ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11341
Скачиваний: 97
Лекция 6.
И
СЕКСУАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ
"Если бы люди были треугольными,
то и их бог был бы треугольником".
В.И. Ленин
6.1. Натуризм и нудизм
Натуризм основан на практике полной обнаженности человеческо-
го тела в обычных условиях, в том числе и в быту, но чаще всего он
встречается в дни отдыха.
На XIV Международном конгрессе национальных федераций нату-
ризма, прошедшем на натуристском курорте "Cap
(Франция),
делегатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следую-
щее определение натуризма:
«Натуризм - это образ жизни в гармонии с природой, внешним
проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с
целью создания благоприятных условий для уважения человеком
самого себя, других людей окружающей
ЭКСГИБИЦИОНИСТАМ
И ХАНЖАМ
НАХОДИТЬСЯ В МЕСТАХ
НАТУРИСТОВ!
Таким образом, под натуризмом (от лат. natura - природа) можно
понимать стремление людей к максимальному приближению к приро-
де путем слияния с ней духа и тела для их укрепления и оздоровления,
для реальной реализации равноправия. Натуристы пребывают среди
природы обнаженными,
что сближает их с нуди-
стами (от лат. nudus -
голый, нагой). Нату-
ризм, как правило, не-
разрывно связан с ну-
дизмом, т. е. времяпро-
вождением в обнажен-
ном виде на пляжах, но
нудизм - более широко
распространенное явле-
ние, чем натуризм, сре-
ди нудистов нередко ока-
зываются случайные
люди, ищущие новых
ощущений. От нудистов
Плакат неизвестного автора
169
следует отличать религиозных сектантов натуристской направленнос-
ти - адамитов, джайнов, а также последователей различных языче-
ских культов.
Сакральное значение наготы
Для наших древних
ж
Сакральный - священный, относя-
щийся к религиозному культу и ритуа-
лу, обрядовый.
шественников и
сред-
невековья обнажение
вполне естественным явлени-
ем, например, в Древней Руси
ещё в XVI веке общественные
городские бани были общими для мужчин и женщин без какого-либо
разграничения по половому признаку. Под влиянием христианских
религиозных воззрений, особенно с XVIII века, общественным созна-
нием в западном мире постепенно овладела мысль о греховности и
недопустимости обнажения тела, получения сексуальных удоволь-
ствий-.
Понятно, что в условиях теп-
лого климата Африки и Западной
Азии люди могли вполне обходить-
ся без одежды, но обнажение име-
ло и культовое, сакральное значе-
ние во время разнообразных свя-
щенных церемоний. Приступая к
общению с божественными сила-
ми, люди снимали с себя одежду,
чему есть много свидетельств. Так,
например, общеизвестно требова-
Олимпийские игры.
всех участ-
керамика
Олимпийских игр,
посвященных олимпийским богам. Это требование выполнялось отнюдь
не из-за опасений проникновения на игры женщин (в исключительных
случаях им дозволялось присутствовать на играх в качестве зрителей,
но тоже обнаженными), а именно из-за сакрального характера игр. Лишь
в 393 г. н. э. император Теодосиум, будучи христи-
анином, запретил Олимпийские игры как языче-
ские.
Обычаи, которые требовали непременного об-
нажения участников, отмечены у большинства на-
родов мира, в том числе у славян в процессе вы-
полнения языческих обрядов и во время языче-
ских праздников. А из обрядов, исчезнувших лишь
в недавнем прошлом, можно вспомнить, напри-
мер, пропахивание земли вокруг селения, кото-
рое совершали при внешней угрозе (приближении
эпидемии и т. п.) обнаженные женщины. Ночью
170
Религиозный символ
джайнов
Современный джайн
они впрягались в плуг и трижды обходили
село кругом. Этот обычай бытовал по всей
Европе, в том числе и у русских, вплоть до
XIX века.
Еще Диоген Лаэртский упоминает гим-
нософистов - индийских аскетов, отказав-
шихся от ношения одежды по религиозным
мотивам. Но до сих пор на улицах городов
современной Индии можно увидеть свобод-
но передвигающихся (или отдыхающих) со-
вершенно обнаженных людей - дигамбаров
("одетых светом", "воздухом"), являющих-
ся наиболее ортодоксальной частью джай-
нов - сторонников учения Махавиры, пос-
ледователи наиболее мирной на земле рели-
гии, проповедующей непричинение зла жи-
вым существам, верующие в непрерывный
процесс переселения душ и перевоплощения
людей в новом качестве. На рот они надева-
ют повязки, чтобы случайно не проглотить летающее насекомое, т. е.
не лишить его жизни. В руках у них можно увидеть небольшие мете-
лочки, которыми они сметают в сторону с пути своего движения насе-
комых, чтобы случайно не раздавить их. Дело в том, что доктрины Ма-
хавиры (проповедника джайнизма) очень похожи на буддистские и ин-
дуистские. Джайны верят, что, когда тело человека умирает, его душа
остается живой и переходит в другое существо (не обязательно челове-
ческое). Освобождение от бренного мира у них выражается, среди про-
чего, и в отказе от одежды, так как одежда -
символ самых жестких запретов человече-
ства, а снятие ее символизирует свободу и
непривязанность к миру материи. Власти
многорелигиозной и многонациональной
Индии, уважая религиозные чувства джай-
нов, не препятствуют столь своеобразному
сакральному натуризму. Полисмен, увидев
прилегшего на отдых возле дороги обнажен-
ного джайна, подойдет к нему с целью пре-
дотвращения наезда на него, пока он отды-
хает.
Джайны также верят в карму - доктри-
ну, утверждающую, что этические послед-
ствия действия сильно влияют на будущее
человека. Главной целью джайнистской ре-
лигии является стремление снять накопив-
джайнизма -
шийся груз вины с души и таким образом
Махавира
очистить ее. В частности, как учил Махави-
171
этого можно достичь, отказавшись от чувственных удовольствий.
Джайнистские монахи особенно практиковали жесткий аскетизм. Нуж-
но отметить, что активное голодание до смертельного исхода всегда
считалось особенно похвальным.
История натуризма и современность
Натуризм как порыв к сближению с природой, попытка освобожде-
ния от "буржуазной" морали и ханжеских норм зародился в противо-
вес нажиму пуритан в среде революционно и нигилистически настроен-
ной студенческой молодежи в Германии на рубеже XIX и XX веков.
Именно тогда Генрих Пудор издал две книги по теории нудизма - "На-
гие люди. Ликование будущего"
и "Культ наготы". В них содер-
жались идеи воспитания гармо-
нично духовно и телесно разви-
того совершенного человека
нордической расы, а сам нату-
ризм тогда назывался свобод-
ным культуризмом. Позже
встречались названия нудокуль-
туризм и нудонацизм (идеи на-
туризма, несмотря на их изна-
чальный пацифизм, были попу-
лярны в офицерской среде).
Вслед за названными книга-
Члены клуба натуристов.
Германия, начало XX века
ми появилось сочинение Рихарда
"Нагота". Он же осно-
вал первое нудистское общество "Тифаль". Члены общества строго при-
держивались вегетарианства, отказались от курения и употребления
алкоголя, интенсивно занимались гимнастикой; они были убеждены,
что нудизм - это способ людей открыться миру, освободиться
и всяческого рода из-
вращений, порожден-
ных уклонением чело-
века от природы и по-
давлением его есте-
ственных потребнос-
тей. Возле Гамбурга
нудисты приобрели
участок земли, осно-
вав там первую в мире
нудистскую базу отды-
ха. Вскоре были созда-
ны общественные
организации нудистов
в Берлине (1910 г.)
Шествие нудистов
Штутгарте
г.).
172
Массовая акция нудистов
Вообще движение за пра-
во быть обнаженным оказа-
лось тесным образом перепле-
тено со стремлением молоде-
жи к реформаторским преоб-
разованиям, которые вскоре
и последовали, резко изменив
за XX столетие облик запад-
ной цивилизации. После вол-
ны европейских революций
суровые викторианские нра-
вы отступили, да и среди ну-
дистов они стали менее суро-
выми относительно запретов
на мясо, требований усилен-
ных занятий физическими упражнениями. С 1920-х годов нудизм стре-
мительно распространился по миру. Национальные федерации и обще-
ства нудистов были созданы в ряде стран Европы, в США, Канаде, Но-
вой Зеландии. Они обзавелись собственными или арендованными пля-
жами, целыми островами, клубами для круглогодичного общения.
Большой вклад в развитие нудизма в Скандинавии внес датчанин
Сорен Соренсен, который еще в 1936 г. на купленном им на одном из
островов близ Копенгагена участке земли создал маленький нудист-
ский рай. В тот же период им совместно с женой был основан первый в
Скандинавии нудистский клуб "Солнечный спорт Севера". В него вхо-
дили нудисты со всей Скандинавии.
Французский нудизм как движение был основан братьями-врача-
ми Гастоном и Андре Дюрвилями. Они стали издавать журнал "Жить
мудро", основали нудистский курорт "Гелиополис", создали Институт
натуризма. Началось широкое применение гидротерапии и гелиотера-
пии - лечения солнечными ваннами. С 1944 г. началась история "клу-
бов солнца", система организованного нудистского отдыха и связанно-
го с этим нудистского бизнеса,
постепенно разросшегося во все-
мирную индустрию голого досу-
га.
Американские нудисты ве-
дут отсчет своего движения с
1929 г. Тогда в день труда 3 сен-
тября в районе Нью-Йорка под
эгидой американской лиги фи-
зической культуры была про-
ведена первая конференция ну-
дистов. Ключевую роль в ее со-
зыве сыграл немецкий эмигрант
Курт Бартель. Его сторонникам
Рабочий полдень в Донбассе.
А.Дейнека
173