Файл: Функции, принципы спортивного менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Под спортивным менеджментом подразумевается большая работа по подготовке, организации и проведению международных турниров самого высокого уровня, таких как Чемпионат мира и Европы по разным видам спорта.

По сравнению с западным спортивным менеджментом, особенно американским, - спортивный менеджмент в России находится в начальной стадии развития. Для сравнения - американские профессиональные спортивные лиги имеют давние исторические корни - многие из них существуют более ста лет! Все это является колоссальным преимуществом перед российскими клубами, лигами и федераций.

Актуальность обусловливается увеличением числа спортивных событий, усилением политического значения спорта и его роли во всемирной экономике и торговле. И важно в современное время эффективно управлять спортивной организацией.

Новизна работы заключается в том, что проведено комплексное исследование характеристик спортивного менеджмента КОГАУ «ВятСШОР». Также стоит отметить, что в данной работе спортивный менеджмент рассматривается с точки зрения развития спортивного бизнеса в целом. И в этом плане выявление особенностей спортивного менеджмента, их влияния на эффективную работу спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» также имеют практическую значимость.

Объект исследования - менеджмент спортивной организации Предмет исследования - особенности менеджмента спортивной организацией КОГАУ «ВятСШОР».

Цель работы - исследовать понятие и дать общую характеристику спортивного менеджмента .

Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить общие представления о спортивном менеджменте и требования, предъявляемые к нему в современных условиях;
  2. дать общую характеристику состояния спортивного менеджмента КОГАУ «ВятСШОР» с точки зрения законодательного, экономического, организационного аспектов;
  3. определить пути совершенствования и развития спортивной организации КОГАУ «ВятСШОР» в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством.

Для написания работы нами использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ существующей базы научно - методической литературы по исследуемой работе.
  2. Анализ документов спортивной организации.
  3. Анкетирование и интервьюирование.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования и разработанные рекомендации в области спортивного менеджмента могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании различных дисциплин, связанных с управленческой деятельностью спортивных организаций.


В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.И. Жолдак, С.Г. Сейраноов, И.И. Переверзин, Я.Р. Вилькин и Т.М. Канавец и др.

Глава 1. Понятие и общая характеристика спортивного менеджмента

1.1 Основные понятия, цели и принципы спортивного менеджмента

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как управление организацией, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, дохода. Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой определенных результатов в предпринимательской деятельности.

Понятие спортивный менеджмент включает в себя различные компоненты. И одним из самых основных из них являются люди, которые в этой сфере работают. Экономика спорта на сегодня подвергается коммерциализации, то есть роль денежных вложений становится все более значимой. Поэтому менеджмент в спортивной индустрии является важной отраслью.

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений. Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделения. В данном случае слово «организация» означает процесс, в то же время организация - это и отдельный вид управления, его функция [11].

Цель спортивного менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России.

Конечной целью менеджмента коммерческой организации физкультурно-спортивной направленности является обеспечение прибыльности или доходности работы организации путем рациональной организации труда. Однако, в большинстве своем организации в сфере физической культуры - это некоммерческие организации, а большая часть из них государственные (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) и др. Поэтому целью их менеджмента является постоянное стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы различных категорий населения в физкультурно­спортивных услугах [10].


Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного действия субъекта управления на управляемый объект. Различают общие и отраслевые функции.

Общие функции управления универсальны, так как характеризуют любой процесс управления, независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Как уже нами было изучено, управление, с точки зрения процессного подхода - это планирование, организация, мотивация и контроль с принятием решений и коммуникацией на всех стадиях управленческого процесса. Рассмотрим содержание каждой функции спортивного менеджмента.

Подготовка и принятие управленческого решения - это сложная комплексная функция, состоящая из планирования, подготовки и принятия различных видов нормативных актов (постановлений, приказов, инструкций, программ, образовательных стандартов, социальных норм и нормативов). Важнейшей формой управленческого решения организаций спортивной направленности являются планы, текущие и перспективные.

Организация как функция менеджмента предусматривает упорядочение имеющихся организаций физкультурно-спортивной направленности (обеспечение их всем необходимым для нормальной работы: персоналом, зданиями, финансами, оборудованием и т.д.) и образование новых, организация новых видов деятельности, направленных на выполнение управленческих решений, проведение маркетинговой работы[17, С. 25].

Функция мотивации предусматривает создание системы стимулов и санкций, материальную и моральную заинтересованность персонала спортивных организаций в более эффективной работе. Это также деятельность, имеющая целью активизировать интерес населения к занятиям физическими упражнениями и спортом, к потреблению физкультурно­спортивных услуг.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка результатов работы в организациях физкультурно-спортивной направленности, а также текущий учет их деятельности (формы учета в ФКиС).

Координация - это центральная функция процесса спортивного менеджмента, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности всех звеньев спортивной организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними, а также с общественностью.


Отраслевые функции спортивного менеджмента. Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на определенный объект, принято называть отраслевыми, конкретными или специфическими. Позволяют выделить совокупность наиболее существенных отраслевых функций спортивного менеджмента:

  • Физическое воспитание учащейся молодежи. Организация физкультурно-спортивной работы с населением. Подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта, развитие профессионального спорта. Подготовка спортивного резерва.
  • Проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий.
  • Научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта в стране. Менеджмент персонала в спортивных организациях (подготовка, повышение квалификации и аттестация специалистов по ФКиС, подбор и расстановка кадров в госучреждениях ФКиС). Финансовый менеджмент в спортивной организации и спонсорство.

Все общие и отраслевые функции спортивного менеджмента действуют в единстве, образуя организационно-технологический процесс. Система отраслевых функций является объективной основой для создания организаций физкультурно-спортивной направленности. Носителем отраслевых функций являются структурные подразделения организаций (управления, отделы и т.п.). Носителем общих функций спортивного менеджмента может быть организация в целом. В каждой выделенной отраслевой функции можно выделить общие функции. Затраты труда на выполнение общих функций управления равны затратам на выполнение отраслевых, конкретных функций. [7, С. 125]

1.2 Сущность спортивного менеджмента и тренд его современного развития

За последний век организации претерпели значительные изменения, кото­рые затронули множество сфер жизни социума. Одной из таких сфер стал спорт. Ранее спорт расценивался как развлекательная деятельность или отдых, но также он может быть «средством трудоустройства или бизнесом»[3, c. 41].

Постепенно он перерос в гигантский сектор, который по словам А. Аталай, можно определить как «шоу-бизнес».

Данная трансформация привнесла значительное количество радикаль­ных изменений в корпоративный облик спорта, а также в финансовою его структуру. Теперь спортивные клубы, как и другие компании, ставят своей основной целью максимизацию дохода, при этом, спортивные достижения перестали быть обязательным условием. Боле того развитие информацион­ных технологий породило новые модели монетизации, такие как «Fantasy Sports» или Фэнтези спорт, представляющий собой симуляцию одной из сторон спортивного менеджмента, а именно имитацию владения спортив­ным клубом. Игроки производят трансферы спортсменов и проводят матчи, которые основаны на правилах Фэнтези лиг и реальной статистики спорт­сменов. Таким образом, мы видим, как благодаря волновому эффекту одно­го события появляются возможности генерировать прибыль. Только в США насчитывается 20 миллионов игроков Фэнтези спорта [3, с. 5].


Изменения в корпоративной идентичности и приоритетах повлекли за собой «изменения в перцепции» самого менеджмента [12, с. 29]. Ключевой задачей стало не достижение успеха, а его поддержание в условиях расту­щей конкуренции. Так, чтобы обеспечить свое будущее, компании применя­ли различные модели управления, что повлекло за собой новый пик менед­жерской активности. В конечном счете, именно эффективность организации активов решает исход любого начинания. Кимбол Д., в своей книге «При­кладные навыки спортивного менеджмента», высказывает следующую по­зицию: «Менеджеры создают культуру организации, устанавливают тон работы». Авторы исследования разделяют эту позицию, так как эта позиция подразумевает определенный набор навыков: умение видеть боль­шую картину, распознавать и реагировать на возникающие тренды, уметь брать на себя ответственность и быть лидером. Несомненно, залогом и не­отъемлемым элементом эффективности является качество всех составляю­щих системы, а не только компетентность её руководства. При этом, на уп­равлении лежит задача адекватного распределения и раскрытия потенциала, а также приведении разрозненных частей к состоянию синергии и слажен­ной работоспособности.

Не смотря на финансовый потенциал и перспективы, направление спор­тивного менеджмента нашло сравнительно небольшое отражение в акаде­мической среде, так, согласно Д. Кимболу, на 1980 г. в Северной Америке существовало только 20 программ по спортивному менеджменту, к 2011 это число увеличилось до 200. В своей книге Д. Кимбол утверждает, что «самая важная причина такого роста - понимание того, что ценность спорта напря­мую зависит от способов и методов управления и организации» [13, с. 5].

Для того чтобы описать особенности спортивного менеджмента и дать анализ его составляющим, необходимо рассмотреть различные подходы к его определению. В книге Э. Экстин «Руководство к спортивному менедж­менту» приводится следующая дефиниция: «теория и практика всех людей, видов деятельности, бизнесов или организаций, вовлеченных в процесс про­изводства, фасилитации, продвижения и организации любой связанной со спортивным бизнесом услуги или продукта» [10, c. 7]. Авторы исследования рассматривают это определение как адекватное, так как оно затрагивает все сферы, соприкасающиеся со спортивным менеджментом. Однако, вопрос принадлежности к спортивному менеджменту некоторых элементов фаси- литации, таких как производство спортивного инвентаря и атрибутики ви­дится нами как дискуссионный. Также создание и продвижение теле- и ра­диовещательных систем оказывает непосредственное влияние на спорт, его доступность и зону распространения, то есть осуществляет фасилитацию, но на наш взгляд невозможно рассматривать «теорию и практику» инжене­ров, разрабатывающих беспроводные коммуникации как часть спортивного менеджмента. Во-первых, в связи отсутствием изначальной и узкоспециа­лизированной задачи в процессе возникновения этих технологий. Во-вто­рых, из-за отсутствия непосредственного вклада и контроля за дальнейшим развитием. Например, введение замедленных автоповторов, оказало огром­ное влияние на спорт и стало его неотъемлемой частью, но его появление не было вызвано ни требованиями, ни непосредственным участием, ни иссле­дованиями произведёнными в рамках спортивного менеджмента. В 1094 г. австрийский физик Август Мусгер запатентовал технологию изменения темпа показа киноленты, что было сделано для художественных фильмов, хоть и впоследствии получило широкое распространение именно в спор­тивном секторе.