Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 2053
Скачиваний: 5
(семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики, работников учреждений по борьбе с
особо опасными инфекциями и др. Например, врачам, среднему и младшему медперсоналу и
водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных
реанимационных гематологических бригад, а также отделений плановой и экстренной консультативной
медицинской помощи (станций санитарной авиации), хосписов и постоянно действующих передвижных
медицинских отрядов в районах Крайнего Севера устанавливается надбавка за продолжительность
непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. Ее размер определяется следующим образом: по
30% оклада (ставки) за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной
работы, но не выше 80% оклада. Работникам противолепрозорных (лепрозорных) учреждений и
подразделений "стажевая" надбавка устанавливается в размере 10% оклада ставки) за каждый год
работы. При этом максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников
100%, а для других работников - 80%.
Порядок исчисления стажа непрерывной работы, дающего право на получение надбавок,
довольно сложен. Периоды работы, которые засчитываются в непрерывный стаж, определяются для
соответствующих категорий работников, с указанием тех или иных условий (например, время
нахождения на действительной военной службе засчитывается в стаж лишь в том случае, когда перерыв
между днем увольнения и днем поступления в учреждение здравоохранения или социальной защиты
населения не превысил одного года) либо без такового. Установлены также допускаемые перерывы в
стаже, причем в эти периоды работник не должен выполнять другой работы. Продолжительность
допускаемых перерывов варьируется от одного месяца до одного года. Так, периоды ранее
выполняемой работы в здравоохранении засчитываются в стаж при условии, что в течение одного
месяца работник устроился на работу в указанные учреждения после увольнения из аналогичных
учреждений, а также с научной и педагогической работы либо после прекращения инвалидности или
болезни, вызвавших увольнение, и т.д. Двухмесячный срок сохранения непрерывного стажа установлен
для случаев трудоустройства после увольнения по окончании срочного трудового договора в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трехмесячный - для случаев трудоустройства после
окончания высшего или среднего профессионального образовательного учреждения либо после
увольнения в связи с ликвидацией учреждения или сокращением численности (штатов). Не позднее
шести месяцев необходимо устроиться в учреждения здравоохранения со дня увольнения в связи с
ликвидацией аналогичных учреждений в районах Крайнего Севера, не позднее года - со дня увольнения
с военной службы, при условии, что ей непосредственно предшествовала работа в учреждениях
здравоохранения.
Стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе и наличия во
время перерыва другой работы, если перерыву непосредственно предшествовала работа в
учреждениях, эвакуируемых или выезжающих в добровольном порядке из зон радиоактивного
загрязнения, а также лицам, покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением
межнациональных отношений, и т.д. Стаж работы сохраняется также в случаях расторжения трудового
договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до
18 лет, при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста и в некоторых
других случаях. Перерывы в работе в стаж не включаются. Не засчитывается в стаж и прерывает его
время работы в учреждениях и организациях, не предусмотренных номенклатурой учреждений
здравоохранения и социальной защиты населения.
Работникам учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных средств могут
устанавливаться надбавки стимулирующего характера, например, за применение в работе достижений
науки и передовых методов труда, за высокие достижения в работе, выполнение особо важных или
срочных работ, за напряженность труда. Такие надбавки начисляются на оклад (ставку) и не
ограничиваются предельными размерами. Они устанавливаются на определенный срок, но не более
чем на один год, по согласованию с профсоюзным органом на основании представления руководителя
структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухудшении показателей работы или по
окончании особо важных и срочных работ.
За дежурства на дому в нерабочее, в том числе ночное, время врачам и среднему медперсоналу
производятся доплаты из расчета 50% должностного оклада за фактическое время дежурств. В случае
вызова работника в учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи, оплачивается
из расчета должностного оклада за фактически отработанные часы с учетом времени переезда.
Оплата труда врачей-консультантов, не являющихся штатными работниками учреждений
здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда.
Условия оплаты труда работников учреждений зубопротезирования, врачебной косметики, а
также врачей, привлекаемых для проведения медосмотров, обслуживанию спортивных соревнований,
разрабатываются местными органами управления здравоохранением.
Премирование работников учреждений здравоохранения производится в соответствии с
положением, утверждаемым руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным
органом, а премирование руководителей осуществляется вышестоящим органом управления
здравоохранением по результатам оценки деятельности учреждения.
Глава 3. Социальная защита медицинских работников и иных специалистов, принимающих
участие в оказании психиатрической помощи
3.1. Понятие и формы социальной защиты медицинских работников и иных специалистов,
принимающих участие в оказании психиатрической помощи
Статья 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан называется "Социальная
поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников". Прежде чем перечислить
основные гарантии социальной поддержки медицинских работников, следует определить, что она собой
представляет. Социальная поддержка - это одна из форм социальной защиты населения, которая
связывается новейшим российским законодательством с предоставлением определенным категориям
населения социальных гарантий. Более правильно, на наш взгляд, использовать термин "социальная
защита" как отражающий весь спектр применяемых мер. Интересен и вопрос о соотношении социальной
и правовой защиты.
Отсутствие четкого разграничения понятий социальной и правовой защиты в законодательных
актах, прежде всего в законах, определяющих правовой статус сотрудников правоохранительных
органов и некоторых других категорий лиц, занятых отдельными видами профессиональной
деятельности, связанной с повышенным риском для жизни и здоровья, обусловило возникновение
концепции социально-правовой защиты. В литературе высказана точка зрения, что речь нужно вести не
о социальной либо правовой защите, а только о социально-правовой защите, т.к. социальная помощь
невозможна без ее узаконения, уложения в определенные рамки законопредписания, в то время как
правовая помощь всегда направлена на достижение, решение социальных целей и задач. Сторонники
подобного подхода абсолютизируют связь социальной защиты с правовыми нормами. Следуя подобной
логике, термином "правовая" необходимо дополнить также понятия "судебная защита", "санитарная
защита", "экологическая защита" и т.д.
С нашей точки зрения, правовую защиту можно рассматривать как совокупность юридических
гарантий, обеспечивающих реализацию служебных обязанностей некоторыми категориями лиц, занятых
отдельными видами профессиональной деятельности, связанными с определенным риском для жизни и
здоровья и имеющими повышенную социальную значимость, в том числе работниками
здравоохранения. В числе мер, предусмотренных ст. 63 Основ, к правовой защите медицинских
работников можно отнести защиту их профессиональной чести и достоинства, а также
беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или
гражданам, любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-
профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.
Меры социальной защиты призваны обеспечить надлежащие социально-экономические
(материальные) условия для реализации таких полномочий. В связи с этим социальную защиту
работников здравоохранения можно определить как систему мер, направленных на предупреждение
социально-рисковых ситуаций, которые не зависят или мало зависят от них и могут повлечь за собой
неблагоприятные последствия (утрату трудоспособности, снижение жизненного уровня и т.д.).
Система социальной защиты медицинских работников направлена:
на повышение уровня их профессиональной квалификации;
на создание условий для эффективной деятельности медперсонала в целях наиболее полного
удовлетворения потребностей пациентов в медицинской помощи;
на обеспечение моральной и материальной заинтересованности медперсонала в результатах
своего труда;
на повышение престижа медицинской профессии в обществе в целях привлечения наиболее
квалифицированных кадров для работы в здравоохранении;
на компенсацию физических и моральных издержек, связанных с оказанием медицинской
помощи;
на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности по охране
здоровья населения, и т.д.
В систему социальной защиты рассматриваемой категории работников должны включаться такие
меры, как охрана труда; возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей;
медицинское и жилищно-бытовое обслуживание; пенсионное обеспечение и др. В представленном
перечне перечислены меры, имеющие социальный (например, медицинское обслуживание) либо
социально-экономический характер (охрана труда, обеспечение жильем и др.). Специфика социальной
защиты работников здравоохранения заключается в том, что она направлена не только
непосредственно на поддержание уровня жизни их самих, но и на обеспечение прав и интересов
пациентов, которым должна быть оказана квалифицированная медицинская помощь, что может быть
обеспечено лишь при наличии эффективной системы мотивации, повышения квалификации
медицинских кадров.
В зависимости от способа учета и компенсации социального риска социальная защита
медперсонала может быть страховой и нестраховой. Страховые формы социальной защиты, к которым
можно отнести, например, социальное страхование, обязательное государственное страхование жизни и
здоровья ряда категорий работников здравоохранения, предполагают предварительное выявление и
учет социального и профессионального риска. Это позволяет прогнозировать наступление социально-
рисковой ситуации и, соответственно, предоставление страхового обеспечения. Уровень финансовой
устойчивости таких форм социальной защиты гораздо выше, поэтому выше должен быть и уровень
обеспечения. Для нестраховых форм такие признаки не характерны, поэтому в целом их социально-
экономическая эффективность ниже. С другой стороны, не всякий социальный риск может быть
объектом страхования, поэтому на современном этапе развития системы социальной защиты
медицинских работников в России важно добиться оптимального соотношения страховых и нестраховых
форм, при котором они взаимно дополняли бы друг друга.
Анализ положений ст. 63 Основ приводит к выводу, что она устанавливает преимущественно
гарантии социальной защиты работников здравоохранения. К их числу следует отнести:
обеспечение условий деятельности медицинских работников в соответствии с требованиями
охраны труда;
совершенствование профессиональных знаний и получение квалификационных категорий в
соответствии с уровнем теоретической и практической подготовки;
переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней в случае невозможности выполнять
профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения работников в
связи с сокращением численности или штата, ликвидации учреждений и организаций и т.д.
Перечень социальных гарантий и льгот в Основах не является исчерпывающим. Они могут
устанавливаться как специальными законодательными актами (например, Законом о психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании), так и нормативными актами субъектов РФ и
местного самоуправления, а также актами социального партнерства.
Социальная защита работников здравоохранения осуществляется на основе единства и
дифференциации. Единство означает, что некоторые меры социальной защиты предоставляются всем
работникам, а дифференциация предполагает установление различных форм и мер социальной защиты
медицинских работников в зависимости от вида медицинской помощи, который они оказывают, в
зависимости от климатических условий и иных обстоятельств. Принимается во внимание также степень
риска, которому подвергаются жизнь и здоровье медицинских работников при оказании тех или иных
видов медицинской помощи. Так, выше подчеркивалось, что специальные меры социальной защиты
устанавливаются законодательством в отношении медицинских работников, чья деятельность связана с
риском заражения вирусом иммунодефицита человека, в отношении врачей и среднего медицинского
персонала психиатрических учреждений, инфекционных больниц и т.д.
Меры социальной защиты медицинских работников устанавливаются как федеральным
законодательством, так и нормативными актами субъектов РФ, местного самоуправления, локальными
актами и актами социального партнерства (коллективными договорами и соглашениями). Перечень
конкретных мер социальной защиты работников здравоохранения является весьма широким.
Необходимо подчеркнуть, что такие меры регулируются нормами различных отраслей права - трудового,
права социального обеспечения, гражданского, жилищного и др.
3.2. Пенсионное обеспечение медицинских работников психиатрических учреждений
До 1 января 2002 г. медицинские работники обеспечивались пенсиями за выслугу лет на
основании норм Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской
Федерации". В процессе проведения пенсионной реформы 2002 г. обсуждался вопрос об отмене так
называемых льготных пенсий. Но в итоге было принято решение о сохранении за медицинскими
работниками права на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного
возраста. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" не предусматривает такого вида пенсий, как пенсии за выслугу лет. Поэтому медицинским
работникам, включая врачей-психиатров и средний медицинский персонал психиатрических учреждений,
назначается трудовая пенсия по старости, получившая наименование "досрочной". Если, по общему
правилу, пенсия по старости назначается женщинам по достижении 55 лет, мужчинам - 60 лет при
наличии страхового стажа не менее 5 лет, то лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия устанавливается независимо от
возраста (подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
В Списке предусмотрены конкретные наименования должностей врачей и среднего
медицинского персонала, а также наименования учреждений здравоохранения. Лечебная работа
включается в специальный страховой стаж только в том случае, если она выполнялась одновременно в
учреждении и должности, наименования которых содержатся в Списке. При этом наличие в
наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную
или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в
данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а
в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа,
засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной
продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для
соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке
должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения
засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих
должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего
времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
В Правилах определен механизм льготного исчисления стажа лечебной деятельности по охране
здоровья граждан. Так, например, при выполнении работы и в городе, и в сельской местности, 1 год
работы в сельской местности засчитывается за 1 год 3 месяца. Медицинские работники определенных
специальностей (например, врачи-хирурги, операционные медицинские сестры, врачи-анестезиологи-
реаниматологи, врачи-патологоанатомы и т.д.) имеют право на исчисление стажа из расчета 1 год за
полтора.
В стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами,
работа в должностях, указанных в Списке: в клиниках и больницах высших медицинских
образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и
медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике
Военно-медицинской
академии; в
лечебно-профилактических
структурных
подразделениях
территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях,
амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских
подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи
(военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе,
военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-
контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и
фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями
государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
На практике возникает много проблем с назначением пенсии медицинским работникам. Связано
это с тем, что ранее для назначения пенсии за выслугу лет наименование должности, а также
учреждения значения не имело. Поэтому записи в трудовых книжках зачастую не соответствовали
утвержденным номенклатурам. В настоящее время многим работникам, имеющим достаточный стаж,
отказано в назначении пенсии по формальным основаниям из-за неправильной или неточной записи в
трудовой книжке, поэтому они вынуждены обращаться в суд с заявлениями об установлении права на
досрочную трудовую пенсию.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П нормы, касающиеся
пенсионного обеспечения медицинских работников, были признаны противоречащими Основному закону
страны в той части, в которой они устанавливали право на досрочное пенсионное обеспечение только
для работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Поэтому все
работники, осуществляющие деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, независимо от
формы собственности как субъекты, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования,
имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности
специального страхового стажа.
3.3. Обязательное страхование медицинских работников и иных специалистов, принимающих
участие в оказании психиатрической помощи
Согласно ст. 64 Основ для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной
или муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью,
устанавливается обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Перечень должностей,
занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью, должен утверждаться Правительством РФ.
Размер и порядок обязательного страхования определяются Правительством РФ, органами
государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (в зависимости от того, в
учреждении какого уровня подчиненности трудится медицинский работник). На наш взгляд, эта норма
Основ вступает в противоречие с нормами гражданского законодательства и не соответствует ст. 71
Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство является предметом исключительного
ведения Российской Федерации. Должен быть принят федеральный закон, который установит условия
обязательного страхования жизни и здоровья медицинских работников, в том числе врачей-психиатров.
Согласно ст. 22 Закона о психиатрической помощи, врачи-психиатры, иные специалисты,
медицинский и другой персонал учреждений здравоохранения, участвующие в оказании
психиатрической помощи, подлежат:
- обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при
исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;
- обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ.
Если порядок и условия обязательного страхования жизни и здоровья названных субъектов на
сегодняшний момент не определены, то обязательное социальное страхование урегулировано
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Задачами социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - от
профессионального риска) являются:
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности
субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им
трудовых обязанностей;
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний.
Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других видов социального страхования, страхование
от профессиональных рисков имеет предупредительную направленность, основанную на обеспечении
экономической заинтересованности субъектов. Это единственный вид социального страхования, в
котором применяются дифференцированные тарифы страховых взносов в зависимости от класса
профессионального риска. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 (в ред. от
26 декабря 2001 г.) здравоохранение (включая лечебно-профилактические, больничные учреждения,
диспансеры, амбулаторно-клинические учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской
помощи и переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, а также санаторно-курортные,
санитарно-эпидемиологические учреждения и учреждения судебно-медицинской экспертизы) отнесено к
первому классу, а санитарно-профилактические учреждения - ко второму классу профессионального
риска. Предусмотрена возможность установления скидок и надбавок к страховым тарифам. Введение
обязательного социального страхования рассматриваемого вида не исключает осуществления
добровольного коллективного страхования от профессиональных рисков.
Объектом этого вида страхования, как предусмотрено в указанном Законе, являются
имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной
трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания. Более глубокий анализ положений Закона приводит к выводу о том,
что фактически объектом выступает ответственность работодателя за причинение вреда работнику при
исполнении трудовых обязанностей.
В категорию застрахованных входят физические лица, выполняющие работу на основании
трудового договора, заключаемого со страхователем, а также осужденные к лишению свободы и
привлекаемые к труду. Для указанных лиц рассматриваемое социальное страхование является
обязательным, в то время как для тех, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам, оно
может быть охарактеризовано как условно-обязательное, поскольку осуществляется лишь при условии,
что договором предусмотрена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы. В противном
случае возмещение вреда застрахованному должно осуществляться его причинителем (ч. 3 ст. 8).
Очевидно, более правильно было бы говорить о возмещении этого вреда работодателем, точнее,
противоположной стороной договора.
Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового
случая. Таковым является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья
застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,
который влечет возникновение соответствующих обязательств у страховщика. В самом общем виде
можно выделить две группы страховых случаев:
1) несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил
увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей и в иных
установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределам, либо во время