ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2020
Просмотров: 3968
Скачиваний: 80
175
Спис
ок рек
оменд
уемой ли
тера
туры
Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2-х томах М.: Мир. 1992. Т. 1 (358 с.), Т. 2 (406 с.).
Ромер А. Ш. Палеонтология позвоночных. Пер. с англ. М.-Л., 1939. 416 с.
Ружечка Б., Диттлер К. О чем рассказывают окаменелости. М.: Наука, 1964. 71 с.
Руководство по зоологии. Т. 1. Беспозвоночные. Простейшие и др. / Под ред. Л. А. Зенкевича. М., Л.: Наркомздрав
СССР, Биомедгиз, 1937. 795 с.
Руководство по зоологии. Т. 2. Беспозвоночные. Кольчатые черви, моллюски. / Под ред. В. А. Догеля и
Л. А. Зенкевича. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 683 с.
Руководство по зоологии. Т. З. Беспозвоночные. Пентастомиды и др. / Под ред. Л. А. Зенкевича. М.: Изд-во АН
СССР, 1952. 608 с.
Симпсон Дж. Великолепная изоляция. М.: Мир, 1983. 255 с.
Симпсон Дж. Темпы и формы эволюции. М.: Мир, 1978. 369 с.
Следы жизнедеятельности древних организмов. М.: Наука, 1993. 125 с.
Современная палеонтология: методы, направления, проблемы, практическое приложение. / Под ред. В. В. Меннера,
В. П. Макридина. Т. 1. М.: Недра, 1988. 540 с.
Современная палеонтология: методы, направления, проблемы, практическое приложение. / Под ред. В. В. Меннера,
В. П. Макридина. Т. 2. М.: Недра, 1988. 382 с.
Сребродольский Б. И. Биологическая минералогия. Киев: Наукова думка, 1983. 100 с.
Стратиграфический кодекс России. СПб: изд-во ВСЕГЕИ, 2006. 96 с.
Стратиграфический кодекс. СПб.: изд. Межвед. стратиг. ком., 1992. 120 с.
Татаринов Л. П. Очерки по теории эволюции. М.: Наука, 1987. 222 с.
Трофимов Б. А. Кости дракона. М.: Знание, 1964. 47 с.
Фауна и экосистемы геологического прошлого. М.: Наука, 1993. 125 с.
Федонкин М. А. Бесскелетная фауна венда и ее место в эволюции. Тр. ПИН РАН. Т. М.: Наука, 1987. 176 с.
Хаин В. Е. Основные проблемы современной геологии. М.: Наука, 1994. 190 с.
Хаин В. Е., Короновский Н. В., Ясаманов Н. А. Историческая геология. М.: МГУ, 1997. 445 с.
Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. М.: Мир, 1971. 112 с.
Харленд У. Б. и др. Шкала геологического времени. М.: Мир, 1985. 140 с.
Циттель К. Основы палеонтологии. Ч. 1. Беспозвоночные. Л.: Горгеолнефтеиздат, 1934. 1056 с.
Черкесов В. Ю. Палеонтологический определитель. М., 1934. 203 с.
Чижевский Г. В дебрях времени. Палеонтологическая фантазия. М.: Детгиз, 1963. 158 с.
Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
1999. 592 с.
Шиманский В. Н., Соловьев А. Н., Рубеж Мезозоя и Кайнозоя в развитии органического мира. М.: Наука, 1982. 40 с.
Шмальгаузен И. И. Происхождение наземных позвоночных. М.: Наука, 1964. 273 с.
Юрина А. Л. Флора среднего и позднего девона Северной Евразии. М.: Наука, 1988. 174 с.
Яковлева И. Н., Яковлев В. Н. По следам минувшего. М.: Дет. лит., 1983. 319 с.
Янин Б. Т. Пособие к практическим занятиям по палеонтологии беспозвоночных. М.: Изд-во МГУ, 1982. 224 с.
Янин Б. Т. Система, филогения и эволюция рудистов. М.: Либрис, 1995. 195 с.
Янин Б. Т. Терминологический словарь по палеонтологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. 134 с.
Янин Б. Т., Основы тафономии. М., 1983. 184 с.
http://www.paleonltologia.ru
Treatise on Invertebrate Paleontology / Ed. R. Moore, C. teichert. Geol. Soc. America and Kansas University Press. 1953–
1981, Parts C—W.
http://paleont.narod.ru/site/lit.html
176
При
ло
ж
ение 1
Приложение 1.
Правила соревнований по палеонтологии
на слетах юных геологов в Республике Башкортостан
Соревнования по палеонтологии на слетах юных геологов в республике Башкортостан прово-
дятся с 2001 года. За это время накопился определенный опыт, с которым мы можем познако-
мить организаторов подобных соревнований. Первоначально для ребят готовились достаточ-
но сложные условия, одним из заданий было проведение палеогеографических реконструкций
на основе определения образцов ископаемых. Как оказалось, такое задание под силу только
немногим командам, занимающимся с геологами-наставниками, но и у них не получалось сде-
лать все правильно. Поэтому мы остановились на собственно палеонтологических определе-
ниях, подобно соревнованиям по минералогии. Определить до рода ископаемое, правильно
указать геологический возраст и описать условия его жизни требует систематизации знаний,
но с таким заданием справляются почти все участники соревнований.
Правила проведения соревнований в Башкортостане следующие.
К соревнованию по палеонтологии допускается 1 участник от каждой официально заявлен-
ной команды. Контрольное время — 60 мин. Максимальное количество баллов — 30. В сорев-
нованиях могут участвовать вне общекомандного зачета все заинтересованные лица до 18 лет.
Соревнование по палеонтологии состоит из работы с ископаемыми:
1. Каждому участнику дают три образца с ископаемыми (беспозвоночные, макрофоссилии).
2. Участники соревнования должны заполнить предлагаемую карточку.
3. В карточке для каждого образца надо заполнить следующее:
а. Определить ископаемых и указать их систематическое положение на русском или латин-
ском языке: названия типа, класса, отряда, рода.
б. Определить геохронологический возраст: для класса и для отряда.
в. Описать условия жизни определяемого организма. Среда обитания: воздушная, наземная
или водная, если в водной среде, то указать соленость бассейна: пресноводный, солоновато-
водный, нормально-морской. Форма жизни: колониальная или одиночная. Образ жизни: бен-
тос, планктон, нектон и др. Если бентос, то уточнить — подвижный, прикрепленный, свобод-
нолежащий, зарывающийся и пр. Описать особенности морфологии предлагаемого образца.
Пример заполнения карточки во время работы с фоссилиями показан ниже.
Кроме соревнований по палеонтологии на слетах проводится конкурс «Палеонтологический
рисунок». Этот конкурс не входит в общий зачет, но в нем обычно бывают заинтересованы все
команды. Многие ребята увлекаются палеонтологией, собирают свои коллекции и с удоволь-
ствием принимают участие в этом конкурсе. Условия его проведения следующие.
1. Каждая команда может представить 1 палеонтологический рисунок любого из членов
команды (обязательно указать автора, название команды и населенный пункт на обороте
рисунка).
2. Палеонтологический рисунок подразумевает: подробное изображение ископаемых (мор-
фология); реконструкцию среды обитания; реконструкцию образа жизни в различных геоло-
гических периодах.
3. Размеры рисунка 30 × 40 см.
4. Рисунки должны быть выполнены в цвете. Материал: ватман, картон, пр. Рисунки долж-
ны быть эстетично оформлены.
Максимально каждый рисунок оценивается в 10 баллов. Неправильное отображение и не-
брежность снижают оценку. Критерии оценки рисунка. Соответствие требованиям (5 баллов):
размер рисунка (1 балл), оформление рисунка (рамка) (1 балл), цветное изображение / черно-
белое изображение (2 балла / 1 балл), подрисуночная надпись (название, автор, ссылка на ра-
боту, взятую за эталон) (1 балл). Правильность изображения (5 баллов): Морфология ископае-
мых, реконструкция среды обитания, образа жизни (5 баллов). Итого: 10 баллов.
177
При
ло
ж
ение 2
Приложение 2.
Пример заполнения карточки при работе с ископаемыми
ХХIII РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЛЕТ ЮНЫХ ГЕОЛОГОВ
ВИД СОРЕВНОВАНИЯ
ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
РАБОТА С ИСКОПАЕМЫМИ
Команда:
Команда г. Белебея
Фамилия участника:
Иванов Петр
Начало
10 час .
Окончание
10 .50 час .
№
1 . Название ископаемых
2 . Геохронологический возраст
3 . Условия жизни представителей отряда
1
1 . Тип
1 .
Стрекающие
1 . Среда обитания, со-
леность
1 .
Водная, нормально-
морские
2 . Класс
2 .
Коралловые полипы
1 . Класс
1 .
Венд — совре-
менность
2 . Форма
жизни
2 .
Колониальная
3 . Отряд
3 .
Фавозитиды
2 . Отряд
2 .
Средний ордовик
— Пермь
3 . Образ
жизни
3 .
Бентос, прикреплен-
ный
4 . Род
4 .
Фавозитес
4 . Особенности
морфологии
4 .
Колонии массивные,
сечение отдельных ко-
раллитов — в виде сот
2
1 . Тип
1 .
Брахиоподы
1 . Среда обитания, со-
леность
1 .
Водная, нормально-
морские
2 . Класс
2 .
Замковые
1 . Класс
1 .
Кембрий — со-
временность
2 . Форма
жизни
2 .
Одиночная
3 . Отряд
3 .
Продуктиды
2 . Отряд
2 .
Девон — Пермь
3 . Образ
жизни
3 .
Бентос, свободно ле-
жали на дне
4 . Род
4 .
Продуктус
4 . Особенности
морфологии
4 .
Раковина вогнуто-вы-
пуклая, крупная, скульп-
тура в виде ребер, мор-
щин, игл
3
1 . Тип
1 .
Саркодовые
1 . Среда обитания, со-
леность
1 .
Водная, нормально-
морские
2 . Класс
2 .
Фораминиферы
1 . Класс
1 .
Кембрий — со-
временность
2 . Форма
жизни
2 .
Одиночные
3 . Отряд
3 .
Фузулиниды
2 . Отряд
2 .
Карбон — Пермь
3 . образ
жизни
3 .
Бентос, свободный об-
раз жизни
4 . Род
4 .
Фузулина
4 . Особенности
морфологии
4 .
Раковина крупная, ве-
ретенообразная
Старший судья соревнования «Палеонтология»
«____» _____ 2009 г .
Судьи
«____» _____ 2009 г .
Судьи
«____» _____ 2009 г .
178
При
ло
ж
ение 3
Приложение 3.
Примеры рисунков ребят,
представляемых на конкурс «Палеонтологический рисунок»
Реконструкция среды обитания
Карбон. Работа Бишарова Ивана, СШ № 1, пос. Красный Холм, 2004 г.
Морфология ископаемых
Ископаемые. Работа Султановой Лидии, СДЮТиЭ, г. Учалы, «Гранит», 2004 г.
179
При
ло
ж
ение 4
Образ жизни ископаемых
Образ жизни двустворчатых моллюсков. Работа Шиховой Александры, СШ № 2, пос. Бурибай, 2004 г.
Приложение 4.
Результаты соревнований по палеонтологии
на V Всероссийской полевой олимпиаде юных геологов (Уфа, 2005 г.)
Результаты соревнований по палеонтологии впервые учитывались в общекомандном зачете
на Всероссийском слете юных геологов в Уфе в 2005 г. Много горячих дебатов прошло на под-
готовительном этапе, так как необходимо было разработать критерии оценки и сам сценарий
проведения вида соревнований. Предлагались различные варианты, в которых соединялись
элементы палеонтологии, исторической геологии и палеогеографии. Такие варианты доста-
точно сложны, так как требуют хорошую базовую подготовку школьников. На данном этапе
было решено провести соревнования на знание палеонтологии, на умение определять фосси-
лии. За основу было взято Положение о проведении подобного вида соревнований на ежегод-
ных слетах юных геологов Республики Башкортостан.
Перед началом конкурса была проведена консультация, на которой судьи объяснили ход
проведения соревнования и разобрали примеры заполнения карточек. Конкурс в подобной
форме проходит впервые, мы ожидали непонимания, но были приятно удивлены подготов-
ленностью юных геологов, задававших вопросы и отвечавших правильно на хорошем про-
фессиональном уровне. Мы поняли, что перед нами ребята, которые многое знают и любят
палеонтологию, и что соревнования состоятся, не смотря на опасения их взрослых коллег.
К соревнованию по палеонтологии допускался 1 участник от каждой официально заявлен-
ной команды, вне общекомандного зачета могли участвовать все заинтересованные лица.
Юные геологи из 46 команд мерялись знаниями в просторной светлой столовой на терри-
тории лагеря, в это же время во внеконкурсном индивидуальном зачете приняли участие 15
ребят из 8 команд.
Соревнование состояло из двух этапов: работа с ископаемыми и тестирование. За контроль-
ное время (60 мин.) можно было набрать максимальное количество баллов — по 15 за каждый
этап (всего — 30).
На первом этапе каждому участнику были предложены коллекции, состоящие из трех об-
разцов ископаемых, и карточка для заполнения. Коллекция ископаемых состояла из беспозво-