Файл: Тукаев Р.Д. - Гипноз.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 6148

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

вого замужества матери. Мать отметила, что за последние полтора года дочь от нее отдалилась.

Неожиданно для близких, без видимых причин И. приняла большое количество транквилизаторов. Мать случайно обнаружила дочь в необычном заторможенном состоянии, нашла упаковки от лекарственных препаратов. Была вызвана «Скорая», оказана экстренная медицинская помощь. После стабилизации соматического состояния мать, с согласия дочери, привела ее на прием к психотерапевту.

Во время приема И. сообщила об ухудшении состояния за последний год, выразившемся в подавленном настроении. Она отметила, что сильно переживала развод родителей, скучала по отцу, на которого была внешне похожа и к которому в детстве была сильно привязана. Достаточно отстраненно описала собственную суицидальную попытку. На приеме была весьма напряженной, скованной, подавленной.

После раздельных бесед с И. и ее матерью во время совместного итогового обсуждения автором были констатированы психологические проблемы И., связанные с развитием семейной ситуации, подчеркнута возможность их разрешения при наличии совместных усилий членов семьи, высказано предложение проведения И. гипнотерапии. И. выразила согласие и желание пройти гипнотерапию, одобренные ее матерью. Перед И. было поставлено условие не предпринимать суицидальные действия в период прохождения психотерапии и немедленно сообщать врачу о появлении суицидальных мыслей, намерений. И. приняла на себя данное обязательство. Таким образом, с пациенткой был заключен антисуицидальный контракт.

И. с детства любила рисовать. Со слов матери рисунки дочери были странными. По просьбе автора И. принесла рисунки на второй прием. Рисунки пациентки выявляли ее несомненные художественные способности. Все они были посвящены одной теме, отражали внутреннее состояние И. в различные моменты ее жизни. Один из рисунков был очень выразительным. На нем в профиль была изображена обнаженная девушка, сидящая на корточках. Приблизив лицо к коленям, она обнимала себя за плечи непропорционально длинными руками. Рисунок был выполнен в темных, багрово-серых тонах.

Первый сеанс проективной гипнотерапии. Пациентка вошла в гипнотическое состояние. После обобщенных внушений дистанцирования психогении (см. ранее) было успешно проведено в диалоговом режиме пробное наведение гипнотической реальности с подъемом на гору и дистанцированным обозрением окрестностей. После завершения сеанса гипноза проведен опрос с уточнением деталей реализации различных внушений. Пациентка отметила успокоение и стала несколько живее.

353


ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ

Второй сеанс проективной гипнотерапии. Перед сеансом, про. веденным через два дня после первого, И. отметила, что стала активнее, живее, настроение стало «получше». Учитывая высокую гипна-бельность и личностные, творческие особенности, после краткой предварительной беседы пациентка одномоментно, без формальной гипнотизации введена в гипнотическую реальность, основанную на ее ключевом, по мнению автора, проблемном рисунке, отражающем актуальное состояние ее «Я».

Р. Т.: А теперь закрыли глаза, расслабились, руки-ноги расположили вдоль тела. Учитывая, что Вы уже были в гипнозе, повторное вхождение в него произойдет быстро и легко. Кроме того, Вы легко сможете войти не только в гипнотическое состояние, но и в любую ситуацию в самом гипнотическом состоянии. На предыдущей встрече мы обсуждали с Вами ваш рисунок с сидящей на корточках девушкой и пришли тогда к заключению о том, что Вы изобразили сущность своего понимания вашей собственной жизненной ситуации. (В этот момент автор, прикасаясь пальцами к вискам И., продолжил говорить.) Поэтому сейчас, входя в гипноз, Вы одновременно и быстро входите в этот свой рисунок и начинаете жить в нем. Чувствуете себя там?

И.: Да. (Кивает, глаза двигаются под закрытыми веками, лицо напряженное, дыхание учащено.)

Р. Т.: Удобно вам сидеть в таком положении на корточках? Нет. (Едва заметно отрицательно качает головой.) Вы можете встать и разогнуться. (Молчит, ее голова чуть откидывается назад). Вы останетесь без одежды или оденетесь? Я оденусь. Я надеваю майку, джинсы, куртку, ботинки. Осмотритесь вокруг себя, где Вы находитесь, что это за место? Это какое-то заболоченное место, рядом ручеек, речка какая-то.

Р. Т.: Вы хотите здесь оставаться или поищете себе какое-нибудь другое место?

Нет (отрицательно качает головой).

Я думаю, что Вам стоит поискать место повыше. Но прежде чем идти вперед, осмотрите себя внимательно, все ли у Вас, все ли с Вами в порядке?

У меня в груди, рядом с сердцем, что-то темное. Вы оставите это темное на месте? Нет (чуть заметно качает головой).

Что Вы будете с ним делать? Может быть, Вам убрать это темное из груди, выкопать ямку и закопать его там?

И.


р.

т.

и.


р.

т.

и.


р.

т.

и.


р.

т.

и.


р.

т.

и.


р.

т.

и.


р.

т.

354


ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

И.: Нет. Оно живое. Я опущу его в воду, пусть уплывет по воде. (Сидит покачиваясь, шевелит губами.)

р. Т.: Что Вы сделали?

И\: Я убрала его с груди, опустила на воду. Оно уплывает.

р Т.: Проверьте, там, в груди, ничего не осталось?

П.: Нет, ничего.

Р Т.: Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Нет ли вокруг каких-либо тропинок, дорожек. Я не удивлюсь, если недалеко от Вас есть какие-либо тропинки. Причем одна из них идет вдоль речки, по самому берегу, вторая поднимается круто вверх, к сухому и безводному месту, а третья, постепенно поднимаясь вверх, идет по зеленой траве в направлении, куда течет речка.

И. (Молча улыбается).

Р. Т.: Но я думаю, что только одна из этих дорожек по настоящему Ваша. Хотя, возможно, Вам, идя в нужном направлении, придется временами менять дорожки, по которым Вы идете.

И.: Я пойду вверх по средней дорожке. (Далее 2-3 минуты молчит.)

Р. Т.: Где Вы сейчас? Что Вы делаете? Видно ли Вам то темное на воде, не следует ли оно за Вами, нет ли его сейчас на Вас?

И.: То темное уплыло. Я иду по дорожке. Вокруг зелень, трава, появились зеленые кусты.

Р. Т.: Как Вы себя чувствуете здесь? Вас ничего не беспокоит, не напрягает? Как далеко Вы хотите пойти?

И.: Мне хорошо дышать. Я пойду дальше. (Пауза 2-3 минуты.)

Р. Т.: Когда Вы пройдете достаточно, выберите себе место, где Вы сможете остановиться на сегодня, обратите внимание на то, чтобы это было хорошее, надежное место.

(Пауза 2-3 минуты.)

Р. Т.: Ну что, Вы прошли достаточно на сегодня? Это действительно хорошее место?

И.: Да, я остановилась.

Р. Т. Хорошо. Проверьте, как там у Вас в груди, все хорошо?

И.: Да.

Р. Т.: Место Вас устраивает?

И.: Да.

Р. Т.: Тогда сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и выходите из гипнотического состояния.

И. (Делает несколько глубоких дыхательных движений, потягивается и открывает глаза).

После выхода из гипнотического состояния И. отмечает, что стала спокойнее, свободнее. С рекомендацией автора сделать какие-ли-

355


ЧАСТЬ 3. КЛИНИЧЕСКАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ

бо новые рисунки, принести другие старые рисунки пациентка уходит домой.

Третий сеанс проективной гипнотерапии. Третий сеанс гипнотерапии состоялся через три дня после второго. И. пришла на сеанс оживленной, принесла несколько новых рисунков. Она отметила улучшение своего состояния, настроения. Со слов матери, за истекшие дни дочь вела себя спокойно, была активнее, доброжелательнее. С интересом говорила о лечении у психотерапевта.

Среди принесенных И. рисунков два обратили на себя внимание. Первый изображал маленькую крепкую девчушку 4-5 лет, уверенно стоявшую на широко расставленных ногах, протягивающую руки вверх, к ясному небу, с летящими голубями. Этот рисунок пациентка нарисовала дома после второго сеанса. Она утверждала, что его сюжет ей приснился ночью, после второго сеанса. Второй рисинок изображал странную пару. Это были мужчина и женщина, нарисованные в профиль. Женская фигура смотрела влево, мужская — вправо. Спинами обе фигуры не просто соприкасались, но были сращены. Женская фигура отличалась большими размерами, стояла на поверхности. Мужская фигура не доставала ногами земли, свисала с женской, как тряпичная кукла. И. утверждала, что рисунок выполнен ею спонтанно, на уроке в школе, и она не знает, что он означает. Автор попросил И. словесно описать изображенные женскую и мужскую фигуры с выделением примет: цвет кожи, цвет волос, цвет глаз, форма лба, носа, осанка. Затем он попросил пациентку точно так же, по приметам, описать собственную мать и отчима. Характерные приметы полностью совпали. И. была вынуждена признать, что неосознанно нарисовала свою мать и отчима. Затем ей был задан вопрос о психологическом содержании такого рисунка, по сути — шаржа. Пациентка покраснела, задышала чаще и глубже и промолчала. Ей был задан вопрос о том, насколько этот рисунок отражает действительный характер взаимоотношений матери и отчима и насколько он отражает актуальное отношение И. к обоим. И. снова промолчала.

Учитывая позитивный эффект предыдущего сеанса с «вхождением» в картину, автор вновь «ввел» И. в мир первого рисунка с летящими голубями, который счел перспективным отражением актуального «Я» пациентки.

Р. Т.: Закройте глаза. Сегодня мы с Вами вновь войдем в Ваш рисунок, на котором изображены Вы и летящие голуби. (Прикасается к вискам пациентки пальцами.) Посмотрите на это небо, голубей, послушайте, как звонко хлопают их крылья во время взлета. Посмотрите на эту землю, траву и кусты вокруг. (Пауза 2-3 минуты.) Все такое яркое, свежее. Все, что Вы видите, слышите, чув-

356


ГЛАВА 22. ЧАСТНЫЕ ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИВНОЙ ГИПНОТЕРАПИИ

ствуете, радует и волнует. (Пауза 2-3 минуты.) Правда, приятное состояние?

ц. (Водит глазами под сомкнутыми веками и кивает головой).

р Т.: Интересно, что земля стала ближе, а трава и все остальное вокруг — больше. Что на тебе надето?

И.: На мне сарафан и сандалии. (Одежда с рисунка, на котором возраст пациентки 4-5 лет.)

р. Т.: С того места, где ты стоишь, все видно неплохо. Однако вон с того высокого пригорка ты сможешь увидеть все еще лучше. Хочешь туда подняться? (Обращается как взрослый к ребенку.)

И.: Хочу. (Пауза 1 минута.)

R Т.: Поднялась?

И.: Да.

Р. Т.: Посмотри на все повнимательней. Отсюда, с высоты, все видно лучше и по-новому. То, что раньше виделось разделенным, теперь оказалось связанным одно с другим. А то, что находилось рядом, вместе, на самом деле само по себе. Ты теперь так же высоко, как и птицы. Видишь их?

И.: Вижу. Они летают рядом.

Р. Т.: Посмотри на птиц. Среди них есть маленькие и большие. Большие сильнее и летают выше.

И.: Да, вижу больших голубей и воробьев.

Р. Т.: Ты сейчас маленькая, но ты растешь и станешь большой. Смотри, ты уже подрастаешь. Сарафан и сандалии уже малы.

И. чуть поводит головой и улыбается.

Р. Т.: Ты не находишь, что пора переодеться в свою взрослую одежду?

И.: Я переодеваюсь.

Р. Т.: Я бы очень хотел, чтобы, переодевшись и став взрослой, ты продолжала видеть все таким же ярким, радостным и единым, а себя чувствовала сильной и уверенной, как те птицы. (Пауза в 1-2 минуты.) Как Вы все видите теперь?

И.: Все по-прежнему яркое и красивое.

Р. Т.: (Делает паузу в 2-3 минуты.) А теперь, сохраняя все важное, что Вы запечатлели в себе во время сеанса, плавно, спокойно, не торопясь, выходим из гипнотического состояния.

И. (Дышит более глубоко, потягивается, улыбаясь, открывает глаза. После выхода из гипнотического состояния И. оживлена, активно рассказывает о своих переживаниях во время гипноза, отмечает, что «там было очень красиво». После возвращения домой в течение второй половины дня у И., со слов матери, сохраняется повышенное настроение).

357