Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2018
Скачиваний: 5
Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов
Усов Г.М., Федорова М.Ю. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для
вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.
Авторы:
Усов Г.М.
, доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Омской
государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук - введение (совместно с
М.Ю. Федоровой); параграфы 1.3, 1.4 главы 1, параграфы 2.2-2.4 главы 2, глава 3 раздела 1;
параграфы 2.1-2.4 главы 2 раздела 2
Федорова М.Ю.
, заведующая кафедрой социального права Омского государственного университета,
доктор юридических наук, профессор - введение (совместно с Г.М. Усовым), параграфы 1.1, 1.2
главы 1, параграф 2.1 главы 2 раздела 1; глава 1, параграф 2.5 главы 2, глава 3 раздела 2; раздел 3
В учебном пособии рассматриваются наиболее актуальные вопросы правового регулирования
психиатрической помощи: раскрываются организационно-правовые основы психиатрической помощи,
принципы и порядок ее оказания, права пациентов при оказании психиатрической помощи, в том числе
без их согласия, а также юридические гарантии реализации и защиты этих прав. Авторы анализируют
особенности правового статуса врачей-психиатров, других медицинских работников и иных
специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, а также лиц, страдающих
психическими расстройствами
Учебное пособие может быть рекомендовано студентам медицинских и юридических вузов,
слушателям системы послевузовского профессионального образований врачей психиатров,
психиатров-наркологов, а также социальным работникам, социальным психологам, работникам
правоохранительных органов
Введение
Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию правовым социальным государством,
в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и
защита - обязанностью государства. Важнейшими среди прав и свобод человека являются право на
социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Исходя из общеправового
принципа равноправия граждан и запрета дискриминации это утверждение в полной мере можно
отнести и к правам лиц, страдающих психическими расстройствами. Медицинское обслуживание таких
граждан связано в первую очередь с оказанием психиатрической помощи.
Психиатрическая помощь является одним из видов специализированной медицинской помощи.
Общественные отношения, возникающие в процессе ее оказания, регулируются несколькими
нормативными
актами
- источниками
различных
отраслей
права (Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданским процессуальным
кодексом РФ и др.). Особую роль среди них играет Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Не случайно именно
психиатрическая помощь стала одним из видов медицинской помощи, который впервые в истории нашей
страны был урегулирован специальным законом. Отношение к психиатрии сформировалось в России во
многом под влиянием ее применения в качестве инструмента политических репрессий. Лишь в 1988 г.
оказание психиатрической помощи было урегулировано нормативным актом, изданным органом
законодательной власти (Положением об условиях и порядке оказания психиатрической помощи,
которое было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 января 1988 г.). До этого
момента рассматриваемую сферу регулировали ведомственные нормативные акты, недоступные для
ознакомления и не подлежащие официальному опубликованию.
В условиях социально-экономических и политических реформ актуальность эффективного
правового регулирования психиатрической помощи не снижается, а напротив - возрастает.
Во-первых, это связано с увеличением числа лиц, страдающих психическими расстройствами.
По данным, приведенным в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за
2003 г., за последнее десятилетие на 50% увеличились психические заболевания среди взрослых и в
2,5 раза у детей. В настоящее время тяжелыми психическими недугами страдают 3,8 млн. человек. Рост
неврозов, психопатии чаще отмечается у социально незащищенного населения, у пострадавших от
военных действий, стихийных бедствий, техногенных катастроф, беженцев. Увеличивается число
совершаемых больными общественно опасных деяний. Расстройства психики наблюдаются и у лиц,
страдающих соматическими заболеваниями. Депрессиями страдают 50% пациентов, перенесших
инфаркт, и 70-80% - перенесших инсульт.
Во-вторых, оказание психиатрической помощи возможно в недобровольном порядке, без
согласия гражданина. Условием законности таких мер является строгое соблюдение процедурно-
процессуальных требований.
В-третьих, поскольку недобровольному психиатрическому лечению подвергаются чаще всего
лица, которые в силу психического расстройства представляют непосредственную опасность не только
для себя, но и для общества, правоограничительные механизмы должны работать эффективно.
В-четвертых, лица, страдающие психическими расстройствами, не представляющие опасности
для окружающих, имеют право на социальную защиту в целях обеспечения их интеграции и
реинтеграции в общество посредством психосоциальной реабилитации.
Потребность в правовых знаниях в области оказания психиатрической помощи существует не
только у врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в ее оказании (социальных педагогов,
социальных работников, психологов), но и у представителей других врачебных специальностей, а также
юристов, которые работают в психиатрических учреждениях, органах управления здравоохранением,
правоохранительных структурах.
Предлагаемое учебное пособие должно способствовать приобретению таких знаний в целях
правильного применения норм законодательства при оказании психиатрической помощи, при
предоставлении лицам, страдающим психическими расстройствами, мер социальной защиты, а также
для обеспечения соблюдения прав и интересов врачей-психиатров и других специалистов, участвующих
в оказании психиатрической помощи.
Раздел I. Организационно-правовые основы психиатрической помощи в Российской Федерации
Глава 1. Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи
1.1. Соотношение права и психиатрии
Для определения соотношения права и психиатрии следует выяснить, что они собой
представляют.
Право является одним из социальных регуляторов наряду с моралью, религией и др. Оно
представляет собой систему общеобязательных, формально определенных, гарантированных
государством правил поведения, в которых закрепляется относительно равный масштаб свободы и
справедливости для всех членов общества. Эти правила регулируют отношения, возникающие между
людьми, и обеспечивают нормальное функционирование общества.
Психиатрия
- это область клинической медицины, изучающая патологию психики и
разрабатывающая методы лечения психических заболеваний.
В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают общественные отношения,
нуждающиеся в правовом регулировании. С одной стороны, психические расстройства нарушают
социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию
осознанных решений и целенаправленному поведению, в результате чего она может стать опасной. В
силу этого психиатрическая помощь связана с возможным ограничением личной свободы пациента и
применением различных недобровольных мер. С другой стороны, ограничение социального
функционирования вследствие болезни требует определенной социальной защиты лиц, страдающих
психическими расстройствами, предоставления им гарантий и льгот.
Деятельность сотрудников психиатрических учреждений по применению специфических видов
психиатрической помощи также нуждается в правовой регламентации. В правовых нормах должны найти
свое отражение меры и способы правовой и социальной защиты медицинских работников и других
специалистов, которые участвуют в оказании психиатрической помощи.
Таким образом, между психиатрическими учреждениями и их работниками, с одной стороны, и
пациентами таких учреждений, с другой стороны, возникают общественные отношения, которые следует
рассматривать как элемент предмета правового регулирования. С этих позиций психиатрия
представляет собой специфический объект правового регулирования.
Право и система оказания психиатрической помощи взаимодействуют между собой с момента
появления первых законов о психическом здоровье. В своей практической деятельности врачам
приходится решать широкий круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к действующему
законодательству. Поэтому представляется целесообразным рассматривать вопрос о соотношении
психиатрии и права с позиций отраслевого деления последнего.
Исходя из особенностей предмета (т.е. тех общественных отношений, которые необходимо
упорядочить) и метода правового регулирования (т.е. тех приемов и способов, которые применяются для
достижения названной цели), право делится на отрасли. Отрасли права представляют собой
совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения особым
методом. В теории права принято выделять самостоятельные и комплексные отрасли права. Для первых
характерно наличие однородного предмета регулирования и специфического метода. К числу таких
отраслей в системе российского права относятся конституционное, административное, гражданское,
уголовное, трудовое, уголовное процессуальное и гражданское процессуальное право, право
социального обеспечения и др. Комплексные отрасли права объединяют нормы различных
самостоятельных отраслей, которые участвуют в механизме правового регулирования определенной
группы общественных отношений, не являющихся однородными. Одной из таких отраслей является
медицинское право, которое обеспечивает комплексное регулирование общественных отношений,
возникающих в области охраны здоровья населения и оказания гражданам медицинской помощи.
Отношения, связанные с оказанием психиатрической помощи и оценкой психического состояния,
регулируются нормами различных отраслей права. Так, конституционное право закрепляет основы
правового статуса человека и гражданина, право на медицинскую помощь. Административное право
регулирует отношения, связанные с управлением отраслью здравоохранения. Трудовое право
устанавливает ряд специальных правил регулирования труда врачей-психиатров и среднего
медицинского персонала психиатрических учреждений. Гражданское право охватывает нормы,
регулирующие основания, а гражданское процессуальное
- порядок признания гражданина
недееспособным. Семейное право содержит ряд ограничений для лиц, страдающих психическими
расстройствами, в отношениях, связанных с заключением и расторжением брака, воспитанием и
усыновлением детей. Оценка психического состояния лица (его вменяемости, т.е. способности отдавать
отчет в своих действиях и руководить ими) необходима для того, чтобы признать человека субъектом
преступления и привлечь к уголовной ответственности. Порядок осуществления судебно-
психиатрических экспертиз, а также порядок применения принудительных мер медицинского характера
регулируется отраслями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Чаще всего врачам-психиатрам приходится обращаться к законам и иным нормативным актам,
которые являются источниками (т.е. содержат нормы) таких отраслей права, как медицинское,
гражданское и гражданское процессуальное, уголовное и уголовно-процессуальное. В связи с этим
названные нормативные акты можно разделить на три основные группы.
В первую группу входят законы и иные нормативные акты, регулирующие повседневную
клиническую практику, т.е. виды психиатрической помощи и порядок ее оказания (психиатрическое
освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, в том числе в недобровольном
порядке, установление диспансерного наблюдения и т.д.). Безусловно, ведущая роль среди них
принадлежит Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее -
Закон; Закон "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании").
Вторую группу составляют законы, относящиеся к гражданскому и семейному законодательству,
касающиеся таких вопросов, как признание гражданина недееспособным, признание брака
недействительным, реализация права на воспитание детей родителями, страдающими психическими
расстройствами.
Законы третьего типа распространяются на лиц, совершивших преступления и страдающих
психическими расстройствами. Хотя такие преступники и составляют небольшую часть среди всех
нарушителей уголовного законодательства (по данным разных исследователей, 1-3%), но они
представляют весьма серьезные проблемы для психиатрии и права. Круг вопросов, регулируемых этими
правовыми актами, касается уголовной ответственности, способности лица участвовать в судебном
разбирательстве и отбывать наказание. Важным разделом является оценка необходимости назначения
принудительных мер медицинского характера и их осуществления. Для решения этих проблем
психиатру необходимо не только знать соответствующие правовые нормы, но и быть осведомленным о
связи между определенными видами преступлений и особенностями проявления и течения психических
расстройств. На стыке права и психиатрии появляется такая важная наука, как судебная психиатрия.
Если общая психиатрия изучает характер и причины психических заболеваний в целях их
предупреждения и лечения, то судебная психиатрия изучает психические расстройства применительно к
определенным вопросам уголовного и гражданского права.
1.2. Законодательство РФ о здравоохранении
Законодательство РФ о здравоохранении представляет собой систему нормативных правовых
актов, регулирующих отношения в области организации здравоохранения и оказания медицинской
помощи населению.
Формирование российского законодательства о здравоохранении осуществляется с начала 1990-
х годов. Общеправовой классификатор отраслей законодательства, подготовленный Главным
государственно-правовым управлением Президента РФ в соответствии с его Указом от 16 декабря
1993 г., содержал раздел 220.000.000 "Законодательство об охране здоровья населения". В него были
включены следующие подразделы:
общие вопросы охраны здоровья населения;
органы управления в системе здравоохранения;
медицинское страхование (общие вопросы, обязательное и добровольное);
финансирование системы здравоохранения;
медицинские учреждения;
лечебно-профилактическая помощь населению;
протезирование;
обеспечение медикаментами и лекарствами;
наркологическая помощь;
психиатрическая помощь;
трансплантация органов и тканей человека;
донорство;
диспансеризация;
охрана здоровья матери и ребенка;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и т.д.
В настоящее время классификатор отраслей законодательства утратил силу и теперь
применяется классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г.
N 511
*(1)
. В нем содержится раздел "Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм". В
подразделе "Здравоохранение" воспроизведены такие вопросы, как общие положения, управление в
сфере
здравоохранения, медицинское
страхование, медицинские
учреждения, лечебно-
профилактическая помощь населению, обеспечение населения медикаментами, лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, порядок оказания медицинской помощи различным
категориям граждан, медицинская документация, частная медицинская практика, предоставление
платных медицинских услуг, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, медицинская
экспертиза, санаторно-курортное лечение и др.
К настоящему времени законодательство РФ о здравоохранении является весьма обширным и
сложным. Структура российского здравоохранительного законодательства может быть представлена в
трех аспектах: отраслевом, иерархическом и федеративном.
Поскольку отношения в сфере здравоохранения, как отмечалось ранее, регулируются нормами
различных отраслей права, отраслевая структура законодательства о здравоохранении может быть
представлена законами и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы
указанных отраслей. Например, нормы Гражданского кодекса, регулирующие возмездное оказание
услуг, в соответствии со ст. 779 применяются и в отношении медицинских услуг. Медицинское право
помимо регулятивного механизма правового регулирования охватывает также охранительный механизм,
который обеспечивает привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении прав граждан в
сфере охраны здоровья. С этой точки зрения к законодательству о здравоохранении можно отнести
нормы ст. 124 Уголовного кодекса РФ об ответственности за неоказание помощи больному и ряд других
специальных составов. Статья 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в числе
основных задач административного законодательства называет охрану здоровья граждан и обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия. В состав законодательства о здравоохранении можно
включить и гл. 6 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность". Перечень подобных
примеров может быть продолжен.
Но более важно рассмотреть иерархическую структуру здравоохранительного законодательства,
в рамках которой все нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие отношения,
распределяются по юридической силе. В первую очередь они делятся на законы и подзаконные
нормативные правовые акты. Закон - это нормативный акт, принятый высшим органом законодательной
власти государства и регулирующий наиболее важные общественные отношения. В структуре
российского законодательства имеются законы, непосредственно регулирующие отношения в сфере
здравоохранения. Их можно разделить на две группы: общие и специальные. Законы первой группы
закрепляют основные принципы организации отрасли здравоохранения и оказания медицинской
помощи. Особое место среди них занимают Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан, которые были приняты 22 июля 1993 г. (далее - Основы). Они представляют собой
кодифицированный нормативный акт, закрепляющий понятие и принципы охраны здоровья, структуру
системы здравоохранения в нашей стране, виды медицинской помощи и порядок ее организации и
оказания. Центральное место в Основах занимают разделы, посвященные правовому положению
гражданина в области охраны здоровья (разд. IV "Права граждан в области охраны здоровья", разд. V
"Права отдельных групп населения в области охраны здоровья" и разд. VI "Права граждан при оказании
медико-социальной помощи"). В первую группу следует включить также Закон РФ от 28 июня 1991 г.
N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который регулирует
отношения по обеспечению доступности медицинской помощи населению в системе обязательного и
добровольного медицинского страхования. В общую часть медицинского права входят нормы
Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения в Российской Федерации", Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах".
Вторую группу образуют законы, которые регулируют отдельные виды медицинской помощи
(например, Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании", Закон РФ от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и т.д.)
либо направлены на борьбу с конкретными заболеваниями (Федеральный закон от 30 марта 1995 г.
"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции)" и
Федеральный
закон
от 18
июня 2001
г.
"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами. Они
принимаются на основе законов и не должны им противоречить. К их числу на федеральном уровне
относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также приказы Министерства
здравоохранения и социального развития РФ. Среди источников медицинского права достаточно много
подзаконных
нормативных
актов
в
виде
постановлений
Правительства РФ
и
приказов
Минздравсоцразвития. Назовем некоторые из них в качестве примеров: постановление
Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от 1 декабря
2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний,
представляющих опасность для окружающих"; приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г.
N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".
Значительный интерес представляет также федеративная структура здравоохранительного
законодательства. Согласно ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения относится к
совместному ведению РФ и ее субъектов. Это означает, что субъекты РФ могут принимать
соответствующие федеральному законодательству законы и иные нормативные акты по вопросам
охраны здоровья населения. В частности, в Омской области действуют Закон от 20 декабря 2004 г.
"Об охране здоровья населения Омской области", Положение о лекарственном обеспечении на
территории Омской области отдельных групп граждан и лиц, страдающих отдельными категориями
заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 102-п, приказ
Министерства здравоохранения Омской области от 11 мая 2004 г. N 128 "О совершенствовании работы