ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11385
Скачиваний: 97
Амазонка.
Открытка XIX в.
Комплекс амазонки.
Проявляется негативным отношением к муж-
чинам и пренебрежением ко всем их достоинствам. Мужчина оценива-
ется лишь с точки зрения возможности зачатия от него. Этот комплекс
по существу представляет собой женский ва-
риант нарциссизма. Согласно древнегрече-
ским преданиям, женщины из племени кра-
| савиц-воительниц Меотиды в свободное от
войн и набегов время приглашали мужчин
соседних племен и вступали с ними в корот-
кий брак для продления рода. Родившихся
мальчиков они вместе с отцами отправляли
на родину отцов, а девочек воспитывали в
своих традициях, готовя их для войны. Счи-
тается, что данный комплекс представляет
собой своеобразный след эпохи матриарха-
та, но нельзя исключить гомоэротическую
направленность сексуального влечения у об-
ладательницы комплекса.
Комплекс Дианы.
Диана в римской ми-
фологии отождествлялась с Артемидой - бо-
гиней из греческой мифологии. Классическая
Артемида - девственница и защитница цело-
мудрия. Комплекс заключается в "мании" целомудрия, культе непо-
рочности. В основе комплекса лежат нарциссические тенденции, пси-
хогенная задержка сексуального развития, латентный или частично
осознаваемый гомосексуализм.
Комплекс Иокасты
является женским вариантом комплекса Гри-
По греческой мифологии фиванская царица Иокаста стала
женой неузнанного ею собственного сына Эдипа и матерью его детей.
Заключается в патологической привязанности матери к сыну с эроти-
зацией этих отношений, гиперопекой, уничижительной покорностью и
преданностью ему. Как и комплекс Гризельды, может стать основой
инцеста или иных сексуальных
действий по отношению к сыну.
Комплекс Золушки.
Он отра-
жает пассивную жизненную по-
зицию женщины, ожидание
"принца из сказки", который
введет ее в мир приключений,
красоты, комфорта. Мечты о не-
обыкновенном, красивом мужчи-
не типичны для раннего перио-
да созревания, но у некоторых
они сохраняются долго. Таким
женщинам свойственно чувство
неполноценности, они хотят, что-
Неизвестный художник,
начало XX в.
104
бы их обожали, замечали, вводили в большой свет. Провоцируют на
это романтические истории, включая сказку о Золушке, а также соот-
ветствующего содержания литература и фильмы. Пассивная жизнен-
ная позиция связана с ожиданием встречи с замечательным, прекрас-
ным человеком. Действительностью, как правило, такие женщины пре-
небрегают, рассматривают ее как скучную. Окружающие мужчины их
не устраивают, кажутся слишком приземленными, недостаточно кра-
сивыми или материально плохо обеспеченными. Активность подобно-
го типа женщины проявляют только в поисках вероятного места встре-
чи со сказочным принцем.
Комплекс Клитемнестры.
В греческой мифологии предводитель
греческого войска во время Троянской войны Агамемнон убил мужа
Клитемнестры и принудил ее стать его женой. Клитемнестра ненавиде-
ла своего нового мужа, в его длительном отсутствии завела любовника
Эгисфера, который и убил возвратившегося с войны Агамемнона. По
более поздним версиям мифа, убийство совершила сама Клитемнестра.
Комплекс отображает подсознательный протест женщины против муж-
ского насилия, доминирования и диктата. Проявляется в подавлении
собственной эротической активности и в неприязни к партнеру.
Комплекс Копюшка.
Выражается в крайнем проявлении пассив-
ной подчиняемости, психологической вялости, безынициативности жен-
щины, покорности в отношениях с мужчинами. Данный комплекс со-
пряжен с комплексом неполноценности, недостатком жизненной ак-
тивности. При этом интеллектуальный уровень и волевая сфера лично-
сти остаются совершенно нормальными.
Комплекс Ксантиппы.
Проявляется
чрезмерным, болезненным стремлением
к правильности и порядку, стерильной
чистоте, выходящим за разумные преде-
лы. Эта страсть становится единствен-
ной, поглощающей иные влечения, в том
числе сексуальные. Женщины с синдро-
мом Ксантиппы отличаются отсутстви-
ем чувства юмора, подчеркнутым пури-
танством и эмоциональным уплощени-
ем. Синдром возникает во второй поло-
вине жизни у женщин с так называемым
"трудным характером", не познавших
настоящей любви и чувственных отно-
шений, с сублимацией в чрезмерное со-
блюдение нравственных принципов (как
она их понимает), прямолинейность и по-
своему понимаемую праведность.
Комплекс Медеи.
Этот комплекс рев-
ности и мести получил свое название по
имени дочери царя Колхиды волшебни-
Четыре ведьмы. XVI в.
Альбрехт Дюрер
105
цы и красавицы Медеи. Влюбившись в Ясона - предводителя аргонав-
тов, она помогла ему добыть золотое руно и последовала за ним в Гре-
цию. Когда же Ясон собрался жениться на другой женщине, она отрави-
ла соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на колеснице
своего деда - бога Солнца Гелиоса. В реальной жизни женская месть из-
за ревности может приводить к заведомо ложным обвинениям ревнуемо-
го объекта в изнасиловании и т. п., к убийству на почве ревности.
Комплекс Мессалины.
Этот комплекс присущ женщинам, которые
считают, что мужчин привлекает лишь образ страстной, чувственной и
сексуально возбудимой женщины с повышенным сексуальным тону-
сом, предъявляющей повышенные эротические требования к партнеру,
оргиастической, склонной к промискуитету. Комплекс может быть свя-
зан с нимфоманической фригидностью или быть женским вариантом
донжуанства.
Комплекс Медузы Горгоны.
Выражается в сочетании у женщины
жестокости с силой воли при отсутствии внешней красоты. За этими
качествами обычно кроются безысходное одиночество, неустроенность
сексуальной и семейной жизни.
Комплекс одиночества.
Характеризуется стойким чувством безвозв-
ратной утраты счастья, радости бытия и возможности материнства.
Возникает обычно у женщин в молодые и зрелые годы, не желавших
иметь детей из эгоизма или боязни потерять любовь мужа. Предпосыл-
ки развития комплекса закладываются еще в детстве в результате вос-
питания, формирующего нарциссизм и эгоизм. Появляется в период,
когда кончается молодость и происходит переоценка ценностей, возни-
кает потребность материнства, но этой возможности уже нет. Комплекс
характеризуется невротическими расстройствами, постоянной фикса-
цией на бесцельности, бессмысленности и безотрадности собственного
существования, депрессией.
Комплекс Рыцаря и Развратника.
Суть комплекса заключается в
том, что женщина хочет одновременно найти в мужчине и рыцаря, и
развратника. Комплекс этот разделен на два разных типа. "Рыцарь"
воплощает мужественность, вызывает доверие, чувство безопасности,
опоры у чувственной, невинной, романтической натуры. "Развратник"
воплощает грубую мужскую силу, имеет импульсивный, буйный тем-
перамент, гиперсексуален. "Рыцарь" годится в мужья. "Развратник"
нужен для романа. Противоречивое представление о мужском образе
обусловлено воспитанием, характерным для европейской культуры,
когда мужу приписываются одни черты, а любовнику - другие.
Комплекс Титании.
При наличии этого комплекса женщина-нар-
цисс создает в своем воображении образ идеального мужчины, которо-
го она ищет всю жизнь. Мужской идеал формируется под влиянием
персонажей из литературы, фильмов. Определенные литературные ге-
рои, актеры включаются в сексуальную фантазию. Даже в процессе
полового акта женщина может представлять себе, что находится в по-
стели не с мужем или сожителем, а с воображаемым героем. Чем боль-
106
ше образ мужа отходит от
воображаемого образа,
тем более он за это нака-
зывается и отвергается.
С возрастом появляет-
ся чувство потери смысла
жизни, шанса, который
должен был реализовать-
ся в замужестве, утрачен-
ных
В
женщина обвиняет свое-
го мужа, явно преувели-
чивая собственную зна-
чимость, при этом у нее
появляется склонность к
созданию легенд о себе.
Она любит рассказывать о знакомствах в молодости с интересными людь-
ми, которые сейчас достигли высокого социального положения, но, к
сожалению, эти знакомства не завершались браком из-за некоторого
стечения обстоятельств, который, несомненно, был бы более удачным,
чем реальный брак.
Комплекс Электры.
Данный комплекс является женским вариан-
том эдипова комплекса, символизирующий мстительное чувство к ма-
тери за преданную любовь к отцу (переплетение историй Агамемнона и
Эдипа). По существу комплекс представляет собой перенос любви на
отца при негативном отношении к матери.
4.3. Общие сексуальные комплексы
Общие сексуальные комплексы характерны как для женщин, так и
для мужчин.
Всё в прошлом (1889). В.М. Максимов
(1844-1911). Третьяковская галерея
Комплекс детства
Комплекс жертвы
"западной
Комплекс Каина
Комплекс неполноценности
комплекс
комплекс
Комплекс паники закрывающихся дверей
Комплекс Ромео а Джульетты
Комплекс
Изольды
107
Комплекс
детства. Под этим комплексом понимают подсознатель-
ное стремление человека к инфантильности с ощущением полной за-
щищенности и безмятежности, что расценивается как форма защиты от
реальной жизни и пугающей самостоятельности. В результате человек
оказывается несостоятельным в личной и социальной жизни. При ли-
дерстве матери контролируется даже интимная жизнь "взрослого ре-
бенка".
Комплекс жертвы.
Развивается у жертв сексуального насилия в
силу заниженной самооценки. Проявляется склонностью винить себя
или других людей, внешние обстоятельства во всех своих неудачах и
слабостях. У такой женщины может развиться убежденность в том, что
ей фатально предназначено быть жертвой сексуального преступления.
Возможно, что это убеждение не лишено рациональной основы, так
как в силу виктимизации и аутоагрессивного поведения такие лично-
сти находятся в высоком риске повторных эпизодов сексуального на-
силия.
Комплекс "западной культуры".
Это
полностью неосознаваемый или частично
осознаваемый комплекс, приобретаемый
уже сформировавшейся личностью в усло-
виях урбанизации. Комплекс заключается
в механистическом отношении к сексу, в
котором чувственный компонент заменяет-
ся техникой полового акта, игнорировани-
ем эмоций партнера, в неприятии самого
понятия любви, скептическим отношением
к данному понятию. Для лиц с этим комп-
лексом характерны: промискуитет, агрес-
сивный коитус, скепсис по отношению к
индивидуальным различиям в сексуаль-
ных отношениях, культ "сексуального мо-
дерна" (групповой секс, обмен партнерами
и т. п.), то, что ранее называли либертина-
жем.
Комплекс Каина.
В сексуальных отно-
шениях этот комплекс провоцируется из-
меной своему постоянному сексуальному
партнеру или супругу с возникновением в
последующем стойким чувством своей
вины. Характеризуется непреходящим рас-
с переоценкой тяжести совершенного деяния, за-
с бесами.
Гравюра XVIII в.
каянием виновного
нижением самооценки, ощущением презрительного отношения окру-
жающих к нему, что создает напряженность в отношениях, замкну-
тость, подавленность.
Комплекс неполноценности.
Комплекс формируется в детстве.
Проявляется подсознательным представлением о своих реальных и
108