ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2020
Просмотров: 6074
Скачиваний: 56
: .
, .
, .
… , ,
, .
!" "".
" # $ ",
!% "… & % %,
,
%, , ! % « » « »,
" # : "
! !, !% .
' %$ , %$ # ?
("" ! !% % $
"-? &" "% !
! #?
) $ "%$, %$
"%$ " "%
#% $.
ББК 88.5
УДК 316.6
Ч84
Издательство приносит свою искреннюю благодарность СВЕНЦИЦКОМУ АНАТОЛИЮ ЛЕОНИДОВИЧУ, профессо%
ру и заведующему кафедрой социальной психологии Санкт%Петербургского государственного университета, вложив%
шему свой неоценимый труд в научное редактирование этой книги.
Права на перевод получены издательством «праймЕврознак» по соглашению с Allyn and Bacon. A Pearson Education Company.
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена или передана в какой бы то ни было форме и с
использованием какихлибо средств, электронных или механических, включая фотокопирование, запись, или любую систему
хранения и поиска информации, без разрешения Pearson Education, Inc.
COPYRIGHT © Allyn and Bacon. A Pearson Education Company. All right reserved.
Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.
РОБЕРТ ЧАЛДИНИ, ДУГЛАС КЕНРИК, СТИВЕН НЕЙБЕРГ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПОЙМИ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ДРУГИХ!
Переводчики Н. Миронов, Л. Ордановская, С. Чилингарова
Научный редактор А. Свенцицкий
Литературный редактор Д. Гиппиус
Художник А. Зудин
ЛП № 000370 от 30.12.99.
Подписано в печать
3
1.0
7
.2002. Формат 84
×
108
1
/
16
. Печать офсетная. Усл. печ. л.
35,28.
Тираж
4 000
экз. Заказ
378
«
ПРАЙМ
:ЕВРОЗНАК». 191126, Санкт:Петербург, Звенигородская ул., 28/30.
Заказ на печать размещен через издательство «ОЛМА:ПРЕСС Инвест».
129075, Москва, Звездный бульвар, д. 23а, строение 10.
Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий».
103473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.
© Перевод на русский язык: Миронов Н., Орданов
ская Л., Чилингарова С., 2002
© Серия, оформление: праймЕВРОЗНАК, 2002
© праймЕВРОЗНАК, 2002
© Иллюстрации, А. Зудин, 2002
© 2002, 1999 by Allyn and Bacon. A Pearson Education
Company,75 Arlington St., Boston, MA 02116
ISBN 5%93878%076%4
ISBN 0%205%33297%8 (англ.)
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С.
Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! (серия «Главный учебник»). –
СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2002. – 336 с.
ISBN 5938780764
ISBN 0205332978 (англ.)
«Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!» является содержательным на:
чалом и неотъемлемой частью книги Д. Кенрика, С. Нейберга и Р. Чалдини «Социальная пси:
хология. Пойми других, чтобы понять себя!» и обладает всеми главными характеристиками со:
временного учебника по социальной психологии. В нем освещаются различные теоретические
подходы к пониманию таких социально:психологических явлений как социальное влияние,
убеждение, познание и самооценка, полно и глубоко рассматриваются феномены социальной
психологии дружбы и любви. Учебник Д. Кенрика, С. Нейберга и Р. Чалдини как нельзя луч:
ше подойдет для первого знакомства с социальной психологи
Ø
как наукой, раскрывая для вас
возможности социально:психологического анализа любой ситуации, где люди взаимодейству:
ют друг с другом. Данная книга будет полезна не только для тех, кто изучает или преподает
социальную психологию, но и для вдумчивых менеджеров, юристов, экономистов, педагогов,
политологов – всех тех, кому по роду своей деятельности постоянно приходится иметь дело с
людьми.
Ч84
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
СЕКРЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Научное описание и объяснение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
. . . . . . 21
Социокультурный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Эволюционный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Теория социального научения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Феноменологический подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Социально!когнитивный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Комбинированный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Социальное поведение является целенаправленным . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Установление социальных связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Понимание самих себя и других . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Достижение и сохранение статуса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Защитить себя и тех, кто нам дорог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Привлечение и сохранение партнеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Мотивы, цели и социальное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Взаимодействие личности и ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Ситуация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Взаимодействие личности и ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Резюме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
КАК ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Описательные методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Естественное наблюдение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Изучение отдельных случаев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Внимание: социальная дисфункция
МАССОВЫЙ УБИЙЦА И ЕГО СЕМЬЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Архивы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Опросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Психологические тесты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38