ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.09.2020

Просмотров: 2067

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Цель: приобретение знаний о системе права и системе законодательства, а также о нормах права и видах нормативных правовых актов.

Задачи: 1) знать систему законодательства и виды нормативных правовых
актов;

2) уметь характеризовать отдельные отрасли законодательства;

3) уметь анализировать отдельные нормативные правовые акты.


Понятие системы законодательства. Понятие системы права. Отличие системы законодательства от системы права. Понятие нормативных правовых актов Республики Беларусь. Виды нормативных правовых актов, их юридическая сила.



План


  1. Понятие и структура системы права.

  2. Система законодательства, ее отличие от системы права.

  3. Понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь.



2.1 Понятие и структура системы права


Система права — соединение действующих в стране норм права в единое целое.

Структура системы права отражена на рисунке 1 (см. приложение А2).

Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений.

Структура нормы права показана на рисунке 2 (см. приложение А2).

Гипотеза элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом.

Диспозиция — элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

Санкция элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного воздействия могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Институт права — входящая в определенную отрасль права группа взаимосвязанных норм, регулирующая определенную разновидность однородных общественных отношений.

Подотрасль правагруппа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения.



2.2 Система законодательства, ее отличие от системы права


Система законодательства совокупность нормативных правовых актов, издаваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Система права и система законодательства взаимосвязаны между собой. Система законодательства — внешняя форма права, а система права — его содержание, внутренняя структура. Так, например, уголовное право получило внешнее выражение в виде Уголовного кодекса, гражданское — Гражданского кодекса и т. д.



2.3 Понятие и виды нормативных правовых актов Республики Беларусь


Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый уполномоченным государственным органом (должностным лицом) или путем референдума с соблюдением процедуры, установленной законодательством Республики Беларусь, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.


Виды нормативных правовых актов:

Конституция Республики БеларусьОсновной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Программный закон — закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке по определенным ею вопросам.

Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) — закон, обеспечивающий системное регулирование определенной области общественных отношений либо содержащий основную часть таких норм.

Закон нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет, указ нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусьнормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь — нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановления Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора — нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции, по регулированию общественных отношений.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь нормативные правовые акты, принимаемые в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент нормативный правовой акт, содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующего органа.

Инструкция нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) — нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности кого-либо в определенных сферах деятельности.

Приказ нормативный правовой акт функционально-отрасле-вого характера, издаваемый руководителем республиканского органа
государственного управления в пределах своей компетенции.

Решение органов местного управления — нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции



ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА


Цель: приобретение знаний об основах конституционного строя, гражданстве, органах государственной власти и управления.


Задачи: 1) знать содержание Конституции Республики Беларусь;

2) уметь характеризовать конституционный статус личности;

3) уметь характеризовать правовое положение государственных органов.


Понятие, предмет, система и источники конституционного права. Понятие и принципы конституции. Порядок изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь. Основы конституционного строя. Понятие гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства. Избирательная система. Этапы проведения выборов. Понятие, характеристика и значение референдума. Президент. Порядок выборов Президента Республики Беларусь. Понятие, структура и компетенция парламента. Понятие и состав правительства. Судебная система Республики Беларусь. Местное управление и самоуправление. Прокуратура*. Комитет государственного контроля*.



План


  1. Понятие, предмет, источники конституционного права.

  2. Понятие, принципы и элементы конституционного строя.

  3. Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства.

  4. Избирательная система. Референдум.

  5. Президент как орган власти.

  6. Парламент как орган власти.

  7. Правительство как орган власти.

  8. Судебная власть.


3.1 Понятие, предмет, источники конституционного права


Конституционное право — это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Предмет конституционного права — совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Источники конституционного права — нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. К источникам конституционного права относятся:

  • Конституция Республики Беларусь;

  • законы, принимаемые Парламентом;

  • декреты, издаваемые Президентом Республики Беларусь, имеющие силу законов;

  • указы, распоряжения Президента Республики Беларусь;

  • постановления палат Парламента Республики Беларусь;

  • регламенты палат Парламента Республики Беларусь;

  • заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

  • акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и др.).



3.2 Понятие, принципы и элементы конституционного строя


Конституционный строй форма организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство.

Принципы конституционного строя:

  • народовластие;

  • разделение и взаимодействие властей;

  • государственного суверенитета;

  • выделение прав и свобод человека в качестве высшей ценности государства;

  • политический плюрализм;

  • многообразие форм экономической деятельности;

  • полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе на основе приоритета общепризнанных принципов международного права.


Элементы конституционного строя показаны на рисунке 1
(
см. приложение А3).



3.3 Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства


Гражданство — это принадлежность лица к определенному государству, представляющая собой устойчивую политико-правовую связь между государством и личностью, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.

Принципы гражданства Республики Беларусь:

  1. равное гражданство;

  2. недопустимость лишения гражданства;

  3. защита государством прав граждан как на своей территории, так и за ее пределами;

  4. устойчивость гражданства;

  5. сохранение гражданства при заключении и расторжении брака с лицом, состоящим в иностранном гражданстве;

  6. недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь другому государству;

  7. непризнание за гражданами Республики Беларусь двойного гражданства.

Основания приобретения гражданства Республики Беларусь отражены на рисунке 2 (см. приложение А3).

По рождению гражданство приобретается согласно следующим принципам:

  1. принцип права крови;

  2. принцип права почвы.

Принцип права крови означает, что ребенок, рожденный от родителей, хотя бы один из которых является гражданином Республики Беларусь, имеет право получить гражданство Республики Беларусь.

Принцип права почвы означает, что ребенок, рожденный на территории Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства имеет право получить гражданство Республики Беларусь.

Для приобретения гражданства в порядке приема необходимо соблюдать следующие условия:

  • лицо обязуется соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь;

  • знает государственный язык в пределах, необходимых для общения;

  • постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних 7 лет;

  • имеет законный источник существования на территории Республики Беларусь.

Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации имеют право лица, которые постоянно проживали на территории Беларуси, но выехали за ее пределы до введения в действие Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», а также супруг (а) этих лиц и их потомки.

По иным основаниям гражданство Республики Беларусь может быть приобретено в связи с вхождением в Республику Беларусь новых территорий, на основании международных соглашений и т. д.

Основания прекращения гражданства Республики Беларусь представлены на рисунке 3 (см. приложение А3).

Выход из гражданства Республики Беларусь происходит по вине гражданина Республики Беларусь.

Статья 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», предусматривает условия, при наличии которых не допускается выход из гражданства Республики Беларусь:

  • лицо является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

  • лицо имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

  • лицо не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.


Утрата гражданства происходит по вине гражданина Республики Беларусь.

Обстоятельства, при которых лица утрачивают гражданство Республики Беларусь:

  • вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;

  • по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;

  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение. Отмена данного решения возможна в течение семи лет со дня его принятия. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.



3.4 Избирательная система. Референдум


Избирательная система это установленный в государстве порядок организации и проведения выборов.

В выборах не участвуют:

  1. граждане, признанные судом недееспособными;

  2. лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Принципы избирательной системы Республики Беларусь отражены на рисунке 4 (см. приложение А3).

Референдумпорядок принятия решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни прямым голосованием избирателей.

По сфере применения референдумы подразделяются на республиканский и местный.

Республиканский референдум проводится в масштабе всего государства.

Местный референдум проводится на местном (региональном) уровне.

Решения, принимаемые на референдуме, бывают обязательные и консультативные.

Обязательное решение является окончательным, не нуждается в каком-либо утверждении, может быть изменено или отменено лишь путем другого референдума.

Консультативное решение для государственных органов носит рекомендательное значение.

Вопросы, которые нельзя выносить на референдум:

  • о нарушении территориальной целостности в Республике Беларусь;

  • о принятии чрезвычайных мер по охране общественного порядка, защите здоровья, о безопасности населения;

  • о налогах;

  • об амнистии;

  • о помиловании;

  • о бюджете и др.