Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Формирование организационной культуры в МЧС России).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность организационной структуры
1.2 Роль организационной структуры
1.3 Построение организационной культуры
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МЧС РФ
2.1 Краткая характеристика деятельности МЧС РФ
2.2 Формирование организационной культуры в МЧС России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Организационная культура – это совокупность взглядов, норм поведения и ценностных ориентаций, которые разделяются всеми сотрудниками организации. В организационной культуре отображаются имидж организации, ее социально-психологический климат, обычаи, ценности, обряды, традиции, знаки отличия, фирменная одежда, награды и прочее[1].
В практике российских организаций многие из перечисленных понятий еще не нашли широкого практического применения, несмотря на то, что государственные служащие, руководители и предприниматели начинают понимать роль деталей, которые касаются этикета, внешнего вида сотрудников, методов проведения встреч и переговоров[2].
Совершенствование и развитие организационной культуры организации требует от коллектива и, в особенности от руководителей привлечения дополнительных материальных, финансовых и организационных ресурсов.
Целью данной работы является исследование организационной культуры, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты исследования организационной культуры;
- провести исследование организационной культуры в МЧС РФ.
Объект исследования - МЧС РФ.
Предмет исследования - организационная культура.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и сущность организационной структуры
Современные зарубежные программы государственного регулирования, опираясь на технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами, ориентированы, в первую очередь, на максимальную экономию энергетических, природных и материальных ресурсов, на обеспечение экологической безопасности производства и природопользования, а также на прирост человеческих ресурсов[3]. Каждое предприятие, исходя из специфики своей деятельности, целевых установок и ресурсных ограничений, разрабатывает инструменты и реализует программы, направленные на обеспечение благоприятных условий достижения поставленных целей устойчивого развития.
Обеспечение устойчивого развития представляет собой одну из ключевых задач управления промышленными предприятиями. Совокупность факторов, определяющих возможности устойчивого развития предприятия, может быть классифицирована следующим образом (рис. 1.1):
Рис. 1.1 - Факторы устойчивого развития предприятия
- Положительные факторы макросреды, не определяемые деятельностью организации, с одной стороны, и нейтрализующие в определенной степени воздействие негативных внешних факторов, с другой стороны (экономические, политические, социально-культурные, технологические).
- Положительные факторы микросреды, определяемые конкретными действиями организации (отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, инвесторами, рост предложения для данной компании на рынке за счет формирования у нее благоприятного имиджа).
- Положительные факторы внутренней среды, определяющие особенности процессов формирования ресурсов организации, в количестве, способствующем устойчивому развитию (обеспеченность финансовыми ресурсами, рост эффективности использования производственных мощностей, оптимизация численности персонала и пр.).
- Положительные факторы внутренней среды адаптационного типа, способствующие росту адаптивности предприятия как его способности приспосабливаться к изменяющейся ситуации. В рамках данной группы факторов выделяются:
- организационная культура, ориентирующая персонал предприятия на четкую и быструю адаптацию к изменяющейся ситуации;
- стратегическое управление, обеспечивающее оптимальность действий предприятия в долгосрочной перспективе в условиях неопределенности рыночной среды;
- гибкую и адаптивную организационную структуру;
- современные технологии производства.
1.2 Роль организационной структуры
Организационная культура играет в этой совокупности факторов одну из главных ролей, поскольку оказывает определяющее влияние на все остальные зависящие от организации факторы устойчивого развития, в том числе и другие факторы адаптационного типа. Именно организационная культура определяет возможности управления устойчивым развитием предприятия, гибкость и адаптивность структуры, характер используемых технологий и т.д. Целенаправленное формирование организационной культуры именно как фактора устойчивого развития повышает эффективность действия всей системы управления устойчивым развитием предприятия.
Протекающие в российской экономике процессы требуют трансформации форм управления персоналом на основе создания концепции формирования принципиально новой организационной культуры предприятия, адекватной требованиям современного менеджмента[4]. Преуспевающие компании вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов и заинтересованы в реальной отдаче от таких вложений[5].
По данным зарубежных специалистов, воздействие на привычные технические или технологические факторы (такие как изменение организационной структуры, систем мотивации, методов финансового управления, реинжиниринг бизнес-процессов) позволяет увеличить эффективность бизнеса не более чем на 10-15 %, а изменение корпоративной культуры повышает эффективность предприятия на 600 %[6]. При этом культура относится к интенсивным факторам развития экономики.
Люди, соответственно подготовленные и рационально, с учетом способностей и возможностей каждого распределенные по рабочим местам, должны приносить предприятию больше, чем тратится на их заработную плату плюс затраты на обеспечение и воспроизводство их деятельности.
Сотрудники становятся факторами формирования конкурентного преимущества предприятия. Одно и то же оборудование, сырье, материалы принципиально доступны всем конкурентам. Единственное, чем предприятия могут отличаться друг от друга, - это особенности и тонкости технологии и способов организации работы, определяемые организационной культурой, которая создает условия для устойчивого развития предприятия.
При этом организация современных технологических процессов на предприятиях должна обеспечивать безопасность производственной деятельности работников производства. Таким образом, неотъемлемым элементом культуры предприятия в настоящее время становится культура безопасности, которая, в свою очередь, тесно связана с культурой и состоянием здоровья работников.
1.3 Построение организационной культуры
Построение организационной культуры предприятия для обеспечения условий устойчивого развития, должно осуществляться с учетом ряда принципов, к ключевым из которых относятся:
- уважение и соблюдение прав работника, закрепленных на законодательном уровне и закрепленных внутренними актами предприятия;
- повышение значимости физического и психического здоровья работников для успешной деятельности предприятия;
- бережное отношение к природным ресурсам, ограничение вреда, наносимого окружающей среде в результате осуществления производственной деятельности предприятия;
- мониторинг и управление экономическими, экологическими и социальными рисками;
- открытое взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, учет их мнений и интересов в процессе принятия решений по вопросам устойчивого развития предприятия;
- построение отношений во внутренней и внешней среде предприятия на основе этических норм и правил;
- своевременное информирование различных заинтересованных лиц о деятельности предприятия, в том числе по вопросам экологической безопасности деятельности, социального развития работников, экологичности рабочего пространства.
Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития механизм управления устойчивым развитием предприятия, с одной стороны, является частью его организационной культуры, а с другой стороны, содержит в себе элементы управления, а также элементы философии ведения бизнеса, определяющие характер организационной культуры предприятия. В этих условиях задача создания эффективного механизма управления устойчивым развитием предприятия приобретает комплексный характер, включает в себя работу по созданию концепции, стратегии и программы устойчивого развития всех подсистем предприятия. Таким образом, механизм управления устойчивым развитием предприятия в качестве субъектов управления включает все звенья управления, начиная от руководства и заканчивая работниками.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МЧС РФ
2.1 Краткая характеристика деятельности МЧС РФ
Организационная культура существенно влияет на конечные результаты деятельности и является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации. Для МЧС России это означает, что каждый сотрудник:
– должен хорошо знать нормы поведения, которые приняты в организации;
– сделать все необходимое для того, чтобы оказать помощь каждому, кто попал в беду.
– должен использовать свои профессиональные навыки и качества для ликвидации и предотвращения любых чрезвычайных ситуаций.
Для того чтобы это было достигнуто следует сформировать иерархию ценностей и внедрить ее в сознание большей части сотрудников, а также определить способы реализации этих ценностей, которые преобладают в МЧС России на современном этапе развития.
А именно, сформулировать цели МЧС, как важнейшие организационные ценности, довести эти цели до личного состава, обеспечить личный пример руководящего и командного состава для осуществления этих целей, создать соответствующее психологическое настроение у всех сотрудников для достижения поставленных целей и сформулировать профессиональную этику и мораль.
Миссия организации – основа системных стратегических планов деятельности организации, которая затрагивает все стороны деятельности: финансовые, кадровые, материально-технические, функциональной деятельности, служебно-профессиональной подготовки и прочее.
Основная миссия в МЧС России на сегодняшний день – это снижение гибели людей в чрезвычайных ситуациях, а также повышение уровня безопасности жизни.
Формирование стратегического планирования в МЧС России осуществляется в виде федеральных целевых программ и министерских планов развития. Они рассчитаны на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Ключевые направления в стратегической деятельности МЧС России:
– повышение готовности и развитие сил в МЧС России, технических средств, систем связи, оповещения и управления, усовершенствование технологий для проведения пожаротушения и аварийно-спасательных работ;
– устранение последствий радиационных катастроф и аварий;
– законодательное, нормативно-методическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности гражданской обороны, ликвидации и предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах, повышение эффективности функционирования РСЧС;
– модернизация гражданской обороны, которая обеспечивает пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах, средства и способы защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций;
– методическое обеспечение международного сотрудничества в области гражданской обороны, пожарной безопасности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– методическое обеспечение подготовки специалистов гражданской обороны и системы МЧС России, руководящего состава, населения и РСЧС.
Организационная миссия по защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций МЧС России говорит о том, что важнейшие составляющие национальных интересов России – это защита личности, государства и общества от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций и их последствий техногенного и природного характера. А в военное время является защитой от опасностей, которые возникают при ведении или вследствие военных действий.
Организационные цели в МЧС России определяются и формируются в целом, на основе приоритетных направлений и проблем в государственной политике, областью которой является защита территорий и населения в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и террористического характера. Цель этой политики – обеспечить деятельность МЧС России, и иных организаций в сфере этой деятельности. Учитывается также то, что проблемы защиты территорий и населения в чрезвычайных ситуациях во многом похожи с опасностями, которые возникают при ведении или вследствие военных действий. Данное обеспечение распространяется и на проблемы организации в ведении гражданской обороны.