Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проведен анализ показателей по каждой подсистеме. Подсистема маркетинга в целом получила сильную оценку, так как предприятие обладает хорошей репутацией, высокой долей рынка. Все это имеет высокую взвешенную оценку. Подсистема финансы получило нейтральную оценку. Так как у предприятия хорошая ликвидность и высокая рентабельность, что в свою очередь отмечается высокой значимостью. Однако у предприятия проблемы с доступностью капитала и низкая оборачиваемость средств, что связано с высокой дебиторской задолженностью. Производство оценивается нейтральной оценкой. Организация и управление также получает нейтральную оценку, в виду того что организационная структура и стиль менеджмента на высоком уровне, но организационная культура и интерес работников получают слабую оценку. Итак, можно сделать вывод, что у предприятия большое количество факторов, получивших сильную оценку. Большинство факторов нейтральны, однако есть и слабые места. Это недоступность капитала, низкая оборачиваемость, низкая заинтересованность работников.

Проведем SWOT-анализ предприятия. SWOT-анализ – позволяет оценить сильные и слабые стороны организации и одновременно выявить во внешней среде фирмы факторы, представляющие возможности и угрозы. В
таблице 6 представлен SWOT-анализ ООО «САР».

Таблица 6

SWOT-анализ ООО «САР»

Потенциальные внутренние сильные стороны:

компетентность и знание особенностей данного региона в ключевых вопросах;

хорошее впечатление, сложившееся о фирме у покупателей;

экономия на масштабах производства;

умение избежать сильного давления со стороны конкурентов;

во всех производствах используется новейшая технология;

лучшая техника импортного производства;

более низкие издержки (преимущество по издержкам);

проверенный менеджмент;

большой опыт;

организована отличная система мотивации и стимулирования работников к труду;

лучшие возможности производства, выпуск высококачественной продукции.

Потенциальные внешние возможности:

способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки, возможности расширения, увеличения объемов производства за счет работы оборудования на полную мощность (сейчас из-за недостачи сырья и рынков сбыта продукции, оно работает на 30-40 % своей мощности);

способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции и в новых видах уже выпушенной продукции;

ослабление позиций фирм-конкурентов

Потенциальные внутренние слабые стороны:

нет четкого стратегического направления развития;

ограниченная сбытовая сеть;

неудовлетворительная организация рекламной деятельности;

высокий уровень дебиторской задолженности

Потенциальные внешние угрозы:

выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, в частности китайских;

медленный рост рынка;

высокая зависимость от снижения спроса


Анализируя таблицу 6 можно сделать вывод о том, что потенциальных сильных сторон и возможностей у фирмы гораздо больше, чем потенциально слабых сторон и угроз, что свидетельствует об успешном функционировании
предприятия. Если предприятие хочет повысить свою конкурентоспособность на рынке недвижимости Амурской области, то ему необходимо использовать свои возможности, чтобы превратить их в потенциальные сильные стороны, а также не допустить превращения угроз в потенциальные слабые стороны.

Основываясь на проведённом анализе, выявим внутренние проблемы ООО «САР», согласно их возникновению в функциональных подсистемах, результаты представим в таблице 7.

Таблица 7

Внутренние проблемы ООО «САР»

Функциональная подсистема

Выявленная проблема

Производство

Недостаточность сырья для изготовления продукции (дороговизна)

Финансы

Высокая степень финансовой зависимости предприятия от привлеченных источников;

Высокий уровень дебиторской задолженности

Маркетинг

Ограниченная сбытовая политика;
Неудовлетворительная организация рекламной
деятельности;

Персонал

Устаревание ППП (промышленно-производственного персонала)

Исходя из данных таблицы 7, можно сделать вывод о том, что у предприятия имеются внутренние проблемы в каждой функциональной подсистеме.

Производство: мощное современное производство, позволяющее выпускать большой объем продукции в сжатые сроки, новейшая современная и «дешевая» технология строительства быстро возводим ого жилья, соответствующего ГОСТ, но недостаточность сырья для изготовления продукции, обязывает руководство активно искать новые сырьевые рынки.

Финансы. Все основные показатели деятельности показывают, что предприятие с 2013 по 2015 г. расширилось, за счет большей интенсификации производства извлекло большую выручку. Прибыль растет быстрее, чем выручка от реализации продукции, то есть сокращаются расходы. Деятельность предприятия в целом эффективна, расходы на производство продукции и прочие расходы возмещаются предприятием не только за счет покрытия их стоимости при реализации продукции, но и за счет увеличения иных доходов предприятия. Из негативных сторон следует отметить высокую степень финансовой зависимости предприятия от привлеченных источников — собственный капитал меньше заемного, а также большой объем дебиторской задолженности.


Маркетинговая подсистема: несмотря на то, что в организации маркетинговой деятельности у предприятия есть проблемы, у ООО «САР» сформировалась клиентская база постоянных покупателей, учитывается каждое пожелание клиента, так как с каждым из своих клиентов предприятие работает по индивидуальной схеме.

Персонал: ежегодно повышается производительность труда рабочих, за
счет высокой мотивации и уровня трудовой дисциплины на предприятии, но
среди рабочих происходит устаревание кадров.

2.3. Характеристика проблем и выбор приоритетной проблемы предприятия

В ходе анализа внешней и внутренней среды ООО «САР» были выявлены проблемы организации. У организации есть как внешние проблемы, на которые организация не может повлиять, так и внутренние, которые имеют решение. Проведем причинно-следственный анализ по каждой проблеме методом организационной диагностики.

Анализ внешней среды показал, что у предприятия имеется ряд внешних
проблем — рост цен на сырье, снижение покупательской возможности население, усиление конкуренции. Снижение покупательской способности является одним из главных рисков в отрасли строительства. Так как это, по сути, главный неконтролируемый фактор при строительстве жилой недвижимости. Населению Амурской области все сложнее приобретать жилье на первичном рынке, по самым разным причинам. Это и высокая стоимость жилья, недоступные условия кредитования, необходимость большого объема инвестиций в начальный ремонт жилья (по причине удорожания импортных строительных материалов). Вторая внешняя проблема — рост цен на сырье. У этой проблемы есть ряд причин. Во-первых, используемое сырье импортное. По причине низкого курса национальной валюты, все сырье растет в цене. Стоимость расходов на ГСМ так же увеличивается ежеквартально. Во-вторых, рост происходит за счет общих кризисных явлений в экономике России.

Теперь рассмотрим внутренние проблемы организации ООО «САР». В
ходе анализа было выявлено 6 внутренних проблем на предприятии. Причиной многих внутренних проблем являются внешние проблемы.

Первая проблема, которую рассмотрим — недостаточность сырья для изготовления продукции (дороговизна). Причина данной проблемы является внешняя проблема, а именно низкий курс рубля, удорожание импортного сырья на рынке Амурской области. Как следствие, на предприятии имеет место повышение себестоимости строительства. Что в свою очередь ведет к недовольствам и снижению платежеспособного спроса.


Вторая проблема, которая была выявлена в ходе анализа — высокая степень финансовой зависимости предприятия от привлеченных источников. У
предприятия ООО «САР» достаточно высокая кредиторская задолженность.
Предприятие зависит финансово от своих кредиторов. Естественно, чтобы сохранять свои позиции на рынке, необходимо своевременно рассчитываться с своими кредиторами.

Третья проблема — высокий уровень дебиторской задолженности. Стоимость конечной продукции достаточно высока для среднестатистического потребителя компании. Для того, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе за потребителя, ООО «САР» предоставляет отсрочки платежей, в связи с этим происходит рост дебиторской задолженности. Так же значительный рост дебиторской задолженности обусловлен тем, что предприятие часто выигрывает аукционы и становится подрядчиком по ремонту и строительству дорог, по строительству жилья для государственных нужд, и другие виды работ. Но заказчик, несвоевременно оплачивает выполненную работу. Это связано как с бюрократическими процедурами, выполнение которых требует длительных сроков, так и с субъективными административными факторами, из-за которых оплата может не проходить до года, а в некоторых случаях и более одного года. Специфика деятельности такова, что стоимость работ, выполняемых ООО «САР» очень высока, контракты, как правило, на миллионы рублей. По этой причине у компании «САР» очень большой уровень дебиторской задолженности.

Четвертая проблема — ограниченная сбытовая политика. У предприятия
зачастую нахватает средств для проведения широкомасштабной сбытовой политики. В настоящее время, большинство компаний ведут оптимизацию издержек, компания ООО «САР» - не исключение. Первыми под сокращения издержек, как правило, попадает инструменты сбыта, такие, например, как реклама.

Пятая проблема - неудовлетворительная организация рекламной деятельности. Причины данной проблемы полностью совпадают с причинами четвертой проблемы.

Шестая проблема — устаревание промышленно производственного персонала. По данным Госкомстата в последнее время в Амурской области наметилась тенденция оттока населения в центральные регионы России. Молодежь является наиболее мобильным слоем населения, это делает миграцию большей частью молодежным явлением и приводит к тому, что большая часть работников предприятия, особенно промышленно-производственный персонал, люди предпенсионного и пенсионного возраста.


Итак, были составлены причинно-следственные связи всех внутренних
проблем предприятия ООО «САР». Необходимо провести анализ всех причин и следствий существующих проблем, для этого систематизируем полученную информацию и составим таблицу 8.

Таблица 8

Причинно-следственный анализ внутренних проблем

предприятия

Проблема

Причина

Следствие

1 Недостаточность сырья для изготовления продукции (дороговизна)

Дорогое сырье (или его себестоимость при собственном производстве)

Повышение себестоимости конечной продукции

2 Высокая степень финансовой зависимости предприятия от привлеченных источников

Нехватка собственных активов для осуществления деятельности

Дополнительные финансовые риски

3 Высокий уровень дебиторской задолженности

Долгие бюрократические процедуры: неплатежеспособность покупателя

Низкая оборачиваемость каптала, финансовые риски

4 Ограниченная сбытовая политика

Hexватка финансов

Снижение продаж

5 Неудовлетворительная организация рекламной
деятельности

Hexватка финансов

Снижение продаж, потеря узнаваемости бренда

6 Устаревание промышленно-производственного персонала

Отток молодого населения

Дефицит рабочих кадров.

Среди выявленных внутренних проблем выберем приоритетную, для этого используем методику «Выделение приоритетной проблемы». Первый этап данной методики — составление списка внутренних проблем. Данный список составлен и отображен в таблице 8. Второй этап - определить разрешающую способность проблем, то есть степень влияния проблемы на решение других проблем.

Изначально необходимо составить перечень внутренних проблем ООО
«САР»:

1) недостаточность сырья для изготовления продукции;

2) высокая степень финансовой зависимости от привлеченных источников;

3) высокий уровень дебиторской задолженности;

4) ограниченная сбытовая политика;

5) неудовлетворительная организация рекламной деятельности;

6) устаревание промышленно-производственного персонала.

Затем определим разрешающую способность проблем, то есть степень влияния проблемы на решение других проблем. Для этого необходимо расставить баллы в диапазоне от 1 до 5, с учетом разрешимости последующей проблема при решении предыдущей, а именно: