Файл: Тукаев Р.Д. - Гипноз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 6145

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

в.


р.

т.

Дверь открыта, в комнате никого нет. Скажите, а сама комната в порядке?

Да, там все чисто и убрано. Косяк двери теперь не шатается. Кроме Вас в доме кто-то есть, или Вы одна? У окна сидит та женщина в сером. Вы можете теперь разглядеть ее лицо? Я лица не вижу.

Попробуйте посмотреть на нее на свету. Видите теперь? Нет.

Как Вы себя чувствуете в этом доме теперь? Есть чувство тревоги, неуверенности? Нет, я спокойна.

Как Вы думаете, та сумасшедшая может вернуться? (Молчит, затем отвечает.) Я думаю, нет.

Хорошо, еще раз внимательно осмотрите дом. В нем все в порядке?

Да, все хорошо.

Ну что же. Давайте тогда будем выходить из гипнотического состояния. Дышим поглубже, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния.

После выхода из гипнотического состояния В. отметила, что чувствует себя хорошо, спокойно.

Пациентке предложено связаться с психотерапевтом через две недели для уточнения вопроса о времени следующего сеанса.

Данный сеанс гипнотерапии стал последним. В. через две недели позвонила по телефону и сообщила о том, что чувствует себя хорошо, намного лучше, чем прежде, до лечения, настроение остается хорошим и ровным. В связи с хорошим самочувствием, а также загруженностью учебой пациентка попросила о завершении терапии.

Через полгода В. при беседе по телефону сообщила, что продолжает обучение, получает второе высшее образование (юридическое), работает секретарем в учреждении. Она отметила, что за прошедшее время стала более самостоятельной, уверенной в себе, что ей теперь удается отстаивать собственную точку зрения. Чувство «пустоты», безысходности больше не возвращалось.

22.4. Пример 3

Пациентка А., 28 лет. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция. При обращении заявила, что «вертится в тупике и не находит выхода». Отмечала чувство подавленности и безысходности на протя-

363


ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ

жении года в особенности последние полгода Чувствует, что между ней и другими людьми возник барьер отчужденности, который она не может преодолеть.

А. выросла вторым ребенком в семье строгих, но любящих родителей. Родители и старший брат — инженеры-нефтяники. Брат старше пациентки на пять лет, живет своей семьей, но до сих пор опекает сестру. С 21 года А. живет самостоятельно.

В возрасте 11 лет А. перенесла инфекционный полиомиелит, полгода была неподвижна, затем постепенно «встала на ноги». Считает, что выздоровление произошло во многом благодаря уходу матери.

С 5-летнего возраста А. занималась бальными танцами, в юности достигла уровня мастера международного класса. В школе училась успешно. По семейной традиции поступила в Нефтяной университет, закончив его, год проработала инженером-нефтяником. Затем она окончила бухгалтерские курсы, работала кассиром-контролером, продавцом, секретаршей. Последние два месяца А. работает.

Во время учебы на пятом курсе университета А. вышла замуж за сокурсника, однако отношения в браке не сложились, сделала аборт, после завершения учебы развелась. Считает, что не реализовала себя как женщина, после нескольких неудачных попыток построить личную жизнь ориентирована на партнерские отношения с мужчинами, без любви.

До третьего курса университета А. занималась бальными танцами, затем прекратила танцевать. Однако после завершения учебы она возобновила занятия танцами. Несколько раз пыталась уехать с танцевальной группой на работу в Италию, Испанию. В настоящее время А. ожидает вызова на работу в Италию, однако ожидание сильно затянулось.

А. подчеркивает полную тупиковость и безысходность сложившейся жизненной ситуации, указывает, что временами испытывает чувство полного отчаяния и тоски, тогда как обычное ее состояние «серое», угнетенное.

Внешне А. производит впечатление эмоционально подавленной, ее лицо гипомимично, говорит тихим, дребезжащим, монотонным голосом.

А. спрашивает, можно ли ей помочь. В ответ психотерапевтом ей сказано, что ее тупиковое состояние носит исключительно субъективный характер, что у нее, безусловно, есть объективные предпосылки и личностные ресурсы для выхода из сложившейся ситуации. А. указано, что в проблеме, с которой она обратилась в данный момент, существуют два компонента: 1) ее эмоциональное состояние; 2) жизненная, личностная ситуация. И хотя, вне всяких сомнений, эти ком-

364


ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

поненты взаимосвязаны, порядок их разрешения должен быть последовательным. Начинать следует именно с эмоционального состояния, а изменив его, приступать к разрешению личностных, жизненных проблем. Поэтому А. предстоит отнестись к психотерапии как к временной передышке, необходимой для накопления сил, во время которой важно найти в себе внутреннее равновесие, разобраться в себе самой и в ситуации, а затем, проанализировав все, приступить к осмысленным действиям. А. предложена гипнотерапия, на что получено согласие.

Первый сеанс проективной гипнотерапии. На первом сеансе гипнотерапии, после успешной гипнотизации и формализованной гипнотерапии, было проведено пробное наведение гипнотической реальности с обратной связью с подъемом на гору.

Р. Т.: ...Я знаю, что Вы любите и умеете двигаться. Вы можете не только двигаться, но и делать это красиво. Однако сейчас наша задача проще. Вполне достаточно вспомнить и ощутить самое простое и главное в движении — ходьбу. Человек может идти по ровной дороге, спускаться вниз, подниматься вверх. Я думаю, что наиболее интересен подъем вверх. Потому что при подъеме вверх происходят две вещи. Во-первых, чем выше ты поднимаешься, тем больше ты от этого устаешь. Во-вторых, и это главное, чем выше ты поднимаешься, тем больше начинаешь видеть то, что окружает тебя. И чем дольше ты поднимаешься, тем яснее ты понимаешь особенности и взаимосвязи того, что вокруг. И тогда то, что раньше казалось тебе абсолютно отдельным, несвязанным с остальным, чуждым, оказывается тесно взаимосвязано со всеми и всем. А то, что воспринималось взаимосвязанным, оказывается совершенно отдельным и особым. Чувствуете нагрузку от подъема?

А.: Да.

Р. Т.: Далеко еще до вершины?

А.: Нужно еще пройти.

Р. Т.: А теперь дошли?

А.: Да.

Р. Т.: Посмотрите внимательно вокруг себя. Что Вы видите?

А.: Высокая гора. (Пауза 2-3 минуты, делает ориентировочные движения глазами при закрытых веках, чуть поворачивая голову.) Я поднялась. (Пауза.) Как каньон в прерии. Впереди водопад, похож на Ниагару. Перед ним столбчатые горы. Зеленые деревья. Внизу животные, которых надо остерегаться.

365


ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ

Р. Т.: Какие животные?

А.: Львы, гепарды, другие хищники. (Пауза.) Гепард гонится за антилопой. Над прерией летают орлы. Р. Т.: Гепард догнал антилопу? А.: Нет, она убежала. Р. Т.: Как Вы себя здесь чувствуете? А.: Мне здесь нравится.

Р. Т.: Вы хотите остаться здесь или выберете себе другое место и пойдете туда?

А.: Я хочу к водопаду, но не знаю, как пройти мимо хищников.

Р. Т.: А сюда они не могут добраться?

А.: Нет, между нами расщелина.

Р. Т.: В вашем положении по крайней мере одно преимущество. Вы сверху все хорошо видите, а к Вам хищники добраться не смогут.

А.: Да, я это понимаю.

Р. Т.: Может быть, не стоит никуда идти? Просто постойте, посидите, подышите свежим воздухом, отдохните и наберитесь сегодня сил.

А.: Хорошо. Я посижу здесь, мне нравится смотреть.

Р. Т.: А когда Вы отдохнете как следует и наберетесь сил в этом безопасном месте, Вы сможете плавно, спокойно выйти из гипнотического состояния. (Пауза 4-5 минут.)

А.: Я выхожу.

Р. Т.: Хорошо. Делаем 3-4 глубоких вдоха, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния.

После выхода из гипнотического состояния А. чувствует себя успокоенной, слегка улыбается. Пациентке предложено зарисовать то, что она видела.

Второй сеанс гипноза назначен через день.

Второй сеанс проективной гипнотерапии. На второй сеанс гипнотерапии пациентка пришла более оживленной. Отметила, что настроение все время между сеансами было хорошим, заметно улучшилось. За истекшее время барьера между собой и другими людьми не возникало.

Пациентка принесла выполненный цветными карандашами и фломастерами рисунок (см. рисунок 1). На рисунке сверху изображена «прерия» (название А.), а точнее саванна (животные африканские). На переднем плане в центре листа гепард гонится за антилопой, справа высокое одиночное дерево. На втором плане по центру листа и слева столбчатые горы, высокие тропические деревья. Справа высоко над

366


ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

саванной парят два крупных орла. Слева сзади большой водопад. Вода, обрушившись вниз широким потоком, течет направо и вдаль. После уточнения расположения и значения деталей рисунка проведено его совместное обсуждение.

р. Т.: Вы хорошо справились с рисунком. Все детали узнаваемы. Тот вид, который Вы видели, действительно красив. Он захватывает и привлекает. Но в нем есть одна значимая отрицательная черта. Вы не смогли добраться туда, куда Вам хотелось, к водопаду, потому что внизу — опасные хищники. А если бы их не было? Если бы Вам не мешала спуститься вниз пропасть, у которой Вы стояли?

Посмотрите на эти столбчатые горы, на эти деревья и водопад, к которому Вас потянуло тогда. Посмотрите и скажите сейчас, родное все это вам или чужое? Как Вы их воспринимаете, ощущаете? Вы могли бы здесь находиться постоянно?

А.: Все это красиво, мне нравится, но теперь я чувствую, что это чужое.

Р. Т.: Вы могли бы здесь жить? (Указывает на рисунок.)

А.: Нет. Не смогла бы. Я была как туристка.

У нас есть дом в деревне, в горах. Я живу там по нескольку дней, иногда недель летом. Я очень люблю эти места.

Р. Т.: Я думаю, что Вы теперь можете найти для себя нечто более близкое и подходящее Вам, чем то, что нашли в первом гипнозе. Итак, входим в гипнотическое состояние.

Далее проведена формализованная гипнотизация.

Р. Т.: Мне интересно, где Вы окажетесь в этот раз. Будет ли это Африка, Южная, Северная Америка, а может быть, Австралия? Осмотритесь вокруг себя внимательно. Это тоже горы, или что-то другое?

А.: (Молчит, глаза совершают ориентировочные движения.) Это гора рядом с деревней, на Павловке (название местности).

Р. Т.: Что Вы видите еще?

А.: Я стою у дороги. Впереди луга со стогами сена. Справа — березовый лес. Солнце скоро зайдет.

Р. Т.: Вы будете стоять здесь или, пока не стемнело, погуляете где-нибудь?

А.: Я схожу в лес. Это недалеко. Лес светлый. Там папоротники, цветы, ягг.

Р. Т.: Здесь есть хищники, что-то опасное?

367