
,
растения
и
животные
,
и
явления
,
отдельные
стихии
–
огонь
(
вулканизм
),
вода
,
земля
,
воздух
,
в
чем
наука
и
достигла
удивительных
результатов
,
но
не
их
соотношения
,
не
та
генетическая
,
вековечная
,
закономерная
связь
,
какая
существует
между
силами
,
телами
и
явлениями
,
между
растительными
,
животными
и
минеральными
царст
-
вами
с
одной
стороны
,
человеком
,
его
бытом
и
даже
духовным
миром
–
с
другой
». (
К
учению
о
зонах
природы
.
Соч
.
т
. VI. –
М
., 1951. –
С
. 97, 146).
В
1883
г
.
была
опубликована
известная
работа
В
.
В
.
Докучаева
«
Рус
-
ский
чернозем
»,
в
которой
изложено
учение
о
почве
,
как
особом
природ
-
ном
образовании
.
Почва
,
считал
Докучаев
,
это
сложный
природный
ком
-
плекс
,
возникший
в
результате
взаимодействия
местного
климата
,
расти
-
тельных
и
животных
организмов
,
состава
и
строения
материнских
гор
-
ных
пород
,
рельефа
местности
и
имеющий
определенные
границы
в
про
-
странстве
.
Считая
почву
«
продуктом
»
и
в
то
же
время
«
зеркалом
»
взаи
-