Файл: Данукалова Палеонтология в таблицах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2020

Просмотров: 3964

Скачиваний: 80

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

180

При

ло

ж

ение 4

ночных, собранных на Урале, в Крыму, в Подмосковье. В карточке для каждого образца юные 

палеонтологи описывали следующее: 1. Название ископаемых и их систематическое положе-

ние на русском или латинском языке для типа, класса, отряда и рода. 2. Геохронологический 

возраст (время жизни) для класса и отряда. 3. Условия жизни организма — среда обитания 

(воздушная, наземная или водная), тип водоема (пресноводный, солоноватоводный или мор-

ской). 4. Форму жизни — колониальная или одиночная. 5. Образ жизни — донный (бентос 

подвижный, прикрепленный и пр.), планктон, нектон и др. 6. Особенности морфологии — 

форма, скульптура и пр.

Во время второго этапа участники соревновались в теоретических знаниях предмета. В кар-

точке выбирали один правильный ответ из четырех предложенных, всего было 30 вопросов.

Перед соревнованием многие сомневались, что ребята смогут правильно назвать система-

тическое  положение  ископаемых,  геохронологическое  распространение  и  описать  условия 

жизни. Сомневались и мы, судьи. Теперь можно подвести итоги и проанализировать резуль-

таты.

Несомненно, команды делятся на две группы — показавшие хорошие и удовлетворитель-

ные результаты. Это связано и с разным подходом к подготовке юных геологов и с наличием 

или отсутствием кураторов-специалистов и с возможностью приобрести необходимую лите-

ратуру. Естественно, выигрывают те, чьи ребята занимаются с палеонтологами. Эти команды 

и показали отличные и хорошие результаты. Велико значение и опыта, который приобрели ос-

тальные, им стало ясно, в каком направлении следует вести работу с ребятами, к кому можно 

обращаться за консультациями. Вопрос о пособиях, учебниках и определителях по палеонто-

логии не решается уже много лет. Единственным учебником, опубликованным в 1997 г. явля-

ется «Палеонтология» в 2 томах И. А. Михайловой и О. Б. Бондаренко, изданной Московским 

госуниверситетом. Эта книга не переиздается, а другие взять негде. Поэтому многие руково-

дители и ребята испытывают трудности с методической литературой.

Наиболее подготовленными к подобной работе с ископаемыми были команды, набравшие 

максимальное количество баллов (от 10 до 15): г. Пермь — 1 (14,75), г. Пермь — 2 «Монолит» 

(13,5), Пермская обл., сборная команда № 2 (13,75), Красноярский край, г. Красноярск (13), г. 

Салават (Республика Башкортостан) (12,75), Пермская обл., г. Верещагино (12,75), Пермская 

обл.,  сборная  команда  № 1  (12,75),  г.  Октябрьский  (Республика  Башкортостан)  (12,5), 

Республика Чувашия (12,25), Калининградская обл. (12,25), Ярославская обл., г. Рыбинск (11,75), 

Оренбургская обл., г. Орск (11,5), г. Саратов (11), г. Белорецк (Республика Башкортостан) (11), 

Челябинская обл., команда № 2 (11), Амурская обл., сборная (10,75), Кабардино-Балкарская 

Республика (10,75), п. Бурибай (Республика Башкортостан) (10,5), г. Москва, школьный фа-

культет МГГРУ (10,25), Ростовская обл., сборная команда (10,25). Этим командам, чтобы пока-

зать хорошие результаты понадобилось примерно от 20 до 30 минут.

Вопросы к тестированию мы подобрали, ориентируясь на средний уровень знаний, и те-

перь можем сказать, что не дооценили ребят и их подготовку. Максимальное количество бал-

лов набрала команда Калининградской области (Мычко Эдуард) за 5 минут (!). Большинству 

ребят понадобилось от 10 до 15 минут, чтобы набрать от 10 до 14,5 баллов. Наши выводы — 

к следующим соревнованиям необходимо усложнять вопросы, иначе ребятам не интересно, 

подходя к судьям, многие говорили: «Мы думали будет сложнее, это очень просто».

Данные двух этапов суммировались и в результате получилось следующее. Победила коман-

да г. Пермь–1 (Сиразетдинов Алексей, 29,25 бал.). Следом были команды Калининградской 

области, школа «Юного геолога» (Мычко Эдуард, 27,25 бал.), Ярославской области, г. Рыбинск 

(Смирнова Ксения, 26,25 бал.), Пермь–2, «Монолит» (Никитин Андрей, 25,5 бал.), Республики 

Башкортостан, г. Салават (Миронова Надежда, 25,25 бал.), Пермская область сборная команда 

№ 2 (Кувалдин Алексей, 25 бал.), г. Саратов (Хилько Антон, 25 бал.). Почти половина всех уча-

стников (20 человек) набрали от 20 баллов и выше. Это впечатляющие результаты!

В  индивидуальном  внеконкурском  зачете  победили  Алексеев  Антон  (Ярославская  об-

ласть, г. Рыбинск, 26 бал.), Корзинова Анастасия (Ярославская область, г. Рыбинск, 25 бал.), 

Романенко  Алиса  (Московская  область,  г.  Дедовск,  25  бал.),  Бастин  Юрий  (Красноярский 

край, г. Красноярск, 23,25 бал.), Николаев Антон (Ярославская область, г. Рыбинск, 21,75 бал.). 


background image

181

При

ло

ж

ение 5

Их руководители правильно рассчитали, что ребятам необходим опыт участия в подобных 

соревнованиях, поэтому вне конкурса выставили по несколько человек от команды.

Основной вывод после проведения соревнования по палеонтологии — ребята обладают не-

обходимыми знаниями и интересуются ископаемыми организмами, точно так же как есть фа-

наты минералов, есть и фанаты фоссилий, поэтому следует продолжать проведение подобного 

соревнования на Всероссийском уровне. Вероятно, следует подумать о проведении дополни-

тельного конкурса по исторической геологии или палеогеографии с некоторыми элементами 

палеонтологии.

Приложение 5. 

Пример карточки с вопросами во время тестирования

Команда: 

Фамилия участника: 

Начало:                            Окончание: 

1 . Первые представители царства Животных 
появились:
А . В архее .
Б . В кембрии .
В . В позднем протерозое .
Г . В ордовике . 

2 . Первые представители царства Растений 
появились:
А . В кембрии .
Б . В позднем протерозое .
В . В архее или катархее .
Г . В начале мезозоя . 

3 . Относится ли человек к классу 
Млекопитающие, или Звери?
А . Относится к классу Обезьянолюди .
Б . Относится к классу Человекообразные .
В . Нет .
Г . Да . 

4 . К подцарству Простейшие, 
или Одноклеточные относятся:
А . Фораминиферы, радиолярии .
Б . Граптолиты, конодонты .
В . Трилобиты, раки .
Г . Полипы, медузы . 

5 . Позвоночные животные впервые появи-
лись в:
А . Позднем кембрии .
Б . Архее .
В . Триасе .
Г . Перми . 

6 . В настоящее время приняты следующие 
подразделения геохронологической шкалы:
А . Акрон-эон-эра-период-век-фаза .
Б . Эон-эра-период-век-фаза .
В . Эра-эон-век-период-фаза .
Г . Акротема-эонотема-эратема-система-
отдел-ярус-зона . 

7 . В настоящее время приняты следующие 
подразделения стратиграфической шкалы:
А . Акротема-эонотема-эратема-система-отдел-
ярус-зона .
Б . Эонотема-эратема-система-отдел-ярус-зона .
В . Эратема-эонотема-система-отдел-ярус-зона .
Г . Акрон-эон-эра-период-век-фаза . 

8 . Первые организмы на Земле появились:
А . Археозое .
Б . Катархее .
В . Протерозое .
Г . Фанерозое . 

9 . На Земле органический мир представлен 
следующими царствами:
А . Цианобионты, Водоросли, Мхи, 
Лишайники, Животные .
Б . Бактерии, Водоросли, Мхи, Растения, 
Простейшие .
В . Бактерии, Цианобионты, Грибы, Растения, 
Животные .
Г . Бактерии, Растения, Животные . 

10 . Наука палеонтология изучает:
А . Животных .
Б . Растений и животных .
В . Органический мир прошлого .
Г . Бактерий, животных . 

11 . Первые организмы на Земле появились:
А . 14,5 млрд . лет назад .
Б . ~4 млрд . лет назад .
В . 10 тыс . лет назад .
Г . 570 млн . лет назад . 

12 . Возраст Земли составляет:
А . 6 млрд . лет .
Б . 4,6 млрд . лет .
В . 15 млрд . лет .
Г . 20 млрд . лет . 

13 . Самые древние организмы на Земле:
А . Бактерии, цианобионты .
Б . Животные, растения, бактерии .
В . Растения .
Г . Растения, животные, грибы, цианобионты, 
бактерии . 

14 . Наиболее благоприятная среда для оби-
тания организмов на Земле:
А . Наземная среда .
Б . Воздушная среда .
В . Водная среда .
Г . Подземная среда . 

15 . Археоциаты — руководящая фауна для:
А . Юрского периода .
Б . Кембрийского периода .
В . Четвертичного периода .
Г . Пермского периода . 


background image

182

При

ло

ж

ение 6

Приложение 6. 

Протокол Всероссийских соревнований по палеонтологии (Уфа, 2005 г.)

по жре

бию

Команда

Этап 1

Этап 2

К

t

(коэффициент 

затраченного 

времени) 

Общее 

время

Сумма 

баллов

Место

Затраченное
время (мин) 

Кол-

во бал-

лов

Затраченное
время (мин) 

Кол-

во бал-

лов

1

Республика Башкортостан, п . Бурибай

22

10,5

19

11

1

41

21,5

16

2

Ленинградская обл ., клуб «Непоседы»

21

3,75

12

8,5

1

33

12,25

44

3

Казахстан

20

4

12

10,5

1

32

14,5

38

4

Красноярский край, г . Красноярск

35

13

12

11,5

1

47

24,5

10

5

Республика Башкортостан, г . Белорецк

23

11

17

8

1

40

19

25

6

г . Пермь –2 «Монолит»

27

13,5

17

12

1

44

25,5

4

7

Тюменская обл . 

20

6

11

11,5

1

31

17,5

30

8

Республика Башкортостан, г . Октябрьский

22

12,5

14

12

1

36

24,5

8

9

г . Москва, геологическая школа МГУ

28

8,25

26

11

1

54

19,25

22

10

Приморский край, г . Партизанск

21

3,25

18

9

1

39

12,25

45

11

г . Саратов

33

11,5

26

13,5

1

59

25

7

12

г . Чита

29

6,25

20

7,5

1

49

13,75

40

13

г . Новосибирск

28

4

12

11,5

1

45

15,5

35

14

Московская обл ., г . Дедовск

28

4

17

11

1

45

15

37

15

Казань

20

6,75

16

11,5

1

36

18,25

29

16

Челябинская обл ., команда № 2

21

11

9

11,5

1

30

22,5

13

17

Алтайский край, г . Барнаул — 2

24

7

18

10

1

42

17

32

18

Омская обл ., г . Омск

13

6,75

13

12

1

26

18,75

26

19

Калининградская обл . 

23

12,25

5

15

1

28

27,25

2

20

Амурская обл ., сборная

27

10,75

7

9

1

34

19,75

21

21 .

г . Санкт-Петербург

34

6

22

11

1

56

17

33

22

Краснодарский край, г . Абинск

28

5,25

23

8

1

51

13,25

42

23

Архангельская обл . 

24

8

13

11

1

37

19

24

24

г . Москва, школьный факультет МГГРУ

22

10,25

14

11

1

36

21,25

18

25

Мурманская обл ., сборная

27

4

18

10,5

1

45

14,5

39

26

Свердловская обл ., сборная команда

22

8,75

13

12,5

1

35

21,25

17

27

Оренбургская обл ., г . Орск

48

11,5

11

11,5

1

59

23

12

28

г . Нижний Новгород

28

8

11

10,5

1

39

18,5

28

29

Республика Бурятия

27

6

16

7

1

43

13

43

30

Кемеровская обл ., г . Новокузнецк

22

9

21

11,5

1

43

20,5

20

31

Томская обл . 

Команда не участвовала в соревнованиях

32

Приморский край, сборная

29

6

24

9,5

1

53

15,5

36

33

Самарская обл . 

36

4,5

6

9

1

42

13,5

41

34

Республика Башкортостан, г . Салават

24

12,75

18

12,5

1

42

25,25

5

35

г . Пермь –1

25

14,75

10

14,5

1

35

29,25

1

36

Амурская обл ., г . Тында

24

7,5

14

9

1

38

16,5

34

37

Республика Чувашия

20

12,25

13

10

1

33

22,25

14

38

Ростовская обл ., сборная команда

30

10,25

25

11

1

55

21,25

19

39

Кабардино-Балкарская Республика

25

10,75

17

11

1

42

21,75

15

40

Челябинская обл ., команда № 3

21

7

14

10,5

1

35

17,5

31

41

Ярославская обл ., г . Рыбинск

29

11,75

13

14,5

1

42

26,25

3

42

Республика Саха (Якутия) 

27

4,5

17

7,5

1

44

12

46

43

Пермская обл ., г . Верещагино

20

12,75

14

11

1

44

23,75

11

44

Пермская обл ., сборная команда № 1

27

12,75

17

11,5

1

44

24,5

9

45

Пермская обл ., сборная команда № 2

24

13,5

17

11,5

1

41

25

6

46 .

Липецкая обл . 

24

7,75

17

11

1

41

18,75

27

47

Челябинская обл ., команда № 1

23

8

12

11

1

35

19

23

Главный судья: 

А. И. Вашурин

Ведущий судья: 

Г. А. Данукалова

 

«8» августа 2005 г.

Судейская бригада благодарит юных геологов за проявленные знания в области палеонто-

логии и за желание познавать историю развития нашей планеты.


background image

183

При

ло

ж

ение 7

Приложение 7. 

Опись коллекции ископаемых 

на V Всероссийской полевой олимпиаде юных геологов (Уфа, 2005 г.)

Саркодовые (Кембрий — ныне). Фораминиферы (Кембрий — ныне). Фузулиниды (Карбон — пермь). Швагерина.
Саркодовые  (Кембрий  —  ныне).  Фораминиферы  (Кембрий  —  ныне).  Фузулиниды  (Карбон  —  пермь). 

Псевдофузулина.
Саркодовые  (Кембрий  —  ныне).  Фораминиферы  (Кембрий  —  ныне).  Нуммулитиды  (Мел  поздний  —  ныне). 

Нуммулитес.
Саркодовые  (Кембрий  —  ныне).  Фораминиферы  (Кембрий  —  ныне).  Нуммулитиды  (Мел  поздний  —  ныне). 

Дискоциклина.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Табулятоморфы (Кембрий 

средний — неоген). Фавозитиды (Ордовик средний — пермь). Фавозитес.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Табулятоморфы (Кембрий 

средний — неоген). Сирингопориды (Ордовик средний — пермь ранняя). Сирингопора.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Табулятоморфы (Кембрий 

средний — неоген). Фавозитиды (Ордовик средний — пермь). Тамнопора.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Табулятоморфы (Кембрий 

средний — неоген). Надотряд Хететоидеи (Ордовик — неоген). Хаететес.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Четырехлучевые (Ордовик 

— пермь). Колониальные.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Четырехлучевые (Ордовик 

— пермь). Одиночные.
Стрекающие (Венд? Кембрий — ныне). Коралловые полипы (Венд? Кембрий — ныне). Четырехлучевые (Ордовик 

— пермь). (крышечные кораллы). Кальцеола.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Продуктиды (Девон — пермь). Продуктус.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Продуктиды (Девон — пермь). Ехиноконхус.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Спирифериды (Ордовик средний — юра ранняя). 

Хориститес.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Спирифериды (Ордовик средний — ранняя юра). 

Лихаревия.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Спирифериды (Ордовик средний — юра ранняя). 

Пурдонелла?
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Спирифериды (Ордовик средний — юра ранняя). 

Спирифер (Циртоспирифер?).
Брахиоподы  (Кембрий  —  ныне).  Замковые  (Кембрий  —  ныне).  Ринхонеллиды  (Ордовик  средний  —  ныне). 

Русиринхия.
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Ринхонеллиды (Ордовик средний — ныне).?
Брахиоподы (Кембрий — ныне). Замковые (Кембрий — ныне). Атрипиды (Средний ордовик — девон). Атрипа.
Моллюски (Докембрий — ныне). Головоногие (Кембрий поздний — ныне). Наутилоидеи (Кембрий поздний — 

ныне). Наутилиды (Девон — ныне). Наутилус.
Моллюски (Докембрий — ныне). Головоногие (Кембрий поздний — ныне). Наутилоидеи (Кембрий поздний — 

ныне). Наутилиды (Девон — ныне).?
Моллюски (Докембрий — ныне). Головоногие (Кембрий поздний — ныне). Колеоидеи (Девон? Карбон — ныне). 

Белемнитиды (Юра — мел). Белемнителла.
Моллюски  (Докембрий  —  ныне).  Головоногие  (Кембрий  поздний  —  ныне).  Аммоноидеи  (Девон  —  карбон). 

Аммонитиды (Юра — мел).?
Моллюски (Докембрий — ныне). Брюхоногие (Кембрий — ныне). Неогастроподы (Мел — ныне). Рапана.


background image

184

При

ло

ж

ение 8

Моллюски  (Докембрий  —  ныне).  Брюхоногие  (Кембрий  —  ныне).  Переднежаберные  (Кембрий  —  ныне). 

Мезогастроподы (Ордовик — ныне). Вивипарус (Живородка).
Моллюски (Докембрий — ныне). Двустворчатые (Кембрий — ныне). Дисодонты (Беззубые или Неравномускульные) 

(Ордовик — ныне). Дрейссена.
Моллюски  (Докембрий  —  ныне).  Двустворчатые  (Кембрий  —  ныне).  Рядозубые  (Кембрий  средний  —  ныне). 

Глицимерис.
Моллюски (Докембрий — ныне). Двустворчатые (Кембрий — ныне). Гетеродонты (Разнозубые). (Силур — ныне). 

Кардиум (Церастодерма).
Моллюски (Докембрий — ныне). Двустворчатые (Кембрий — ныне). Схизодонты (Расщепленнозубые). (Ордовик 

— ныне). Унио (перловица).
Иглокожие  (Венд?  Кембрий  —  ныне).  Морские  ежи  (Венд?  Кембрий  —  ныне).  Спатангоиды  (Юра  —  ныне). 

Ехинокорис.
Мшанки  (Ордовик  —  ныне).  Голоротые  (Ордовик  —  ныне).  Стенолематы  (Узкоротые  или  Узкоглоточные) 

(Ордовик — ныне). Фенестеллиды (Ордовик средний — пермь). Фенестелла (Полипора?).

Приложение 8. 

Результаты соревнований по палеонтологии на VI Всероссийской  

полевой олимпиаде юных геологов (Красноярск, 2007 г.)

Цель соревнования по палеонтологии — заинтересовать юных геологов историей развития 

жизни на Земле. Объектами палеонтологии являются органические остатки растений и жи-

вотных, а также бактерий, цианобионтов и грибов, поэтому участникам соревнований надо 

уметь правильно определять их положение в системе органического мира, знать в какие гео-

логические эпохи и в какой среде они обитали.

Соревнование по палеонтологии прошло в два этапа: 1. определение ископаемых остатков, 

их возраста и среды обитания; 2. выявление теоретических знаний по палеонтологии (тести-

рование). За контрольное время (60 мин.) можно было набрать максимальное количество бал-

лов — 60 (по 30 за каждый этап). К соревнованию допускался 1 участник от каждой команды, 

а вне общекомандного зачета могли участвовать все желающие.

Знания ребят оценивало судейское жюри, в котором работали к. г.-м. н., заведующий ла-

бораторией геологии кайнозоя института геологии Уфимского научного центра РАН, доцент 

кафедры геологии и геоморфологии Башгосуниверситета Г. А. Данукалова (старший судья), к. 

г.-м. н., ведущий геолог «Красноярскгеолсъемка», доцент института цветных металлов и золо-

та Сибирского федерального университета О. В. Сосновская и доцент кафедры региональной 

геологии и палеонтологии Российского государственного геологоразведочного университета 

А. О. Андрухович.

На консультации перед началом конкурса судьи объяснили ход проведения соревнования, 

разобрали примеры заполнения карточек и критерии оценки, которые были очень просты-

ми — все правильные ответы оценивались в один балл, если ответ дан не в полном объеме, 

но правильно, он оценивался в пользу участника — в полбалла.

На первом этапе каждому участнику были предложены коллекции, состоящие из трех об-

разцов ископаемых, и карточка для заполнения. Вся коллекция беспозвоночных ископаемых 

была подготовлена красноярскими геологами и состояла из образцов, входящих в классиче-

ские учебные коллекции ВУЗов г. Красноярска. В карточке для каждого образца юные палеон-

тологи описывали: название ископаемых и их систематическое положение (для типа, класса, 

отряда, рода); геохронологический возраст (для класса и отряда); условия жизни организма 

(среда обитания, тип водоема по солености; форма жизни); образ жизни (бентос, планктон, 

нектон и др.); особенности морфологии (форма, скульптура и пр.).

После этого участники соревновались в теоретических знаниях предмета, для этого в кар-

точке выбирали один правильный ответ из четырех предложенных, всего было 30 вопросов.

В соревновании приняли участие юные геологи из 32 команд.