Файл: Данукалова Палеонтология в таблицах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2020

Просмотров: 4071

Скачиваний: 80

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

175

Спис

ок рек

оменд

уемой ли

тера

туры

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х томах М.: Мир. 1992. Т. 1 (358 с.), Т. 2 (406 с.).
Ромер А. Ш. Палеонтология позвоночных. Пер. с англ. М.-Л., 1939. 416 с.
Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М.: Наука, 1964. 71 с.
Руководство по зоологии. Т. 1. Беспозвоночные. Простейшие и др. / Под ред. Л. А. Зенкевича. М., Л.: Наркомздрав 

СССР, Биомедгиз, 1937. 795 с.
Руководство  по  зоологии.  Т.  2.  Беспозвоночные.  Кольчатые  черви,  моллюски. / Под  ред.  В. А.  Догеля  и 

Л. А. Зенкевича. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 683 с.
Руководство по зоологии. Т. З. Беспозвоночные. Пентастомиды и др. / Под ред. Л. А. Зенкевича. М.: Изд-во АН 

СССР, 1952. 608 с.
Симпсон Дж. Великолепная изоляция. М.: Мир, 1983. 255 с.
Симпсон Дж. Темпы и формы эволюции. М.: Мир, 1978. 369 с.
Следы жизнедеятельности древних организмов. М.: Наука, 1993. 125 с.
Современная палеонтология: методы, направления, проблемы, практическое приложение. / Под ред. В. В. Меннера, 

В. П. Макридина. Т. 1. М.: Недра, 1988. 540 с.
Современная палеонтология: методы, направления, проблемы, практическое приложение. / Под ред. В. В. Меннера, 

В. П. Макридина. Т. 2. М.: Недра, 1988. 382 с.
Сребродольский Б. И. Биологическая минералогия. Киев: Наукова думка, 1983. 100 с.
Стратиграфический кодекс России. СПб: изд-во ВСЕГЕИ, 2006. 96 с.
Стратиграфический кодекс. СПб.: изд. Межвед. стратиг. ком., 1992. 120 с.
Татаринов Л. П. Очерки по теории эволюции. М.: Наука, 1987. 222 с.
Трофимов Б. А. Кости дракона. М.: Знание, 1964. 47 с.
Фауна и экосистемы геологического прошлого. М.: Наука, 1993. 125 с.
Федонкин М. А. Бесскелетная фауна венда и ее место в эволюции. Тр. ПИН РАН. Т. М.: Наука, 1987. 176 с.
Хаин В. Е. Основные проблемы современной геологии. М.: Наука, 1994. 190 с.
Хаин В. Е., Короновский Н. В., Ясаманов Н. А. Историческая геология. М.: МГУ, 1997. 445 с.
Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. М.: Мир, 1971. 112 с.
Харленд У. Б. и др. Шкала геологического времени. М.: Мир, 1985. 140 с.
Циттель К. Основы палеонтологии. Ч. 1. Беспозвоночные. Л.: Горгеолнефтеиздат, 1934. 1056 с.
Черкесов В. Ю. Палеонтологический определитель. М., 1934. 203 с.
Чижевский Г. В дебрях времени. Палеонтологическая фантазия. М.: Детгиз, 1963. 158 с.
Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 

1999. 592 с.
Шиманский В. Н., Соловьев А. Н., Рубеж Мезозоя и Кайнозоя в развитии органического мира. М.: Наука, 1982. 40 с.
Шмальгаузен И. И. Происхождение наземных позвоночных. М.: Наука, 1964. 273 с.
Юрина А. Л. Флора среднего и позднего девона Северной Евразии. М.: Наука, 1988. 174 с.
Яковлева И. Н., Яковлев В. Н. По следам минувшего. М.: Дет. лит., 1983. 319 с.
Янин Б. Т. Пособие к практическим занятиям по палеонтологии беспозвоночных. М.: Изд-во МГУ, 1982. 224 с.
Янин Б. Т. Система, филогения и эволюция рудистов. М.: Либрис, 1995. 195 с.
Янин Б. Т. Терминологический словарь по палеонтологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. 134 с.
Янин Б. Т., Основы тафономии. М., 1983. 184 с.
http://www.paleonltologia.ru
Treatise on Invertebrate Paleontology / Ed. R. Moore, C. teichert. Geol. Soc. America and Kansas University Press. 1953–

1981, Parts C—W.
http://paleont.narod.ru/site/lit.html


background image

176

При

ло

ж

ение 1

Приложение 1. 

Правила соревнований по палеонтологии 

на слетах юных геологов в Республике Башкортостан

Соревнования по палеонтологии на слетах юных геологов в республике Башкортостан прово-

дятся с 2001 года. За это время накопился определенный опыт, с которым мы можем познако-

мить организаторов подобных соревнований. Первоначально для ребят готовились достаточ-

но сложные условия, одним из заданий было проведение палеогеографических реконструкций 

на основе определения образцов ископаемых. Как оказалось, такое задание под силу только 

немногим командам, занимающимся с геологами-наставниками, но и у них не получалось сде-

лать все правильно. Поэтому мы остановились на собственно палеонтологических определе-

ниях, подобно соревнованиям по минералогии. Определить до рода ископаемое, правильно 

указать геологический возраст и описать условия его жизни требует систематизации знаний, 

но с таким заданием справляются почти все участники соревнований.

Правила проведения соревнований в Башкортостане следующие.

К соревнованию по палеонтологии допускается 1 участник от каждой официально заявлен-

ной команды. Контрольное время — 60 мин. Максимальное количество баллов — 30. В сорев-

нованиях могут участвовать вне общекомандного зачета все заинтересованные лица до 18 лет.

Соревнование по палеонтологии состоит из работы с ископаемыми:

1. Каждому участнику дают три образца с ископаемыми (беспозвоночные, макрофоссилии).

2. Участники соревнования должны заполнить предлагаемую карточку.

3. В карточке для каждого образца надо заполнить следующее:

а. Определить ископаемых и указать их систематическое положение на русском или латин-

ском языке: названия типа, класса, отряда, рода.

б. Определить геохронологический возраст: для класса и для отряда.

в. Описать условия жизни определяемого организма. Среда обитания: воздушная, наземная 

или водная, если в водной среде, то указать соленость бассейна: пресноводный, солоновато-

водный, нормально-морской. Форма жизни: колониальная или одиночная. Образ жизни: бен-

тос, планктон, нектон и др. Если бентос, то уточнить — подвижный, прикрепленный, свобод-

нолежащий, зарывающийся и пр. Описать особенности морфологии предлагаемого образца.

Пример заполнения карточки во время работы с фоссилиями показан ниже.

Кроме соревнований по палеонтологии на слетах проводится конкурс «Палеонтологический 

рисунок». Этот конкурс не входит в общий зачет, но в нем обычно бывают заинтересованы все 

команды. Многие ребята увлекаются палеонтологией, собирают свои коллекции и с удоволь-

ствием принимают участие в этом конкурсе. Условия его проведения следующие.

1. Каждая команда может представить 1 палеонтологический рисунок любого из членов 

команды (обязательно указать автора, название команды и населенный пункт на обороте 

рисунка).

2. Палеонтологический рисунок подразумевает: подробное изображение ископаемых (мор-

фология); реконструкцию среды обитания; реконструкцию образа жизни в различных геоло-

гических периодах.

3. Размеры рисунка 30 × 40 см.

4. Рисунки должны быть выполнены в цвете. Материал: ватман, картон, пр. Рисунки долж-

ны быть эстетично оформлены.

Максимально каждый рисунок оценивается в 10 баллов. Неправильное отображение и не-

брежность снижают оценку. Критерии оценки рисунка. Соответствие требованиям (5 баллов): 

размер рисунка (1 балл), оформление рисунка (рамка) (1 балл), цветное изображение / черно-

белое изображение (2 балла / 1 балл), подрисуночная надпись (название, автор, ссылка на ра-

боту, взятую за эталон) (1 балл). Правильность изображения (5 баллов): Морфология ископае-

мых, реконструкция среды обитания, образа жизни (5 баллов). Итого: 10 баллов.


background image

177

При

ло

ж

ение 2

Приложение 2. 

Пример заполнения карточки при работе с ископаемыми

ХХIII РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЛЕТ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ
ВИД СОРЕВНОВАНИЯ 

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

РАБОТА С ИСКОПАЕМЫМИ

Команда:

 Команда г. Белебея

Фамилия участника:

 Иванов Петр

Начало 

10 час . 

Окончание 

10 .50 час .

1 . Название ископаемых

2 . Геохронологический возраст

3 . Условия жизни представителей отряда

1

1 . Тип

1 .

 Стрекающие

1 . Среда обитания, со-
леность

1 .

 Водная, нормально-

морские

2 . Класс

2 .

 Коралловые полипы

1 . Класс

1 . 

Венд — совре-

менность

2 . Форма
жизни

2 .

 Колониальная

3 . Отряд

3 .

 Фавозитиды

2 . Отряд

2 .

 Средний ордовик 

— Пермь

3 . Образ
жизни

3 .

 Бентос, прикреплен-

ный

4 . Род

4 .

 Фавозитес

4 . Особенности
морфологии

4 .

 Колонии массивные, 

сечение отдельных ко-

раллитов — в виде сот

2

1 . Тип

1 .

 Брахиоподы

1 . Среда обитания, со-
леность

1 .

 Водная, нормально-

морские

2 . Класс

2 .

 Замковые

1 . Класс

1 . 

Кембрий — со-

временность

2 . Форма
жизни

2 .

 Одиночная

3 . Отряд

3 .

 Продуктиды

2 . Отряд

2 .

 Девон — Пермь

3 . Образ
жизни

3 .

 Бентос, свободно ле-

жали на дне

4 . Род

4 .

 Продуктус

4 . Особенности
морфологии

4 .

 Раковина вогнуто-вы-

пуклая, крупная, скульп-

тура в виде ребер, мор-

щин, игл

3

1 . Тип

1 .

 Саркодовые

1 . Среда обитания, со-
леность

1 .

 Водная, нормально-

морские

2 . Класс

2 .

 Фораминиферы

1 . Класс

1 . 

Кембрий — со-

временность

2 . Форма
жизни

2 .

 Одиночные

3 . Отряд

3 .

 Фузулиниды

2 . Отряд

2 .

 Карбон — Пермь

3 . образ
жизни

3 .

 Бентос, свободный об-

раз жизни

4 . Род

4 .

 Фузулина

4 . Особенности
морфологии

4 .

 Раковина крупная, ве-

ретенообразная

Старший судья соревнования «Палеонтология» 

«____» _____ 2009 г . 

Судьи 

«____» _____ 2009 г . 

Судьи 

«____» _____ 2009 г . 


background image

178

При

ло

ж

ение 3

Приложение 3. 

Примеры рисунков ребят, 

представляемых на конкурс «Палеонтологический рисунок»

Реконструкция среды обитания

Карбон. Работа Бишарова Ивана, СШ № 1, пос. Красный Холм, 2004 г.

Морфология ископаемых

Ископаемые. Работа Султановой Лидии, СДЮТиЭ, г. Учалы, «Гранит», 2004 г.


background image

179

При

ло

ж

ение 4

Образ жизни ископаемых

Образ жизни двустворчатых моллюсков. Работа Шиховой Александры, СШ № 2, пос. Бурибай, 2004 г.

Приложение 4. 

Результаты соревнований по палеонтологии 

на V Всероссийской полевой олимпиаде юных геологов (Уфа, 2005 г.)

Результаты соревнований по палеонтологии впервые учитывались в общекомандном зачете 

на Всероссийском слете юных геологов в Уфе в 2005 г. Много горячих дебатов прошло на под-

готовительном этапе, так как необходимо было разработать критерии оценки и сам сценарий 

проведения вида соревнований. Предлагались различные варианты, в которых соединялись 

элементы палеонтологии, исторической геологии и палеогеографии. Такие варианты доста-

точно сложны, так как требуют хорошую базовую подготовку школьников. На данном этапе 

было решено провести соревнования на знание палеонтологии, на умение определять фосси-

лии. За основу было взято Положение о проведении подобного вида соревнований на ежегод-

ных слетах юных геологов Республики Башкортостан.

Перед началом конкурса была проведена консультация, на которой судьи объяснили ход 

проведения соревнования и разобрали примеры заполнения карточек. Конкурс в подобной 

форме проходит впервые, мы ожидали непонимания, но были приятно удивлены подготов-

ленностью юных геологов, задававших вопросы и отвечавших правильно на хорошем про-

фессиональном уровне. Мы поняли, что перед нами ребята, которые многое знают и любят 

палеонтологию, и что соревнования состоятся, не смотря на опасения их взрослых коллег.

К соревнованию по палеонтологии допускался 1 участник от каждой официально заявлен-

ной команды, вне общекомандного зачета могли участвовать все заинтересованные лица.

Юные геологи из 46 команд мерялись знаниями в просторной светлой столовой на терри-

тории лагеря, в это же время во внеконкурсном индивидуальном зачете приняли участие 15 

ребят из 8 команд.

Соревнование состояло из двух этапов: работа с ископаемыми и тестирование. За контроль-

ное время (60 мин.) можно было набрать максимальное количество баллов — по 15 за каждый 

этап (всего — 30).

На первом этапе каждому участнику были предложены коллекции, состоящие из трех об-

разцов ископаемых, и карточка для заполнения. Коллекция ископаемых состояла из беспозво-