Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Глава 1 Сущность и причины возникновения монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Антимонопольная политика государства включает в себя как микроэкономическую, так и институционную теорию, в которой говорится о факторах эффективности рынка монополии, т.е. о несовершенной конкуренции. А также о рынках естественной монополии и эффективности государственного регулирования.

Основным составляющим конкурентной политики является антимонопольное регулирование в нерегулируемых отраслях естественных монополий, которые довольно тесно пересекаются с экономической теорией монополии, а также с естественной монополией и возможность реформирования естественных монополий.

Из-за возможности потерять всеобщее благосостояние зародилось антимонопольное регулирование. Стоит отметить, что значительно осложняются условия осуществления данной деятельности с развитием представлений о конкуренции. Противодействовать появлению новых крупных торговцев и контролировать их поведение задача намного проще, чем обеспечивать равный доступ участникам рынка к ресурсам, содействовать динамической конкуренции и т.д. Монополия является крупнейшим собственником, охватывающим основную часть рыночного пространства с целью обогащения.

Преобладание различных монополий на рынке сводится к общепризнанному единому следствию самостоятельному установлению рыночной цены. При этом законы, которые выражают зависимость стоимости от спроса и предложения, используются своеобразно.

В развитых странах мира реформирование естественных монополий осуществляет государство.

Причем основной задачей регулирования антимонополии считается защита конкуренции от подавлений монополистов и ограничение власти фирм-монополистов, которые диктуют потребителям собственные уровни цен. На сегодняшний день в РФ доминирующие фирмы могут относиться к трем категориям, таким, как временные, разрешенные и естественные монополии.

Целью работы  является изучение опыта реформирования естественных монополий в разных странах.

В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность антимонопольной политики.

- определить особенности регулирования деятельности и реформирования естественных монополий.

- исследовать механизм функционирования антимонопольной политики и реформирования естественных монополий зарубежных стран.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


Глава 1 Сущность и причины возникновения монополий

1.1 Понятие монополии

Монополия это прямая противоположность конкурентного рынка. Она характеризуется наличием лишь одного продавца и производителя, который занимает все пространство на рынке определенного товара или услуги. Обратное явление это монопсония, где властью обладает один лишь покупатель на рынке определенного товара или услуги[13. C. 115].

Совершенная монополия это такие условия на рынке, при которых производимый монополистом продукт уникализирован и не имеет товаров-заменителей, попасть на рынок невозможно по ряду обстоятельств, в результате чего производитель удерживает всю власть в своих руках. Кроме того, монополист может значительно влиять на установление цен, но в данном случае его власть все же ограничена. Получение прибылей на таком рынке очень высоко. Вот почему в отрасль привлекается все больше и больше аутсайдеров, но как же монополисты борются с такой бешеной конкуренцией? Как им удается сдерживать этот натиск и продолжать господствовать? Для этого следует рассмотреть виды монополий:

1. Естественная. Возникает в основном в отраслях, обеспечивающих общество жизненно необходимыми ресурсами, такими, как электроэнергия, вода, газ, транспортные перевозки (например, городской транспорт) и т.д. В таком случае снабдить рынок нужными ресурсами получается дешевле, поэтому и производство становится более эффективным. Существует реестр естественных монополий, в котором собрана единая информация о задействованных хозяйствующих субъектах.

2. Монополия в условиях контроля организации над редкими природными ресурсами или знаниями. Если фирма обладает особыми ресурсами (нефтью, например) или знаниями (патенты), то она может господствовать на рынке за счет того, что она единственный их обладатель.

3. Государственная монополия это ситуация на рынке, которая обусловлена естественной монополией (например, железнодорожные перевозки). Также это обстоятельство, получившееся за счет того, что в какую-либо отрасль приток других организаций негосударственного типа запрещен (например, в сфере экспорта, импорта).

4. Двусторонняя монополия это ситуация на рынке, когда покупатель-монопсонист противостоит производителю-монополисту (например, когда монополист предоставляет услугу государству единственному покупателю данного вида услуг) [15. C. 203].


Существует такое понятие, как монополистическая конкуренция. Она представляет собой вид рыночной структуры, при котором весомое количество продавцов или производителей поставляют на рынок похожую, но не совсем одинаковую продукцию, которая отличается качеством, дизайном или какими-либо другими признаками. Товары, которые производятся в условиях монополистической конкуренции, составляют одну отрасль и один рынок (например, зубные пасты, спортивная одежда, безалкогольная продукция). Таким образом, монополия это состояние, при котором власть принадлежит одному продавцу или производителю. Но при наличии множества покупателей, такая ситуация на рынке плачевна. Зачастую монополист сокращает выпуск продукции и повышает цены на товар.

1.2 Антимонопольная политика

Развитие специализированных рынков и рыночных отношений с естественной необходимостью приводит к возникновению олигополий и монополий на этих рынках. Монополия хотя и является естественным продуктом конкуренции, отрицает последнюю и дестабилизирует экономическое развитие, научно-технический прогресс. Поэтому одной из задач государственного регулирования экономики является задача поддержания необходимого уровня конкуренции и концентрации и централизации капитала в национальном хозяйстве.

Поддержание конкуренции как способ обеспечения стратегической устойчивости рыночного хозяйства предстает наиважнейшей задачей всей системы государственного регулирования экономики, поскольку оно выступает в качестве системообеспечивающей цели для сохранения возникшего на основе рыночных отношений капитализма[12. C. 301].

Сохранение конкуренции необходимо и с позиций сохранения ее как основного и первоначального регулятора распределения ресурсов в рыночном хозяйстве. Система государственного регулирования экономики только дополняет и корректирует его нежелательные для общества и отдельного периода его развития социально-экономические последствия. Конкуренция на рынке выполняет распределительную, инновационную и регулирующую функции.

Экономическое содержание монополии реализуется во власти поставщика товара или услуги над условиями его сбыта. Поэтому основными признаками определения монопольного положения фирм, их предполагаемого или реально существующего объединения служат:

• дискриминация потребителей;


• искусственное завышение цен;

• снижение объема выпуска;

• ограничение конкуренции и доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам [23. C. 144].

Существует два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа. Процессу монополизации отдельных рынков в определенной мере способствует развитие специализации и выделение новых видов и сфер деятельности, которые как бы «естественно» монополизируются на определенный период времени, определяемый характером распространения технологии.

Современная теория выделяет три типа монополий:

• отдельного предприятия;

• на основе дифференциации продукта;

• на основе соглашения.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Различаются три основных вида монополии: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, почтовые услуги и связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия возникает на основе действия рыночных отношений или в случае сговора олигополистических предприятий [34. C. 309].

Для успешного противодействия процессу монополизации отдельных сфер хозяйственной жизни государство должно проанализировать складывающуюся ситуацию и определить степень или уровень монополизации на основе разрабатываемых критериев и показателей. Прежде всего определяются категории рынков, подлежащих исследованию на предмет монополизации. Для анализа выделяют товарные и географические рынки.


Государственные органы накопили довольно широкий арсенал средств контроля за процессом ограничения конкуренции. К ним относятся:

• контроль слияний хозяйствующих субъектов;

• оценка влияния результатов слияния фирм-конкурентов на цены

товаров и услуг;

• анализ последствий использования доминирующего положения;

• анализ случаев и методов ограничения конкуренции;

• анализ и доказательство наличия сговора с целью установления монопольно высоких цен;

• разделение доказанной монополии на несколько фирм;

• защита конкуренции методом конкурсных торгов и др.

Государство отслеживает не только монопольно высокие, но монопольно низкие цены, прежде всего на географических рынках, поскольку низкие цены доминирующих в какой-либо сфере фирм могут привести к массовому разорению местных предприятий, что ухудшит конкурентные условия развития рыночных отношений. Эта практика получила образное название «использование конкуренции на удушение» или «разрушительный демпинг».

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка взаимодействие конкурентных и монопольных сил[15. C. 106].

На основе практики применения системы государственного регулирования экономики к данной сфере регулирования исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, т.е. признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение.