ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 11211
Скачиваний: 97
молодые мужчины. Они от-
кровенно проституировали
за деньги, но пользовались
уважением. Клиентами акте-
ров были состоятельные
люди из гражданского насе-
ления. Постепенно юноше-
ская проституция распрост-
ранилась и существовала до
распространения влияния
т. е. до XIX
века. В настоящее время в
Японии гомосексуальные
связи легализованы, "воз-
Соитие с актером театра
раст согласия" на сексуаль-
Японский средневековый рисунок
ную активность соответствует
годам.
В Китае как до нашей эры, так еще и в XIX веке н. э., вплоть до
коммунистических репрессий XX века, мужская гомосексуальность и
проституция были вполне обыденным явлением, чему способствовало
отсутствие христианских и мусульманских влияний, хотя в XVIII веке
и предпринимались попытки введения соответствующих запретов и
наказаний. Гомосексуальные отношения по взаимному согласию меж-
ду взрослыми мужчинами, а также с юношами в Китае считались впол-
не нормальными, периодически становились даже модными. Считалось,
что интимная связь между двумя элементами Ян не столь полезна (в
общественном отношении), как между Инь и Ян, но и не обладает раз-
рушительной силой (например, при взаимной фелляции нет потери
мужского начала Ян). Лесбийские отношения в Китае также восприни-
мались безразлично, как вполне естественные. Стержнем многих ки-
тайских средневековых литературных произведений и живописи была
гомосексуальная любовь, гомоэротические отношения.
Явная двуполость основных богов из индуистского пантеона яви-
лась мифологическим
отражением соответству-
ющих бытовых элемен-
тов. Отсутствие влияний
христианства и ислама
так же, как и в Китае,
иных подобных обще-
ствах, оказались благо-
приятным фактором для
проявления гомоэротиз-
ма. Запреты на гомосек-
суальность в
явились с ее колониза-
цией англичанами.
Сексуальные игры юношей.
Beijing, Qing dynasty, конец XIX в.
459
Среди представителей племени майя, живших в XV веке на полу-
острове Юкотан, гомосексуализм также был официально принятой фор-
мой половой жизни. Вообще, племена майя считали подростковый го-
мосексуализм естественным явлением, даже предпочитали его гетеро-
сексуальности. Мальчики и юноши до вступления в брак обеспечива-
лись мальчиком-рабом, который должен был удовлетворять и сексу-
альные потребности своего господина, потому что гетеросексуальное
удовлетворение этих потребностей порицалось.
Ацтеки и инки напротив - жестоко расправлялись с гомосексуала-
ми, что расценивается как своеобразная военная стратегия против про-
никновения в культуру всего чужеродного, свойственного враждебным
обществам. Подобным образом можно оценивать иудейское порицание
гомосексуальности, отраженное в Ветхом Завете, в то время как ос-
тальные народы Передней Азии и Средиземноморья широко практико-
вали гомосексуальные отношения и педерастию.
Еще в XIX веке у индейцев пуэбло в штате Нью-Мексико
имелся обычай превращения некоторых мужчин в культовые
фигуры — "мухерадо" для культовых анальных сношений в каче-
стве пассивных партнеров во время весенних религиозных цере-
моний плодородия. Половые органы таких мужчин подвергались специаль-
ной травматизации с целью атрофии, после чего мужчина перенимал жен-
ские манеры и одежды. В молодежной среде современной Латинской Аме-
рики гомосексуальные связи и мужская проституция весьма распростра-
нены, но благодаря выраженному гетеросексизму мало кто смеет признать-
ся в собственной гомосексуальности. Гомосексуальные отношения также
широко распространены среди представителей многих современных нам ма-
лых "развивающихся" обществ Океании, Африки, Центральной и Южной
Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.
Древний Рим
В первые века нашей эры такое явление как практически поголов-
ная любовь мужчин к мальчикам постепенно сдавало свои позиции.
Однако, как это следует из произведений литературы и философии Древ-
него Рима, она еще оставалась в ходу и продолжала считаться вполне
естественной. Но в рамках римской культуры вопрос о мальчиках как
объектах наслаждения стоял далеко не на первом месте, как это было
в Греции. В Риме свободнорожденного юношу заменил молодой раб.
Положение рабов никого не заботило, даже если к рабу применялось
явное сексуальное насилие. Среди свободных юных римлян был широ-
ко распространен обычай вступать до женитьбы в сексуальные отноше-
ния с красивыми юными рабами, такого раба называли concubinus.
Формы педагогической практики латинян отошли от платоновской
модели, усложнились и осложнились введением публичных физиче-
ских наказаний. Жестоко-садистская порка за малейшие провинности
заменила духовное слияние наставника и ученика. Пороли везде и по-
чти всех - школ в Риме было много.
460
В каждом человеческом сообще-
стве существует неизменная связь
между идеалами, которым подчи-
нено общество, и методом обучения
детей, поскольку, в конечном сче-
те, их обучают, чтобы они в после-
дующем воплощали эти идеалы.
При наличии милитаристских, вла-
столюбивых идеалов воспитание
детей идет жестко и безжалостно с
подавлением индивидуальности,
нивелированием личности. Риму
были нужны закаленные воины и
крепкие земледельцы, всё осталь-
ное оказалось ненужным и, в сущ-
ности, нежелательным. По крайней
мере, этот метод воспитания, казав-
шийся римлянам идеальным, пере-
дался и в последующие эпохи.
Риму нужны были солдаты,
поэтому осуждались безбрачие и
бездетность. Брак также претерпел
изменения, были ограничены разводы, постепенно происходила эконо-
мическая и политическая эмансипация женщин, которые в позднем
Риме даже стали влиять на политическую жизнь.
Садизм если не родился, то чрезвычайно распространился в Рим-
ской империи. Утонченную греческую драматургию и театры заменили
кровавые поединки в цирках, которые у этрусков первоначально были
погребальными играми. Даже казням пленников и преступников, ко-
торые проводили публично, предшествовала жестокая порка, так как
смерть рассматривалась как своего рода освобождение от мук и была
недостаточным наказанием, вовсе не наказанием. Были и другие сади-
стские методы казни, методы пыток, которые христианское Средневе-
ковье позаимствовало у языческого Рима. Вместе с ними изначально
естественные бисексуальность и гомосексуализм влились в Средневе-
ковье как неотъемлемая часть жизни людей. Прекратились и споры,
распространенные в греческой литературе, чья любовь лучше, чище,
чем поцелуй нежнее, женщины или мальчика и т. п.
Серебряная чаша из Малой Азии,
около I века до н. э.,
Британский музей, Лондон
14.4. К терминологии
Наиболее часто употребляемое понятие "педерастия" происходит
из двух греческих корней (далее используются латинские буквы) - paes
(мальчик) и егап (любить). При этом слово "мальчик" относится как к
так и к юношам. В греческом языке слово "педерастия" не
звучало столь уродливо, как оно звучит для многих из нас, поскольку
461
Мужчина и мальчик
ухаживающий за мальчиком, держит
подарок - петуха).
Древнегреческая керамика.
Музей изящных искусств, Бостон
оно обозначало лишь одну из раз-
новидностей любовных отноше-
ний и не имело никакого неприс-
тойного или бранного смысла, по-
явившегося много позже.
По свидетельству профессора
Г. Лихта, слово paederos встреча-
ется в литературе лишь однажды
в смысле "педераст", однако сло-
во paederastein встречается часто.
Лукиан лишь однажды употребил
ta paederastika в смысле "педера-
стия". Безумная бесконтрольная
страсть к мальчикам называлась
словом paedomania, а человек,
наполненный такой страстью, -
paedomanes, оба слова происхо-
дят от корня mania - страсть, бе-
зумие.
В дорическом диалекте обыч-
ным словом для любовника было
eispnelos, eispnelas, в буквальном смысле "вдохновитель", который со-
держит намек на то, что любовник был ответственен за мальчика во
всех отношениях, вдохновлял юную восприимчивую душу на всё пре-
красное и благородное. Следовательно, дорийцы использовали слово
eispnein в смысле "любить", если эта любовь предназначалась мальчи-
ку. Об этом влиянии говорил Элиан. Например, царь Птолемей не мог
нарадоваться на доброту возлюбленного им красивого мальчика по
имени Галет, восхищался его сострадательностью. По просьбе мальчи-
ка Птолемей освободил приговоренных к смерти людей "и с той поры
еще больше попал под обаяние
к нему" (1.30). В другом случае
Элиан сообщает, что спартанские юноши отличаются от других грече-
ских красавцев отсутствием гордыни и заносчивости и сами просят муж-
чин "вдохновить" их своей любовью (3.12).
Еще более определенно выразился Ксенофонт: "Самим фактом,
что мы вдыхаем любовь в красивых мальчиков, мы ограждаем их от
жадности, помогаем им получать удовольствие от работы, уберегаем
их от опасностей и несчастий и укрепляем их скромность и самооб-
ладание".
Наряду с этими основными и серьезными терминами с течением
времени появились и другие, которые употреблялись в шутливой или
игриво-поддразнивающей манере. Любовник часто назывался волком,
а мальчик - овечкой или козлёнком. У Платона есть эпиграмма: "Как
волк любит овечек, так и любовники любят своих возлюбленных".
подметить, что современные нам бойлайверы предпочитают
своих возлюбленных мальчиков зайцами, зайками, подрост-
ков - пониками, а юношей - кониками, девочек - белками. На древне-
греческой керамике часто ухажёр дарит своему возлюбленному маль-
чику зайца, который символизировал подарок вообще.
Классический латинско-русский словарь И.Х. Дворецкого стыдли-
во обходит данные термины, но не может обойтись без малой их части.
Например, согласно указанному словарю, слово paedagogus имеет сле-
дующие значения:
1) слуга (т. е. раб -
прим. автора),
приставленный к ребенку (т. е.
мальчику -
прим. автора)
для надзора и сопровождения;
2) учитель, наставник, воспитатель;
3) ухаживатель, провожающий свою возлюбленную в школу и об-
ратно (шутливое выражение).
Стоит обратить внимание, что
составитель словаря в пункте 3 лу-
кавит. Слово заимствовано из гре-
ческого языка, но в Древней Гре-
ции девочки в школу не ходили,
обучались дома ведению хозяйства
у матери и других наставниц. Сле-
дует читать: "ухаживатель, прово-
жающий своего возлюбленного в
гимнасий или на палестру и обрат-
но". Домашними педагогами часто
становились образованные рабы,
оказывая большое влияние на фор-
мирование личности мальчика.
В указанном словаре еще име-
ется термин "paedicator", который
на русский язык не переведен. Вме-
сто этого на латинском языке
скромно растолковано, что это имя,
относящееся к "paedico". Последнее
слово в свою очередь тоже не пере-
водится в словаре на русский язык, но по смыслу значений указанных
латинских слов обозначает человека, совокупляющегося с мальчиком
пубертатного возраста. Однако у древних греков существовали специ-
альные слова, описывающие сексуальные действия, часто специфици-
рующие особенности ввода полового члена в естественное отверстие.
Так, "paedico", означало "проникать в анус".
На латинский язык повлиял не только греческий, но большое вли-
яние в последующем на него оказало христианство, поэтому слово
"paedor" (русское - пидор) означает "грязь" или "дурной запах, злово-
ние", а слово "paedidus" с указанной в упомянутом словаре транскрип-
цией "пидор" переводится как "грязный", "неопрятный".
В отличие от отечественного словаря, немецкий "Lexicon der antike"
приводит следующее толкование слова "педерастия":
Влюбленный мужчина
(заяц символизирует подарок).
Древнегреческая керамика V в. до н. э.
Музей изящных искусств, Бостон
463