ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11346
Скачиваний: 97
Понятно, что в древности это явление было очень редким и зароди-
лось как сексуальная патология с началом постоянного ношения одеж-
ды. Знаток античной литературы профессор Ганс
ссылается лишь
на один известный ему отрывок, принадлежащий Феофрасту (Характе-
ры, 11), свидетельствующий об истинном эксгибиционизме в античном
обществе:
«Этот бесстыдный, встречая женщин, любил задирать свой хитон
и показывать им то, что находится под ним».
Антисексуальные установки и незнание сути эксгибиционизма при-
водят к тому, что неожиданное столкновение с актом эксгибиционизма
вызывает психическое потрясение, негодование "зрителя", да и сам акт
эксгибиционизма в некоторых странах Запада расценивается как сек-
суальное насилие. Эмоционально окрашенные реакции жертвы, желан-
ные для эксгибициониста, удовлетворяют его, но, в свою очередь, бла-
гоприятствуют увеличению частоты случаев эксгибиционизма.
Понятно, что страх жертвы более связан с опасностью физического
насилия, но он обычно необоснован. Однако нет правил без исключе-
ния, изредка встречаются случаи перехода эксгибициониста к физичес-
кой сексуальной агрессии. В таких случаях уместно говорить о сексу-
альном насилии, предваренном актом эксгибиционизма. Субъект тако-
го преступления, по своей сути, является не эксгибиционистом, а на-
сильником. Если дело ограничилось только избиением жертвы, более
уместно говорить о хулиганстве (ст. 139 УК РФ), о причинении конк-
ретного вреда здоровью, что не исключает возможности проведения су-
дебно-психиатрической экспертизы.
С другой стороны, отсутствие эмоциональной реакции жертвы на
эпатаж в некоторых редких случаях ведет к развитию у эксгибициони-
ста фрестрационной агрессии, которая может вылиться в избиение жер-
твы.
К проявлениям мужского эксгибиционизма общество более нетер-
пимо, чем к проявлению женского. Более того, пуританские традиции
сформировали поощрение женского эксгибиционизма для удовольствия
мужской части общества, загнав их в общественно приемлемые рамки
стриптиза либо клубного, либо кинематографического. В последнее
время получил развитие и мужской стриптиз. На некоторых курортах
развивающихся стран достаточно распространен "завлекательный" экс-
гибиционизм со стороны аборигенов, проявляющийся в демонстрации
гениталий с целью меркантильной вербовки сексуального партнера.
Достаточно упрощенным представляется бытующий взгляд, что экс-
гибиционизм является манифестацией общей психопатологии, харак-
теризующейся полным пренебрежением к моральным и этическим об-
щественным ограничениям в поведении. Вероятно, следует говорить
154
дисплей - прообраз
ствующего в большинстве древних
человеческих обществ фаллического
культа (Виклер), по
Кону
лишь о
а
морально-этические установ-
ки здесь ни при чем. Приро-
да этого явления имеет изна-
чально коммуникативно-
смысловой, знаковый харак-
тер, принятый в
мире, в частности у приматов
зелёных обезьян, павианов,
горилл, шимпанзе. Пока де-
тёныш мал, на его эрегиро-
ванный член никто не обра-
щает внимания, но как толь-
ко он вступает в пору поло-
вого созревания, взрослые
самцы воспринимают эрек-
цию его члена как жест вы-
зова и жестоко бьют подрост-
ка, который вынужден усво-
ить, таким образом, значение
этой физиологической реакции и регулировать её.
Дело в том, что демонстрация эрегированного полового члена сам-
цу означает агрессию, и если тот, кому адресован столь вызывающий
жест, не проявит готовность к подчинению, он немедленно подвергнет-
ся нападению. В случае схватки двух конкурирующих самцов побеж-
денный, чтобы избежать больших потерь, быстро поворачивается к по-
бедителю спиной и принимает так называемую "позу подставки", выс-
тавляя навстречу ему свой зад. Победитель, наскочив на противника,
совершает коитальные движения (применительно к человеческому уго-
ловному обществу, "опускает" побежденного) и успокаивается.
В научной литературе также описано кормление и отдых у павиа-
нов и зелёных обезьян. Самцы-караульные при этом сидят на видных
местах, расставив ноги, демонстрируя чужакам частично эрегирован-
ный половой член, т. е. свою готовность к переходу к оборонительной
агрессии. Демонстрация полового члена является символом силы и
власти.
В человеческом обществе мужские гениталии также являются сим-
волом силы и власти, что закреплено в некоторых непристойных, час-
то агрессивных жестах, имеющих фаллическое значение. Н. Mester счи-
тает, что эксгибиционизм может быть объяснён проявлением реликто-
вого инстинкта, имеющего достаточно широкое распространение и в
современности. Комплексы, порождающие подсознательные сомнения
в своей мужской полноценности, являются основой подсознательной
фаллической демонстрации, предпринимаемой для самоутверждения.
Посредством акта эксгибиционизма человек пытается восстановить в
своих глазах и восстанавливает на некоторое время свой престиж.
155
Жители Папуа
Гвинеи
• Новой
Исходя из сказанного, можно сказать,
что акт эксгибиционизма у человека явля-
ется своеобразной формой подсознательно-
го самоутверждения, соединен с эмоциональ-
ным напряжением, дающим разрядку в столь
[ своеобразной агрессии, наблюдении ответ-
ных эмоциональных реакций, а также в соб-
ственных эмоциональных реакциях, связан-
ных с архаичным страхом предстоящей
схватки, возможностью преследования и
наказания.
Человеческий обычай прикрывать свои
гениталии произошёл не от чувства стыда, а
в результате появления коммуникативной
необходимости украшать себя различными
предметами. Набедренная повязка у мужчин
предохраняла половые органы от травм.
Футляр из высушенной кожуры удлиненной
тыквы, надетый на половой член, у совре-
менных папуасов до сих пор является единственным элементом одеж-
ды, при этом по длине футляра, зафиксированного на половом члене
путем подвязывания к туловищу в символично эрегированном положе-
нии, определяется иерархический статус его владельца. Чем длиннее
футляр, тем он богаче, тем выше социальное положение его владельца.
Вплоть до позднего средневековья европейцы вполне естественно
обнажались друг перед другом; фаллос практически у всех народов в
своё время являлся символом, имеющим культовое значение. Следуя
точке зрения В. Райха, эксгибиционизм, как он есть в современном
обществе, явился порождением пуританских сексуальных запретов и
репрессий, обычая прикрывать тело одеждой. В рамках культур, где не
принято тщательно укрывать половые органы и нагота является обы-
денной и повседневной, эксгибиционизм как явление не наблюдается.
Э. Крафт-Эбинг, проанализировав множество случаев эксгибицио-
низма, высказал мнение, "что эксгибиционизм в качестве сексуальной
демонстрации имеет психопатологическое значение", является симп-
томом какой-либо психической патологии, органического поражения
головного мозга, алкоголизма. Примерно в половине случаев эксгиби-
ционисты демонстрируют свои гениталии посторонним в состоянии
алкогольного опьянения. Отмечены взаимосвязи эксгибиционизма с
лунатизмом, случаи развития эксгибиционистских импульсивных по-
требностей после черепно-мозговой травмы.
Актам эксгибиционизма в большинстве случаев предшествуют про-
дромальные явления, которые характеризуются беспокойством, тревож-
ностью, рассеянностью внимания, раздражительностью, повышением
двигательной активности, появлением интенсивных мастурбаторных
фантазий с кристаллизацией в них объекта влечения. Возникает на-
156
Фотография обнаженного
мальчика
Fred
Holland Day
Norwood, Massachusetts
-
USA
вязчивая потребность в эксгибиционист-
ском акте, вначале слабо осознаваемая,
затем вполне сознательная. Однако эта
потребность не всегда осознается, акт экс-
гибиционизма может быть выполнен как
компульсивное действие, неожиданно и
для эксгибициониста, по велению внезап-
но возникшего импульса, которому невоз-
можно противостоять. Деликт всегда осу-
ществляется при сильном сужении созна-
ния с нарушением способностей руково-
дить своими поступками в полной мере,
прогнозировать ситуацию и замечать вне-
шнюю опасность со стороны окружающих.
Ввиду этого эксгибиционист не может за-
помнить посторонние для него объекты
(людей, обстановку и т. д.). После совер-
шения акта эксгибиционизма интеллекту-
альное и физическое благополучие эксги-
бициониста восстанавливается. Период ре-
миссии (благополучия) индивидуален, за-
висит от сочетания многих факторов.
Большинство эксгибиционистов
ды, эксгибиционистов старше 40 лет гораздо меньше, но они менее ос-
торожны. Типичные эксгибиционисты состоят в браке, обеспечены хо-
рошей работой, обладают довольно высоким интеллектом, но есть и
противоположные наблюдения. В быту они бывают робкими, стыдли-
выми, безынициативными, инфантильными, неагрессивными и некон-
фликтными людьми, с некоторым комплексом своей неполноценности,
сниженным чувством самосознания. Они имеют затруднения в обще-
нии с женщинами, характеризуются отсутствием стремления к уста-
новлению с ними сексуальных контактов, хотя в мечтах это стремле-
ние может быть высказано. Обычно ничем другим, кроме эксгибицио-
низма, они не проявляют своей асоциальности. Из всех сексуальных
правонарушителей эксгибиционисты, пожалуй, являются самыми без-
обидными. Однако описаны редкие случаи избиения эксгибициониста-
ми потерпевших из-за неадекватной их ожиданиям реакции жертв (на-
смешки).
Эксгибиционизм может быть связан не только с патологией психи-
ки, встречаются случаи эксгибиционизма из хулиганских побуждений.
Такие случаи могут сочетаться с непристойными телефонными звонка-
ми, с потребностью говорить непристойности (скатофилия).
Эксгибиционизм может быть не только проявлением различных
психических расстройств, нарушений личности, но также результатом
с детства стереотипов сексуального поведения, связан-
ного с приобретением положительных эмоций от наблюдения эксгиби-
157
ционистских актов или участия в них, в иных сексуальных играх в
детских компаниях в
возрасте. При этом сексуальная
ориентация эксгибициониста может быть различной.
Свои эксгибиционистские приключения в раннем юношеском воз-
расте и связанные с ними ощущения весьма детально изложил в знаме-
нитой "Исповеди" Жан-Жак Руссо. Будущий великий философ не имел
явно выраженной психической патологии, но имел достаточно мульти-
проблемные условия формирования личности в период полового созре-
вания; акты эксгибиционизма он совершал более из хулиганских по-
буждений, краткий период времени. Стойкой потребности в эксгибици-
онизме в дальнейшем у него не было.
В практике чаще приходится сталки-
ваться с проявлениями мужского эксгиби-
ционизма, поэтому существует ложное мне-
ние, что эксгибиционизм - типично муж-
ская девиация. Однако о случаях женского
эксгибиционизма сообщают многие исследо-
ватели проблемы, при этом причины
-
ных обнажений схожи с таковыми у муж-
чин. Женский эксгибиционизм в своей ос-
нове, как и мужской, имеет стремление к
самоутверждению. По данным наших соб-
ственных исследований, склонность к экс-
гибиционизму обнаружили у себя 4,2% сту-
денток и 1,6% студентов.
Половина случаев эксгибиционизма пе-
ред детьми происходит летом, из них поло-
вина случаев приходится на время от 14 до
18 часов. Средний возраст жертв в американ-
ских исследованиях составил 10,7 лет, 88%
от всех жертв были школьницами. Право-
нарушителями чаще являлись мужчины
около 30 лет. Нередко эксгибиционисты для
актов эксгибиционизма используют одни и те же места, например, скве-
ры, подъезды жилых домов и т. д., свои излюбленные способы.
Есть мнение, что эксгибиционизм может служить своеобразным
маркером склонности к половому насилию, с чем вряд ли можно согла-
ситься из-за наличия ряда оговорок. Конечно, акт эксгибиционизма в
присутствии детей может сигнализировать о наличии педофильных
отклонений у правонарушителя. Однако дело обстоит не совсем так.
В результате исследований, проведённых с помощью фаллоплетиз-
мографии (специального полиграфа), выяснилось, что более чем в по-
ловине случаев эксгибиционисты не дифференцировали возраст гетеро-
сексуального объекта. Лишь 12% эксгибиционистов имели чётко выра-
гетеросексуальную педофильную ориентацию, и только незна-
чительная часть эксгибиционистов обнаруживала педофильную
Stielow (1934-?),
бронза. Франкфурт,
Германия
158