ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.09.2020
Просмотров: 2261
Скачиваний: 25
3.5 Президент как орган власти
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Требования к кандидатам на должность Президента Республики Беларусь отражены на рисунке 5 (см. приложение А3).
Полномочия Президента Республики Беларусь:
-
назначает республиканские референдумы;
-
назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.
-
распускает палаты Парламента;
-
назначает членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-
с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
-
образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
-
определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об их отставке;
-
с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
-
с согласия Совета Республики назначает на должность председателей и судей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
-
освобождает от должности Председателей и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
-
назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
-
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
-
обращается с ежегодными посланиями к Парламенту и участвует в работе Парламента;
-
назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
-
решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
-
устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
-
принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;
-
осуществляет помилование осужденных;
-
ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах;
-
вводит чрезвычайное положение;
-
в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
-
формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
-
имеет право отменять акты Правительства;
-
осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов;
-
подписывает законы;
-
является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;
-
вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию;
-
издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;
-
в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.
Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья, если он не может осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.
Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
3.6 Парламент как орган власти
Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь) — представительный и законодательный орган Республики Беларусь.
Структура Парламента Республики Беларусь показана на рисунке 6 (см. приложение А3).
Состав Палаты представителей — 110 депутатов.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Одно и то же лицо не может быть членом двух Палат одновременно. Срок полномочий Парламента 4 года.
Основные полномочия Палаты представителей:
-
рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
-
рассмотрение проектов законов;
-
внесение предложений о проведении референдумов, назначение выборов Президента;
-
дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
-
рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении либо смещении с должности Президента и др.
Основные полномочия Совета Республики:
-
одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
-
дает согласие на назначение Президентом Председателей высших судебных инстанций, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
-
избирает шесть судей Конституционного Суда;
-
избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
-
отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
-
принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек и реализуется в Палате представителей.
Любой законопроект, как правило, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей.
Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок.
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.
3.7 Правительство как орган власти
Правительство Республики Беларусь (Совет Министров)— это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Правительства строго не определен. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства Республики Беларусь: Премьер-министр, его заместители и министры.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
Полномочия Премьер-министра:
-
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
-
подписывает постановления Правительства;
-
представляет Парламенту программу деятельности Правительства;
-
информирует Президента об основных направлениях своей деятельности и др.
Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей.
Полномочия Правительства Республики Беларусь:
-
руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
-
разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
-
разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
-
обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
-
принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
-
выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
-
отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления и др.
Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
3.8 Судебная власть
Судебная власть — это разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях — единолично судьями.
Разбирательство дел во всех судах открытое, т. е. предполагает возможность присутствия на нем любых граждан, помимо участников процесса. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.
Система судебной власти — это совокупность судов, осуществляющих судебную власть.
Высшие судебные инстанции Республики Беларусь отражены на рисунке 7 (см. приложение А3).
Верховный Суд — высшая судебная инстанция в системе общих судов Республики. Его основная задача — осуществление надзора за судебной деятельностью общих судов и дача им разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении гражданских и уголовных дел.
Высший Хозяйственный Суд — высшая судебная инстанция в системе хозяйственных судов Республики. Хозяйственным судам подведомственны споры юридических и физических лиц, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров либо осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Конституционный Суд — государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов. Его основное назначение — обеспечить соответствие действующего законодательства Конституции.