Файл: kursovaya_sadizm_i_mazokhizm_2014_gotovaya_pochti.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 275

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Мазохизм, как и садизм, ‑ пишет Жан - Поль Сартр, ‑ является принятием на себя виновности. Я виновен, потому что я являюсь объектом. Виновен по отношению к самому себе, поскольку я соглашаюсь на свое абсолютное отчуждение, виновен по отношению к другому, так я ему предоставил случай быть виновным через радикальное отсутствие моей свободы как таковой. Мазохизм является попыткой не очаровывать другого своей объективностью, но очаровывать себя своей объективностью – для - другого, то есть заставить другого конституировать меня в объект таким способом, чтобы я нететически постигал свою субъективность в качестве ничто в присутствии в - себе, которое я представляю в глазах другого. Он характеризуется как некоторого рода головокружение – головокружение не перед земной пропастью, но перед бездной субъективности другого».

Сартр, таким образом, оценивает мазохизм как поражение. Для того чтобы очароваться своим я - объектом, мне необходимо осуществить интуитивное восприятие этого объекта, каким он является для другого. Но это в принципе невозможно реализовать. Таким образом, я оказывается предельно отчужденным. В этом варианте невозможно даже приступить к процессу очарования своим я. Даже это оказывается непостижимым. Сартр отмечает, что мазохист может прекрасно ползать на коленях, показывать себя в смешных нелепых позах, позволять использовать себя как простое неодушевленное орудие. Однако может ли другой принять это за очарование? Нет, напротив, для другого всё это покажется непристойным или просто пассивным. Эти позы не нужны самому мазохисту. Но и другим тоже ни к чему. Однако став на этот путь, мазохист будет всегда оставаться заложником этих поз, интонаций, поступков.

Превозможение себя, станет для мазохиста невозможным. Ведь по существу он к этому не способен. Чем больше он будет пытаться получить наслаждение от своей объективности, тем сильнее проступит в нем тревога. Допустим, мазохист, который платит женщине, чтобы она наказывала его плетьми, превращает эту женщину в инструмент. Поэтому он размещается в ее трансцендентности. Мазохист в процессе развития его невроза превращает другого в объект и трансцендирует его к его собственной объективности.

В качестве иллюстрации Сартр ссылается на австрийского писателя Леопольда Захер-Мазоха. Вероятно, французский философ полагает, что этот автор изобразил в своих произведениях себя самого. Он пишет о терзаниях Захер-Мазоха, который чтобы сделать себя презираемым, оскорбленным, доведенным до униженного состояния, вынужден был пользоваться большой любовью, которую предлагали ему женщины. Однако правомерно ли отождествлять автора литературного произведения с персонажами, которые созданы его фантазией. Да, действительно, в сочинениях Захер - Мазоха действуют победоносные роковые женщины. Они мучают несчастных влюбленных мужчин, готовых обслуживать их прихоти и фантазии. Герой романа «Венера в мехах» Северин, возможно, действительно мученик мазохизма. Однако он все-таки не Захер - Мазох.


Пылкая страсть Северина к очаровательной и прелестной молодой вдове Ванде может действительно служить для Сартра иллюстрацией добровольного мазохизма. Ванда предлагает Северину нескончаемых поток унижений. Она буквально истязает своего возлюбленного. В результате он превращается в безмолвного невольника, раба. Но в том-то и сущность характера, что Северин не пытается освободиться от наваждения, стать независимым. Он растворяется в своей возлюбленной, настолько сильно привязывается к ней, что даже получает удовольствие от своих мучений. Дело даже в зовах плоти, не в накатах собственных желаний, а в самой психологической структуре Северина, который готов к страданиям и жестокости.

Человеческая жестокость не знает границ. Все произведения Захер - Мазоха пропитаны этой лютостью. Не только в названном произведении, но и в других сочинениях, в частности, в рассказах, роковые женщины подвергают мужичин разного рода унижениям. Захер - Мазох с огромной психологической тонкостью показывает сам процесс превращения представителей сильного пола в невольников, рабов своей страсти. Известно, что психиатр Крафт - Эббинг посвятил свою книгу «Половая психопатия» разным сексуальным перверсиям. Опираясь на австрийского писателя, он назвал описанную им деформацию личности мазохизмом.

Парадокс заключается в том, что заложники этой перверсии даже испытывают удовольствие от своих мучений. В сочинениях Л. Захер -Мазоха нет кошмаров, которые леденят душу жестокостью. Если маркиз де Сад описывает страсти с предельным натурализмом, воспроизводя тончайшие подробности садистского деспотизма, то Захер - Мазох, напротив, изображает страсти изящно, акварельно, не прибегая к нагнетанию ужасов. Он, к примеру, пишет: «…на большой картине, написанной маслом… Прекрасная женщина, совершенно обнаженная под накинутым сверху меховым манто, расположилась на кушетке, облокотившись на нее левой рукой. Ее губы тронуты игривой улыбкой, ее густые полосы стянуты в греческий узел и покрыты белоснежной пудрой. Ее правая рука играет хлыстом, тогда как левая рука бесстрастно покоится на лежащем у ее ног мужчине, похожем на преданного раба, на верного пса. Хорошо очерченная поза прекрасно сложенного мужчины говорит о его безропотной меланхолии и беспомощной страсти; он смотрит на женщину фанатичным горящим взглядом мученика».

Эта картина сама по себе кажется выполненной средствами живописи. Обнаженная женщина в мехах полулежит на кушетке с хлыстом в руке: «мазохизм» пробуждается не в стереотипном образе садиста, а в виде соблазнительной, властной богини. «Мазохист» принимает образ распростертого почитателя и смиренного раба, полностью увлеченного и поглощенного этим воплощением величия, сходным с олимпийским, когда «беспомощная страсть» еще не превратилась ни в «психическую импотенцию», ни в меланхолическую приверженность сексуальному «подчинению».


Между тем мужчины в произведениях австрийского писателя пребывают в мучительных состояниях. Они буквально проваливаются в бездну. Герой Захер - Мазоха вынужден, по словам Сартра, действовать на женщин, воспринимая их как объект. «Так объективность, во всяком случае, ускользала от мазохиста, ‑ пишет Сартр, ‑ и могло даже случиться и часто случалось, что, стремясь постигнуть свою объективность, он находил объективность другого, которая, вопреки его воле, высвобождала его субъективность». Не зря Захер-Мазоха называют тонким психологом извращенной страсти.



Заключение

На основании проделанной работы можно выделить некоторые аспекты проявления садизма и мазохизма.

Теперь можно сравнить трактовку мазохизма у Фромма и Сартра. По первому впечатлению, речь идет об одной и той же проблеме. Мазохист тянется к страданию и при этом находит в нем блаженство. Это тайна мазохизма, которая требует расшифровки. Эрих Фром утверждает, что садизм и мазохизм – продукт искаженных общественных отношений, они жертвы такой страсти, как властолюбие.

Сартр же переводит проблему мазохизма в экзистенциальное русло. Он показывает, что сами эти социальные отношения можно объяснить только в русле философского постижения человека. Поэтому Сартр разбирает различные варианты человеческого существования. Дело, следовательно, не в самих страдальцах, а в том, как реализуется в данных случаях человеческое бытие. Согласно Сартру, никакой социальный диктат не имеет силы, если он наталкивается на экзистенциальный выбор. Французский философ считает мазохизм поражением. Этот порок Сартр называет любовью к поражению. Не описывая структуры этого порока, он всё же подчеркивает, что мазохизм есть неустанное усилие к устранению субъективности субъекта. В случае мазохизма субъект заново становится ассимилированным другим. Это усилие сопровождается изнурительным и пленительным переживанием самого этого поражения. Субъект завершается этим поражением, но он тем не менее в нем видит свою конечную цель.






Список использованной литературы:

    1. Жан - Поль Сартр. Бытие и Ничто. 1943 М.: "Республика", 2000

    2. Фрейд Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992;

    3. Маркиз де Сад и XX век. М., 1992;

    4. Маркиз де Сад. Философия в будуаре. М., 1992;

    5. Бовуар Симона, Сартр Жан-Поль. Аллюзия любви. М., 2013.

    6. Захер-Мазох Л. Венера в мехах. Демонические женщины. М., 1993.

    7. Фромм Эрих Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, Астрель, 2012.

    8. Фромм Эрих Душа человека. М.: АСТ, 2014.

    9. http://www.psychologies.ru/glossary/12/mazohizm/