ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 1166
Скачиваний: 13
Пересмотрев перечисленные направления с позиций науки сегодняшнего дня, автор постарался в ограниченном объеме методических рекомендаций представить современные теоретические, методические и практические аспекты использования специальных психологических знаний одного из важнейших аспектов оперативно-служебной деятельности - раскрытия тяжких преступлений, таких как убийство.
Сегодня в системе органов внутренних дел России проблемой психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности должны заниматься специалисты и ученые, имеющие большой практический опыт оперативной работы, руководства оперативными подразделениями и аппаратами, в совершенстве знающие содержание оперативно-розыскной деятельности и успешно решающие вопросы профессиональной подготовки как будущих оперативных сотрудников, так и практических психологов. В нашей стране этой проблемой с 1992 года занимаются специалисты ВНИИ МВД России (отдел психолого-криминалистического обеспечения раскрытия тяжких преступлений), НИИ Генеральной прокуратуры России (отдел юридической психологии, ныне академии при Генеральной прокуратуре), НИИ и учреждения Минздрава, ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Академии управления МВД России, профессорско-преподавательский состав ведущих образовательных учреждений МВД России.
Данные методические рекомендации разработаны для работников оперативных и следственных аппаратов специализирующихся на раскрытии серийных преступлений в целях использования ими специальных психологических знаний при составлении «розыскного психологического портрета неустановленного преступника» в своей профессиональной деятельности.
1 Антонян Ю. М. Леонова О. В.. Шостакович Б. В. Феномен зависимого преступника / Ю. М. Антонян, О. В. Леонова, Б. В. Шостакович; Под ред. Ю. М. Антонина. — М.: Аспект Пресс, 2007. — С. 11 32
2 Там же С.7.
3 Исаев Н.А. Психологические и патопсихологические особенности лиц с насильственными формами криминального сексуального поведения. Юридическая психология, 2006, № 2.
4 Антонян Ю.М. Общий очерк о преступном насилии // Человек против человека. Преступное насилие: Сб. ст. / Под ред. Ю.М. Антоняна, С.Ф. Милюкова. СПб., 1994.
5 Дворянчиков Н.В. Регулятивная функция полоролевой идентичности у лиц с аномалиями полового влечения // Серийные убийства и социальная агрессия Сб. материалов Ростов на дону,1998. С. 77 78.
Глава 1. Возможности использования специальных психологических знаний в правоприменительной практике.
1.2 Теоретические и практические подходы к методике составления «розыскного психологического портрета».
Актуальность отечественных исследований в данной области была вызвана практикой оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанной с раскрытием и расследованием серийных сексуальных убийств (в частности, по уголовным делам Михасевича и Чикатило).
Откликнувшись на запросы практики, в 1992 г. создаются постоянно действующие рабочие группы, в состав которых входят специалисты из Института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре России, Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, ВНИИ МВД России, Академии управления МВД России.
С психологической точки зрения, портрет неустановленного преступника – это ретроспективно восстанавливаемая совокупность психологических качеств причастного к противоправному деянию лица, проявившихся в ходе совершения преступления и запечатлевшихся в различного рода обстоятельствах и следах1.
Методологической основой деятельности по психологическому портретированию, осуществляемой отечественными специалистами, являются положения, в соответствии с которыми элементы криминалистической характеристики преступления и его механизм рассматриваются: во-первых, как единая система, системообразующим принципом которой выступает личность преступника в ее субъективном отношении к другим элементам; во-вторых, как результаты поведения лица, реализованного в условиях свободного выбора, обусловленного системой как осознаваемых, так и неосознаваемых побуждений и направленного на достижение субъективно желаемой цели - т.е. выбор преступником предмета посягательства, места, времени, средств, способа и других элементов криминального поведенческого акта не случаен, а обусловлен индивидуальными особенностями виновного лица2. Поэтому преступное событие как психолого-криминалистическая система включает в себя его элементы (время, место, орудие, жертву и другие) по признаку материализованного в них идеального (психологического), а именно субъективного отношения преступника к качественному содержанию каждого из этих элементов и их совокупности. Основная цель, которую должен преследовать разработчик портрета, это определение психологического (субъективного, личностного) значения конкретных элементов криминалистической характеристики преступления, которое опирается на установление отношений между криминалистическими параметрами, характеризующими преступное событие, и значимыми для розыска особенностями личности преступника.
Принцип выявления смыслового содержания элементов криминалистической характеристики преступления с целью определения личностных свойств преступника является основополагающим для отечественной психологической концепции портретирования. Особенность данного «смыслового» подхода заключается в том, что, не умаляя значимости использования «компьютерных технологий» при разработке портрета преступника, ведущую роль он отводит аналитической деятельности эксперта-психолога. Действительно, формирование представления о личности преступника должно основываться на работе квалифицированного и опытного аналитика, которым может быть как оперативный или следственный работник, так и квалифицированный юридический, или оперативный психолог как было указано выше.
П.Я. Прыгунов дает следующее определение оперативного психолога: оперативный психолог - это сотрудник оперативного подразделения ОВД, имеющий соответствующее психологическое образование, позволяющее ему занимать должность психолога в системе органов внутренних дел, знающий содержание оперативно-розыскной деятельности и имеющий право принимать в ней участие с целью применения психологических знаний и умений, способствующих повышению эффективности деятельности оперативных сотрудников, служб и подразделений. Другими словами, оперативный психолог – это специалист с мышлением психолога и головой оперативного сотрудника3.
С начала 90-х годов проблема разработки психологического розыскного портрета преступника по нераскрытым серийным сексуальным преступлениям, разрабатываемая в русле «смыслового подхода», стала одним из направлений в исследовательской тематике ряда научных учреждений, в частности ВНИИ МВД России, Академии Управления МВД России. Итогом работы специалистов по данному направлению к настоящему времени стало создание научно-обоснованного и практически апробированного метода составления психолого-криминалистического портрета предполагаемого серийного сексуального преступника4.
Общим объектом данного метода является криминальное событие (криминалистические характеристики преступного деяния), непосредственным объектом – поведенческие особенности преступника в контексте криминального события.
Предметом портретирования является содержание субъективной стороны преступного деяния.
Целью этого метода является формулирование поисковых признаков преступника, которые могут использоваться сотрудниками уголовного розыска для определения круга подозреваемых в раскрытии подобных преступлений, а так же для формирования розыскных версий, оперативно-следственных мероприятий
С точки зрения Бегуновой Л.А. психолого-криминалистический портрет предполагаемого преступника (ПКП) – есть результат психолого-правового исследования материалов уголовных и оперативно-поисковых дел по фактам нераскрытых преступлений, содержащий информацию о поисковых признаках преступника, рекомендации для выдвижения следственно-розыскных версий и основные направления по их обработке, а также прогностическую оценку вероятного совершения очередного преступления5.
В своих работах А.М. Столяренко и В.И. Черненилов, акцентируют внимание исследователей на прикладном аспекте оперативно-служебной деятельности. Они отмечают: «В юридической психологии под психологическим портретом целесообразно понимать целостный, систематизированный, избирательный и в тоже время достаточно полный для решения служебных задач комплекс сведений о психологии лиц и групп, представляющих интерес для решения задач правоохранительной деятельности»6.
Определение, которого придерживается автор, дано А. И. Анфиногеновым: психологический портрет неустановленного преступника - это результат психолого-криминалистического метода познания криминального события (портретирования), ориентированного на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, здесь лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния. Психологический портрет разрабатывается в целях расследования и розыска преступника7.
Реализация данного метода психологического портретирования проходит в несколько последовательных этапов, включающих 3 уровня анализа криминального события8. На первом уровне (криминалистическом) происходит выявление и анализ информативных признаков криминального события – всего объема материально-следовой информации о преступлении и его обстоятельствах, по которой реконструируется внешняя сторона преступной деятельности, формальной содержание элементов криминалистического механизма преступления. На втором уровне (поведенческом) в действиях преступника выделяется индивидуально-психологическое содержание на основе методики «оценки индивидуальности действия». На третьем уровне (диагностическом или интерпретационном) индивидуальные поведенческие признаки преступника связываются с психологическими свойствами и другими признаками его личности на основе поиска возможной природы причин, породивших субъективное содержание действий преступника.
Этапами разработки портрета являются:
1 – составление криминалистической информационной модели преступления, реконструкция криминалистического механизма преступления (воссоздание внешнего ряда действий преступника и ситуации преступления);
2 – ситуационное моделирование поведения преступника на основе установления «индивидуальных действий»;
3 – интерпретация поведения преступника на основе интерпретации «индивидуальных действий»;
4 – формулирование информации об индивидуальных признаках и личностных особенностях преступника, подготовка итоговой аналитической справки.
На первом этапе собирается и анализируется информация о личности преступника и криминальном событии, содержащаяся в различных источниках (на месте происшествия, в результатах криминалистических экспертиз, в криминалистических учетах, в уголовных делах о нераскрытых аналогичных преступлениях и др.).
На основе собранного фактического материала в максимально полном объеме выявляется внешняя сторона происшедшего события, и устанавливаются объективные особенности криминалистического механизма преступления. Сам по себе первый этап анализа чрезвычайно важен, т.к. на основе выявленной криминалистической характеристики преступления происходит изучение психических особенностей преступника.
На втором этапе происходит анализ преступной деятельности на поведенческом уровне и воссоздается реальность криминального события, центральным звеном которой выступает личность преступника. Т.е. реконструируется психологическая структура преступной деятельности, а именно «индивидуальные действия», которые трактуются как действия, детерминированные определенными индивидуальными особенностями личности.
На третьем этапе проводится анализ преступной деятельности на диагностическом уровне, который связывает поведенческие признаки преступника (индивидуальное в действиях) с психологическими свойствами и другими признаками личности преступника.
Последним, четвертым этапом составления психолого-криминалистического портрета преступника является формулирование в итоговой справке комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности преступника.
Имеющийся опыт разработки данного документа дает основание для определения следующей его структуры:
I. Введение, где дается описание краткой фабулы преступлений. Обязательными являются сведения о месте совершения преступления, способе насильственных действий, информация о времени и дате, когда и при каких обстоятельствах видели последний раз потерпевших. Информация должна быть краткой, отражать общие закономерности исчезновения и обнаружения потерпевших.
II. Основная часть, в которой проводится психологический анализ материалов уголовного дела, рассмотрение всей имеющейся информации о криминальном событии (анализ выбора жертвы, маршрутов, время криминального события, географии совершения преступлений (оценка места совершения преступления, работа с картой местности)).
III. Вероятностный психологический портрет предполагаемого преступника: возраст, семейное положение, судимость, профессиональная деятельность, привычки, навыки, место постоянного или временного обитания и другие.
IV. Рекомендации для выдвижения оперативно-розыскных версий: предположительное место и время следующего контакта с жертвой, маршрута движения преступника и т.п.
Поскольку метод дает вероятностный портрет предполагаемого преступника, в некоторых случаях целесообразным представляется разработка не одного, а нескольких психологических портретов, с указанием прогнозируемых поисковых признаков.
Следует отметить, что полнота и степень обоснованности поисковых признаков преступника в каждом случае будет зависеть от объема и характера информации, содержащейся в материалах уголовных и оперативных дел по конкретному криминальному событию.
В соответствии с перечнем криминалистически значимых особенностей личности преступника, разработанным во ВНИИ МВД России и предложенным к практическому использованию совместным письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России, рекомендуется в психолого-криминалистический розыскной портрет предполагаемого преступника включать следующие имеющие поисковое значение признаки: общую характеристику личности и преобладающую мотивацию преступлений; индивидуальные признаки личности (привычки, наклонности, навыки и пр.); возраст; район места жительства; район места работы, службы, учебы; частные характеристики места вероятного обитания; уровень образования и профессиональной квалификации; род занятий; происхождение (родительская семья), особенности истории жизни; семейное положение; наличие детей; отношение к отдельным видам деятельности (службе в армии, спорту, медицине, работе с людьми и пр.); наличие прошлой судимости; существование психической, а также иной патологии; антропологические и динамические характеристики лица (тип внешности, телосложения, пантомимики и др.)