Файл: Функции, принципы спортивного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой подход к дефиниции спортивного менеджмента изложен в книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», написанной Д. Кимболом и Р. Люссьером: «спортивный менеджмент это мультидисциплинарное поле, которое интегрируется со спортивной индустрией и менеджментом» [3, с. 6]. В данном случае, по мнению авторов исследования, напротив затронут не весь диапазон индустрий и возможностей, относящихся к спортивному менедж­менту. Однако, мы поддерживаем определение «мультидисциплинароное по­ле» и утверждение о его интеграции. Прежде чем привести свою версию де­финиции, мы приведём иллюстрацию того как, на наш взгляд соотносятся приведённые определения спортивного менеджмента.

Для углубленного и уточнённого понимания дефиниции спортивного менеджмента, в ходе исследования мы обратились к свойствам и характери­стикам данного феномена, представленными выше описанными авторами. Например, Э. Экстин приводит масштабы спортивного менеджмента пере­числением видов и подвидов, относящихся к нему видов деятельности. Пе­реработанные и адаптированные авторами исследования данные представлены в табл. 1.

Таблица 1 -Разновидности и подвиды сфер спортивного менеджмента

Отдельные виды спорта

Профессиональные лиги, команды;

Мультиспорт

Спортивные организации; спортивные школы;

Университетский спорт

Университетские ассоциации; кафедры и факультеты;

События

Встречи, совещания; торговые выставки;

СМИ

Газеты; спортивные журналы» спортивные каналы;

Спонсоры

-

Профессиональные услуги

Услуги по планированию и организации; финансирование; маркетинг; спортивные агентства;

Оборудование

Арены и стадионы; менеджмент объектов; гоночные трассы;

Производители и продавцы

Экипировка; атрибутика; продажи;

Выводом из выше перечисленного, согласно Э. Экстин перед спортив­ным менеджментом стоят следующие задачи:

  1. управление, организация, планирование, лидерство, контроль за исполнением и обеспечение эффективности работы;
  2. развитие внутренней среды на предприятии и создание корпора­тивной культуры, ведущей к успеху;
  3. урегулирование юридических вопросов и документопроизводство;
  4. разработка, исполнение и донесение миссии до всех сотрудников;
  5. организация и эффективное распределение человеческих, матери­альных и нематериальных ресурсов [16, с. 10].

Иной подход к задачам и зонам ответственности спортивного менедж­мента наблюдается у Р. Люссьера и Д. Килбола, которые сводят всё к управ­лению и распределению ресурсами. При этом ресурсы делятся на следую­щие категории: человеческие, финансовые, физические и информаци­онные [18, с. 27]. При этом, человеческие ресурсы рассматриваются как наи­более ценный актив, а физические - как готовые к использованию или упо­треблению материальные средства, необходимые для выполнения конкрет­ной задачи, например, провиант и посуда. Авторы акцентируют вни­мание на том, что требуется либо непосредственное наличие финан­совых ресурсов, либо их оперативная доступность через поставщи­ков, второе оценивается как наиболее рискованное и дорогостоящее в операциях решение.

На основе исследованной литературы и проведённого анализа выше описанных характеристик и определений мы предлагаем следующее опре­деление: Спортивный менеджмент - это процесс и результат применения способности к созданию синергии, путём интеграции и реорганизации имею­щихся, а также поиску и открытию новых видов ресурсов, необходимой для разработки, реализации и контроля за исполнением различных задач, свя­занных со спортивной индустрией.

Данное исследование предоставляет возможности для дальнейшего и более глубокого изучения аспектов и разновидностей спортивного менедж­мента, таких как типы структур в организации, отдельные функции руково­дящих органов, измерение эффективности результатов проделанной работы и т.д. Особый интерес для авторов исследования представляет роль и пози­ция инноваций в спортивном менеджменте, которые неразрывно связаны с креативным подходом к выходу из затруднительных ситуаций и процессом принятия решений.

1.3 Проблематика современного спортивного менеджмента в РФ

Спорт сейчас находится на пороге больших пе­ремен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материально­техническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными орга­низациями разных уровней, отсутствие эффектив­ной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.

Поэтому сейчас он остается достаточно риско­ванным видом вложений. Данной проблемой ис­следования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабито­ва, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.


Если подходить к истории спортивного ме­неджмента широко, то первыми спортивными ме­неджерами были еще римляне (владельцы гладиа­торов) и агенты всесильной китайской якудзы, ко­торые устраивали поединки лучших бойцов Даль­него Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в кон­це XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопут­ствующих кругах выделились спортивные адми­нистраторы (или агенты) и, собственно, менедже­ры.

Спортивный менеджмент - это самостоятель­ный вид профессиональной деятельности [4, с. 73].

Он направлен на эффективное достижение це­лей физкультурно-спортивной организации, дей­ствующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, тру­довых и информационных ресурсов.

Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей ру­ководителей физкультурных и спортивных орга­низаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в про­фессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.

В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмеща­ли учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной фе­дерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профес­сиональной деятельности управленцев в спортив­ной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менедж­мента в развитых европейских странах стала ры­ночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономиче­ской конкуренции.

Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной об­щей цели, главной задачи) спортивной организа­ции. Поэтому установление целей, ради достиже­ния которых создается, функционирует и развива­ется спортивная организация как целостная соци­альная система, является одной из главных про­блем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, кото­рых организация стремится достичь в своей дея­тельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необхо­димое и возможное состояние управляемой систе­мы в будущем.


Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управле­ния, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации суще­ствуют различные виды управленческой деятель­ности. Вместе с ними появляется структура взаи­моотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менедж­мента в индустрии спорта: стратегический, такти­ческий и исполнительский.

Что касается функций менеджмента в индуст­рии спорта, то они представляют собой относи­тельно обособленные направления управленче­ской деятельности. Различают основные и специ­фические функции менеджмента.

Основные функции менеджмента взаимосвяза­ны, составляют единый процесс, характеризую­щий механизм управленческого воздействия.

Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного ме­неджмента могут быть выделены и охарактеризо­ваны по содержанию управленческого воздейст­вия на определенный объект [12].

В современном спортивном менеджменте РФ существует ряд проблем и одна из главных - это нехватка профессиональных кадров социально­экономического профиля. Низкий уровень зарпла­ты преподавателей вузов не позволяет сформиро­вать штат кафедры из специалистов с современ­ным опытом и подготовкой.

В большинстве российских вузов нет направле­ния "спортивный менеджмент", подготовка осу­ществляется на базе специальности "менеджмент организации", а выпускникам присваивается ква­лификация экономист.

Выпускники по физической культуре и спорту, имеющие право вести тренерскую деятельность, чаще всего работают по специальности, накапли­вают опыт, и позднее переходят на управленче­скую работу. Этот путь наиболее логичен, чем ра­бота выпускника-экономиста без опыта в спортив­ной сфере. Поэтому релевантная проблема, это отсутствие хорошей программы, учитывающей все особенности работы спортивного менеджера на уровне государства, частных и общественных ор­ганизаций.

Рассмотрим так же другие проблемы, которые могут повлиять на работу спортивного менеджера:

  1. Плохие условия труда: плохая вентиляция, отопление, не соблюдение санитарно­гигиенических норм в спортивном клубе, органи­зация рабочего места менеджера.
  2. Слабая материально-техническая база: по­стоянно ломающийся инвентарь, недостаточное оснащение оборудования, наличие устаревшей техники, либо полное отсутствие нужного инвен­таря, нехватка программного обеспечения, совре­менные компьютеры, доступ в интернет, аналити­ческие программы.
  3. Недостаточное финансирование деятельно­сти спортивного менеджмента: частично не вы­плачивается зарплата, не выделяют средства на экипировку, форму, на соревнования, или оплату дополнительных расходов, задержки по выплатам, зависимость зарплат от объема производимых ус­луг.
  4. Маленькая зарплата и отсутствие мотивации, а также неэффективное денежное стимулирование (существующие надбавки, доплаты, премии и пр.)
  5. Недостаточная реклама в СМИ, пропаганда вида спорта, отсутствие или неполная информаци­онная поддержка потребителей услуг спортивного клуба.
  6. Отсутствие человека, по поиску дополни­тельного финансирования, закупок, общение с прессой, и совмещение всех этих функций спор­тивным менеджером.
  7. Тяжелая рабочая обстановка в коллективе, дискриминация по половому признаку, авторитар­ный стиль управления, командные методы при управлении персоналом, система штрафов, отсут­ствие прозрачности финансирования, непонима­ние коллег, отсутствие сплоченности в коллекти­ве.
  8. Много методической (или бумажной) рабо­ты, с отчетами, которые не оплачиваются и не вы­деляются часы рабочей нагрузке. Отсутствие ав­томатизированного программного аналитического продукта.
  9. Мало возможностей для проявления своих творческих способностей, введения инновацион­ных идей, интеграции опыта зарубежных коллег. Нехватка денежных средств на поездки на конфе­ренции в другие страны для обмена опытом или повышения квалификации.

Для решения проблемы подготовки кадров не­обходимо разработать качественную программу подготовки спортивных менеджеров с учетом вида работы: государственное управление, обществен­ные организации и коммерческие организации. Спортивный менеджер должен знать программу различных уровней подготовки.

На каждом уровне будут различия: будет изу­чена система управления в государственном сек­торе, по видам спорта (региональный и федераль­ный уровень), а также система управления спор­тивными организациями.

Различия будут и в методах спортивного ме­неджмента: организационно-распорядительные, социально-психологические, а также экономиче­ские (для спортклубов).

Аспекты программы:

  1. Циклы управления включают: обеспечение финансирования соревнований, подготовка спор­тивного резерва, а также оказание физкультурно­спортивных услуг для населения.
  2. Законодательные и нормативно-правовые основы: ФЗ "О физической культуре и спорте", закон об общественных организациях, а также за­кон о предпринимательской деятельности [1].
  3. Источники доходов: государственное финан­сирование спорта в России, внебюджетное, а так­же доходы организаций от предпринимательской деятельности.
  4. Для принятия управленческих решений не­обходимо знание: программы ФКИС (физ. культу­ры и спорта), программы по видам спорта, а также бизнес-планирование.
  5. Знание документации: формы годовой от­четности спортивных учреждений (№ 1-ФК, № 3- ФК, № 5-ФК), номенклатура дел, документы бу­хучета.
  6. В сфере рыночных отношений: государст­венно-частное партнерство, благотворительность, а также рыночные отношения с компаниями (для спортклубов).
  7. Функции работников: на уровне комитета, министерства, контракты в спорте, а также дого­воры на оказание спортивных услуг.

Таким образом, при реализации данной про­граммы, ориентированной на практику, учебный процесс будет разделен на модули, решается зада­ча практического применения дисциплины "спор­тивный менеджмент". Выпускники получат пол­ноценную систему знаний в сфере менеджмент спортивных организаций разного уровня, что по­может ориентироваться в различных видах спор­тивной деятельности [20].

Для решения других проблем, которые могут повлиять на работу спортивного менеджера необ­ходимо усовершенствование существующей кад­ровой политики, маркетинговой политики, систе­мы финансирования, а также информационной поддержки.

Необходимо организовать рабочее место спор­тивного менеджера в соответствии со стандартами и нормами, для полноценной и успешной работы.