Файл: Алешина Ю. - Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 2351
Скачиваний: 19
Случается, что человек, пришедший в консультацию, просит консультанта помочь не
ему самому, а кому-то еще. Его запрос может быть, например, таким: “Пригласите сюда мою
жену (мужа), дочь (сына), он (она) не хочет идти сам (-а), а ему (ей) требуется помощь”.
Ситуация может дойти до курьеза, когда клиент начнет просить справку с подтверждением
диагноза для кого-то из родственников, письмо в суд и т.д. В таких ситуациях психологу
следует проявлять твердость: он работает только с теми, кто непосредственно обращается за
помощью и кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения
собственной ответственности за нее. Звонить, приглашать в консультацию, писать письма и
т.п. — это значит вмешиваться в частную жизнь людей, зная о ней довольно мало и не
представляя того, что думает о происходящем другая сторона. При этом стоит потребовать
сориентировать на работу того, кто уже пришел в консультацию, напомнив, что в любом
конфликте есть две стороны, и даже если влияние одной из них на то, как разворачиваются
события, на первый взгляд, незначительно, оно, несомненно, существует. Разобравшись в
том, каково оно, можно попытаться хотя бы в чем-то изменить ситуацию. Вступая в такую
дискуссию, не следует забывать, что попытка приписать собственные проблемы другому
является классической формой сопротивления, описанной и проанализированной на
страницах многих книг и учебников по психотерапии (Бодалев А.А., Столин В.В., 1989;
Gunnan A., Kniskern D., 1981).
О формах и типах сопротивления можно говорить еще очень много, но реально
научиться работать с ними непросто, и лучше, если рядом есть кто-то, кто может дать
хороший совет или показать эффективные способы работы на практике. Примеры,
приведенные выше, лишь наметки, которые могут помочь сориентироваться начинающему
консультанту.
Расспрос клиента
Представим себе, что все проблемы начала беседы решены, клиент начал рассказ о
себе, переведя, таким образом, беседу на следующий этап, где главная задача консультанта
— как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основные
конфликты и тревоги. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из
которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в
том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же
этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы
сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.
Первая фаза расспроса клиента
Поскольку на этой фазе основная цель консультанта— “разговорить” клиента, ее
реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие
его на рассказ. Это “открытые” реплики типа: “Расскажите мне о ваших отношениях…”,
“Какая у вас семья?”, “Когда и как это началось?” и т.д. Ответ на подобные вопросы и
реплики проективен, каждый может говорить то, что важно для него, в каком-то смысле это
просто предложение клиенту высказаться.
Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно
можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования.
Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший
рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что
говорит клиент.
1. Наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, как он
говорит о себе, — внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент
чувствовал, что его внимательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант
подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие вставками типа: “Конечно”,
“Угу”, “Да-да” (подробнее об этих техниках будет говориться в специальном разделе).
На этой фазе беседы часто выясняется: то, как интерпретирует свою ситуацию клиент,
в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво,
негативно характеризует других людей, выставляя в положительном свете рассказчика. Но
работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом
этапе не стоит. Обычно у психолога еще нет достаточной информации, опираясь на которую
можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возражения, выражения
несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока только формирующийся
положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа “принятия
концепции клиента”. Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал
несогласия с тем, что говорит клиент о себе и окружающих людях, высказывание
впоследствии противоположного мнения на этапе коррекционного воздействия будет
воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка
зрения клиента изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих,
иной концепции происходящего.
2. О стимулировании клиента на рассказ уже немного говорилось выше. К этому можно
добавить, что к полезной для психолога информации следует отнести прежде всего историю
возникновения проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми
действующими в его рассказе лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем
именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей;
происходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они могли быть
связаны; чем именно вызвано обращение в консультацию, почему оно происходит именно
сейчас, а не раньше или позже. Обо всех упомянутых выше моментах следует специально
попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных
пунктов, должны быть достаточно широкими, и они обычно хорошо стимулируют клиента
на рассказ.
3. Структурирование беседы необходимо как самому консультанту, так и клиенту. У
клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в
данный момент. Это, с одной стороны, помогает избежать рецидивов сопротивления,
поскольку клиент начинает ощущать, что за все происходящее во время приема ответствен
не только консультант, но и он сам. Кроме того, понимание происходящего способствует
концентрации внимания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активности во
время разговора. Структурирование беседы полезно и консультанту, поскольку позволяет
эффективнее использовать время консультации: ведь если клиент может с легкостью
проследить, откуда и как возникают те или иные темы в разговоре, с чем конкретно связаны
вновь появляющиеся идеи, то, следовательно, нет необходимости что-то дополнительно
повторять или объяснять.
Но в чем именно должно выражаться структурирование? Задавая какой-либо вопрос,
меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснить, почему он это делает, чем это
вызвано. Вполне допустимо, если это объяснение будет несколько расходиться с тем, что на
самом деле думает консультант по этому поводу; достаточно, чтобы для клиента
соблюдалась хотя бы какая-то видимость логики всех переходов в разговоре. Реплики-связки
могут выглядеть следующим образом: “Вы много говорите о своем отце, но, поскольку мы
имеем дело с семейной ситуацией, мне бы хотелось, чтобы вы несколько слов сказали и о
своей матери” или “Вы мне рассказали о том, каковы ваши отношения теперь, но для того
чтобы разобраться в конфликте, мне необходимо знать, какими они были раньше и как и в
связи с чем начали ухудшаться”.
Другой прием структурирования беседы — краткое комментирование того, что говорит
клиент, подведение итогов сказанного по тому или иному поводу: “Значит, с вашей точки
зрения, большую роль в этом конфликте играют ваши бывшие коллеги по работе” или
“Таким образом, вы мне рассказали о ваших отношениях с сыном на сегодняшний день”.
Подобные реплики консультанта помогают клиенту оценить свой рассказ, проверить, не
упущено ли что-то важное, что следует добавить.
4. Осмысление того, что говорит клиент — во многом внутренняя работа психолога.
Это очень напряженный, сложный процесс. Молчать, но при этом понимать и анализировать
все, что говорит собеседник, удается далеко не каждому. Как часто приходится наблюдать в
обыденной жизни ситуацию, когда кто-то “захватывает сцену” и начинает говорить о себе.
Чаще всего собеседник, не имея возможности высказаться, теряет интерес к разговору,
начинает “клевать носом”, отвлекаться. Позиция консультанта обязывает к прямо
противоположному поведению. О путях осмысления того, что говорит клиент, подробно
будет сказано дальше. Здесь же коротко остановимся лишь на некоторых технических
моментах, которые могут помочь психологу быть активным и понимающим на протяжении
всего разговора.
Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует
помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Кроме того,
прямое “цитирование” сказанного им позволяет быстрее переориентировать клиента,
продемонстрировать ему возможность другой точки зрения. Для того чтобы не упустить что-
то важное, консультант может попробовать кое-что записывать во время беседы. Конечно,
для этого прежде всего необходимо получить согласие клиента, но обычно это довольно
легко. Проблемы могут возникнуть в другом, ведь вести записи и одновременно
поддерживать контакт с собеседником довольно трудно, и в ситуации выбора следует всегда
разрешать его в пользу контакта. Не стоит писать, когда клиент плачет, очень возбужден,
рассказывает о чем-то сокровенном.
Для того чтобы лучше концентрировать внимание на материале, консультант может
вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента. Такое повторение —
хороший способ стимулировать на рассказ и поддерживать контакт, активно используемый в
школе К. Роджерса (Rogers С., 1959).
Процесс расспроса, исходя из используемой здесь модели, занимает 25-30 минут, но 15-
20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо
разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй
фазе расспроса — формулированию и проверке консультативных гипотез. Здесь уместно
более подробно остановиться на том, что такое гипотезы в психологическом
консультировании, как именно они формулируются и проверяются.
Гипотезы в психологическом консультировании
Каждая гипотеза — это попытка консультанта понять ситуацию клиента. При этом
опросы, что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит, каковы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ сложности
отношений клиента с окружающими, являются абсолютно бессмысленными. Объективность
в человеческих отношениях — вещь весьма относительная. Каждый участник смотрит на
происходящее со своей точки зрения, опирается на свой жизненный опыт, собственные
потребности, интересы и т.д. И пресловутая третья сторона, которой обычно отводится роль
судьи, также не беспристрастна: у каждого есть свои взгляды на жизнь и принципы, и даже
тому, кто ради истины пытается на время освободиться от них, не удается далеко уйти от
себя самого.
Но если консультант — не судья и не занимается объективным анализом ситуации, на
чем же основывается психологическое воздействие?
В первой главе уже говорилось о том, что одна из важнейших задач психологического
консультирования состоит в том, чтобы, показав клиенту, что его позиция неконструктивна и
в чем именно она неконструктивна, помочь ему продумать более конструктивную позицию в
своей жизненной ситуации, а затем реализовать ее в жизни. Гипотезы в психологическом
консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации,
вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.
Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих
проблемах. Но это лишь база для их построения. Неопытный или непрофессиональный
консультант на каждом приеме строит свои гипотезы заново, не имея ничего про запас. Но
для профессионала, хорошо знакомого с различными теоретическими и практическими
разработками в области консультирования и психотерапии, рассказ клиента представляет
собой набор поведенческих паттернов, интерпретируемых с точки зрения той или иной
разработанной концепции.
Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает работу,
позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в
сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании
происходящего. А чем больше идей в гипотезе возникает у консультанта по поводу тех или
иных высказываний клиента, тем больше он профессионально оснащен, тем легче ему
работать. Но профессионал должен уметь не только осмыслять то, что говорит клиент, но и
передавать, формулировать свое видение ситуации таким образом, чтобы обратившийся за
помощью человек сумел понять и принять его. Вербально выраженная консультантом
гипотеза является интерпретацией. Интерпретация — краеугольный камень психотерапии,
поворотная точка процесса консультирования. Впервые начавший писать об этом З. Фрейд
вряд ли мог представить себе, сколько книг и журналов в дальнейшем будет посвящено
влиянию интерпретации на клиента. В учебниках и публикациях по консультированию и
психотерапии гипотезам и возможностям их вербального выражения, то есть
интерпретациям, уделяется особое внимание, широко практикуются разного рода
специальные тренинги и обсуждения, позволяющие психологам научиться выдвигать
гипотезы и вербально формулировать их, проводятся многочисленные исследования,
направленные на прояснение того, когда, что и как лучше всего говорить клиенту.
Одно из важных различий психологического и врачебного приема состоит в том, что в
медицине диагноз ставит один человек — врач и сообщает его другому — пациенту,
консультант же осуществляет выбор более конструктивной позиции совместно с клиентом.
Описываемый процесс можно пояснить следующей метафорой: гипотезы и интерпретации
консультанта и взгляд на проблему, который в итоге принимается клиентом, отличаются как
платье-полуфабрикат стандартного размера и платье из той же ткани и того же фасона, но
специально сшитое для данного человека. Принятая клиентом гипотеза обрастает
множеством значимых и характерных только для него фактов и переживаний, то есть она
максимально индивидуализируется.
Прежде чем давать интерпретацию, пытаться изменить представление клиента о
происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно
сформулировать, что же происходит в жизни клиента, то есть, проверяя возникшие у него
гипотезы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей данному человеку в
конкретной ситуации. Проверка же возникших гипотез является основным содержанием
работы консультанта на следующем этапе беседы.
Вторая фаза расспроса клиента
Какие же средства существуют у консультанта, для того чтобы проверить возникшие
гипотезы? Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы,
провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально
меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение
возникших у консультанта идей. Это уже вопросы по существу: “Сколько раз в неделю он
возвращается после двенадцати?”, “Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что
она нездорова?”. Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента
соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и конкретными.
Формулировки типа: “часто” или “давно” здесь не подходят. Для кого-то часто — это раз в
неделю, для кого-то — каждый день. Чем точнее ответ клиента, тем более он объективен,
тем больше он может быть рассмотрен не только с точки зрения того, как привык
воспринимать свою ситуацию клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций,
возникших у консультанта.
Основной и, пожалуй, самый надежный для консультанта подход к работе на втором
этапе расспроса— это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно
демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях,
особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями —
для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. Широко
известно, что чем подробнее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в
рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей
для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не
замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они
становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемая или
недооцениваемая клиентом информация. Но что же это такое — полный, подробный рассказ
о конкретной ситуации, каковы основные требования к нему?
В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла
описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что
конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и
чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это
время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие
она имела последствия и на что оказала влияние.
Представим себе, что речь на приеме у психолога зашла о семейном конфликте, и
рассказывает о нем жена. Для того чтобы ее рассказ мог рассматриваться как конкретная
ситуация, клиентка должна сообщить о том, что каждый из супругов делал перед началом
ссоры, как проходила ссора, когда именно клиентка почувствовала, что завелась и в связи с
чем, из-за чего, с ее точки зрения, это чувство возникло, что говорила она сама и что отвечал
ей муж, чем была вызвана ссора с его точки зрения (по предположению клиентки), как и в
связи с чем ссора была прекращена, как разворачивались события дальше, долго ли
отношения были напряженными, каковы последствия этой ссоры для их отношений.
Только услышав такой полный рассказ, консультант может подтвердить или
опровергнуть гипотезу, например, о том, что жена сама первая провоцирует конфликты, для
того чтобы использовать их затем как средство давления на мужа, выдавая себя за жертву.
Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же
удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный
расспрос.
Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы.
Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и
описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на
первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактеризовать как пассивную, то здесь
она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает
детализирующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Бывает, что клиент
считает, что полностью забыл какие-то моменты. В такой ситуации психологу следует
подбодрить его: “Вспомните хоть что-нибудь”, “Не беда, если это несколько не
соответствует тому, что было на самом деле, но Вы ведь можете, зная свою жизнь,
максимально полно представить, как это могло быть”.
Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе — описание
собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны
прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают
действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента
желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. Большинство людей мало
прислушиваются к себе, не умеют анализировать свои переживания. То, что может сделать
консультант для более глубокого анализа чувств и переживаний клиента, более подробно
будет обсуждаться в следующей главе, здесь же хотелось бы подчеркнуть, что психологу