ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11384
Скачиваний: 97
мнимых дефектах тела и (или) интеллектуальных возможностях. Это
один из наиболее частых и стойких психологических комплексов,
определяющих структуру личности. Чувство неполноценности, убеж-
денность в низком уровне своих возможностей, способностей, в от-
талкивающих внешних данных и т. д. определяют невротический
склад личности, формируют патологическое честолюбие, мститель-
ность. В некоторых случаях наблюдается компенсаторное стремле-
ние к жизненным успехам (славе, богатству, продвижению по соци-
альной лестнице, сексуальным "победам"), приобретающее характер
сверхценной идеи, при этом способы достижения цели могут вхо-
в противоречие с общественной моралью и нравственностью.
Более успешные люди начинают восприниматься как личные враги.
Малейшие неуспехи усугубляют комплекс, ведут к постоянному
ощущению неудовлетворенности своих притязаний и потребностей,
враждебности окружающего мира.
Онанистический комплекс.
Проявляется в подростковом воз-
расте чувством вины за тягу к ма-
стурбации, совершение мастурба-
торных актов, а также страхом
перед возможными неблагоприят-
ными для здоровья последствия-
ми мастурбации. Истоки комп-
лекса лежат в пуританском вос-
питании, отсутствии адекватного
полового просвещения, в убежден-
ности вреда мастурбаторных ак-
тов и потери спермы, которые
имеют связь с древними религи-
озными воззрениями, распространенными и по сей день. Неосознан-
ный характер переживаний, с одной стороны, и порицание онанизма -
с другой, ведут к невротизации подростка. Он постоянно переживает
чувство греха, загрязненности, виновности, от которого не может осво-
бодиться. В психоанализе этот комплекс имеет иной смысл.
Оральный комплекс.
Проявляется в сохранении подсознательного
влечения к совершению сосательных движений у детей и подростков,
что рассматривается в психоанализе как сублимация психоэротиче-
ского удовольствия от ласк материнской груди. Проявляется, напри-
мер, в машинальном или неконтролируемом сосании уголка воротнич-
ка рубашки, различных предметов, пальцев. Может быть признаком
невротизации.
Комплекс паники закрывающихся дверей.
Проявляется у жен-
щин и у мужчин, особенно у гомосексуалов, после 40 лет жизни и
состоит во всевозрастающем страхе перед утратой своей привлекатель-
ности. Женщина (или мужчина) стремится выглядеть моложе. Ее одеж-
да, стиль жизни должны провоцировать обожание со стороны муж-
Rauset, середина XX в.
Норвегия
109
Диана и Апполон.
Lebren
(XVIII в.). Музей Прадо, Мадрид
чин, младших по возрасту. Она
придает большое значение наря-
дам, романтическим знаком-
ствам, сексу. Этот комплекс яв-
ляется результатом абсолютиза-
ции чисто внешней женской при-
влекательности, идеала молодо-
сти. Проявляется он и тогда,
когда женственность связывает-
ся только с сексуальной ролью.
Комплекс также может наблю-
даться не только у гомосексуаль-
ных, но и гетересексуальных
мужчин.
Комплекс провоцируемой из-
мены
- сознательное установление сексуальных связей с другими парт-
нерами по инициативе и при непосредственном участии постоянного
сексуального партнера (жены, мужа). Этот комплекс чаще всего явля-
ется проявлением девиантных сексуальных потребностей в сочетании
с садомазохизмом, а также обусловливается необходимостью получе-
ния специфического сексуального возбуждения для достижения сексу-
ального удовлетворения, например, при требовании у "неверного" парт-
нера отчета о его похождениях.
Комплекс Ромео и Джульетты.
Развивается в результате так на-
зываемой "любви с первого взгляда" со стремлением к скорейшему за-
ключению брака. Потребность эта настолько сильна, что вызывает кон-
фликты с родителями, иным окружением. Его происхождение связано
с запретом добрачных контактов в средневековой Европе. Этот комп-
лекс может встретиться там, где до сих пор сильно влияние пуритан-
ских
Комплекс Тристана и Изольды ("запретного плода").
Этот комп-
лекс соединяет эротизм и беспокойство, связанное с чувством вины.
Это значит, что пуритане, осуждающие добрачное сожительство, сами,
нарушив этот запрет, испытывают противоречивые чувства: чувство сек-
суального удовольствия и чувство вины. Последнее эмоционально окра-
шивает состояние психического напряжения. Когда брак заключен и
сожительство становится возможным, чувство вины исчезает, но эроти-
зируемый объект лишается привлекательности, половое влечение к нему
резко снижается. Комплекс относится к числу наиболее распростра-
ненных в культурах Запада.
Рассмотренные выше комплексы еще не являются патологией и
не вызывают сексуальных нарушений. Они создают лишь фон для их
развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например миф
"о роковой женщине", "эротическом рае", "золотом веке" и т. п. Ком-
плексы в поведении, мифы, формируя определенные установки отно-
Адам и Ева. XVI в.
Альбрехт Дюрер
сительно секса, партнера и т. д., могут
создавать условия, вызывающие сексу-
альную и партнерскую патологию, что
случается довольно часто.
Вот некоторые из этих мифов, бытую-
щих в западной культуре.
Миф о "роковой женщине"
- леген-
да о соблазнительнице, женщине-губи-
тельнице. Существует в нескольких вари-
антах, в которых мужчина всегда оказы-
вается жертвой. Миф "о роковой, фаталь-
ной женщине" характерен почти для всех
культур, где доминируют мужчины. Если
учитывать гомосексуальные влияния со-
временного Запада, то в широком смысле
- миф о роковом половом партнере любо-
го пола и даже возраста.
Миф
об "эротическом
рае"
- создан
гедонистами и последователями Эпику-
ра как проявление мечты о неисчерпаемых сексуальных наслаждени-
ях, которые ждут людей после переселения в лучший мир, что не ме-
шает их поискам такого "рая" на Земле. Например, адамиты четко
знают, что такой "рай" можно создать на месте бывшего Эдема - "сада
наслаждений" на территории Ирака. "Эротический рай" также явля-
ется общекультурным мифом, в котором выражаются черты, харак-
терные для той или иной культуры.
Изменения в культуре, столкновение различных пластов культуры
(как это имеет место среди эмигрантов, в межнациональных браках и
т. д.) образуют свои, специфические комплексы и мифы, что может со-
здавать питательную основу для возникновения сексуальных наруше-
ний.
В XX в. исследователи стали проявлять интерес к сексуальным и
психическим нарушениям, наиболее распространенным в рамках тех
или иных культур вне западного образа жизни и западного мышле-
ния, так как понятия нормы и патологии в интимных отношениях од-
нозначно связаны с определенным культурным контекстом и не могут
носить общий характер. В течение многих столетий патология, как и
норма у представителей разных культур, оценивалась с точки зрения
жителя Запада. Оказалось, вполне естественно, что такая система оце-
нок ограничена спецификой мышления и не является универсальной.
Сексуальные нарушения у людей существуют во всех культурах, при
этом есть такие нарушения, которые наиболее характерны для опреде-
ленного вида культуры, даже специфичны для них. Конечно же, есть и
общие моменты. Например, влияние хронического алкоголизма, нар-
комании на сексуальную жизнь независимо от расы и культуры везде
111
одинаково. Но существуют нарушения, которые вообще трудно объяс-
нить с точки зрения сознания человека Запада. Здесь важно еще и по-
нятие "нарушение табу".
4.4. Экзотические сексуальные комплексы
В популярных словарях слово "амок" определяется как со-
стояние сильного, взрывного возбуждения, утрата здравого рассудка,
эротическое ослепление. Этот термин пришел к нам из малайского
ка и буквально переводится как "вовлечься с бешенством в борьбу".
Состояние амока характеризуется резким возбуждением и крайней сте-
пенью агрессивности. Такое состояние нередко встречается в культу-
рах Юго-Восточной Азии.
Причиной Амока является так называемая культура стыда. Как
правило, причиной агрессии являются сексуальные проблемы, особен-
но измена партнера, ненависть к соблазнителю жены и т. п. Мужчине,
например, при сексуальной измене партнерши становится невыносимо
стыдно за себя. Его сознание изменяется, появляется непереносимое
чувство обиды, позора за свою "мужскую несостоятельность", страх
осмеяния. Чувство своего позора и своей вины вытесняется обвинени-
ем общества, своих знакомых и т. д. Индивид проявляет свою взрыв-
ную агрессивность по отношению к другим, подсознательно оберегая
свое чувство вины и стыда. Если вначале он способен подавлять агрес-
сию, то, постепенно накапливаясь, она приводит к взрыву и соверше-
нию противоправных действий, как правило, в состоянии невменяемо-
сти, иногда с большим количеством жертв. Например, в начале 2007
года студент южнокорейского происхождения после измены своей парт-
нерши убил в одном североамериканском университете более 30 чело-
век, преимущественно своих знакомых.
Похож на Амок комплекс под названием
"Катар",
но он характе-
рен для жителей Полинезии и связан с употреблением алкоголя и хро-
нической сексуальной неудовлетворенностью.
Комплекс Коро.
Комплекс Коро берёт своё название из малайско-
го языка, а истоки - из влияния даосизма; он распространён среди
китайцев, живущих в Юго-Восточной Азии, а также среди жителей
Малайзии и Индонезии, чаще встречается у мужчин. Суть синдрома
заключается в остром чувстве страха, паники, вытекающего из ощу-
щения, что половые органы (молочные железы у женщин) втягивают-
ся внутрь тела, в брюшную полость. Считается, что за втягиванием
половых органов последует смерть. Люди руками (даже палочками
для еды) и при помощи мастурбации пытаются противодействовать
этому в том месте, где появились эти острые ощущения. Состояние
панического страха сопровождается обычными для него симптомами:
сознание сужается, в результате чего пострадавшие испытывают рас-
терянность, ощущают оглушённость, не понимают до конца, что про-
112
исходит; учащается дыхание, сердцебиение, усиливается перисталь-
тика кишечника, может наблюдаться тошнота, головокружение, не-
произвольные или мало контролируемые мочеиспускание, дефекация,
обморочное состояние.
Комплекс Коро может быть одним из симптомов некоторых психи-
ческих заболеваний, но встречается и самостоятельно, изредка даже у
европейцев, которые никогда не слышали об этом комплексе и о дао-
сизме. Так, в Польше наблюдали 6 случаев комплекса Коро, есть дан-
ные и о наблюдениях его у европейцев; 3 случая комплекса Коро опи-
сали даже у евреев - жителей Израиля, в двух случаях это были эмиг-
ранты: один из Йемена, другой из Грузии.
Хва-Биунг.
Содержание комплекса - острый страх и неконтроли-
руемая паника. Он проявляется у женщин корейского происхождения.
Ему сопутствует бессонница, раздражительность, удушье, боли в живо-
те, страх смерти. Причиной, как правило, являются сексуальные про-
блемы, особенно с изменой партнера.
Indian Dhat Syndrome.
Комплекс проявляется у мужчин в индус-
ской культуре. Его признаки - депрессия, различные страхи, в том чис-
ле страх смерти. Основное то, что мужчина постоянно боится изверже-
ния спермы, которая в данной культуре, да и вообще в Южной и Юго-
Восточной Азии, в Океании рассматривается как эликсир жизни. По-
этому семяизвержение ведет, согласно бытующим представлениям, к
невозвратимой утрате жизненной энергии, к заболеваниям и смерти.
Естественно, что о половой жизни в какой-либо форме не может быть и
речи. Непроизвольная поллюция приводит к панике, неконтролируе-
мым действиям, иногда с негативными и даже общественно опасными
последствиями.
На вышеописанный комплекс несколько похож так называемый
"The Spermatorrhoea Syndrome",
распространенный в Юго-Восточной
Азии, особенно среди китайцев, но без общественно негативных послед-
ствий. Комплекс берет начало в древней китайской религии - даосиз-
ме.
Латах. Комплекс впервые описан при наблюдении малаек. Он про-
является чрезмерной внушаемостью, копролалией (навязчивым стрем-
лением говорить людям непристойности), депрессией, а также серией
неожиданных высказываний в обществе, отличающихся вульгарным,
неприличным содержанием. Этот комплекс развивается у женщин, не
имеющих сексуальных партнеров или не удовлетворенных ими и своей
сексуальной жизнью. Таким образом, этот комплекс служит своеобраз-
ной заместительной формой получения сексуального удовлетворения,
недостающих биологических удовольствий.
В России есть нечто похожее. Мы встречались с так называемой
икотницей" у жительниц глухой деревни Пинежского района Ар-
хангельской области (вместо копролалии при людях возникает дли-
тельная интенсивная икота). Кроме того, Латах явно наблюдается в
113