Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика спортивного менеджмента
1.1 Основные понятия, цели и принципы спортивного менеджмента
1.2 Сущность спортивного менеджмента и тренд его современного развития
1.3 Проблематика современного спортивного менеджмента в РФ
Глава 2. Характеристика функций спортивного менеджмента на примере КОГАУ«ВятСШОР»
2.1 Характеристика исследования спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР»
2.2 Оценка состояния и текущих проблем спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР»
Другой подход к дефиниции спортивного менеджмента изложен в книге «Прикладные навыки спортивного менеджмента», написанной Д. Кимболом и Р. Люссьером: «спортивный менеджмент это мультидисциплинарное поле, которое интегрируется со спортивной индустрией и менеджментом» [3, с. 6]. В данном случае, по мнению авторов исследования, напротив затронут не весь диапазон индустрий и возможностей, относящихся к спортивному менеджменту. Однако, мы поддерживаем определение «мультидисциплинароное поле» и утверждение о его интеграции. Прежде чем привести свою версию дефиниции, мы приведём иллюстрацию того как, на наш взгляд соотносятся приведённые определения спортивного менеджмента.
Для углубленного и уточнённого понимания дефиниции спортивного менеджмента, в ходе исследования мы обратились к свойствам и характеристикам данного феномена, представленными выше описанными авторами. Например, Э. Экстин приводит масштабы спортивного менеджмента перечислением видов и подвидов, относящихся к нему видов деятельности. Переработанные и адаптированные авторами исследования данные представлены в табл. 1.
Таблица 1 -Разновидности и подвиды сфер спортивного менеджмента
Отдельные виды спорта |
Профессиональные лиги, команды; |
Мультиспорт |
Спортивные организации; спортивные школы; |
Университетский спорт |
Университетские ассоциации; кафедры и факультеты; |
События |
Встречи, совещания; торговые выставки; |
СМИ |
Газеты; спортивные журналы» спортивные каналы; |
Спонсоры |
- |
Профессиональные услуги |
Услуги по планированию и организации; финансирование; маркетинг; спортивные агентства; |
Оборудование |
Арены и стадионы; менеджмент объектов; гоночные трассы; |
Производители и продавцы |
Экипировка; атрибутика; продажи; |
Выводом из выше перечисленного, согласно Э. Экстин перед спортивным менеджментом стоят следующие задачи:
- управление, организация, планирование, лидерство, контроль за исполнением и обеспечение эффективности работы;
- развитие внутренней среды на предприятии и создание корпоративной культуры, ведущей к успеху;
- урегулирование юридических вопросов и документопроизводство;
- разработка, исполнение и донесение миссии до всех сотрудников;
- организация и эффективное распределение человеческих, материальных и нематериальных ресурсов [16, с. 10].
Иной подход к задачам и зонам ответственности спортивного менеджмента наблюдается у Р. Люссьера и Д. Килбола, которые сводят всё к управлению и распределению ресурсами. При этом ресурсы делятся на следующие категории: человеческие, финансовые, физические и информационные [18, с. 27]. При этом, человеческие ресурсы рассматриваются как наиболее ценный актив, а физические - как готовые к использованию или употреблению материальные средства, необходимые для выполнения конкретной задачи, например, провиант и посуда. Авторы акцентируют внимание на том, что требуется либо непосредственное наличие финансовых ресурсов, либо их оперативная доступность через поставщиков, второе оценивается как наиболее рискованное и дорогостоящее в операциях решение.
На основе исследованной литературы и проведённого анализа выше описанных характеристик и определений мы предлагаем следующее определение: Спортивный менеджмент - это процесс и результат применения способности к созданию синергии, путём интеграции и реорганизации имеющихся, а также поиску и открытию новых видов ресурсов, необходимой для разработки, реализации и контроля за исполнением различных задач, связанных со спортивной индустрией.
Данное исследование предоставляет возможности для дальнейшего и более глубокого изучения аспектов и разновидностей спортивного менеджмента, таких как типы структур в организации, отдельные функции руководящих органов, измерение эффективности результатов проделанной работы и т.д. Особый интерес для авторов исследования представляет роль и позиция инноваций в спортивном менеджменте, которые неразрывно связаны с креативным подходом к выходу из затруднительных ситуаций и процессом принятия решений.
1.3 Проблематика современного спортивного менеджмента в РФ
Спорт сейчас находится на пороге больших перемен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материальнотехническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными организациями разных уровней, отсутствие эффективной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.
Поэтому сейчас он остается достаточно рискованным видом вложений. Данной проблемой исследования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабитова, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.
Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне (владельцы гладиаторов) и агенты всесильной китайской якудзы, которые устраивали поединки лучших бойцов Дальнего Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в конце XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопутствующих кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры.
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности [4, с. 73].
Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов.
Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.
В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менеджмента в развитых европейских странах стала рыночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.
Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менеджмента в индустрии спорта: стратегический, тактический и исполнительский.
Что касается функций менеджмента в индустрии спорта, то они представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и специфические функции менеджмента.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект [12].
В современном спортивном менеджменте РФ существует ряд проблем и одна из главных - это нехватка профессиональных кадров социальноэкономического профиля. Низкий уровень зарплаты преподавателей вузов не позволяет сформировать штат кафедры из специалистов с современным опытом и подготовкой.
В большинстве российских вузов нет направления "спортивный менеджмент", подготовка осуществляется на базе специальности "менеджмент организации", а выпускникам присваивается квалификация экономист.
Выпускники по физической культуре и спорту, имеющие право вести тренерскую деятельность, чаще всего работают по специальности, накапливают опыт, и позднее переходят на управленческую работу. Этот путь наиболее логичен, чем работа выпускника-экономиста без опыта в спортивной сфере. Поэтому релевантная проблема, это отсутствие хорошей программы, учитывающей все особенности работы спортивного менеджера на уровне государства, частных и общественных организаций.
Рассмотрим так же другие проблемы, которые могут повлиять на работу спортивного менеджера:
- Плохие условия труда: плохая вентиляция, отопление, не соблюдение санитарногигиенических норм в спортивном клубе, организация рабочего места менеджера.
- Слабая материально-техническая база: постоянно ломающийся инвентарь, недостаточное оснащение оборудования, наличие устаревшей техники, либо полное отсутствие нужного инвентаря, нехватка программного обеспечения, современные компьютеры, доступ в интернет, аналитические программы.
- Недостаточное финансирование деятельности спортивного менеджмента: частично не выплачивается зарплата, не выделяют средства на экипировку, форму, на соревнования, или оплату дополнительных расходов, задержки по выплатам, зависимость зарплат от объема производимых услуг.
- Маленькая зарплата и отсутствие мотивации, а также неэффективное денежное стимулирование (существующие надбавки, доплаты, премии и пр.)
- Недостаточная реклама в СМИ, пропаганда вида спорта, отсутствие или неполная информационная поддержка потребителей услуг спортивного клуба.
- Отсутствие человека, по поиску дополнительного финансирования, закупок, общение с прессой, и совмещение всех этих функций спортивным менеджером.
- Тяжелая рабочая обстановка в коллективе, дискриминация по половому признаку, авторитарный стиль управления, командные методы при управлении персоналом, система штрафов, отсутствие прозрачности финансирования, непонимание коллег, отсутствие сплоченности в коллективе.
- Много методической (или бумажной) работы, с отчетами, которые не оплачиваются и не выделяются часы рабочей нагрузке. Отсутствие автоматизированного программного аналитического продукта.
- Мало возможностей для проявления своих творческих способностей, введения инновационных идей, интеграции опыта зарубежных коллег. Нехватка денежных средств на поездки на конференции в другие страны для обмена опытом или повышения квалификации.
Для решения проблемы подготовки кадров необходимо разработать качественную программу подготовки спортивных менеджеров с учетом вида работы: государственное управление, общественные организации и коммерческие организации. Спортивный менеджер должен знать программу различных уровней подготовки.
На каждом уровне будут различия: будет изучена система управления в государственном секторе, по видам спорта (региональный и федеральный уровень), а также система управления спортивными организациями.
Различия будут и в методах спортивного менеджмента: организационно-распорядительные, социально-психологические, а также экономические (для спортклубов).
Аспекты программы:
- Циклы управления включают: обеспечение финансирования соревнований, подготовка спортивного резерва, а также оказание физкультурноспортивных услуг для населения.
- Законодательные и нормативно-правовые основы: ФЗ "О физической культуре и спорте", закон об общественных организациях, а также закон о предпринимательской деятельности [1].
- Источники доходов: государственное финансирование спорта в России, внебюджетное, а также доходы организаций от предпринимательской деятельности.
- Для принятия управленческих решений необходимо знание: программы ФКИС (физ. культуры и спорта), программы по видам спорта, а также бизнес-планирование.
- Знание документации: формы годовой отчетности спортивных учреждений (№ 1-ФК, № 3- ФК, № 5-ФК), номенклатура дел, документы бухучета.
- В сфере рыночных отношений: государственно-частное партнерство, благотворительность, а также рыночные отношения с компаниями (для спортклубов).
- Функции работников: на уровне комитета, министерства, контракты в спорте, а также договоры на оказание спортивных услуг.
Таким образом, при реализации данной программы, ориентированной на практику, учебный процесс будет разделен на модули, решается задача практического применения дисциплины "спортивный менеджмент". Выпускники получат полноценную систему знаний в сфере менеджмент спортивных организаций разного уровня, что поможет ориентироваться в различных видах спортивной деятельности [20].
Для решения других проблем, которые могут повлиять на работу спортивного менеджера необходимо усовершенствование существующей кадровой политики, маркетинговой политики, системы финансирования, а также информационной поддержки.
Необходимо организовать рабочее место спортивного менеджера в соответствии со стандартами и нормами, для полноценной и успешной работы.