Файл: Усов Г.М. - Правовое регулирование психиатрической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2020

Просмотров: 1850

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики, работников учреждений по  борьбе с
особо  опасными  инфекциями  и  др. Например, врачам, среднему  и  младшему  медперсоналу  и
водителям  выездных  бригад  станций (отделений) скорой  медицинской  помощи  и  выездных
реанимационных гематологических бригад, а также  отделений плановой и экстренной консультативной
медицинской помощи (станций  санитарной авиации), хосписов  и постоянно  действующих передвижных
медицинских  отрядов  в  районах  Крайнего  Севера  устанавливается  надбавка  за  продолжительность
непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. Ее размер определяется следующим образом: по
30% оклада (ставки) за  первые  три  года  и  по 25% за  каждые  последующие  два  года  непрерывной
работы, но  не  выше 80% оклада. Работникам  противолепрозорных (лепрозорных) учреждений  и
подразделений "стажевая" надбавка  устанавливается  в  размере 10% оклада  ставки) за  каждый  год
работы. При  этом  максимальный  размер  надбавки  не  может  превышать  для  медицинских  работников
100%, а для других работников - 80%.

Порядок  исчисления  стажа  непрерывной  работы, дающего  право  на  получение  надбавок,

довольно  сложен. Периоды  работы, которые  засчитываются  в  непрерывный  стаж, определяются  для
соответствующих  категорий  работников, с  указанием  тех  или  иных  условий (например, время
нахождения на действительной военной службе засчитывается в стаж лишь в том случае, когда перерыв
между  днем  увольнения  и  днем  поступления  в  учреждение  здравоохранения  или  социальной  защиты
населения  не  превысил  одного  года) либо  без  такового. Установлены  также  допускаемые  перерывы  в
стаже, причем  в  эти  периоды  работник  не  должен  выполнять  другой  работы. Продолжительность
допускаемых  перерывов  варьируется  от  одного  месяца  до  одного  года. Так, периоды  ранее
выполняемой  работы  в  здравоохранении  засчитываются  в  стаж  при  условии, что  в  течение  одного
месяца  работник  устроился  на  работу  в  указанные  учреждения  после  увольнения  из  аналогичных
учреждений, а  также  с  научной  и  педагогической  работы  либо  после  прекращения  инвалидности  или
болезни, вызвавших увольнение, и т.д. Двухмесячный срок сохранения непрерывного стажа установлен
для  случаев  трудоустройства  после  увольнения  по  окончании  срочного  трудового  договора  в  районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трехмесячный - для случаев трудоустройства после
окончания  высшего  или  среднего  профессионального  образовательного  учреждения  либо  после
увольнения  в  связи  с  ликвидацией  учреждения  или  сокращением  численности (штатов). Не  позднее
шести  месяцев  необходимо  устроиться  в  учреждения  здравоохранения  со  дня  увольнения  в  связи  с
ликвидацией аналогичных учреждений в районах Крайнего Севера, не позднее года - со дня увольнения
с  военной  службы, при  условии, что  ей  непосредственно  предшествовала  работа  в  учреждениях
здравоохранения.

Стаж  работы  сохраняется  независимо  от  продолжительности  перерыва  в  работе  и  наличия  во

время  перерыва  другой  работы, если  перерыву  непосредственно  предшествовала  работа  в
учреждениях, эвакуируемых  или  выезжающих  в  добровольном  порядке  из  зон  радиоактивного
загрязнения, а также лицам, покинувшим постоянное место жительства и работу в связи с осложнением
межнациональных отношений, и т.д. Стаж работы  сохраняется также в случаях расторжения трудового
договора  в  связи  с  уходом  за  ребенком  в  возрасте  до 14 лет  или  ребенком-инвалидом  в  возрасте  до
18 лет, при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста и в некоторых
других  случаях. Перерывы  в  работе  в  стаж  не  включаются. Не  засчитывается  в  стаж  и  прерывает  его
время  работы  в  учреждениях  и  организациях, не  предусмотренных  номенклатурой  учреждений
здравоохранения и социальной защиты населения.

Работникам  учреждений  здравоохранения  в  пределах  выделенных  бюджетных  средств  могут

устанавливаться надбавки стимулирующего характера, например, за применение в работе  достижений
науки  и  передовых  методов  труда, за  высокие  достижения  в  работе, выполнение  особо  важных  или
срочных  работ, за  напряженность  труда. Такие  надбавки  начисляются  на  оклад (ставку) и  не
ограничиваются  предельными  размерами. Они  устанавливаются  на  определенный  срок, но  не  более
чем на один год, по согласованию с профсоюзным органом на основании представления руководителя
структурного  подразделения. Надбавки  отменяются  при  ухудшении  показателей  работы  или  по
окончании особо важных и срочных работ.

За дежурства на дому в нерабочее, в том числе ночное, время врачам и среднему медперсоналу

производятся доплаты из расчета 50% должностного оклада за фактическое время дежурств. В случае
вызова работника в учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи, оплачивается
из расчета должностного оклада за фактически отработанные часы с учетом времени переезда.

Оплата  труда  врачей-консультантов, не  являющихся  штатными  работниками  учреждений

здравоохранения, производится по ставкам почасовой оплаты труда.

Условия  оплаты  труда  работников  учреждений  зубопротезирования, врачебной  косметики, а

также  врачей, привлекаемых  для  проведения  медосмотров, обслуживанию  спортивных  соревнований,
разрабатываются местными органами управления здравоохранением.

Премирование  работников  учреждений  здравоохранения  производится  в  соответствии  с

положением, утверждаемым  руководителем  учреждения  по  согласованию  с  выборным  профсоюзным
органом, а  премирование  руководителей  осуществляется  вышестоящим  органом  управления
здравоохранением по результатам оценки деятельности учреждения.


background image

Глава 3. Социальная защита медицинских работников и иных специалистов, принимающих

участие в оказании психиатрической помощи

3.1. Понятие и формы социальной защиты медицинских работников и иных специалистов,

принимающих участие в оказании психиатрической помощи

Статья 63 Основ  законодательства РФ  об  охране  здоровья  граждан  называется "Социальная

поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников". Прежде чем перечислить
основные гарантии социальной поддержки медицинских работников, следует определить, что она собой
представляет. Социальная  поддержка - это  одна  из  форм  социальной  защиты  населения, которая
связывается  новейшим  российским  законодательством  с  предоставлением  определенным  категориям
населения  социальных  гарантий. Более  правильно, на  наш  взгляд, использовать  термин "социальная
защита" как отражающий весь спектр применяемых мер. Интересен и вопрос о соотношении социальной
и правовой защиты.

Отсутствие  четкого  разграничения  понятий  социальной  и  правовой  защиты  в  законодательных

актах, прежде  всего  в  законах, определяющих  правовой  статус  сотрудников  правоохранительных
органов  и  некоторых  других  категорий  лиц, занятых  отдельными  видами  профессиональной
деятельности, связанной  с  повышенным  риском  для  жизни  и  здоровья, обусловило  возникновение
концепции социально-правовой защиты. В литературе высказана точка зрения, что речь нужно вести не
о  социальной  либо  правовой  защите, а  только  о  социально-правовой  защите, т.к. социальная  помощь
невозможна  без  ее  узаконения, уложения  в  определенные  рамки  законопредписания, в  то  время  как
правовая  помощь  всегда  направлена  на  достижение, решение  социальных  целей  и  задач. Сторонники
подобного подхода абсолютизируют связь социальной защиты с правовыми нормами. Следуя подобной
логике, термином "правовая" необходимо  дополнить  также  понятия "судебная  защита", "санитарная
защита", "экологическая защита" и т.д.

С  нашей  точки  зрения, правовую  защиту  можно  рассматривать  как  совокупность  юридических

гарантий, обеспечивающих реализацию служебных обязанностей некоторыми категориями лиц, занятых
отдельными видами профессиональной деятельности, связанными с определенным риском для жизни и
здоровья  и  имеющими  повышенную  социальную  значимость, в  том  числе  работниками
здравоохранения. В  числе  мер, предусмотренных  ст. 63 Основ, к  правовой  защите  медицинских
работников  можно  отнести  защиту  их  профессиональной  чести  и  достоинства, а  также
беспрепятственное  и  бесплатное  использование  средств  связи, принадлежащих  организациям  или
гражданам, любого  имеющегося  вида  транспорта  для  перевозки  гражданина  в  ближайшее  лечебно-
профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни.

Меры  социальной  защиты  призваны  обеспечить  надлежащие  социально-экономические

(материальные) условия  для  реализации  таких  полномочий. В  связи  с  этим  социальную  защиту
работников  здравоохранения  можно  определить  как  систему  мер, направленных  на  предупреждение
социально-рисковых  ситуаций, которые  не  зависят  или  мало  зависят  от  них  и  могут  повлечь  за  собой
неблагоприятные последствия (утрату трудоспособности, снижение жизненного уровня и т.д.).

Система социальной защиты медицинских работников направлена:
на повышение уровня их профессиональной квалификации;
на  создание  условий  для  эффективной  деятельности  медперсонала  в  целях  наиболее полного

удовлетворения потребностей пациентов в медицинской помощи;

на  обеспечение  моральной  и  материальной  заинтересованности  медперсонала  в  результатах

своего труда;

на  повышение  престижа  медицинской  профессии  в  обществе  в  целях  привлечения  наиболее

квалифицированных кадров для работы в здравоохранении;

на  компенсацию  физических  и  моральных  издержек, связанных  с  оказанием  медицинской

помощи;

на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности по охране

здоровья населения, и т.д.

В систему социальной защиты рассматриваемой категории работников должны включаться такие

меры, как  охрана  труда; возмещение  вреда, причиненного  при  исполнении  трудовых  обязанностей;
медицинское  и  жилищно-бытовое  обслуживание; пенсионное  обеспечение  и  др. В  представленном
перечне  перечислены  меры, имеющие  социальный (например, медицинское  обслуживание) либо
социально-экономический  характер (охрана  труда, обеспечение  жильем  и др.). Специфика  социальной
защиты  работников  здравоохранения  заключается  в  том, что  она  направлена  не  только
непосредственно  на  поддержание  уровня  жизни  их  самих, но  и  на  обеспечение  прав  и  интересов
пациентов, которым  должна  быть  оказана  квалифицированная  медицинская  помощь, что  может  быть
обеспечено  лишь  при  наличии  эффективной  системы  мотивации, повышения  квалификации


background image

медицинских кадров.

В  зависимости  от  способа  учета  и  компенсации  социального  риска  социальная  защита

медперсонала может быть страховой и нестраховой. Страховые формы социальной защиты, к которым
можно отнести, например, социальное страхование, обязательное государственное страхование жизни и
здоровья  ряда  категорий  работников  здравоохранения, предполагают  предварительное  выявление  и
учет  социального  и  профессионального  риска. Это  позволяет  прогнозировать  наступление  социально-
рисковой  ситуации  и, соответственно, предоставление  страхового  обеспечения. Уровень  финансовой
устойчивости  таких  форм  социальной  защиты  гораздо  выше, поэтому  выше  должен  быть  и  уровень
обеспечения. Для  нестраховых  форм  такие  признаки  не  характерны, поэтому  в  целом  их  социально-
экономическая  эффективность  ниже. С  другой  стороны, не  всякий  социальный  риск  может  быть
объектом  страхования, поэтому  на  современном  этапе  развития  системы  социальной  защиты
медицинских работников в России важно добиться оптимального соотношения страховых и нестраховых
форм, при котором они взаимно дополняли бы друг друга.

Анализ  положений  ст. 63 Основ  приводит  к  выводу, что  она  устанавливает  преимущественно

гарантии социальной защиты работников здравоохранения. К их числу следует отнести:

обеспечение  условий  деятельности  медицинских  работников  в  соответствии  с  требованиями

охраны труда;

совершенствование  профессиональных  знаний  и  получение  квалификационных  категорий  в

соответствии с уровнем теоретической и практической подготовки;

переподготовку  за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней  в  случае  невозможности  выполнять

профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения работников в
связи с сокращением численности или штата, ликвидации учреждений и организаций и т.д.

Перечень  социальных  гарантий  и  льгот  в  Основах  не  является  исчерпывающим. Они  могут

устанавливаться  как  специальными  законодательными  актами (например, Законом  о  психиатрической
помощи  и  гарантиях  прав  граждан  при  ее  оказании), так  и  нормативными  актами  субъектов РФ  и
местного самоуправления, а также актами социального партнерства.

Социальная  защита  работников  здравоохранения  осуществляется  на  основе  единства  и

дифференциации. Единство  означает, что  некоторые меры  социальной защиты предоставляются всем
работникам, а дифференциация предполагает установление различных форм и мер социальной защиты
медицинских  работников  в  зависимости  от  вида  медицинской  помощи, который  они  оказывают, в
зависимости от климатических условий и иных обстоятельств. Принимается во внимание также степень
риска, которому  подвергаются  жизнь  и  здоровье  медицинских  работников  при  оказании  тех  или  иных
видов  медицинской  помощи. Так, выше  подчеркивалось, что  специальные  меры  социальной  защиты
устанавливаются законодательством в отношении медицинских работников, чья деятельность связана с
риском  заражения  вирусом  иммунодефицита  человека, в  отношении  врачей  и  среднего  медицинского
персонала психиатрических учреждений, инфекционных больниц и т.д.

Меры  социальной  защиты  медицинских  работников  устанавливаются  как  федеральным

законодательством, так и нормативными актами субъектов РФ, местного самоуправления, локальными
актами  и  актами  социального  партнерства (коллективными  договорами  и  соглашениями). Перечень
конкретных  мер  социальной  защиты  работников  здравоохранения  является  весьма  широким.
Необходимо подчеркнуть, что такие меры регулируются нормами различных отраслей права - трудового,
права социального обеспечения, гражданского, жилищного и др.

3.2. Пенсионное обеспечение медицинских работников психиатрических учреждений

До 1 января 2002 г. медицинские  работники  обеспечивались  пенсиями  за  выслугу  лет  на

основании  норм  Закона РФ  от 20 ноября 1990 г.  N 340-1 "О государственных  пенсиях  в  Российской
Федерации". В  процессе  проведения  пенсионной  реформы 2002 г. обсуждался  вопрос  об  отмене  так
называемых  льготных  пенсий. Но  в  итоге  было  принято  решение  о  сохранении  за  медицинскими
работниками  права  на  назначение  трудовой  пенсии  по  старости  до  достижения  общеустановленного
возраста.  Федеральный  закон  от 17 декабря 2001 г.  N 173-ФЗ "О трудовых  пенсиях  в  Российской
Федерации" не предусматривает такого вида пенсий, как пенсии за выслугу лет. Поэтому медицинским
работникам, включая врачей-психиатров и средний медицинский персонал психиатрических учреждений,
назначается  трудовая  пенсия  по  старости, получившая  наименование "досрочной". Если, по  общему
правилу, пенсия  по  старости  назначается  женщинам  по  достижении 55 лет, мужчинам - 60 лет  при
наличии страхового стажа не менее 5 лет, то лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране  здоровья  населения  в  государственных  и  муниципальных  учреждениях  здравоохранения  не
менее 25 лет  в  сельской  местности  и поселках  городского  типа  и  не менее 30 лет  в  городах, сельской
местности и в поселках городского типа либо только в городах, пенсия устанавливается независимо от
возраста (подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Список  должностей  и  учреждений, работа  в  которых  засчитывается  в  стаж  работы, дающей

право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную


background image

деятельность  по  охране  здоровья  населения  в  государственных  и  муниципальных  учреждениях
здравоохранения, и  Правила  исчисления  периодов  работы, дающей  право  на  досрочное  назначение
трудовой  пенсии  по  старости  лицам, осуществлявшим  лечебную  и  иную  деятельность  по  охране
здоровья населения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В  Списке  предусмотрены  конкретные  наименования  должностей  врачей  и  среднего

медицинского  персонала, а  также  наименования  учреждений  здравоохранения. Лечебная  работа
включается в специальный страховой стаж только в том случае, если она выполнялась одновременно в
учреждении  и  должности, наименования  которых  содержатся  в  Списке. При  этом  наличие  в
наименовании  указанных  в  списке  учреждений  указания  на  их  клинический  профиль  и  ведомственную
или  территориальную  принадлежность  не  является  основанием  для  исключения  периода  работы  в
данном  учреждении  из  стажа  работы, дающей  право  на  досрочное  назначение  трудовой  пенсии  по
старости.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а

в  качестве  главной  медицинской  сестры - независимо  от  времени, когда  выполнялась  эта  работа,
засчитываются  в  стаж  работы  при  условии  ее  выполнения  в  режиме  нормальной  или  сокращенной
продолжительности  рабочего  времени, предусмотренной  трудовым  законодательством  для
соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке
должностях (учреждениях) в  течение  неполного  рабочего  времени, период  ее  выполнения
засчитывается  в  стаж  работы, если  в  результате  суммирования  занятости (объема  работы) в  этих
должностях (учреждениях) выработана  нормальная  или  сокращенная  продолжительность  рабочего
времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В Правилах определен механизм льготного исчисления стажа лечебной деятельности по охране

здоровья  граждан. Так, например, при  выполнении  работы  и  в  городе, и  в  сельской  местности, 1 год
работы  в сельской местности засчитывается  за 1 год 3 месяца. Медицинские работники определенных
специальностей (например, врачи-хирурги, операционные  медицинские  сестры, врачи-анестезиологи-
реаниматологи, врачи-патологоанатомы  и  т.д.) имеют  право  на  исчисление  стажа  из  расчета 1 год  за
полтора.

В  стаж  работы  засчитывается  на  общих  основаниях  в  порядке, предусмотренном  Правилами,

работа  в  должностях, указанных  в  Списке: в  клиниках  и  больницах  высших  медицинских
образовательных  учреждений, Военно-медицинской  академии, военно-медицинских  институтов  и
медицинских  научных  организаций; в  центральной  консультационно-диагностической  поликлинике
Военно-медицинской 

академии; в 

лечебно-профилактических 

структурных 

подразделениях

территориальных  медицинских  объединений; в  медико-санитарных  частях, медицинских  частях,
амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических  отделениях, кабинетах (рентгеновских
подвижных  и  стоматологических  подвижных), группах  специализированной  медицинской  помощи
(военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе,
военно-медицинских  службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических  лабораториях, санитарно-
контрольных  пунктах, медицинских  ротах, врачебных  здравпунктах, фельдшерских  здравпунктах  и
фельдшерско-акушерских  пунктах, медицинских  пунктах, являющихся  структурными  подразделениями
государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

На практике возникает много проблем с назначением пенсии медицинским работникам. Связано

это  с  тем, что  ранее  для  назначения  пенсии  за  выслугу  лет  наименование  должности, а  также
учреждения  значения  не  имело. Поэтому  записи  в  трудовых  книжках  зачастую  не  соответствовали
утвержденным  номенклатурам. В  настоящее  время  многим  работникам, имеющим  достаточный  стаж,
отказано в назначении пенсии по формальным основаниям из-за неправильной или неточной записи в
трудовой книжке, поэтому они вынуждены обращаться  в суд с заявлениями об установлении права  на
досрочную трудовую пенсию.

Постановлением  Конституционного  Суда РФ  от  3 июня  2004 г.  N 11-П  нормы,  касающиеся

пенсионного обеспечения медицинских работников, были признаны противоречащими Основному закону
страны в той части, в которой они устанавливали  право на досрочное пенсионное  обеспечение  только
для  работников  государственных  и  муниципальных  учреждений  здравоохранения. Поэтому  все
работники, осуществляющие деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, независимо от
формы собственности как субъекты, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования,
имеют  право  на  досрочное  назначение  трудовой  пенсии  по  старости  с  учетом  продолжительности
специального страхового стажа.

3.3. Обязательное страхование медицинских работников и иных специалистов, принимающих

участие в оказании психиатрической помощи

Согласно ст. 64 Основ для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной

или  муниципальной  систем  здравоохранения, работа  которых  связана  с  угрозой  их  жизни  и  здоровью,
устанавливается обязательное  государственное страхование жизни и здоровья. Перечень должностей,


background image

занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью, должен утверждаться Правительством РФ.

Размер  и  порядок  обязательного  страхования  определяются  Правительством РФ, органами

государственной  власти  субъектов РФ  и  органами  местного  самоуправления (в  зависимости  от  того, в
учреждении  какого  уровня  подчиненности  трудится  медицинский  работник). На  наш  взгляд, эта  норма
Основ  вступает  в  противоречие  с  нормами  гражданского  законодательства  и  не  соответствует  ст. 71
Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство является предметом исключительного
ведения  Российской  Федерации. Должен  быть  принят  федеральный  закон, который  установит  условия
обязательного страхования жизни и здоровья медицинских работников, в том числе врачей-психиатров.

Согласно  ст. 22  Закона  о психиатрической  помощи,  врачи-психиатры,  иные  специалисты,

медицинский  и  другой  персонал  учреждений  здравоохранения, участвующие  в  оказании
психиатрической помощи, подлежат:

- обязательному  страхованию  на  случай  причинения  вреда  их  здоровью  или  смерти  при

исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

- обязательному  социальному  страхованию  от  несчастных  случаев  на  производстве  и

профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ.

Если порядок  и  условия  обязательного  страхования  жизни  и  здоровья  названных  субъектов  на

сегодняшний  момент  не  определены, то  обязательное  социальное  страхование  урегулировано
Федеральным  законом  от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном  социальном  страховании  от
несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний". Задачами  социального
страхования  от  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний (далее - от
профессионального риска) являются:

обеспечение  социальной  защиты  застрахованных  и  экономической  заинтересованности

субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение  вреда, причиненного  жизни  и  здоровью  застрахованного  лица  при  исполнении  им

трудовых обязанностей;

обеспечение  предупредительных  мер  по  сокращению  производственного  травматизма  и

профессиональных заболеваний.

Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других видов социального страхования, страхование

от  профессиональных  рисков  имеет  предупредительную  направленность, основанную  на  обеспечении
экономической  заинтересованности  субъектов. Это  единственный  вид  социального  страхования, в
котором  применяются  дифференцированные  тарифы  страховых  взносов  в  зависимости  от  класса
профессионального  риска. Постановлением  Правительства  РФ  от 31 августа 1999 г. N 975 (в  ред. от
26 декабря 2001 г.) здравоохранение (включая  лечебно-профилактические, больничные  учреждения,
диспансеры, амбулаторно-клинические  учреждения, учреждения  скорой  и  неотложной  медицинской
помощи и переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, а также санаторно-курортные,
санитарно-эпидемиологические учреждения и учреждения судебно-медицинской экспертизы) отнесено к
первому  классу, а  санитарно-профилактические  учреждения - ко  второму  классу  профессионального
риска. Предусмотрена  возможность  установления  скидок  и  надбавок  к  страховым  тарифам. Введение
обязательного  социального  страхования  рассматриваемого  вида  не  исключает  осуществления
добровольного коллективного страхования от профессиональных рисков.

Объектом  этого  вида  страхования, как  предусмотрено  в  указанном  Законе, являются

имущественные  интересы  физических  лиц, связанные  с  утратой  ими  здоровья, профессиональной
трудоспособности  либо  их  смертью  вследствие  несчастного  случая  на  производстве  или
профессионального  заболевания. Более  глубокий  анализ  положений  Закона  приводит  к  выводу  о  том,
что фактически объектом выступает ответственность работодателя за причинение вреда работнику при
исполнении трудовых обязанностей.

В  категорию  застрахованных  входят  физические  лица, выполняющие  работу  на  основании

трудового  договора, заключаемого  со  страхователем, а  также  осужденные  к  лишению  свободы  и
привлекаемые  к  труду. Для  указанных  лиц  рассматриваемое  социальное  страхование  является
обязательным, в то время как для  тех, кто выполняет работы  по  гражданско-правовым  договорам, оно
может быть охарактеризовано как условно-обязательное, поскольку осуществляется лишь при условии,
что  договором  предусмотрена  обязанность  страхователя  уплачивать  страховые  взносы. В  противном
случае  возмещение  вреда  застрахованному  должно  осуществляться  его  причинителем (ч. 3 ст. 8).
Очевидно, более  правильно  было  бы  говорить  о  возмещении  этого  вреда  работодателем, точнее,
противоположной стороной договора.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового

случая. Таковым  является  подтвержденный  в  установленном  порядке  факт  повреждения  здоровья
застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,
который  влечет  возникновение  соответствующих  обязательств  у  страховщика. В  самом  общем  виде
можно выделить две группы страховых случаев:

1) несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил

увечье  или  иное  повреждение  здоровья  при  исполнении  им  трудовых  обязанностей  и  в  иных
установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределам, либо во время