Файл: Garbuzov_V_I__quot_Chelovek_Zhizn_Zdorovye_quot__otr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 236

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ (ПСИХОПАТИИ)

Есть люди с патологическим характером психопатией, встреча с которыми способна обернуться угрозой здоровью столкнувшегося с ними человека. Это очень серьезное обстоятельство, о котором следует знать каждому. Семейная жизнь, совместная работа с психопатической личностью может превратиться в кошмар, стать причиной серьезного психосоматичес­кого заболевания. Однако психиатры не пишут о психопатиях для неспециалистов, и человек, столкнув­шийся с психопатической личностью, оказывается без­защитным перед ней, если не знает, что это такое, и в итоге страдает, болеет. Между тем студентам медицинских институтов преподаватели-психиатры го­ворят: «Девочки, не выходите замуж за психопатов;

мальчики, не женитесь на истеричках», имея в виду мужчин с психопатическим характером и женщин с истероидной психопатией. И в данном разделе автор знакомит неспециалистов, всех читателей с особо уг­рожающими здоровью человека формами психопатий. Лица же, узнавшие себя в этих описаниях, быть может, сделают верные выводы и, опираясь на соб­ственный разум, а они, как правило, умны приту­шат негативные стороны своего характера. Кстати, эти люди, люди с патологическим характером, сами страдают от него и в итоге терпят неудачи, крах, теряют благосклонность окружающих, работу, что приводит к болезни и их. Добавим также, что охрана президентов всех стран мира изучает этот раздел психиатрии в первую очередь. При совершении ли­цами с патологическим характером преступных деяний они признаются вменяемыми и несут полную меру ответственности, поскольку, повторяю, разум их пол­ноценен. К разуму этих людей и обращается автор, равно как и к разуму всех остальных, обязанных считаться с тем, что люди с психопатическим харак­тером также требуют понимания и благосклонности во всем, за исключением агрессивного в них.

Паранойяльные

Люди с этой формой патологического характераиндивиды с чрезвычайно высоким уровнем эгоизма, самоуверенные, склонные считать себя, если дело идет об их идеологических, политических, жизненных по­зициях, во всем и всегда непогрешимыми, а других врагами или заблуждающимися. Они, как правило, односторонни и, приняв одну идею, концепцию, догму, отстаивают ее с фанатическим упорством. С гневом и ненавистью паранойяльные отметают любых оппонентов и предрасположены к волюнтаристскому, сило­вому решению проблем. Они чрезвычайно активны, и их энергия в борьбе за собственные убеждения потрясающа. Это из их числа пополняются ряды про­поведников, ярых революционеров и реакционеров. В этой своей ипостаси паранойяльные принесли много горя не только отдельным людям, но и целым народам и государствам. Паранойяльный способен развестись с женой, стать непримиримым противником собствен­ного сына, если их взгляды расходятся с его собст­венными. Человек, разделяющий убеждения параной­яльного, ближе ему, чем дочь или сын. Излагая свои взгляды, паранойяльный не хитрит, не лжет. Он убеж­ден в их правильности, убежден до исступления. Но он готов к чудовищной лжи, к чудовищным наветам на всех тех, кто не разделяет его убеждений. Пос­кольку во всем остальном, не касающемся его пара­нойяльных убеждений, человек с этой формой пато­логического характера обычен, его воспринимают как глубоко убежденного человека. Но это психопатия, и притом опасная. Энергия, непоколебимость, мощная эмоциональность при изложении своих взглядов при­дают такому человеку огромную внушающую силу, и он способен увлечь за собой многих, толпу.


Для человека с этой формой психопатии нет полутонов, компромисса. У него все разделяются на «своих» и «чужих». Паранойяльный, как бульдозер, задевает каждого, кто оказывается на его пути; он порождает тяжелые конфликты в семье, на работе, и один паранойяльный может годами держать в напря­жении целый коллектив. Глаза с выражением ис­ступленности, мимика, форсирование голоса до срыва голосовых связок (паранойяльные часто обращаются за помощью к врачу-отоларингологу), напряженные мышцы плеч позволяют определить паранойяльного даже по чисто внешним признакам.

На наш взгляд, в основе этой формы психопатии лежит извращенная холеричность, обостренный ин­стинкт доминирования. Паранойяльный агрессивен. Если это директор, с предприятия уйдут все, кто не разделяет его убеждений. Паранойяльный непримирим, несгибаем, и для человека, для людей не остается ничего, кроме решительной борьбы с ним. Он не уступит, а если и отступит, то только для передышки в ожидании более благоприятной ситуации. У него, к счастью, есть ахиллесова пята. Поскольку он эго­истичен, себялюбив и у него извращена холеричность, он труслив. Встретив яростное сопротивление, борьбу не на жизнь, а на смерть, паранойяльный уходит, отступает. И это тот случай, когда человек с нор­мальным характером, защищаясь, должен быть му­жественным, дать бой. Склонившись перед параной­яльным, не спасешься, ибо он десятилетиями помнит того, «кто был против». Уговаривать его то же самое, что уговаривать волка питаться сеном. Паранойяльные черты характера нередко возникают на почве атеро­склероза или травмы головного мозга, но это иное, не столь выраженное и сопровождается другими ха­рактерными изменениями личности.

Паранойяльные и сами сжигают себя. Свою аг­рессивность они все-таки до поры до времени сдер­живают. Стратегия и тактика борьбы все же требуют до поры до времени скрывать ненависть, переполня­ющую их. В результате у них разрушается комплекс тонкого кишечника. Когда же для них приходит время «большого страха», расплаты, рушится и комплекс толстого кишечника. Поэтому и сами они относятся к тем, кому болезнь угрожает в первую очередь.

Гипертимные

Это сверхоптимисты, сверхобщительные и сверх­открытые люди. Их жизнерадостность, неугомонность, бьющая через край энергия подкупают, и у них вседрузья. Они неутомимо ищут приключений, они бес­страшные авантюристы. Люди с гипертимной формой психопатии незлобивы, добродушны. Они берутся за все, в том числе за самое тяжелое, и работают игра­ючи, весело, азартно, не жалея себя. Это лучшие работники в мире, если по окончании работы с ними тут же расплачиваются и отпускают их на все четыре стороны. Тогда баржа разгружается за одни сутки без сна, хотя по нормативам для этого отводится 10 дней. На войне гипертимные лучшие разведчики, бойцы штурмовых отрядов. Но все это, пока дело не наскучит им. Инстинкт свободы у них сверхсилен. Они как птицы и рождены для полета. Им не усидеть и не улежать, они всегда на ногах. Они и спят-то всего несколько часов и вновь в шумной компании, в живом деле. Это неугомонные.


Возникает вопрос, в чем же здесь психопатичность и тем более угроза здоровью других, коль скоро перед нами характер, вызывающий симпатию? Да, эти люди действительно вначале вызывают симпатию, но мы осветили лишь надводную часть айсберга. Гипертим­ные неустойчивы, безответственны и часто асоциаль­ны. Они врываются в жизнь человека как метеоры, взрывают все вокруг и исчезают. Они непостоянны в семье, на работе и в жизни, оставляя после себя разрушения, подобные тем, какие вызывает сильный ураган. В этом их психопатичность, в этом их угроза для других. Они врываются в коллектив, создают конфликтную ситуацию и стремительно исчезают, а коллектив еще долго не может оправиться от потря­сения. Гипертимные разрушители. Добродушно, не желая этого, они больно задевают множество людей. Гипертимный полюбил так горячо, «как не бывает на свете», а через неделю разлюбил, исчез, начисто забыв о человеке и о последствиях. На пути гипертимных нередко сломанные судьбы. У них много приятелей, но сегодняшние приятели завтра будут забыты. Оста­нутся долги и векселя, которые никогда не будут оплачены. Это мошенники поневоле.

С гипертимными не следует бороться, они дей­ствительно незлобивы. Надо знать, что они такие. Надо не доверяться им, не идти за ними, а направлять их неугомонную энергию на полезные дела, искать им место, равно как и профессию, по их характеру. Следует знать, что подобный характер существует, и не допускать таких ошибок в отношениях с ними, за которые платят инфарктом миокарда.

Однако и самим гипертимным болезнь угрожает в первую очередь. Они не терпят ущемления свободы, но реальная жизнь требует ответственности за свои поступки, и сама жизнь ущемляет неограниченную тягу к свободе, когда она противоречит общественным интересам. И тогда гипертимные «взрываются» сами. Их болезни болезни комплекса тонкого кишечника, чаще всего сосудистые, сердечные, болезни желчного пузыря и печени. Это сангво-холерики с непомерным доминированием инстинкта свободы. И в этом их сила и их слабость.

Возбудимые (эксплозивные)

Люди с этой формой психопатии крайне раз­дражительны и вспыльчивы, доходя при потере само­контроля до приступов неудержимой ярости. Для них характерны дисфории расстройства настроения с беспричинной тоской, злобностью и страхом. Тогда они мечутся, не находя себе места, и часто срывают злобу на первом попавшемся им человеке.

Возбудимые энергетически сильны, активны, дея­тельны и энергичны. Свои задумки они претворяют в жизнь с железной волей, упорно, годами. Они хитры, изворотливы, готовы к интриге и вероломству, аг­рессивны, злобны и мстительны. Обид возбудимые не забывают, измен. не прощают. Жажду мести вына­шивают десятилетиями, выжидая удобного момента. Противника устраняют не мытьем, так катаньем. У них сильные, но одноплановые эмоции и чувства:


агрессивность, враждебность или чрезвычайно рев­нивая привязанность. Люди с эксплозивной формой психопатии педантичны, пунктуальны и корыстолю­бивы, у них чрезвычайно выражено скопидомство, они расчетливы и часто просто жадны. Как и пара­нойяльные, они не терпят возражений, фанатичны, смертельно ненавидят противников. Но они опаснее паранойяльных, поскольку скрытны, готовы к времен­ным компромиссам, могут до поры до времени скры­вать свою ненависть, хотя никогда не отказываются от заветных целей. Вначале они идут к цели напролом, но, встретив сопротивление, уходят в сторону и, изма­тывая осадой, терпеливо ждут изменения ситуация. Они неумолимы, подозрительны, недоверчивы. Однако люди с этой формой психопатии могут быть угод­ливыми и даже с некоторой радостью склоняются перед силой. Они то невыносимо жестоки, то притор­но ласковы, и трудно сказать, что более непере­носимо.

Одно из лучших описаний психопатий принад­лежит П. Б. Ганнушкину. О лицах с данной формой психопатии он пишет так: «Они всегда требуют покор­ности и подчинения себе... всю жизнь проводят в борьбе... которая им кажется борьбой за справед­ливость... Страстные и неудержимые, они ни в чем не знают меры...» <19б1, с. 156).

Возбудимые часто физически сильны, и их мощный энергетический потенциал обеспечивает им и сильную половую потенцию. Энергичные, напористые и воле­вые, «настоящие мужчины», они нравятся женщинам. Полюбив, они становятся предупредительными, лас­ковыми и тактичными, поздравляют с каждой зна­чимой датой и, хотя и жадны, на первых порах щедро тратят деньги на подарки и цветы. Если женщина не ответит им взаимностью, возбудимые начинают мно­голетнюю осаду. Поклонников они встречают в подъ­езде и угрозами, шантажом, любыми средствами выживают их. Женщина оказывается изолированной. Возбудимые не отступают, действуют по ситуации, очаровывают родственников своей избранницы. Они оплетают жертву, подобно пауку, заполучая в жены самых красивых. Но вскоре возбудимые начинают относиться к жене как к безраздельно принадлежащей им собственности и уже не скрывают своего характера. Перед женщиной вдруг оказывается деспот, патоло­гически ревнивый и жестокий. И женщина убегает, если удается скрыться от его неотступного преследо­вания. Однако в ход идут угрозы, шантаж, готовность к любым действиям. Бывшие жены субъектов с экс­плозивной формой психопатии появляются у врача с болезнью комплекса толстого кишечника, поскольку в их душе надолго поселяется страх. Горе тому, кто оказывается на пути возбудимого как конкурент или несогласный с ним. Борьба будет жестокой и долгой, с использованием угроз, доносов и интриг. Возбудимые сеют инфаркты миокарда, как злой дракон свои зубы.

Субъекты с эксплозивной формой психопатииобладатели холерического темперамента, но искажен­ного. Это однозначно люди с чрезвычайно обостренным инстинктом доминирования и с полностью подавлен­ным инстинктом альтруизма. К счастью, у них резко выражен инстинкт самосохранения. К счастью потому, что это их единственное слабое место. Возбудимые демонстрируют отвагу, но, как и паранойяльные, тру­сливы. Они понимают только силу и, цинично изде­ваясь над слабостью, благородством, угодничают, как мы уже отмечали, перед силой. Это «лучшие люди» в тоталитарном государстве, преданные «верху» и бес­пощадные к «низу». Но, встретив отпор, готовность к борьбе не на жизнь, а на смерть, они отступают, капитулируют. И, чтобы спасти себя от них (и это единственный способ, поскольку возбудимые никогда и ничего не прощают, как бы ни склонились перед ними), следует собрать все свое мужество и дать бой. Капитулировав, возбудимые страдают болезнями ком­плекса тонкого кишечника, а испытывая страх, если их агрессивные намерения подавлены надолго, и бо­лезнями комплекса толстого кишечника вплоть до онко­логических. Очевидно, что они сами относятся к ка­тегории тех, кому болезнь угрожает в первую очередь.


Истероидные

Для данной формы психопатии характерны «стрем­ление казаться больше, чем это на самом деле есть» (по К. Ясперсу), и неутолимая жажда признания. На наш взгляд, такие люди, чаще женщины, более всего эгоистичны. Это безграничный эгоизм, сплавленный с непоколебимой уверенностью в собственной непо­грешимости («я никогда не виноват!») и со столь же непоколебимой психологической защитой («эгоистичен весь мир, кроме меня, а я добра, миролюбива и имею право на внимание, восхищение, признание!»). И все это проявляется с удивительной ловкостью, находчивостыо, с артистизмом, т. е. с известным истероидным талантом.

Представим себе женщину, психологически из­менчивую, как хамелеон. Перед интересующим ее мужчиной она обворожительна, по-детски непосред­ственна, остроумна, быстра. Будучи изощренной во всем, она выступает как девственница, наивная и беззащитная. Она сама доброта, щедрость. Виртуозно используя крупицы того, что она знает, а знает она все только поверхностно, побыв, к примеру некоторое время с новым другом, интересовавшимся искусством, она с пафосом заявляет: «Мой божественный Роден»и так во всем. Перед официальным лицом, чья подпись необходима под важным для нее документом, она предстает бледной, «измученной жизнью», опять-таки трогательно беззащитной, наивной и несчастной. Она поднимает на него глаза, полные слез (подруге она говорит: «Я не знаю, как это получается, но я могу плакать, когда хочу»), умоляюще смотрит на него. Официальному лицу представляется, что, если он не подпишет сомнительный документ, несчастная жен­щина покончит с собой. И он подписывает. Но как раз именно эта «несчастная женщина» никогда, ни при каких обстоятельствах не посягнет на свою жизнь. Она на глазах всех будет бегать с таблетками, ядо­витой жидкостью, бритвой, на худой конец примет одну таблетку, надрежет кожу, но никогда не при­чинит себе серьезного вреда.

Перед противником истероидная фурия со злыми глазами, бранными и циничными словами, злая, мсти­тельная, способная к оговору, шантажу, сложной ин­триге, к изматывающей борьбе до непременной победы. В семье она больная, бесконечно усталая и несчастная. Она всем недовольна, ее «заездили, замучили». Везде пыль, беспорядок. Но вот позвонил и предупредил, что зайдет к ней через час, некто интересный и важный для нее, и она преображается. Молниеносные движе­ния, все разбросанное прячется, посуда вымыта, белье в баке, пыль исчезла, волосы убраны, на грязную рубаш­ку надето новое платье, мгновенный и искусный ма­кияж и сияющая, победоносная, обворожительная, она отворяет дверь. Более всего на свете для истероидной важна оценка окружающих, их удивление. Она может быть поразительной чистюлей. И тогда квартира вы­лизана, а она упивается уважительным удивлением пришедших к ней без предупреждения. Готовить она не любит, но для себя и гостей сделает невозможное. У нее отработано приготовление нескольких блюд, которыми она стремится поразить пришедшего.