Файл: УСР №1 Политология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.09.2020

Просмотров: 401

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ресурсы власти различаются по характеру воздействия и сферам влияния. Соответственно выделяются нормативные, утилитарные и принудительные ресурсы. В первом случае власть влияет на мировосприятие личности, его поведение с помощью изменения норм и правил взаимодействия индивидов. Особенно это заметно, когда общество проводит радикальные преобразования, например, от тоталитаризма к демократии, когда изменяются ценностные ориентации общества. Так, ценности равенства, уравнительности уступают место достижительным ценностям - свободе личности, ее автономности от государства, ответственности и т. д.

Власть может воздействовать на условия существования людей, удовлетворяя их повседневные запросы и требования, скажем, повышения зарплаты и социальных выплат, улучшения условий труда и т. д. Ресурсы этой группы называются утилитарными.

И наконец, угроза использования силы связана с принудительными ресурсами, к которым относятся страх за свою жизнь, боязнь насилия, угроза увольнения, потеря собственности и т. д. На выбор ресурсов, используемых властью, влияет целый ряд обстоятельств: состояние экономического развития (спад или подъем), уровень жизни, зрелость гражданского общества, политическая культура лидеров, элит и населения, культурно-религиозная среда [3].

Правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционируемое государством либо принятое на референдуме, выраженное в официальных государственных актах, регулирующее конкретную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается государством. Признаки нормы права:

1) Устанавливается или санкционируется государством;

2) Имеет общеобязательный характер;

3) Регулирует конкретную разновидность общественных отношений;

4) Выражается в официальных установленных государством формах (законах, подзаконных актах, нормативных договорах, актах референдума);

5) Характеризуется точной формулировкой содержащихся в ней предписаний;

6) Обладает свойством системности (регулирует общественные отношения в связи с другими правовыми нормами);

7) Рассчитана на регулирование неограниченного количества типичных ситуаций(многократность применения);

8) Обеспечивается мерами государственного воздействия(вплоть до применения мер государственного принуждения).

Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой элементов. В структуре типичной правовой нормы выделяются три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой. Гипотеза может быть:

1)простая – предполагает одно условие (обстоятельство).;


2)сложная – предполагает несколько условий (обстоятельств);

3)альтернативная – имеется несколько условий, причем при наличии любого их них данная норма начинает действовать.

Диспозиция – это часть правовой нормы, в которой содержится само правило должного поведения, которым следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных в гипотезе. Диспозиция может быть:

  • простая, предусматривающая один возможный вариант поведения;

  • сложная, предусматривающая несколько вариантов поведения;

  • альтернативная.

Санкция – это часть правовой нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Санкция может быть простая, предусматривающая один вид наказания; сложная.предусматривающая несколько видов наказания; альтернативная.

В юридической литературе правовые нормы классифицируются:

По форме предписания разделяются на:

  • обязывающие(все обязаны соблюдать Конституцию РБ),

  • запрещающие(нельзя украсть),

  • уполномочивающие(право распоряжаться личной собственностью по своему усмотрению).

По юридической силе:

  • законодательные (изложены в Законах, Кодексах, Декретах Президента);

  • подзаконные (изложены в постановлениях Совета Министров,в приказах министров и т.д.).

По степени определенности:

  • абсолютно-определенные (причинитель вреда обязан возместить причиненный ущерб);

  • относительно-определенные(наказание предусматривает в виде лишения свободы от 2 до 12 лет);

  • альтернативные (нарушения правил международных полетов, выразившиеся в несоблюдении разрешенных маршрутов посадки и т.п., наказываются штрафом или лишением свободы сроком до 6 месяцев).

По территориальным пределам действия:

  • общие, распространяющие действие на всю территорию (нормы Конституции);

  • частичные, действующие на части территории (нормы, содержащиеся в постановлении Минского горисполкома распространяют действие на территорию г. Минска);

  • локального действия (устанавливаются руководителем учреждения, предприятия).

По назначению: регулятивные, охранительные.

По кругу лиц: общие для все граждан РБ; специальные, касающиеся военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.д.

По способу изложения: отсылочные, бланкетные.

По времени действия: постоянные(Конституция РБ);временные(Закон о Госбюджете на текущий год).

По отраслям права: конституционные, административные, уголовные, гражданские, семейные.

По предмету правового регулирования: императивные, содержащие властные предписания; диспозитивные, содержащие свободу усмотрения; поощрительные, стимулирующие социально-полезное поведение; рекомендательные, предусматривающие наиболее приемлемый для общества и гос-ва вариант поведения.

По функциональной роли: исходные, определяющие основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы (Преамбула Конституции РБ); дефинитивные, содержащие определения конкретных юридических понятий: «преступление», «вина»; оперативные, коллизионные, содержащие отсылки к иностранному праву и т.д.


Построение правового государства возможно, если не только правовая система будет построена на нравственной основе, но и ее нравственная основа будет подобным образом пониматься каждым гражданином.

Правосознание – обязательный элемент, этап формирования глобального мировоззрения у каждого члена общества. В соответствие с этим правотворческая деятельность должна строиться на нравственных принципах. Поэтому созданию каждой правовой нормы должно предшествовать:

- изучение нравственного содержания существующих общественных отношений;

- изучение полноты отражения нравственного содержания в действующих правовых нормах (выявление неполноты, дефектности действующего права);

- изучение процессов правоприменения данной правовой нормы;

- изучение отношения общества к существующей правовой норме.

Нравственными принципами права являются:

А) Полнота обеспечения всей совокупности целей морали общества.

Обеспечение целей права должно осуществляться комплексно, поэтому нельзя оставить без внимания и не разобрать хотя бы одну из вышеперечисленных целей. Нравственный результат деятельности права будет иметь место, если в праве разрабатывается система нравственных целей.

Б) Обеспечение полноты организации процессов нравственного развития каждой личности.

В) Построение всей правовой системы на целой совокупности нравственных принципов, которые только и могут обеспечить нравственное создание правовой системы. Совокупность нравственных принципов образуют следующие:

принцип обязательного сочетания прав и обязанностей у каждой личности;

Нравственная личность формируется только тогда, если свои права она понимает как обязанности перед обществом, а свои обязанности рассматривает как право.

наличию права всегда соответствует наличие обязанности соблюдать это право у других лиц;

наличие прав и обязанностей должно обеспечиваться системой управления обществом;

любое нарушение прав и обязанностей должно обязательно рассматриваться и оцениваться обществом или государством.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст.1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст.7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона


Ст.5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Ст.11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Ст.12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст.29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН – Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека.

Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Ст. 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется судье и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.


Ст. 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место «по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон».

Также здесь содержатся формулировка презумпции невиновности, перечень процессуальных гарантий, которые как минимум должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявленного обвинения, право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником, быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным, пользоваться бесплатной помощью переводчика, при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление.

Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права – нет преступления без закона и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность.

Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые как минимум должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Конституция Республики Беларусь в редакции 1996 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.