Файл: Пацлаф Р. - Застывший взгляд-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 1065

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

74 Ibidem, S. 159. Там же см. литературу вопроса.
75 Ibidem, S. 160.
76

Kruger Udo Michael.

 Gewalt in von Kindern genutzten Fernsehsendungen//Media

Perspektiven, 3/1996. S. 114.

77 Ibidem, S. 115.
78 Ibidem.
79 Der Spiegel, 14/1998. S. 163.
80 Подробно  об  этом  см.:

Patzlaff Rainer.

 Sprach-zerfall und Agression. Geistige

Hintergriinde der Gewalt und des Nationalismus. Stuttgart 1994.

81 См. интервью, взятое Марией Биль у Дэйва Гросмена, в: Zeit. 23.9.1999. S. 5.
82

Grossmann Dave.

 Kinder trainieren Gewalt. Wie die Medien Kinder gewaltbereit

machen//Family, 2/ 1999. (Сокращенная переработка из: Christianity Today. August 1998. Carol
Stream, Illinois, USA). S. 58.

83 Ibidem, S. 60.
84 Suddeutsche Zeitung, 17.5.1999.
85 См.:

Winn Marie.

 Die Droge im Wohnzimmer. Reinbek b. Hamburg 1979.

(Оригинальное американское издание вышло под названием «The Plug-In Drug».)

86 См.:

Buzzett.

 Op. cit., p. 49.

87 Более  подробно  см.:

Cohen Karen M.

  The  Development  of  Strategies  of  Visual

Search//Fischer  et  al.  (изд.).  Eye  Movements:  Cognition  and  Visual  Perception.  Hillsdale  (New
Jersey) 1981. P. 271–288;

Mikasch Heidemarie D., Haack Johannes.

 Blickbewegungsforschung —

Einfiihrung in die physiologischen Grundlagen, Techniken und in die Problem- und
Anwendungsbereiche//Issing et al. (Hg). Blickbewegung und Bildverarbeitung, 1986. S. 11–36.

88 См.:

Fischer Burkhart.

 Blick-Punkte. Neuro-biologische Prinzipien des Sehens und der

Blick-steuerung. Bern, Gottingen, Toronto, Seattle 1999. S. 221ff.

89 См.:

Buzzell.

 Op. cit., p. 50.

90

Fischer.

 Op. cit., S. 221.

91

Scheurle.

 Op. cit., S. 90.

92

Singer, Singer.

 Op. cit., (1992), S. 112. —-----

93

Benz Ute.

 Warum sehen Kinder Gewaltfilme? Miinchen 1998. S. 62.

94 См.:

Greenfield.

 Op. cit., S. 50.

95 См.:

Reeves, Hawkins

 (1986), S. 43. (Автор, вероятно, забыл включить этот источник

в  свой  список  литературы, который  в  оригинале  приведен  отдельно  от  ссылок, где
указываются  только  фамилии  авторов  и  год  издания; я  все  равно  воспроизвожу  эту  и
следующую ссылки — может быть, они пригодятся специалистам. —

Пер.)

96 См.: Ibidem.
97

TheunertHelga, Schorb Bernd.

 «Mordsbilder»: Kinder und Fernsehinformation. Eine

Untersuchung zum Umgang von Kindern mit realen Gewalt-darstellungen in Nachrichten und
Reality-TV im Auftrag der Hamburgischen Anstalt fur neue Medien (HAM) und der Bayerischer
Landeszentrale fur neue Medien (BLM). Schriftenreihe der HAM. Band 13. Berlin 1995. S. 217.

98 Ibidem, S. 220.
99 Ibidem, S. 212.
100 См.:

Glogauer Werner.

 Die neuen Medien veran-dern die Kindheit. Nutzung und

Auswirkungen des fernsehens, der Videospiele, Videofilme u. a. bei 6-bis lOjahrigen Kindern und
Jugendlichen. Wein-heim 1993.

101 Цит. по:

Wagner Luise, Drosser Christoph.

 Tuning fur unsere Sinne//Konrad. 1.1997. S.

104.

102

Singer Dorothy G.

 Op. cit. (1995). S. 127.

103 См.:

Franzmann Bodo.

 Vor dem Einbruch der Multimedia-Kultur — Leseforscher

tiberpriifen die Besta'nde//Spektrum der Wissenschaft. 10/1995. S. 116–119.

104 Подробное сообщение на эту тему опубликовано в журнале «Шпигель» (36/1995, S.

82–87).


background image

105

Sanders Barry.

 A is for Ox. Violence, Electronic Media and the Silencing of the Written

Word. New York 1994. P. 173. Моя  рецензия  на  эту  книгу  опубликована  в  журнале

Erziehungskunst,

 2/1996, S. 190–194.

106  См.:  Literacy,  Economy  and  Society.  Results  of  the  First  International  Adult  Literacy

Survey. Изд. Генеральным  секретарем  ОЭСР (Париж) и  Организацией  по  экономическому
сотрудничеству и развитию. Париж, Оттава, 1995.

107 См.:

Lehmann RainerH.

 et. al. Leseverstandnis und Lesegewohntheiten deutscher

Schtiler und Schti-lerinnen. Reihe Beltz Stiftung Lesen. Weinheim, Basel 1995.

108 См.:

Franzmann.

 Op. cit., S. 117.

109

Lahr Helmut van der.

 Lesen: Verlust einer Schlussel-qualifikation fur die

Informationsgesellschaft// Media Perspektiven, 1/1996. S. 2–7.

110 См. об этом цитированную статью Нёлле-Ной-ман (1992).
111 Der Spiegel, 38/1993, S. 143–146.
112 Stiddeutsche Zeitung Magazin, Nr. 28 от 12.7.1996, S. 5.
113 См.:

Heinemann Manfred, Hopfner Christel.

 Screening-Verfahren zur Erfassung von

Sprachentwick-lungsverzogerungen (SEV) im Alter von 3 bis 4 Jahren bei der U 8//Der kinderarzt.
Mitteilungen des Berufsverbandes der Kinderarzte Deutschlands e. V. 23. (40.) Jahrgang 1992. Nr.
10. S. 1635–1639.

114 Были  обследованы  четыре  группы  признаков — артикуляция, словарный  запас,

построение  фразы, понимание  речи. Нарушение  или  задержка  развития  речи
диагностировались, лишь когда существенные отклонения ясно наблюдались как минимум в
трех  из  четырех  групп. Если  фиксировалось  только  не  вполне  правильное  произнесение
отдельных  звуков  или  другие  отдельные  нарушения, ребенок  в  соответствии  с  возрастом
записывался в графу «норма».

115 Опубликованы лишь в 1982 г. Подробности см.:

Heinemann Manfred.

 Zunahme von

Sprachent-wicklungsstorungen — Konsequenzen fur inter-disziplinare Zusammenarbeit//25 Jahre
Sprach-heilzentrum Ravensburg — Festschrift zum 20. Juni 1997. S. 12.

116 См.: Ibidem, S. 13.
117 См.:

Ward Sally.

 The Predictive Validity and Accuracy of a Screening Test for

Language Delay and Auditory Perceptual Disorder//European Journal of Disorders of
Communication, 27 (1992). P. 55–72.

118 См.:

Ward Sally.

 The Validation of a Treatment Method for Auditory Perceptual

Disorder in Young Children. (Неопубликованная рукопись, май 1994 г.)

119 См.:

Doleschal Jorg, Radb Hans-Joachim, Cassel Cornelia.

 Soziodemographische

Verteilung und Sprachstatus bei Kindern einer GroBstadt im Alter von 4 bis 5 Jahre//Gross M.,
Eysholdt U. (Hg.). Aktuelle phoniatrisch-padaudiologische Aspekte. 1996 (Band 4). Giittingen
1997. S. 86–89.

120 Siiddeutsche Zeitung Magazin, Nr. 28 от 12.7.1996. S. 5.
121 См.:

Boyanova V., Trayanova D.

 Communicative Disorders Among Children's

Population in Republic of Bulgaria — Rate of Diffusion//XXIVth World Congress of the
International Association of Lo-gopedics and Phoniatrics (IALP), Programme and Abstract Book.
Amsterdam 1998. P. 31.

122 См. репортаж Габриелы Рос в Siiddeutsche Zeitung от 25.5.1998.
123 См.:

Kiese-Himmel Christiane, Wilke Sabine, Kruse Eberhard.

 Was wird aus

sprachentwicklungsgestorten Kindern im Grundschulalter? Ergebnisse einer Follow-up
Untersuchung//M. Gross, U. Eysholdt (Hg.). Aktuelle phoniatrisch-padaudiologische Aspekte. 1996
(Band 4). Gottingen 1997. S. 83–85.

124 См.: BARMER Ersatzkasse (Hg.). Sprich mit mir! Tips, Ideen, Informationen und viele

Spiele zur Forderung der Sprachentwicklung. Erlangen 1997.

125 См.: Badische Zeitung, 11.12.1996 и Der Spiegel, 28/1997, S. 152f.
126 См.:

Darschin Wolfgang.

 Tendenzen im Zuschauer-verhalten//Media Perspektiven,

4/1999, S. 154. (Источник: AGF/GfK Fernsehforschung)


background image

127

Mohr Inge.

 Jugendschutz im Fernsehen: Aktuelle Entwicklungen//Media

Perspektiven, 3/1999, S. 123.

128 См.:

Feierabend Sabine, Klinger Walter, Simon Erk.

 Was Kinder sehen//Media

Perspektiven, 4/1999, S. 177.

129

Heinemann

 (1997). Op. cit, S. 16.

130 Более подробно см.:

Grimm Hannelore.

 Uber den Einfluss der Umweltsprache auf die

kindliche Sprachentwicklung//Neumann, Charlton (Hg.). Spracherwerb und Mediengebrauch, 1990.
S. 99 — 112.

131 Точные  исследования  обнаружили, что  при  определенных  условиях  дети  очень

неплохо расширяют через телевидение свой словарный запас, но это отнюдь не помогает им
в  овладении  речевыми  структурами  и  закономерностями  синтаксиса. Гримм (1990)
описывает один интересный случай (см, с. 101сл. цитированной выше статьи) и в заключение
приходит  к  выводу, что «телевидение  как  источник  данных  надо  считать  ущербным  по
определению» (с. 111). В этом же смысле высказывается Бёме-Дюрр (см.:

Bohme-Durr Karin.

Die Rolle der Massenmedien im Spracherwerb//Neumann, Charlton (Hg.). Spracherwerb und
Mediengebrauch, 1990, S. 154–157).

132 См.: Guardian Weekly от 21 января 1996 г.
133 См.:

Bohme-Diirr.

 Op. cit., S. 149.

134 «Человеку  не  приходится  научаться  ничему  более  сложному  в  отношении

двигательных  функций, чем  речепроизнесение». Эти  слова  принадлежат Гельмуту Бройеру,
отличному  специалисту  в  данной  области (см. его  доклад:

Breuer Helmut.

Sprachwahrnehmungsdefizite bei Vorschulkindern — ihre Diagnose und prophylak-tische
Einschrankung//M. Gross (Hg.). Aktuelle phoniatrisch-padaudiologische Aspekte. 1997/98 (Band
5), Heidelberg 1998. S. 275–290.

135 См.:

Massinger Claudia, Nikisch A.

 Ludwigshafener Standardisierte

Motorikuntersuchung fur Kinder mit phoniatrisch-padaudiologischen Auffalligkei-ten//M. Gross,
U. Eysholdt (Hg.). Aktuelle  phoniatrisch-padaudiologische  Aspekte,  1996  (Band  4).  Gottingen
1997. S. 92f.

136 См.:

Liier G., Huber W., Lass U.

 Untersuchung von Sprachstorungen

durch 

Augenbewegungsana-lysen//Hermann  Miihlendyck,  Walter  Riissmann  (Hg.).

Augenbewegung und visuelle Wahrneh-mung. Physiologische, psychologische und klini-sche
Aspekte (Bucherei des Augenarztes, Bd. 121). Stuttgart 1990. S. 47–52.

137 В  уже  упомянутом  исследовании

(Doleschal, Radii, Cassel,

 1997) при  проверке

визуального  восприятия (визуомоторная  координация, различение  фигуры  и  фона,
сохранение  устойчивого  восприятия  формы, распознавание  пространственных  пропорций)
выяснилось,  что  «лишь  15  %  детей  не  обнаружили  отклонения  от  нормы  по  всем
показателям. При  проверке  сохранения  устойчивого  восприятия  формы  отклонений  от
нормы оказалось больше всего — 74 %» (с. 87).

138 См.:

Kiese-Himmel Chr., Schiebusch-Reiter U., Kru-se E.

 Sprachentwicklungsstorung

und taktil-ki-nasthetische Wahrnehmung//M. Gross (Hg.). Aktuelle phoniatrisch-padaudiologische
Aspekte, 1995 (Band 3), Berlin 1996. S. 121–122.

139 См.:

Kiese-Himmel Christiane, Kruse Eberhard.

 Hohere taktile und kinasthetische

Funktionen bei ehemals sprachentwicklungsgestorten Kindern// M. Gross (Hg.). Aktuelle
phoniatrisch-padaudiologische Aspekte, 1997/98 (Band 5), Heidelberg 1998. S. 222–225.

140 См.:

Kiese-Himmel Chr., Wallmoden

 C.

V., Kruse E.

 «Begreifen» durch Greifen//M.

Gross (Hg.). Aktuelle phoniatrisch-padaudiologische Aspekte, 1995 (Band 3), Berlin 1996. S. 118–
120.

141 В  первой  лекции  из  цикла «Эвритмия  как  зримая  речь» (24. 6. 1924). См.:

Steiner

Rudolf.

 Gesamtausgabe, Band 279. Dornach 1968. S. 47.

142 Более  подробно  об  этом  можно  прочитать  в  вышедшей  в 2001 г. в  издательстве

«Фрайес Гай-стеслебен» монографии Иоганны Цинке «Зримые воздушные звуковые формы
— речь  как  воздушное  изваяние» (под  редакцией  Райнера  Пацлафа), включающей  в  себя


background image

материалы  Ар-мина  Й. Хуземанна, Петера  Нантке  и  Сони  Шеффер. В  ней  впервые
представлены  изображения  всех  звуков  немецкого  языка, а  также  первые  сонографические
снимки  звуковых  форм, возникающих  в  крови  говорящего  человека. (Оригинальное
название:

Zinke Johanna.

 Luftlautformen sichtbar gemacht — Sprache als plastische Gestaltung

der Luft.)

143 Подробности  и  литературу  вопроса  см.:

Lutzker Peter.

 Der Sprachsinn.

Sprachwahrnehmung als Sinnesvorgang. Stuttgart 1996. S. 38ff.

144 Пит. по:

Lutzker.

 Op. cit, S. 43.

145 См.:

Condon William, Sander L. W.

 Neonate Movement in Synchronized with Adult

Speech. Interactional Participation and Language Acquisition// Science. Vol. 183,11 (1974). P. 99–
101.

146 См.:

Lutzker.

 Op. cit., S. 43–45.

147 Мысль  о  такого  рода  упражнениях  высказал  Рудольф  Штайнер  в  маленькой

заметке «Язык  и  дух  языка» (см.: Der Goetheanumgedanke inmitten der Kulturkrisis der
Gegenwart//Staner. Gesamtausgabe, Band 36, Dornach 1961. S. 296–300).

148 Она  развита  в  моей  статье:

Patzlaff Rainer.

 Ver-lust und Wiedergewinnung der

Sprache im Jugend-alter//Erziehungskunst. 2/1992. S. 106–122.