Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 2049

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для вузов

Усов Г.М., Федорова М.Ю. Правовое  регулирование  психиатрической  помощи: учебное  пособие  для
вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г.

Авторы:

Усов Г.М.

, доцент  кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии  и  клинической  психологии  Омской

государственной  медицинской  академии, кандидат  медицинских  наук - введение (совместно  с
М.Ю. Федоровой);  параграфы  1.3,  1.4  главы 1,  параграфы  2.2-2.4  главы 2,  глава 3  раздела 1;
параграфы 2.1-2.4 главы 2 раздела 2

Федорова М.Ю.

, заведующая  кафедрой  социального  права  Омского  государственного  университета,

доктор  юридических  наук, профессор - введение (совместно  с  Г.М. Усовым), параграфы 1.1, 1.2
главы 1, параграф 2.1 главы 2 раздела 1; глава 1, параграф 2.5 главы 2, глава 3 раздела 2; раздел 3

В  учебном  пособии  рассматриваются  наиболее  актуальные  вопросы  правового  регулирования
психиатрической  помощи: раскрываются  организационно-правовые  основы  психиатрической  помощи,
принципы и порядок ее оказания, права пациентов при оказании психиатрической помощи, в том числе
без их согласия, а также юридические гарантии реализации и защиты этих прав. Авторы анализируют
особенности  правового  статуса  врачей-психиатров, других  медицинских  работников  и  иных
специалистов, участвующих  в  оказании  психиатрической  помощи, а  также  лиц, страдающих
психическими расстройствами

Учебное  пособие  может  быть  рекомендовано  студентам  медицинских  и  юридических  вузов,
слушателям  системы  послевузовского  профессионального  образований  врачей  психиатров,
психиатров-наркологов, а  также  социальным  работникам, социальным  психологам, работникам
правоохранительных органов


background image

Введение

Конституция 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию правовым социальным государством,

в  котором  человек, его  права  и  свободы  являются  высшей  ценностью, а  их  признание, соблюдение  и
защита - обязанностью  государства. Важнейшими  среди  прав  и  свобод  человека  являются  право  на
социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Исходя из общеправового
принципа  равноправия  граждан  и  запрета  дискриминации  это  утверждение  в  полной  мере  можно
отнести и к правам лиц, страдающих психическими расстройствами. Медицинское обслуживание  таких
граждан связано в первую очередь с оказанием психиатрической помощи.

Психиатрическая  помощь  является  одним  из  видов  специализированной  медицинской  помощи.

Общественные  отношения, возникающие  в  процессе  ее  оказания, регулируются  несколькими
нормативными 

актами

- источниками 

различных 

отраслей 

права (Основами

законодательства Российской  Федерации  об охране  здоровья  граждан, Гражданским  процессуальным
кодексом РФ  и  др.).  Особую  роль  среди  них  играет  Закон РФ  от  2 июля  1992 г.  N 3185-1
"О психиатрической  помощи  и  гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании". Не  случайно  именно
психиатрическая помощь стала одним из видов медицинской помощи, который впервые в истории нашей
страны был урегулирован специальным законом. Отношение к психиатрии сформировалось в России во
многом  под  влиянием  ее  применения  в  качестве  инструмента  политических  репрессий. Лишь  в 1988 г.
оказание  психиатрической  помощи  было  урегулировано  нормативным  актом, изданным  органом
законодательной  власти (Положением  об  условиях  и  порядке  оказания  психиатрической  помощи,
которое было утверждено Указом  Президиума Верховного Совета  СССР от 5 января 1988 г.). До  этого
момента  рассматриваемую  сферу  регулировали  ведомственные  нормативные  акты, недоступные  для
ознакомления и не подлежащие официальному опубликованию.

В  условиях  социально-экономических  и  политических  реформ  актуальность  эффективного

правового регулирования психиатрической помощи не снижается, а напротив - возрастает.

Во-первых, это  связано  с  увеличением  числа  лиц, страдающих  психическими  расстройствами.

По  данным, приведенным  в  докладе  о  деятельности  Уполномоченного  по  правам  человека  в  РФ  за
2003 г., за  последнее  десятилетие  на 50% увеличились  психические  заболевания  среди  взрослых  и  в
2,5 раза у детей. В настоящее время тяжелыми психическими недугами страдают 3,8 млн. человек. Рост
неврозов, психопатии  чаще  отмечается  у  социально  незащищенного  населения, у  пострадавших  от
военных  действий, стихийных  бедствий, техногенных  катастроф, беженцев. Увеличивается  число
совершаемых  больными  общественно  опасных  деяний. Расстройства  психики  наблюдаются  и  у  лиц,
страдающих  соматическими  заболеваниями. Депрессиями  страдают 50% пациентов, перенесших
инфаркт, и 70-80% - перенесших инсульт.

Во-вторых, оказание  психиатрической  помощи  возможно  в  недобровольном  порядке, без

согласия  гражданина. Условием  законности  таких  мер  является  строгое  соблюдение  процедурно-
процессуальных требований.

В-третьих, поскольку  недобровольному  психиатрическому  лечению  подвергаются  чаще  всего

лица, которые в силу психического расстройства  представляют  непосредственную опасность не только
для себя, но и для общества, правоограничительные механизмы должны работать эффективно.

В-четвертых, лица, страдающие  психическими  расстройствами, не  представляющие  опасности

для  окружающих, имеют  право  на  социальную  защиту  в  целях  обеспечения  их  интеграции  и
реинтеграции в общество посредством психосоциальной реабилитации.

Потребность  в  правовых  знаниях  в  области  оказания  психиатрической  помощи  существует  не

только у врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в ее оказании (социальных педагогов,
социальных работников, психологов), но и у представителей других врачебных специальностей, а также
юристов, которые  работают  в  психиатрических  учреждениях, органах  управления  здравоохранением,
правоохранительных структурах.

Предлагаемое  учебное  пособие  должно  способствовать  приобретению  таких  знаний  в  целях

правильного  применения  норм  законодательства  при  оказании  психиатрической  помощи, при
предоставлении  лицам, страдающим  психическими  расстройствами, мер  социальной  защиты, а  также
для обеспечения соблюдения прав и интересов врачей-психиатров и других специалистов, участвующих
в оказании психиатрической помощи.

Раздел I. Организационно-правовые основы психиатрической помощи в Российской Федерации

Глава 1. Законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи

1.1. Соотношение права и психиатрии


background image

Для  определения  соотношения  права  и  психиатрии  следует  выяснить, что  они  собой

представляют.

Право  является  одним  из  социальных  регуляторов  наряду  с  моралью, религией  и  др. Оно

представляет  собой  систему  общеобязательных, формально  определенных, гарантированных
государством  правил  поведения, в  которых  закрепляется  относительно  равный  масштаб  свободы  и
справедливости  для  всех  членов  общества. Эти  правила  регулируют  отношения, возникающие  между
людьми, и обеспечивают нормальное функционирование общества.

Психиатрия 

- это  область  клинической  медицины, изучающая  патологию  психики  и

разрабатывающая методы лечения психических заболеваний.

В процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают общественные отношения,

нуждающиеся  в  правовом  регулировании. С  одной  стороны, психические  расстройства  нарушают
социальное  функционирование  личности, а  нередко  полностью  лишают  ее  способности  к  принятию
осознанных  решений  и  целенаправленному поведению, в  результате  чего  она  может  стать  опасной. В
силу  этого  психиатрическая  помощь  связана  с  возможным  ограничением  личной  свободы  пациента  и
применением  различных  недобровольных  мер. С  другой  стороны, ограничение  социального
функционирования  вследствие  болезни  требует  определенной  социальной  защиты  лиц, страдающих
психическими расстройствами, предоставления им гарантий и льгот.

Деятельность  сотрудников  психиатрических  учреждений  по  применению  специфических  видов

психиатрической помощи также нуждается в правовой регламентации. В правовых нормах должны найти
свое  отражение  меры  и  способы  правовой  и  социальной  защиты  медицинских  работников  и  других
специалистов, которые участвуют в оказании психиатрической помощи.

Таким  образом, между психиатрическими  учреждениями  и  их  работниками, с  одной  стороны, и

пациентами таких учреждений, с другой стороны, возникают общественные отношения, которые следует
рассматривать  как  элемент  предмета  правового  регулирования. С  этих  позиций  психиатрия
представляет собой специфический объект правового регулирования.

Право  и  система  оказания  психиатрической  помощи  взаимодействуют  между  собой  с  момента

появления  первых  законов  о  психическом  здоровье. В  своей  практической  деятельности  врачам
приходится  решать  широкий  круг  вопросов, имеющих  непосредственное  отношение  к  действующему
законодательству. Поэтому  представляется  целесообразным  рассматривать  вопрос  о  соотношении
психиатрии и права с позиций отраслевого деления последнего.

Исходя  из  особенностей  предмета (т.е. тех  общественных  отношений, которые  необходимо

упорядочить) и метода правового регулирования (т.е. тех приемов и способов, которые применяются для
достижения  названной  цели), право  делится  на  отрасли. Отрасли  права  представляют  собой
совокупность  правовых  норм, которые  регулируют  однородные  общественные  отношения  особым
методом. В теории права принято выделять самостоятельные и комплексные отрасли права. Для первых
характерно  наличие  однородного  предмета  регулирования  и  специфического  метода. К  числу  таких
отраслей  в  системе  российского  права  относятся  конституционное, административное, гражданское,
уголовное, трудовое, уголовное  процессуальное  и  гражданское  процессуальное  право, право
социального  обеспечения  и  др. Комплексные  отрасли  права  объединяют  нормы  различных
самостоятельных  отраслей, которые  участвуют  в  механизме  правового  регулирования  определенной
группы  общественных  отношений, не  являющихся  однородными. Одной  из  таких  отраслей  является
медицинское  право, которое  обеспечивает  комплексное  регулирование  общественных  отношений,
возникающих в области охраны здоровья населения и оказания гражданам медицинской помощи.

Отношения, связанные с оказанием психиатрической помощи и оценкой психического состояния,

регулируются  нормами  различных  отраслей  права. Так, конституционное  право  закрепляет  основы
правового  статуса  человека  и  гражданина, право  на  медицинскую  помощь. Административное  право
регулирует  отношения, связанные  с  управлением  отраслью  здравоохранения. Трудовое  право
устанавливает  ряд  специальных  правил  регулирования  труда  врачей-психиатров  и  среднего
медицинского  персонала  психиатрических  учреждений. Гражданское  право  охватывает  нормы,
регулирующие  основания,  а  гражданское  процессуальное 

- порядок  признания  гражданина

недееспособным. Семейное  право  содержит  ряд  ограничений  для  лиц, страдающих  психическими
расстройствами, в  отношениях, связанных  с  заключением  и  расторжением  брака, воспитанием  и
усыновлением детей. Оценка психического состояния лица (его вменяемости, т.е. способности отдавать
отчет  в  своих  действиях  и  руководить  ими) необходима  для  того, чтобы признать  человека  субъектом
преступления  и  привлечь  к  уголовной  ответственности. Порядок  осуществления  судебно-
психиатрических экспертиз, а также  порядок применения принудительных мер  медицинского характера
регулируется отраслями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Чаще  всего  врачам-психиатрам  приходится  обращаться  к  законам  и  иным  нормативным  актам,

которые  являются  источниками (т.е. содержат  нормы) таких  отраслей  права, как  медицинское,
гражданское  и  гражданское  процессуальное, уголовное  и  уголовно-процессуальное. В  связи  с  этим
названные нормативные акты можно разделить на три основные группы.

В  первую  группу  входят  законы  и  иные  нормативные  акты, регулирующие  повседневную


background image

клиническую  практику, т.е. виды  психиатрической  помощи  и  порядок  ее  оказания (психиатрическое
освидетельствование, госпитализация  в  психиатрический  стационар, в  том  числе  в  недобровольном
порядке, установление  диспансерного  наблюдения  и  т.д.). Безусловно, ведущая  роль  среди  них
принадлежит Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее -
Закон; Закон "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании").

Вторую группу составляют законы, относящиеся к гражданскому и семейному законодательству,

касающиеся  таких  вопросов, как  признание  гражданина  недееспособным, признание  брака
недействительным, реализация  права  на  воспитание  детей  родителями, страдающими  психическими
расстройствами.

Законы  третьего  типа  распространяются  на  лиц, совершивших  преступления  и  страдающих

психическими  расстройствами. Хотя  такие  преступники  и  составляют  небольшую  часть  среди  всех
нарушителей  уголовного  законодательства (по  данным  разных  исследователей, 1-3%), но  они
представляют весьма серьезные проблемы для психиатрии и права. Круг вопросов, регулируемых этими
правовыми  актами, касается  уголовной  ответственности, способности  лица  участвовать  в  судебном
разбирательстве и отбывать наказание. Важным разделом является оценка необходимости назначения
принудительных  мер  медицинского  характера  и  их  осуществления. Для  решения  этих  проблем
психиатру необходимо не только знать соответствующие правовые нормы, но и быть осведомленным о
связи между определенными видами преступлений и особенностями проявления и течения психических
расстройств. На  стыке  права  и  психиатрии  появляется  такая  важная  наука, как  судебная  психиатрия.
Если  общая  психиатрия  изучает  характер  и  причины  психических  заболеваний  в  целях  их
предупреждения и лечения, то судебная психиатрия изучает психические расстройства применительно к
определенным вопросам уголовного и гражданского права.

1.2. Законодательство РФ о здравоохранении

Законодательство  РФ  о  здравоохранении  представляет  собой  систему  нормативных  правовых

актов, регулирующих  отношения  в  области  организации  здравоохранения  и  оказания  медицинской
помощи населению.

Формирование российского законодательства о здравоохранении осуществляется с начала 1990-

х  годов. Общеправовой  классификатор  отраслей  законодательства, подготовленный  Главным
государственно-правовым  управлением  Президента  РФ  в  соответствии  с  его  Указом  от 16 декабря
1993 г., содержал  раздел 220.000.000 "Законодательство  об  охране  здоровья  населения". В  него  были
включены следующие подразделы:

общие вопросы охраны здоровья населения;
органы управления в системе здравоохранения;
медицинское страхование (общие вопросы, обязательное и добровольное);
финансирование системы здравоохранения;
медицинские учреждения;
лечебно-профилактическая помощь населению;
протезирование;
обеспечение медикаментами и лекарствами;
наркологическая помощь;
психиатрическая помощь;
трансплантация органов и тканей человека;
донорство;
диспансеризация;
охрана здоровья матери и ребенка;
санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и т.д.
В  настоящее  время  классификатор  отраслей  законодательства  утратил  силу  и  теперь

применяется  классификатор  правовых  актов, одобренный  Указом  Президента РФ  от 15 марта 2000 г.
N 511

*(1)

. В  нем  содержится  раздел "Здравоохранение. Физическая  культура  и  спорт. Туризм". В

подразделе "Здравоохранение" воспроизведены  такие  вопросы, как  общие  положения, управление  в
сфере 

здравоохранения, медицинское 

страхование, медицинские 

учреждения, лечебно-

профилактическая  помощь  населению, обеспечение  населения  медикаментами, лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения, порядок оказания медицинской помощи различным
категориям  граждан, медицинская  документация, частная  медицинская  практика, предоставление
платных  медицинских  услуг, санитарно-эпидемиологическое  благополучие  населения, медицинская
экспертиза, санаторно-курортное лечение и др.

К  настоящему  времени  законодательство РФ  о  здравоохранении  является  весьма  обширным  и

сложным. Структура  российского  здравоохранительного  законодательства  может  быть  представлена  в
трех аспектах: отраслевом, иерархическом и федеративном.

Поскольку отношения  в сфере здравоохранения, как отмечалось ранее, регулируются нормами


background image

различных  отраслей  права, отраслевая  структура  законодательства  о  здравоохранении  может  быть
представлена  законами  и  другими  нормативными  правовыми  актами, которые  содержат  нормы
указанных  отраслей. Например, нормы  Гражданского  кодекса, регулирующие  возмездное  оказание
услуг, в  соответствии  со  ст. 779 применяются  и  в  отношении  медицинских  услуг. Медицинское  право
помимо регулятивного механизма правового регулирования охватывает также охранительный механизм,
который  обеспечивает  привлечение  к  ответственности  лиц, виновных  в  нарушении  прав  граждан  в
сфере  охраны  здоровья. С  этой  точки  зрения  к  законодательству  о  здравоохранении  можно  отнести
нормы ст. 124 Уголовного кодекса РФ об ответственности за неоказание помощи больному и ряд других
специальных  составов.  Статья 1.2  Кодекса РФ  об  административных  правонарушениях  в  числе
основных задач административного законодательства называет охрану здоровья граждан и обеспечение
санитарно-эпидемиологического  благополучия. В  состав  законодательства  о  здравоохранении  можно
включить  и  гл. 6 КоАП  РФ "Административные  правонарушения, посягающие  на  здоровье, санитарно-
эпидемиологическое  благополучие  населения  и  общественную  нравственность". Перечень  подобных
примеров может быть продолжен.

Но более важно рассмотреть иерархическую структуру здравоохранительного законодательства,

в  рамках  которой  все  нормативные  правовые  акты, регулирующие  соответствующие  отношения,
распределяются  по  юридической  силе. В  первую  очередь  они  делятся  на  законы  и  подзаконные
нормативные правовые акты. Закон - это нормативный акт, принятый высшим органом законодательной
власти  государства  и  регулирующий  наиболее  важные  общественные  отношения. В  структуре
российского  законодательства  имеются  законы, непосредственно  регулирующие  отношения  в  сфере
здравоохранения. Их  можно  разделить  на  две  группы: общие  и  специальные. Законы  первой  группы
закрепляют  основные  принципы  организации  отрасли  здравоохранения  и  оказания  медицинской
помощи. Особое место среди них занимают Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья  граждан, которые  были  приняты 22 июля 1993 г. (далее - Основы). Они  представляют  собой
кодифицированный  нормативный  акт, закрепляющий  понятие  и  принципы  охраны  здоровья, структуру
системы  здравоохранения  в  нашей  стране, виды  медицинской  помощи  и  порядок  ее  организации  и
оказания. Центральное  место  в  Основах  занимают  разделы, посвященные  правовому  положению
гражданина  в  области  охраны  здоровья (разд. IV "Права  граждан  в  области  охраны  здоровья", разд. V
"Права отдельных групп населения в области охраны здоровья" и разд. VI "Права граждан при оказании
медико-социальной  помощи"). В  первую  группу  следует  включить  также  Закон РФ  от 28 июня 1991 г.
N 1499-1  "О медицинском  страховании  граждан  в  Российской  Федерации",  который  регулирует
отношения  по  обеспечению  доступности  медицинской  помощи  населению  в  системе  обязательного  и
добровольного  медицинского  страхования. В  общую  часть  медицинского  права  входят  нормы
Федерального  закона  от  30 марта  1999 г.  N 52-ФЗ  "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии
населения в Российской Федерации", Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах".

Вторую  группу  образуют  законы, которые  регулируют  отдельные  виды  медицинской  помощи

(например, Закон РФ  от 2 июля 1992 г. "О психиатрической  помощи  и  гарантиях  прав  граждан  при  ее
оказании", Закон РФ  от 22 декабря 1992 г. "О трансплантации  органов  и (или) тканей  человека" и  т.д.)
либо  направлены  на  борьбу  с  конкретными  заболеваниями (Федеральный  закон  от 30 марта 1995 г.
"О предупреждении  распространения  в  Российской  Федерации  заболевания, вызываемого  вирусом
иммунодефицита 

человека  (ВИЧ-инфекции)"  и 

Федеральный 

закон 

от  18 

июня  2001 

г.

"О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").

Подзаконные  акты  обладают  меньшей  юридической  силой  по  сравнению  с  законами. Они

принимаются  на  основе  законов  и  не  должны  им  противоречить. К  их  числу  на  федеральном  уровне
относятся  указы  Президента РФ, постановления  Правительства РФ, а  также  приказы  Министерства
здравоохранения и социального развития РФ. Среди источников медицинского права достаточно много
подзаконных 

нормативных 

актов 

в 

виде 

постановлений 

Правительства РФ 

и 

приказов

Минздравсоцразвития. Назовем  некоторые  из  них  в  качестве  примеров: постановление
Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении
распространения туберкулеза в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от 1 декабря
2004 г. N 715 "Об утверждении  перечня  социально  значимых  заболеваний  и  перечня  заболеваний,
представляющих опасность для окружающих"; приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г.
N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение".

Значительный  интерес  представляет  также  федеративная  структура  здравоохранительного

законодательства. Согласно ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения относится к
совместному  ведению РФ  и  ее  субъектов.  Это  означает,  что  субъекты РФ  могут  принимать
соответствующие  федеральному  законодательству  законы  и  иные  нормативные  акты  по  вопросам
охраны  здоровья  населения. В  частности, в  Омской  области  действуют  Закон  от 20 декабря 2004 г.
"Об охране  здоровья  населения  Омской  области", Положение  о  лекарственном  обеспечении  на
территории  Омской  области  отдельных  групп  граждан  и  лиц, страдающих  отдельными  категориями
заболеваний,  утв.  постановлением  Правительства РФ  от  31 декабря  2004 г.  N 102-п,  приказ
Министерства здравоохранения Омской области от 11 мая 2004 г. N 128 "О совершенствовании работы