Файл: Kh_Kekhele_Privyazannost_i_depressivnaya_psikhopat.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.10.2020

Просмотров: 421

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Анна

 

Буххайм

Дмитрий

 

Дороднов

 

и

 

Хорст

 

Кэхеле

 

 

Привязанность

 

и

 

депрессивная

 

психопатология

 

у

 

взрослых

 

 

 

Перевод

 

с

 

немецкого

 

выполнен

 

Инфо

-

центром

 

психотерапевтических

 

исследований

 (

Москва

). 

Переводчики

Е

.

Беларева

Н

.

Кортунова

.

 

 

В

 

своей

 

трилогии

 

Джон

 

Боулби

  (1969; 1973; 1980) 

предложил

 

нам

 

импликативную

 

модель

 

развития

 

психопатологии

Автор

 

исходит

 

из

 

предположения

 

о

 

том

что

 

ребенок

 

испытывает

 

филогенетически

 

обусловленную

 

привязанность

 

к

 

важной

 

для

 

него

 

фигуре

 

и

 

формирует

 

на

 

основе

 

реакций

 

данной

 

фигуры

 

на

 

его

 

сигналы

  

внутреннее

 

представление

 

о

 

привязанности

Этот

 

основополагающий

 

принцип

 

играет

 

важную

 

роль

 

в

 

специфической

онтогенетической

 

интроекции

 

социальных

 

взаимодействий

 

и

 

событий

которые

 

на

 

более

 

позднем

 

этапе

 

жизни

 

влияют

 

на

 

значимые

 

для

 

привязанности

 

чувства

 

и

 

когниции

Утрата

жестокое

 

обращение

насилие

 - 

все

 

эти

 

события

 

ведут

 

к

 

принудительному

 

изменению

искажению

 

либо

 

расщеплению

 

подобной

 

интернализации

 

и

 

вызывают

 

тем

 

самым

 

образование

 

соответствующих

 

приспособительных

 

функций

,  

разработку

 

стратегий

 

выживания

которые

 

можно

 

отнести

 

к

 

характеристикам

 

психопатологического

 

процесса

 

неадаптивного

 

типа

.  

Для

 

того

 

чтобы

 

заложить

 

основу

 

для

 

понимания

 

процессов

 

формирования

 

психопатологии

 

с

 

точки

 

зрения

 

теории

 

привязанности

в

 

начале

 

данной

 

работы

 

будут

 

кратко

 

представлены

 

основные

 

идеи

 

и

 

концепции

 

Боулби

Взаимодействие

 

между

 

процессами

 

развития

 

привязанности

 

и

 

регуляции

 

аффектов

 

представляется

 

при

 

этом

 

немаловажным

 

для

 

понимания

 

факторов

 

защиты

 

или

 

риска

Затем

 

будут

 

рассмотрены

 

соответствующие

 

научные

 

работы

затрагивающие

 

проблему

 

представления

 

о

 

привязанности

 

и

 

психопатологии

 

у

 

взрослых

Основной

 

акцент

 

здесь

 

будет

 

сделан

 

на

 

посвященной

 

данной

 

теме

 

монографии

 

Дозье

 

и

 

его

 

коллег

 (Dozier et al 1999). 

Следуя

 

примеру

 

Дозье

 

и

 

его

 

коллег

представляется

 

уместным

 

упомянуть

 

исключительно

 

те

 

работы

сведения

 

для

 

которых

 

были

 

отобраны

 

с

 

помощью

 

специального

 

Полуструктурированного

 

интервью

 

взрослых

 

о

 

привязанности

 - 

Adult Attachment Interview (AAI) 

Джорджа

 

и

 

группы

 

коллег

 (1985) 

и

 

относящейся

 

к

 

нему

 

системы

 

категорий

 

Мейн

 

и

 

Голдуина

 

(1985). 

Другие

 

методы

 

анализа

 

привязанности

   

сходятся

 

с

 

AAI 

в

 

основных

 

выводах

приводя

однако

ввиду

 

разнообразных

 

операциональных

 

диагностик

 

к

 

частичному

   

несоответствию

 

результатов

что

 

в

 

значительной

 

степени

 

осложняет

 

сопоставление

 

научных

 

работ

.  

 

Теория

 

привязанности

 

как

 

интегративная

 

модель

 

эмоционального

 

развития

 

 

В

 

результате

 

существенных

 

расхождений

 

со

 

школой

 

психоанализа

 

Боулби

 (1969;1975) 

сконцентрировался

 

на

   

основополагающей

на

 

его

 

взгляд

идее

 

о

 

влиянии

 

раннего

 

опыта

 

отношений

 

на

 

последующее

 

индивидуальное

 

развитие

 

человека

Он

 

истолковал

 

предположение

 

о

 

первостепенном

 

значении

 

материнского

 

присутствия

 

по

-

новому

путем

 

привлечения

 

этологических

 

и

 

системно

-

теоретических

 

концепций

и

 

подчеркнул

 

необходимость

 

проведения

 

широких

 

научных

 

исследований

 

для

 

проверки

 

своей

 

гипотезы

Основной

 

интерес

 

для

 

Боулби

 

представляли

 

реакции

 

детей

 

на

 

разлуку

 

с

 

матерью

 

либо

 

близкой

 

фигурой

 

привязанности

а

 

также

 

последствия

 

подобной

 

разлуки

Впервые

 

ученый

 

официально

 

сформулировал

 

идеи

 

своей

 

теории

 

в

 1958 

году

 

в

 

Лондонском

 

психоаналитическом

 

обществе

озаглавив

 

доклад

  “

Природа

 

детской

 

привязанности

 

к

 

матери

”. 

Движимый

 

задачами

поставленными

 

перед

 

ним

 

Всемирной

 

организацией

 

здравоохранения

на

 

первоначальной

 

стадии

 

работы

 

Боулби

 

сконцентрировал

 

основное

 

внимание

 

на

 

нарушениях

 

в

 

развитии

 

ребенка

вызванных

 

отсутствием

 

материнского

 

внимания

Опираясь

 

на

 

результаты

 

сравнительных

 

биологических

 

исследований

 

поведения

 

Харлоу

  (

Harlow & Harlow 1969; Harlow & Suomi 1970

и

 

научные

 

труды

 

Рене

 

Шпица

 

1


background image

посвященные

 

депривации

 (1945, 1946), 

а

 

также

 

на

 

собственный

 

опыт

 

наблюдения

 

за

 

поведением

 

детей

Боулби

 

приводит

 

в

 

своих

 

работах

 

подробное

 

описание

 

развития

 

отношений

 

привязанности

 

и

 

возможные

 

нарушения

 

в

 

их

 

течении

Результаты

 

исследований

 

ученого

 

послужили

 

основой

 

для

 

разработки

 

более

 

точного

 

подхода

 

к

 

опеке

 

детей

находящихся

 

в

 

приютах

 

и

 

больницах

 

Англии

 

(

Bowlby 1951

). 

 

Важнейшие

 

аспекты

 

теории

 

привязанности

 

как

 

ключ

 

к

 

пониманию

 

психопатологии

 

 

Сформулированная

 

в

 

терминах

 

этологии

 

теория

 

привязанности

 

предполагает

 

наличие

 

у

 

человека

 

универсальной

 

потребности

 

в

 

тесной

 

эмоциональной

 

близости

которая

 

выполняет

 

функцию

 

выживания

Мэри

 

Айнсворс

 (1985) 

подчеркивает

 

уникальный

 

характер

 

подобной

 

привязанности

 

к

 

близким

 

индивиду

 

лицам

Согласно

 

утверждению

 

Боулби

с

 

самого

 

раннего

 

возраста

 

в

 

ситуациях

 

повышенной

 

нагрузки

разлуки

 

и

 

опасности

 

активизируется

 

так

 

называемая

 

система

 

отношений

 

привязанности

”, 

которая

 

позволяет

 

сохранить

 

близость

 

к

 

фигуре

 

привязанности

а

 

в

 

случае

 

дистанции

 

как

 

можно

 

скорее

 

ее

 

преодолеть

.  

Как

 

правило

родители

 

интуитивно

 

реагируют

 

на

 

потребность

 

ребенка

 

в

 

близости

проявляя

 

чуткость

 

и

 

заботу

Переживание

 

чувств

 

близости

доверия

 

и

 

предсказуемости

 

дает

 

ребенку

 

возможность

 

свободно

 

исследовать

 

окружающий

 

его

 

мир

При

 

этом

 

в

 

случае

 

идеального

 

стечения

 

обстоятельств

 

формы

 

поведения

 

в

 

рамках

 

отношений

 

привязанности

 

и

 

в

 

процессе

 

исследования

 

будут

 

друг

 

друга

 

уравновешивать

 (

Grossmann  & Grossmann 1994

).  

К

 

середине

 

первого

 

года

 

жизни

 

ребенок

 

развивает

 

способность

 

испытывать

 

тоску

 

по

 

своему

 

объекту

 

привязанности

 

и

 

искать

 

его

 

даже

 

в

 

том

 

случае

когда

 

его

 

нет

 

рядом

В

 

процессе

 

ежедневных

 

взаимоотношений

 

с

 

проявляющей

 

о

 

нем

 

заботу

 

личностью

 

младенец

 

формирует

 

внутреннюю

 

модель

 

привязанности

Термин

 “

внутренняя

 

рабочая

 

модель

” (

inner working model

Боулби

 

заимствовал

 

у

 

представителя

 

школы

 

когнитивной

 

психологии

 

Крайка

 (1943). 

Позднее

 

исследовательница

 

привязанности

 

Брезертон

 (1985; 1987; 1999) 

вновь

 

ввела

 

в

 

обиход

 

понятие

 

этой

  “

репрезентирующей

” 

концепции

иными

 

словами

идею

 

о

 

том

что

 

функция

 

внутренних

 

рабочих

 

моделей

  

как

 

активно

 

сформированных

 

внутренних

 

схем

 

социального

 

поведения

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

производить

 

мысленные

 

симуляции

: «

Более

 

адекватные

  «

внутренние

 

рабочии

 

модели

» 

могут

 

симулировать

 

релевантные

 

аспекты

 

мира

повышать

 

эффективность

 

потенциального

 

планирования

 

и

 

способности

 

организма

 

к

 

ответным

 

реакциям

» (

Bretherton 1987, 

s. 1090

).  

Рабочие

 

модели

 

не

 

воспроизводят

 

точного

 

подобия

 

реальности

 

с

 

целью

 

оказаться

 

полезными

они

скорее

должны

 

находиться

 

в

 

гармонии

 

с

 

реальностью

чтобы

 

обеспечить

 

успешную

 

адаптацию

С

 

точки

 

зрения

 

теории

 

привязанности

 

понятие

 

внутренней

 

рабочей

 

модели

 

(

Bowlby 1969; 1980

представляет

 

собой

по

 

аналогии

 

с

 

теориями

 

когнитивной

 

модели

 

и

 

модели

 

схем

основу

 

для

 

толкования

 

и

 

описания

 

влияния

 

первичных

   

значимых

 

для

 

привязанности

 

организованных

 

паттернов

 

на

 

дальнейшее

 

развитие

 

и

 

текущее

 

поведение

 

индивида

.  

Внутренние

 

рабочие

 

модели

 

видятся

 

как

 

организованные

 

структуры

влияющие

 

на

 

внимание

память

действия

а

 

позднее

 

речь

 (

Main et al. 1985; Main 1991; Bretherton 1999

)  

и

 

возникающие

 

на

 

почве

 

интерактивного

 

опыта

 

взаимодействия

 

с

 

фигурами

 

привязанности

В

 

процессе

 

постоянного

 

взаимодействия

 

формируются

 

все

 

более

 

устойчивые

 

паттерны

которые

 

начинают

 

действовать

 

автоматически

 

и

 

проявляются

таким

 

образом

последовательно

 

через

 

сферу

 

бессознательного

В

 

зависимости

 

от

 

качества

 

и

 

степени

 

реакции

которую

 

первичная

 

фигура

 

привязанности

 

демонстрирует

 

в

 

ответ

 

на

 

проявление

 

привязанности

 

со

 

стороны

 

ребенка

формируются

 

и

 

сохраняются

” (Cassidy 1999) 

различные

 

модели

 

репрезентации

 

ожидаемой

 

реакции

 

со

 

стороны

 

объектов

 

привязанности

: «

Согласно

 

Боулби

эти

 

модели

 

дают

 

возможность

 

индивидам

 

предвосхищать

 

будущее

 

и

 

строить

 

планы

которые

 

таким

 

образом

 

операционализируются

 

более

 

эффективно

» (Cassidy 1999, s.7).  

Таким

 

образом

внутренние

 

рабочие

 

модели

 

управляют

 

как

 

восприятием

 

и

 

интерпретацией

 

различных

 

ситуаций

так

 

и

 

их

 

антиципацией

 

2


background image

Согласно

 

Брезертон

 (1985) 

внутренние

 

рабочие

 

модели

 

следует

 

понимать

 

как

 

обобщенные

 

репрезентации

 

прожитых

 

событий

Они

 

содержат

 

как

 

аффективные

так

 

и

 

когнитивные

 

компоненты

 

и

 

способствуют

 

посредством

 

симуляции

 

реальности

 

целенаправленным

 

действиям

Следовательно

важнейшая

 

функция

 

внутренних

 

рабочих

 

моделей

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

содействовать

 

симуляции

 

событий

 

реального

 

мира

помогая

 

тем

 

самым

 

индивиду

 

предвосхищать

 

и

 

планировать

 

свои

 

поступки

 (

Bowlby 1969

). 

 

В

 

процессе

 

развития

 

диадический

 

опыт

 

организуется

 

в

 

качестве

 

плана

 

с

 

четко

 

поставленной

 

целью

 (

сфокусированного

 

на

 

цели

и

 

проектируется

 

в

 

виде

 

рабочих

 

моделей

 

окружающего

 

мира

фигуры

 

привязанности

 

и

 

собственной

 

личности

то

 

есть

 

в

 

виде

 

внутренних

  “

когнитивных

 

карт

 

данной

 

области

”. (…)  

В

 

зависимости

 

от

 

фактического

 

опыта

полученного

 

в

 

релевантных

 

для

 

привязанности

 

ситуациях

ребенок

 

формирует

 

рабочую

 

модель

отвечающую

 

за

 

наличие

 

фигуры

 

привязанности

 

и

 

оценку

 

себя

 

как

 

значимой

 

личности

заслуживающей

 

любви

. (…) 

Однажды

 

образованные

рабочие

 

модели

 

продолжают

 

свое

 

существование

 

преимущественно

 

вне

 

области

 

осознанных

 

эмоций

 

и

 

тяготеют

несмотря

 

на

 

возможные

 

коррективы

к

 

весьма

 

явственной

 

устойчивости

”. (

См

. Bowlby 1976, 

цит

по

: Grossmann et al. 1989, S. 37ff

)

  

 
 

Диадический

 

опыт

 

влияет

 

на

 

становление

 

у

 

ребенка

 

самооценки

а

 

также

 

на

 

его

 

способность

 

к

 

уравновешенной

пластичной

 

регулировке

 

аффектов

 (

Köhler 1992; 1996

). 

Открытие

 

законов

 

функционирования

 

окружающей

 

среды

 

и

 

фигур

 

привязанности

 

интегрируется

 

в

 

виде

 

активной

 

конструкции

 

в

 

общую

 

картину

 

мира

.  

Если

 

подобная

 

интеграция

 

проходит

 

успешно

возникает

 

когерентное

 

и

 

адекватное

 

внутреннее

 

отображение

 

реальности

Надежная

 

рабочая

 

модель

 

отражает

 

такие

 

качества

 

личности

как

 

целостность

 

и

 

когерентность

то

 

есть

 

способность

 

испытывать

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

эмоции

адекватно

 

их

 

оценивать

выражать

а

 

затем

 

и

 

действовать

 

с

 

соответствующей

 

активностью

 

и

 

объективностью

Ненадежная

 

рабочая

 

модель

 

не

 

предполагает

 

адекватной

 

оценки

 

реальности

 

и

 

приводит

 

к

 

ограничению

 

в

 

переживаниях

 

и

 

интеграции

 

различных

 

эмоций

;  

при

 

этом

 

осложняются

 

также

 

реальные

 

действия

 

и

 

коммуникация

 (

Grossmann et al. 1989; Grossmann  

& Grossmann 1991

). 

Таким

 

образом

в

 

зависимости

 

от

 

качества

 

привязанности

 

возникают

 

различные

 

способности

эмоции

 

и

 

переживания

требующие

 

регуляции

.  

 

Единичные

 

и

 

множественные

 

рабочие

 

модели

:  

исключение

 

значимой

 

для

 

привязанности

 

информации

 

 

Поскольку

 

изображение

 

отношений

 

пациентов

 

со

 

своими

 

родителями

 

нередко

 

оказывалось

 

противоречивым

Боулби

 (1980), 

исходя

 

из

 

клинических

 

наблюдений

сформулировал

 

понятие

  “

множественных

 

рабочих

 

моделей

”. 

С

 

одной

 

стороны

родители

 

преподносились

 

в

 

позитивном

 

свете

с

 

другой

, - 

приписываемое

 

им

 

же

 

поведение

 

в

 

определенных

 

эпизодах

 

выбивалось

 

из

 

общей

 

картины

 

отношений

Таким

 

образом

в

 

ситуации

когда

 

индивид

 

испытывает

 

противоречивый

 

опыт

 

отношений

может

 

возникнуть

 

несколько

 

рабочих

 

моделей

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

человека

 

или

 

собственной

 

личности

Боулби

 (1980) 

определяет

 

такую

 

закономерность

 

как

 

процесс

 

самосохранения

Ученый

 

пытается

 

объяснить

 

подобную

 

несовместимость

 

систем

 

сохранения

 

информации

ссылаясь

 

на

 

выделенные

 

Тюльвингом

 (1972) 

различия

 

между

 

семантической

 

и

 

эпизодической

 

памятью

составляющие

 

которой

 

не

 

всегда

 

совпадают

Исключение

 

определенного

 

рода

 

информации

 

ведет

согласно

 

Боулби

опирающегося

 

на

 

психоаналитическую

 

теорию

 

защиты

к

 

патогенным

 

последствиям

 

такого

 

исключения

.  

Негативные

 

эмоции

участвующие

 

в

 

возникновении

 

внутренних

 

и

 

внешних

 

конфликтов

вытесняются

 

из

 

сферы

 

сознания

Джордж

 

и

 

Вест

 (1999) 

таким

 

образам

 

характеризуют

 

этот

 

процесс

:  

 

 

3


background image

Попытка

 

исключить

 

информацию

 

представляет

 

собой

 

реакцию

 

на

 

угрозу

Носящее

 

защитный

 

характер

 

вычеркивание

 

помогает

 

отфильтровать

 

и

 

модифицировать

 

аффективно

 

окрашенную

 

информацию

касающуюся

 

отношений

 

привязанности

которая

 

в

 

случае

 

полноценного

 

сохранения

 

привела

 

бы

 

к

 

возникновению

 

страхов

душевных

 

страданий

 

и

 

травм

”. (

George &. West 

1999

).  

 
 

В

 

отношении

 

терапии

 

Боулби

 

придерживается

 

мнения

что

 

семантическую

 

память

 

можно

 

скорректировать

 

путем

 

работы

 

с

 

памятью

 

эпизодической

:  

 

Зачастую

 

оказывается

 

весьма

 

полезным

 

поощрять

 

описание

 

пациентом

 

фактических

 

событий

 

затем

чтобы

 

он

 

смог

 

по

-

новому

 

и

 

со

 

всей

 

полнотой

 

соответствующих

 

чувств

 

оценить

 

как

 

свои

 

собственные

 

желания

эмоции

 

и

 

поступки

 

при

 

определенном

 

стечении

 

обстоятельств

так

 

и

 

возможное

 

поведение

 

родителей

.  

Подобным

 

способом

 

пациенту

 

удается

 

исправить

 

либо

 

модифицировать

 

представления

 

семантической

 

памяти

а

 

также

 

убедиться

 

в

 

том

что

 

они

 

не

 

совпадают

 

с

 

событийной

 

и

 

актуальной

 

на

 

данный

 

момент

 

системой

 

доказательств

”. (

Bowlby 1980

 

Основную

 

задачу

 

психотерапии

 

Боулби

 

видит

 

в

 

том

чтобы

 

привести

 

пациента

 

к

 

осознанию

 

и

 

переработке

 

первичных

 

противоречивых

 

моделей

а

 

затем

 

и

 

к

 

смене

 

их

 

пересмотренными

 

и

 

надежными

 

рабочими

 

моделями

Поскольку

 

один

 

из

 

последующих

 

разделов

 

будет

 

целиком

 

посвящен

 

работам

 

о

 

выявленной

 

с

 

помощью

 

полу

 

структурированного

 

интервью

  (

AAI

Джорджа

 

и

 

его

 

коллег

 (1985) 

связи

 

между

 

психопатологией

 

и

 

представлением

 

о

 

привязанности

видится

 

уместным

 

кратко

 

изложить

 

сущность

 

данного

 

интервью

.  

 

Интервью

 

о

 

привязанности

 

для

 

взрослых

 (

AAI

):  

дискурсивный

 

анализ

 

процессов

 

защиты

 

 

В

 

рамках

 

трансгенерационных

 

исследований

 

из

 

интереса

 

ученых

 

к

 

возможности

 

проследить

 

передачу

 

родительского

 

опыта

 

отношений

 

следующему

 

поколению

 

сформировались

 

принципы

 

изучения

 

привязанности

 

у

 

взрослых

Основой

 

научной

 

деятельности

 

стала

 

разработка

 

Полуструктурированного

 

интервью

 

взрослых

 

о

 

привязанности

  (

AAI

Мейн

 

и

 

Голдуин

 (1985-

1996), 

которое

 

до

 

сих

 

пор

 

считается

 

стандартной

 

методикой

 

в

 

этой

 

области

 

и

 

отличается

 

высокой

 

прогностической

 

валидностью

.  

Так

например

в

 

рамках

 

многочисленных

 

лонгитюдных

 

исследований

 

выделенные

 

с

 

помощью

 

полуструктурированного

 

интервью

 (

AAI

)  

представления

 

о

 

привязанности

 

беременных

 

женщин

 

позволили

 

на

 75% 

спрогнозировать

 

развитие

 

отношений

 

привязанности

 

у

 

их

 

детей

 (

например

, Fonagy et al. 1991

).  

Полуструктурированное

 

интервью

  (

AAI

позволяет

 

определить

 

актуальную

 

стратегию

 

переработки

 

(

когерентный

 

или

 

бессвязный

 

дискурс

прошлого

 

и

 

текущего

 

опыта

 

привязанности

 

на

 

основе

 

методики

 

аналитической

 

оценки

 

дискурса

Так

 

называемое

 

представление

 

о

 

привязанности

 

оценивается

 

с

 

помощью

 

восемнадцати

 

полуструктурированных

 

вопросов

касающихся

 

переживания

 

и

 

воздействия

 

опыта

 

привязанности

 

и

 

предполагающих

 

разделение

 

результатов

 

на

 

четыре

 

группы

:  

• 

Надежные

/

автономные

 

(

F = free to evaluate

)

 

взрослые

 

выявляют

 

свободный

 

доступ

 

к

 

значимым

 

для

 

привязанности

 

эмоциям

 

и

 

отличаются

 

открытым

 

и

 

когерентным

 

повествованием

• 

Ненадежных

/

избегающих

 

(

Ds = dismissing

взрослых

 

отличает

 

отсутствие

 

свободного

 

эмоционального

 

доступа

 

к

 

релевантным

 

для

 

привязанности

 

чувствам

Они

 

характеризуются

 

минимализацией

 

либо

 

деактивацией

 

потребностей

 

в

 

привязанности

 

4


background image

• 

Ненадежные

/

озабоченные

 

(

Е

 = enmeshed/preoccupied

взрослые

 

напротив

 

демонстрируют

 

повышенную

 

потребность

 

в

 

привязанности

а

 

их

 

детские

 

воспоминания

 

отличаются

 

высокой

 

степенью

 

эмоциональности

• 

Испытуемые

 

с

 

характеристиками

 

непереработанной

 

травмы

/

не

 

нашедшей

 

разрешения

 

скорби

 

(

U = unresolved

), 

говоря

 

о

 

случаях

 

утраты

 

близких

 

или

 

эпизодах

 

насилия

проявляют

 

признаки

 

эмоциональной

 

дезориентации

 

и

 

нарушений

 

речи

.  

• 

Испытуемые

не

 

поддающиеся

 

однозначной

 

классификации

  (

CC = Cannot-Classify

),  

склонны

 

одновременно

 

к

 

деактивирующим

 

и

 

гиперактивирующим

 

стратегиям

 (

например

идеализация

 

и

 

агрессия

). 

 

Клиническая

 

эффективность

 

данной

 

методики

 

обусловлена

 

точной

 

кодировкой

 

речевой

 

когерентности

 

либо

 

несущих

 

защитную

 

функцию

 

неточностей

  (

бессвязности

), 

использованием

 

клинически

 

релевантных

 

шкал

 

для

 

описания

 

данных

 

признаков

  (

идеализации

агрессии

обесценивания

метакогниции

), 

а

 

также

 

четким

 

разделением

 

на

 

клинические

 

и

 

неклинические

 

группы

  (

van Ijzendoorn & Bakermans-Kranenburg 1996; Dozier et al. 1999

). 

Клинические

 

группы

 

значительно

 

чаще

 

попадали

 

под

 

одну

 

из

 

ненадежных

 

классификаций

К

 

тому

 

же

 

на

 

фоне

 

остальных

 

заболеваний

 

категория

 

испытуемых

 

с

 

признаками

  “

непереработанного

 

статуса

 

привязанности

” (

U

), 

возникшими

 

вследствие

 

насилия

 

или

 

утраты

 

близкого

 

человека

была

 

представлена

 

непропорционально

 

высокими

 

показателями

.  

Специально

 

для

 

таких

 

пациентов

 

(

например

пациентов

 

с

 

пограничными

 

расстройствами

 

психики

антисоциальными

 

нарушениями

 

личности

была

 

разработана

 

дополнительная

 

категория

 

E3 

(“

запутавшиеся

 

и

 

подавленные

 

пережитым

 

травматическим

 

опытом

”; 

preoccupied/overwhelmed by trauma

). 

Категория

  “

Cannot 

Classify

” (

CC

будет

 

превалировать

 

в

 

основном

 

у

 

пациентов

 

с

 

тяжелыми

 

психическими

 

расстройствами

 (

Hesse 1999

).  

 

Взаимосвязь

 

привязанности

 

и

 

процесса

 

регуляции

 

эмоций

 

у

 

взрослых

 

Согласно

 

Боулби

 (1980), 

в

 

зависимости

 

от

 

качества

 

первичной

 

привязанности

 

к

 

близким

 

людям

 

индивид

 

обретает

 

способность

 

к

 

вынесению

 

объективных

 

либо

 

ограниченных

 

вариантов

 

ситуативной

 

оценки

 

поведения

а

 

также

 

учится

 

функциональным

 

либо

 

дисфункциональным

 

способам

 

выражения

 

и

 

регуляции

 

собственных

 

эмоций

.  

Надежное

 

представление

 

о

 

привязанности

 

выражается

 

также

 

в

 

усилении

 

гибкости

 

Я

что

 

ведет

 

к

 

объективной

 

и

 

соответствующей

 

сложившейся

 

ситуации

 

регулировке

 

эмоций

импульсов

 

и

 

поступков

Напротив

личности

характеризующиеся

 

ненадежным

 

представлением

 

о

 

привязанности

проявляют

 

меньшую

 

гибкость

 

Я

демонстрируя

 

реакции

 

блокировки

 

и

 

избегания

которые

 

степенью

 

своей

 

интенсивности

 

не

 

соответствуют

 

сложившейся

 

ситуации

например

возникновение

 

неадекватной

 

тревожности

 

или

 

враждебности

 (

Zimmermann 1999) 

Мейн

 (1991) 

называет

 

подобную

 

способность

 

человека

 

объективно

 

воспринимать

 

себя

 

в

 

контексте

 

окружающей

 

реальности

проявляя

 

при

 

этом

 

свободный

 

доступ

 

к

 

собственным

 

эмоциям

метакогнитивным

 

мониторингом

 (“

metacognitive-monitoring”

). 

Это

 

означает

что

 

характер

 

эмоций

проявляемых

 

в

 

различных

 

ситуациях

 

с

 

соответствующей

 

этим

 

ситуациям

 

интенсивностью

может

 

влиять

 

на

 

различные

 

аспекты

 

поведения

 

индивида

В

 

контексте

 

психологии

 

развития

 

исследователей

 

волнует

в

 

первую

 

очередь

не

 

столько

 

наличие

 

ряда

 

отличных

 

друг

 

от

 

друга

   

дискретных

 

эмоций

  (

например

ярости

скорби

отвращения

), 

сколько

 

интраиндивидуальные

 

различия

 

отдельных

 

эмоций

 

по

 

степени

 

интенсивности

продолжительности

скорости

 

либо

 

порогу

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

они

 

возникают

 

и

 

угасают

Так

эмоции

 

могут

 

иметь

 

слишком

 

интенсивный

 

либо

 

слишком

 

сдержанный

 

характер

продолжаться

 

слишком

 

короткий

 

либо

 

слишком

 

длинный

 

промежуток

 

времени

выражаться

 

слишком

 

часто

 

либо

 

слишком

 

редко

 (

Zimmermann 1999

).  

 

5