Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации
1.1. Внешняя среда организации и ее элементы
1.2. Понятие и элементы внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «САР»
2.2. Анализ внутренней среды организации
2.3. Характеристика проблем и выбор приоритетной проблемы предприятия
Введение
Актуальность. Предприятие – это открытая система, обладающая определенной внутренней средой, и функционирующая во внешней среде.
Одной из главных задач предприятий стало оперативное отслеживание изменений внешней среды, их оценка и выбор наилучшего варианта ответной реакции. Изначально внешняя среда предприятия рассматривалась как уже заданные условия, которые руководитель предприятия не мог контролировать. Сейчас же внешнею среду рассматривают как возможность, которая позволяет развиваться на рынке, постоянно выявляя угрозы и возможности, необходимые для достижения целей предприятия. Любое предприятие должно
не просто приспосабливаться к внешней среде, предприятие должно искать
возможности получения новых ресурсов из внешней среды. Предприятию необходимо приспосабливаться к воздействию внешней среды, в противном случае выживание предприятия ставиться под угрозу, не говоря уже о его эффективности ведения деятельности. Внешняя среда так же влияет на цели предприятия, его миссию и текущую деятельность. Поэтому руководителю предприятия, следует здраво оценивать ситуацию и не игнорировать влияние внешней среды. Не менее важным является анализ внешней среды, так как он позволяет выявить потенциал предприятия и направления его развития.
Цель работы – провести анализ внешней и внутренней среды ООО «САР» и определить пути развития предприятия.
Задачи работы:
1) исследовать сущность внешней среды организации и рассмотреть ее составляющие;
2) рассмотреть понятие и составляющие внутренней среды;
3) проанализировать внешнюю среду ООО «САР»;
4) проанализировать внутреннюю среду ООО «САР»;
5) дать характеристику проблем, выбрать приоритетную проблему предприятия, определить возможные пути ее решения.
Объектом исследования является ООО «САР».
Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда предприятия.
Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента, маркетинга, стратегического анализа.
Источниками информации явились данные ООО «САР», публикации в сети Интернет.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации
1.1. Внешняя среда организации и ее элементы
Предприятие любой сферы деятельности и масштаба функционирует под воздействием внешней и внутренней среды. Эта среда включает факторы, оказывающие влияние на способности предприятия устанавливать и поддерживать эффективные связи с рынком. Она формируется как из внешней микро-, и макросреды, так и внутренней среды[1].
Макросреда представляет собой совокупность факторов, не поддающихся влиянию со стороны руководства компании, но их можно и нужно учитывать. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая как открывает новые возможности, так и грозит новыми опасностями[2].
Макросреда включает следующие основные элементы:
1) демографическая среда, ее основными характеристиками являются
численность и плотность населения, миграция[3];
2) экономическая среда, в первую очередь, это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы;
3) технико-экологическая среда, руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост вложений на исследования и разработки, ужесточение государственного контроля;
4) природная среда, изменения в окружающей среде сказываются и на
товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку;
5) политическая среда, представленная законами, нормативными документами государственных учреждений, требованиями групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий;
6) культурная среда, то есть основные взгляды культурные ценности и
нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться особенности культурного уклада стран - приверженность населения основным культурным ценностям и наличие субкультур в рамках единой культуры[4].
Таким образом, становится очевидным, что предприятие не может существовать без влияния различных факторов. Недостаточное внимание к факторам окружения может привести к нежелательным последствиям, а также проигрышу в конкурентной борьбе. Кроме того, внимание к макросреде позволяет своевременно воспользоваться преимуществами, которые она предлагает и эффективно принимать решения относительно важнейших вопросов управления[5].
В свою очередь, микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с потребителями отношения сотрудничества. К микросреде традиционно относятся следующие элементы:
1) предприятие;
2) поставщики;
3) маркетинговые посредники;
4) клиентура;
5) конкуренты;
6) контактные аудитории[6].
Предприятие - это самостоятельный, хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства и продажи продукции, оказания услуг или выполнения работ, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Это внутренние группы организации, такие, как руководство фирмы, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производственные подразделения, бухгалтерия[7].
Поставщики. К ним относятся фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства или продажи конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Рост цен на закупаемые материалы ведет к повышению цен и на готовую продукцию. Нехватка тех или иных материалов и иные причины могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров. В итоге могут быть упущены возможности сбыта и подорвана репутация предприятия[8].
Маркетинговые посредники - фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры. К ним
относятся:
— торговые посредники;
— фирмы-организаторы товародвижения:
— агентства по оказанию маркетинговых услуг;
— кредитно-финансовые организации.
Клиентура. Выделяют пять типов клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
2. Рынок предприятий — организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
3. Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для их последующей реализации с прибылью[9];
4. Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается[10];
5. Международный рынок - это все типы покупателей за рубежом.
Каждому типу рынка присущи свои специфические черты.
Конкуренты. Различают четыре разновидности конкурентов:
а) Желания-конкуренты - потребности, связанные с одной нуждой. Потребитель обычно рассматривает несколько вариантов действий;
б) Товарно-родовые - различные способы удовлетворения какого-либо
конкретного желания;
в) Товарно-видовые — разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя;
г) Марки-конкуренты - это разные марки одного и того же товара[11].
Контактные аудитории. Это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может способствовать либо противодействовать усилиям предприятия[12]. По характеру их подразделяют на благотворные, искомые и нежелательные аудитории. Благотворная аудитория - группа, интерес которой к организации носит благотворный характер (например, спонсоры). Искомая аудитория — группа, чью заинтересованность следует искать (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория — группа, внимание которой лучше не привлекать, но с которой придется считаться, если она каким-то образом проявит себя.
Таким образом, микросреда фирмы — это совокупность непосредственных контактов необходимых для осуществления ее деятельности. Говоря простым языком это понятие разграничивает тех, кто помогает осуществлять производственный процесс, фирмы, предлагающие аналогичные услуги и товары и кем данный товар или услуга потребляется[13].
Рисунок 1 – Макро и микросреда предприятия[14]
Комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) и внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном целевом рынке, представлены на рисунке 1[15].
1.2. Понятие и элементы внутренней среды организации
Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам,
создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности[16]. Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
1. производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологии; патенты, торговые марки;
2. персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
3. организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства: фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций[17];
4. маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы: нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
5. финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек формирования бюджета, планирования прибыли[18].