ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.09.2020
Просмотров: 399
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
УСР по дисциплине «Политология»
на тему «Политическая власть»
Подготовила:
студентка 1 курса
группы ГЭ-11
Бордюк Я.В.
Барановичи, 2015
1. Политическая власть: понятие, структура, функции
Власть – это универсальное общественное отношение, обеспечивающее организацию и целостность человеческого общества. Она существует везде и всюду, где есть устойчивые объединения людей. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей, всегда возникают властные отношения. Без власти организованная человеческая деятельность осуществляться не может. Она всегда предполагает наличие властвующих и подвластных, т. е. тех, кто отдаёт распоряжения, и тех, кто подчиняется. Тем самым власть и властные отношения имманентно присущи обществу и являются необходимым условием его существования.
Всякая власть есть проявление конкретной воли, позволяющей навязывать людям ту или иную линию поведения. В этой связи власть можно определить как реальную способность и возможность стоящих у власти индивидов оказывать волевое воздействие на других людей с целью достижения желаемого для себя поведения.
Понятие «политическая власть» относится к числу основополагающих понятий политологии и даёт ключ к пониманию политики, политических отношений, политических институтов, государства. Политическая власть является ядром политической системы общества и определяет её построение и функционирование. Можно дать следующее определение политической власти. Политическая власть – это реальная способность и возможность тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле поведение других людей посредством экономических, организационно-правовых и идеологических механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия. Всякая политическая власть непосредственно связана с интересами определенных общественных групп, каждая из которых, добиваясь власти, стремится отстаивать, прежде всего, свой собственный интерес. Однако при этом она не может претендовать на его монополизацию и абсолютизацию, а также игнорировать интересы других общественных групп. Власть, стремящаяся быть стабильной, должна гармонизировать общественные интересы, находить компромиссы и отстаивать интересы общества как целого.
В политической науке власть анализируется или как политический феномен, или как явление, не ограничивающееся сферой политики. В первом случае любая власть является политический. Правда, в этом случае происходит стирание различия между приватным и политическим. Скажем, власть родителей над детьми также становится политической. Согласно второму подходу, не все виды власти являются политическими. Так, могут существовать различные виды власти: экономическая, социальная, культурно-информационная. Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет основные политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия (М. Вебер). Правда, в этом случае мы сводим всю политическую власть к государственной, ибо только государство в со временном обществе обладает правом на легитимное насилие.
Политическая власть реализуется с помощью самых различных организаций, в том числе с помощью партий, профсоюзов, политических элит, отдельных лидеров, международных организаций и т. д. При этом она приобретает специфические формы проявления. Одной из разновидностью политической власти является государственная власть. Государственная власть – это такая форма политической власти, которая осуществляется с помощью специального профессионального аппарата на определенной территории и обладающая монополией на средства социального принуждения. Государственное волевое воздействие реализуется через систему правовых норм, обязательных для всего общества. Она опирается на огромный объём общественных ресурсов, которые вправе использовать по своему усмотрению. Поэтому стремление к государственной власти, борьба за её обладание является важнейшим содержанием политики.
Политическая власть может и не опираться на аппарат принуждения и не использовать правовых норм. Именно так реализуется, например, власть в политических партиях, где она базируется на соответствующих идеологических и политических ценностях. Средствами обеспечения партийной власти являются принципы и нормы внутрипартийной жизни (партийный устав) а также единое политическое мировоззрение и идеология (партийные идеалы и программа).
В структуру политической власти входят её субъект, объект и ресурсы. Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им могут быть отдельный человек, общность людей, например, народ, организация, государственные институты и т. п. При этом необходимо, чтобы субъект обладал соответствующими качествами. Речь идёт о воле к власти, готовности взять на себя ответственность, компетентности, авторитете, организаторских способностях и т. п. Важнейшим среди них является воля к власти, т. е. желание властвовать.
Субъект власти воздействует на объект через распоряжение (приказ, команду), в котором объекту власти предписывается определенное поведение, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение приказа. Если же подчинения нет, то нет и власти. Готовность объекта к подчинению определяется его собственными качествами, зависит от характера предъявляемых к нему требований, наличия конкретной ситуации, а также от того, как воспринимают исполнители своего руководителя, как они оценивают его моральные качества, умение и способность властвовать.
В демократическом обществе власти может быть и её субъектом.
Мотивы подчинения людей власти могут быть самыми разнообразными. Одним из сильных мотивов подчинения может быть страх, когда тяжесть наказания прямо пропорциональна степени непослушания. Однако более стабильной является власть, основанная на привычке (в этом случае она безболезненно воспринимается людьми) или, что еще лучше, на интересе, когда личный интерес выполнять предписания властей делает излишним контроль и наказания. Огромное значение имеет личный авторитет властвующего, когда высоко оцениваются его интеллектуальные качества, опыт, знания, высокие нравственные качества, в том числе, например, его святость, жертвенность и т. п.
Наряду с субъектом и объектом важным структурным компонентом политической власти являются её ресурсы, т. е. те средства, с помощью которых субъект политической власти осуществляет своё воздействие на объект.
Политическая власть – это отношение неравенства в положении и возможностях субъекта и объекта власти. В основе такого неравенства лежит неравномерное распределение ресурсов. Так, в соответствии с теорией «социального обмена» (П. Блау и др.) именно власть распоряжается дефицитными общественными ресурсами. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на выполнение её распоряжений. На этой основе возникают отношения зависимости и подчинения.
Ресурсы власти разнообразны: Экономические ресурсы включают в себя различные материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, технику и т. п. С помощью таких ресурсов реализуются экономические программы, нацеленные на достижение устойчивого динамичного развития той или иной страны и повышение жизненного уровня её населения.
Силовые ресурсы – это армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащие им техника, оружие, здания и т. п. Этот вид ресурсов выполняет функцию обеспечения обороны страны и охраны внутреннего порядка, в том числе предотвращение попыток свержения власти. Они относятся к числу наиболее действенных и эффективных средств обеспечения власти, внушают страх, поскольку их использование приводит к лишению человека собственности, свободы, а порой и самой жизни.
К социальным ресурсам власти относятся наличие хорошо оплачиваемых должностей, возможность использования различных льгот и привилегий, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. п. Социальные ресурсы призваны обеспечить поддержку людей существующей власти, вызвать у них заинтересованность в её сохранении. Власть, обеспечивающая высокий уровень социальной защиты граждан, всегда стабильна и пользуется у них неизменной поддержкой.
Информационные ресурсы включают в себя знания и информацию, а также средства их получения и распространения. Особая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ). СМИ информируют граждан о происходящих событиях, а также дают им свою оценку. Поэтому тот, кто контролирует информацию, может не только влиять на формирование общественного сознания, но и способен направлять поведение масс.
В разные периоды общественного развития то одни, то другие её ресурсы выдвигаются на первый план. В период политических потрясений, чтобы не допустить попыток государственного переворота, решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного развития преимущественное значение приобретают экономические и социальные ресурсы. Что же касается информационных ресурсов, то их роль во все периоды развития неизменно велика [1].
В процессе господства политическая власть наиболее полно реализует свои функции, т.е. те присущие ей свойства и особенности, благодаря которым она может действовать в обществе и непосредственно способствовать его изменению. Политологи обычно выделяют четыре важнейшие функции:
1. Организаторская функция. Она предназначена для формирования политической системы общества, организации его политической жизни, политических отношений между государством и общественными группами, классами, ассоциациями, партиями и просто гражданами. Можно сказать, что эта функция играет главную роль в деле создания структурной системы в обществе, обеспечивающей господство и руководство.
2. Управления, посредством которого повсеместно и на практике реализуется стратегическая линия субъекта власти. В этой линии отражены социально-экономические и политические интересы стоящих у власти сил. Управление предполагает принятие современных конкретных управленческих решений, внесение корректировки в процессе реализации власти.
3. Функция контроля ведает обеспечением соблюдения в обществе норм и правил правления власти, особенно по линии господства. Для выполнения этой функции создаются специальные контрольные органы: контрольная палата, прокуратура, ревизионные структуры и др.
4. Воспитательная функция нацелена на создание авторитета власти, на воспитание у граждан сознательного законопослушания. Она призвана формировать у субъектов власти умение и энергичное осуществление волевого воздействия, а у объектов – постоянную готовность и способность подчиняться [2].
2. Ресурсы, правовые и нравственные нормы, способы и инструменты реализации власти.
Классификация ресурсов власти может проводиться по различным критериям. Одна из первых систем классификаций ресурсов власти была предложена Н. Макиавелли в работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». В основу своей классификации он заложил определение мотивов человеческого поведения. В «Рассуждениях» Н. Макиавелли выявил два главных мотива поведения людей - любовь и страх. Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим.
Однако оба ресурса различаются способом воздействия: если страх прочен и тверд, то любовь очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе - человеческой благодарности. Злому человеку ничего не стоит разрушить человеческую благодарность ради личной корысти. К тому же ресурс страха, по Н. Макиавелли, имеет различную эффективность воздействия. По его мнению, человек может смириться с утратой власти или чести, потерей свободы, но он никогда не смирится с утратой имущества. Кроме страха и любви ресурсами власти Н. Макиавелли признавал человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).
Впоследствии антропологический принцип стал использоваться и в других классификациях. К страху, на котором власть держалась прежде, добавились убеждение (особенно в период развития средств массовой информации) и интерес. Ресурс убеждения может одинаково использоваться в качестве источника власти как в демократических обществах (на основе свободного выбора самим индивидом политических предпочтений и ценностей), так и в тоталитарных системах (с помощью идеологической обработки населения и контроля за информацией).
Ресурс интереса является основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом. В таком случае политика лишается какой-либо таинственности и выступает как сфера купли-продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса. Избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальный интерес. Происходит обмен ресурсами.
Естественно, ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Использование тех или иных ресурсов зависит от ряда факторов, например, от типа режима. Так, в тоталитарных режимах власть опирается на ресурсы страха и убеждения. Причем оба ресурса органично дополняют друг друга. Ведь страх является не только результатом принуждения, насилия, но и следствием активной идеологической обработки, воздействующей на национальные, религиозные и другие чувства граждан. В свою очередь, убеждения формируются не только посредством добровольного принятия образа будущего (например, коммунистического идеала) как желаемого, но и с помощью политического террора, тотального контроля над личностью, информацией.