ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 6130
Скачиваний: 8
ГЛАВА 2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ И ГИПНОТЕРАПИЯ
Исходные принципы (слоганы) терапии самоотношений таковы.
1. Жизнь засасывает (страдание существует), но это не проблема.
2. Жизнь протекает через тебя, за исключением того, когда она этого не делает.
3. Существует двое тебя (сознание и бессознательное).
4. Вы являетесь неисправимым инакомыслящим, но таковы и все остальные.
Терапия представляет собой ступени возвращения из изгнания (самоизгнания).
7. Ощутите центр.
2. Откройте сознание в области периферии.
3. Смягчите ажитацию.
4. Освободите каждый гипнотический феномен.
5. Освободите аналитические феномены.
2.2.4. Нейролингвистическое программирование и его вклад в Эриксоновскую гипнотерапию
Р. Бендлер и Д. Гриндер, чрезвычайно высоко оценившие М. Эриксона как величайшего психотерапевта-практика XX в., внесли значительный вклад в методологическое становление Эриксо-нианства как направления психотерапии. Именно они в середине 1970-х гг. оказались наиболее методичными исследователями практики и трудов М. Эриксона, сделавшими удачное, что признавал сам М. Эриксон, теоретическое обобщение его гипнотической практики [37].
Эриксонианством приняты, используются, учитываются следующие положения НЛП.
1. Лингвистические положения на основе трансформационной грамматики [34].
2. Положения о репрезентативных системах ввода и вывода информации [34, 149].
3. Общие положения рефрейминга [34, 149].
4. Работа с якорями [34, 149].
5. Соотнесение сознания и бессознательного с правым и левым полушариями, построение психотерапии с опорой на мудрое бессознательное [34, 149, 211, 286].
Общими в обоих направлениях являются: 1) принципы подстройки и ведения; 2) приемы формирования и утилизации транса, подходы
47
I
ЧАСТЫ. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГИПНОТЕРАПИИ
к целям, задачам терапии на основе запросов клиента, понимания соотношения симптома и ресурса, постулирования доминантности бессознательного.
2.2.5. Эриксонианство с позиции официальной российской психотерапии
Предельно кратко рассмотрим описание Эриксонианства в изданной в России «Психотерапевтической энциклопедии» [88], которое с достаточным основанием можно считать официальным.
М. Эриксон представлен как практик, избегающий теоретизирования. (Напомним, речь идет об авторе более 140 научных работ!) Эриксонианство охарактеризовано как направление психотерапии, разрабатывающее новые формы наведения и использования гипнотического транса. Утверждается, что оно вобрало весь положительный опыт классического гипноза, но качественно от него отличается: атрибуцией лечебного воздействия; построением коммуникации; уровнем гипнабельности; отношением к трансу гипнотизера; построением лечебных формулировок; нозологическими и личностными противопоказаниями. (Исходя из подобного описания, следовало бы ожидать резкого повышения эффективности Эриксоновской психотерапии в сравнении с классическим гипнозом, однако такие сведения в энциклопедической статье не приводятся.)
2.3. Критика М. Эриксона и Эриксонианства. Позиция А. Веизенхоффера
В 1992 г. на конференции, посвященной Эриксоновскому гипнозу и психотерапии, состоялось выступление одного из наиболее авторитетных старейшин американской гипнологии А. Веизенхоффера. Тема его доклада была «Эриксон и единство гипнотизма» [278].
А. Вейзенхоффер ставит и положительно решает вопрос о целостности гипнотизма как научной дисциплины и практики. Вот его исходные позиции.
После смерти М. Эриксона в 1980 г. его ученики и последователи стали проводить резкие различия между «традиционным гипнозом» и «Эриксонианским гипнозом». Однако данные различия обосновываются предельно расплывчатыми доводами. Так, по утверждениям Япко (Yapko) [283]: 1) традиционные гипнологи верят, что обладают властью над пациентами; и что 2) в традиционных руководствах указывают на невозможность загипнотизировать психотиков. А. Вейзенхоффер, яв-
48
ш
ГЛАВА 2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ И ГИПНОТЕРАПИЯ
щийся автором руководств и прекрасно знающий Северо-Амери-скую гипнологию XX в., категорически отрицает первое утверждение а второе подтверждает всего у двух авторов из множества.
Эриксонианцы описывают традиционных гипнологов как авторитарных, контролирующих, доминантных, действующих согласно установленным правилам, формулам и сценариям, наподобие кулинарной книги в форме ограниченных во времени декламаций, слабо согласованных с индивидуальностью пациента. Гипнологи-клиницисты занимаются насильственным удалением симптомов согласно «медицинской модели». Традиционная гипнология использует суггестию только на основе формальной гипнотизации, за которой следует формальное углубление состояния гипноза и формальная же оценка глубины состояния. С позиции традиционной гипнологии существуют абсолютно негипнабельные субъекты. А. Вейзенхоффер отрицает все вышеперечисленные утверждения Эриксонианцев в отношении авторитетных теоретиков и практиков американской гипнологии и отмечает, что подобные выводы нельзя обосновывать дискриминационными примерами из практики несостоятельных дилетантов. Кроме того, Эриксонианцы практически не учли достижения европейских гипнологов.
До 1961 г., когда М. Эриксон начал оказывать реальное влияние на клиническое сообщество, гипнотизм в своем развитии прошел очерченные эволюционные фазы, инициированные в Европе трудами И. Бернгейма [164, 165], обосновавшими общепринятую «доктрину суггестии». В Америке доктрина Бернгейма была воспринята после перевода его трудов на английский язык после 1895 г. А. Вейзенхоффер считает доктрину Бернгейма фундаментом гипнотизма XX столетия. Она включает следующие положения [164].
1. Суггестия является ведущим агентом, определяющим все гипнотические феномены, включая гипноз, т. е. внушенный сон.
2. Гипноз, как внушенный сон, есть разновидность сна.
3. Гипноз не порождает суггестию, но усиливает ее.
4. В целом любые состояния, усиливающие внушаемость, являются составляющими состояния гипноза.
5. Гипноз, как состояние сна, характеризуется глубиной, и внушаемость проявляет последнюю.
6. Внушаемость проявляется посредством целостного поведенческого класса признаков, которые могут быть отнесены к «автоматизмам» и являются по своей природе рефлексами.
'■ «Идеоматическое действие», являющееся рефлекторной трансформацией мысли в действие, есть ведущий автоматизм, лежащий в основе всех внушенных явлений.
49
ЧАСТЬ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГИПНОТЕРАПИИ
8. Все автоматизмы выражают «внутренний психизм», противостоящий «внешнему психизму», являющийся фокусом всего сознания, произвольных актов.
9. Все гипнотическое поведение принадлежит к области нормального поведения, нормальной психологии.
Позже И. Бернгейм отказался от рутинного сведения гипноза к внушенному сну и определял гипноз как индукцию специфического физического состояния, повышающего внушаемость к внушениям [165].
И. Бернгейм предпринял несколько попыток дать определение внушения. Так, в 1886 г. он утверждал, что внушение есть напряженное влияние идеи, которая была внушена и воспринята умом [165]. В 1903 г. он утверждал, что все идеи воспринимаются мозгом посредством внушений. Все внушения имеют тенденции становиться действиями, проявить себя [164]. Бернгейм не был первым, кто связывал явление гипноза с внушением. В числе его предшественников А. Вейзенхоффер называет Фариа, Брейда, Филипса. В концепции идеоматического действия в ответ на внушение Бернгейм также не оригинален. Его предшественниками являются Карпентер, Брейд, Шеврил.
И. Бернгейм понимал гипнотерапию как часть психотерапии и в процессе своей эволюции все меньше прибегал к использованию гипноза, предпочитая использовать внушение в бодрствовании. Сопоставляя концепцию И. Бернгейма с взглядами М. Эриксона, А. Вейзенхоффер определяет последнего как Бернгеймианца.
С 1970 г. М. Эриксон стал приобретать репутацию высокоэффективного гипнотерапевта, и с 1975 г. небольшая группа лиц, включая Хейли (Haley), Бендлера, Гриндера и Росси, ставших его последователями, приложила определенные усилия к выявлению того, что делало Эриксона столь эффективным. А. Вейзенхоффер отмечает, что подобные попытки предпринимались и ранее, в 1950 г. сам автор, Хейли и Б. Гортон (В. Gorton) эпизодически встречались с Эриксоном. На основе личных наблюдений А. Вейзенхоффер заявляет, что не верит в высочайшую эффективность Эриксона как гипнотерапевта в сравнении с иными, более известными в то время его коллегами.
По мнению А. Вейзенхоффера, уже в понимании гипнотерапии Бернгеймом и Брейдом нет ничего, что попадало бы под определение «традиционного подхода». Общее определение гипноза, данное Берн-геймом, позволяет перейти к натуралистическому его использованию. Возникает вопрос: почему же ведущие гипнотерапевты и исследователи применяли так называемый «традиционный гипноз», тогда как Эриксон единственный выбрал' противоположное направление? Согласно А. Вейзенхофферу, те, кто пришел к подобным выводам, не приложили реальных усилий к практическому изучению рассматри-
50
ГЛАВА 2. ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ И ГИПНОТЕРАПИЯ
емого вопроса. Более того, нет доказательств, что они изучали тру-ы ДРУГИХ гипнологов. В целом данные, на основе которых сделаны воды эриксонианцев, неубедительны. Любой, кто хотя бы непред-зято ознакомился с трудами Волберга (Wolberg) и Линдера (Under), убедился бы в том, что они далеки от «традиционного подхода». Гипно-рапевтические Практики леКрона (LeCron), Сектера (Secter), Херш-мана (Hershman), Астона (Aston) и Чика (Cheek) далеки от критериев «традиционной» гипнологии. Указания на то, что до 1961 г. в гипнотерапии коллег М. Эриксона присутствовали «традиционные» элементы, не подтверждаются. А. Вейзенхоффер дает иное объяснение появлению фундаментального представления о традиционном гипнозе. Основатели Эриксонианства в большинстве своем формировались как психотерапевты (психологи) и оценивали клиническую гипнологию с позиции психологически ориентированной психотерапии. Однако базис клинического применения гипноза намного шире такового у психологически ориентированной психотерапии. В дополнение к психотерапевтам другие клинические специалисты и дантисты также широко используют гипнотизм. С позиции Эриксонианцев применение гипноза узкими специалистами представляется «традиционным». Использование «традиционных» черт не означает наличия соответствующего фундаментального подхода и философии. Подход всегда определяется целью и типом психотерапии.
Эти замечания в полной мере относятся и к так называемому стандартизованному подходу, выделяемому Япко и Гиллигеном [211, 283], отличающими его от традиционного и Эриксонианского подходов. А. Вейзенхоффер не видит оснований к выделению новой категории.
В целом А. Вейзенхоффер глубоко сомневается в правомерности применения стереотипа «традиционный гипноз». Напротив, подобно другим академически образованным своим современникам, адаптируя основные положения И. Бернгейма, М. Эриксон пошел по своему, возможно, самобытному пути применения феномена гипноза. В этом подобно своим коллегам он был движим своим восприятием природы психотерапии на основе исполняемых им ролей и идиосинкразии. Различные объяснения, данные Эриксоном, поддерживают представление о том, что он считал гипнотерапию методическим приложением к использованию собственного знания гипнотического феномена, к терапевтическим целям. Что же касается некоторых высказываний, приписываемых Эриксону его толкователями, то, считает А. Вейзенхоффер, они не являются подлинными, а представляют гипотезы его °авторсж. По предположению Финка (Fink) [цит. по 278], Эриксон ча-т° Действовал на основании интуиции, что типично для всех успеш-НЬ|х психотерапевтов.
51