Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 5 — если последующая проблема полностью исчезает при решении
предыдущей;

— 4 — если последующая проблема решается на 75 % при решении предыдущей;

— 3 — если последующая проблема решается на 50 % при решении предыдущей;

— 2 — если последующая проблема решается на 25 %при решении предыдущей;

— 1 — если решение предыдущей проблемы практически не влияет на решение последующей.

Для определения разрешающей способности проблем, возникших на предприятии ООО «САР» составим таблицу 9.

Таблица 9

Разрешающая способность проблем ООО «САР»

Исходя из данных таблицы 9, можно сделать вывод о том, что наибольшей разрешающей способностью среди внутренних проблем ООО «САР» обладает проблема № 3 - высокий уровень дебиторской задолженности, так как у нее наибольшая сумма причин, равная 14. Наибольшей суммой следствий обладает проблема № 4 – ограниченная сбытовая политика, она равна 13.

На основании таблицы разрешающей способности проблемы построим
граф проблем. Каждая проблема обозначается кругом, при этом, чем больше
разрешающая способность, тем больше размеры круга. Проблемы с крайне малой разрешающей способности на графе не будут отражаться. На основании данных таблицы определим взаимосвязи между проблемами - на графе они представлены в виде стрелок. Проблемы, из которых «исходит» наибольшее количество стрелок, называются корневыми, проблемы, в которых «входит» наибольшее количество стрелок - узловыми проблемами. Изобразим граф проблем на рисунке 4.

Рисунок 4 - Граф проблем

Граф проблем ООО «САР» был построен на основании таблицы разрешающей способности, где каждая проблема обозначается кругом, чем больше величина разрешающей способности, тем больше размер круга на графе. На основании данных таблицы были определены взаимосвязи между проблемами, которые на графе представлены в виде стрелок.

Проблема № 3 - высокий уровень дебиторской задолженности является корневой, так как от нее исходит наибольшее количество стрелок, в нашем случае их 5.

Проблема № 4 - ограниченная сбытовая политика является узловой, так
как в нее входит наибольшее количество стрелок, а именно 5.

Последний этап методики - определить приоритетную проблему с помощью метода экспертных оценок. Экспертную оценку осуществляли генеральный директор предприятия, главный юрист и главный бухгалтер. Отобразим полученные данные в таблице 10.


Таблица 10

Выбор приоритетной проблемы

Внутренние проблемы

Динамика

Значимость

Разрешающая способность

Общий
балл

Ранг

1

Недостаточность сырья для изготовления продукции

4

11

44

2

2

Высокая степень финансовой зависимости предприятия от привлеченных источников

4

10

40

3

3

Высокий уровень дебиторской задолженности

5

14

70

1

4

Ограниченная сбытовая политики

3

7

21

5

5

Неудовлетворительная организация рекламной деятельности

3

8

24

4

6

Устаревание

2

5

10

6

Выбор приоритетной проблемы определяется из анализа динамики проблемы, ее значимости и разрешающей способности, после чего определяется
общий балл и выставляется ранг проблемы. Разрешающая способность по каждой проблеме определяется с помощью таблицы 4. Значимость каждой проблемы определяется по 5-тибалльной шкале (чем больше значимость, тем выше балл).

Динамика характеризует остроту проблемы во времени (если со временем проблема обостряется, проставляется знак , если со временем ничего не изменяется, проставляется знак , если со временем проблема устраняется,
проставляется ).

Значение столбца общий балл получается при перемножении соответствующих данных из столбца № 2 на столбец № 3.

На основании данных таблицы 10 можно сделать вывод о том, для предприятия ООО «САР» высокий уровень дебиторской задолженности является
приоритетной для решения проблемой. Данная проблема обладает наибольшей разрешающей способностью, а также имеет высший показатель значимости. В связи с этим проблема получила наибольший общий бал.

Для выработки решений проблемы - высокий уровень дебиторской задолженности воспользуемся методом структуризации проблем, который предполагает дробление приоритетной проблемы на составные части (подпроблемы). По каждой из подпроблем предложим возможные варианты решения с указанием необходимой информации, результаты представим в таблице 11.


Таблица 11

Структуризация приоритетной проблемы

Структуризация проблемы

Варианты
решения

Анализ и необходимая
информация

Оценка экспертов (приоритет)

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской

Осуществление факторинговых операций

Исследование российского рынка факторинга

Высокий

Страхование дебиторской задолженности

Анализ страховых компаний г.Благовещенска

Средний

Предоставление скидок при своевременной оплате и предоплате

Анализ взаиморасчетов
по контрагентам

Средний

Несвоевременная передача платежных документов покупателям

Повышение мотивации
персонала на снижение дебиторской задолженности

Опрос персонала для выявления наиболее эффективных методов мотивации

Средний

Таким образом, наилучшим вариантом решения выявленной проблемы является осуществление факторинговых операций.

Выводы

Во второй главе работы проведен анализ внешней среды ООО «САР».
Данный анализ показал, у предприятия имеется ряд ключевых внешних проблем, а именно проблема снижения спроса на недвижимость в Амурской области, повышение цен на сырье, появившаяся угроза неплатежеспособности населения. Были выявлены причины возникновения данных проблем, которые полностью устранить нельзя по определению, но можно разработать ряд мер по снижению влияния данных причин на деятельность предприятия.

Также был проведен анализ внутренней среды организации ООО САР».
Использована карта сильных и слабых сторон. Данная методика позволила выявить все внутренние проблемы предприятия. У предприятия на данный момент существует 6 внутренних проблем. Наибольшее количество проблем
наблюдается в подсистеме финансы. На данную подсистему приходится 30 %
внутренних проблем компании. Так же есть ряд проблем в подсистеме производства.

Дана характеристика всех внутренних и внешних проблем. Показана взаимосвязь между внутренними и внешними проблемами. Так же был проведен причинно-следственный анализ по каждой проблеме, сделаны выводы о том, что является причиной каждой проблемы, и что будет следствием. Выяснили, что на предприятии имеется четыре внешние проблемы и шесть внутренних. Далее была выявлена приоритетная проблема — высокая дебиторская задолженность. Данная проблема оказалась приоритетной по нескольким причинам. Данная проблема обладает наибольшей разрешающей способностью, а также имеет высший показатель значимости. В связи с этим проблема получила наибольший общий бал.


Проведя анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «САР»,
была получена полная информация о предприятии, его месте в отрасли, и положении на рынке. Были выявлены проблемы предприятия, которые ведут к
снижению эффективности деятельности.

Основываясь на изучении теории вопроса, а также на данных полученных в ходе системного анализа был сделан вывод, что для разрешения приоритетной проблемы необходимо разработать и принять управленское решение. Только если решение будет отвечать требованиям качества, данное решение эффективно разрешит существующую проблему, а также позволит руководству компании, в будущем, используя данный пример принятия решения, разрабатывать только качественные управленческие решения.

Заключение

Внешняя среда предприятия представлена макро и микросредой. Макросреда представляет собой совокупность факторов, не поддающихся влиянию со стороны руководства компании, но их можно и нужно учитывать: демографическая, экономическая, технико-экологическая, природная, политическая, культурная среды.

Микросреда - совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с потребителями отношения сотрудничества: предприятие; поставщики; маркетинговые посредники; клиентура; конкуренты; контактные аудитории.

Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы и учет.

Во второй главе работы проведен анализ внешней среды ООО «САР».
Данный анализ показал, у предприятия имеется ряд ключевых внешних проблем, а именно проблема снижения спроса на недвижимость в Амурской области, повышение цен на сырье, появившаяся угроза неплатежеспособности населения. Были выявлены причины возникновения данных проблем, которые полностью устранить нельзя по определению, но можно разработать ряд мер по снижению влияния данных причин на деятельность предприятия.

Также был проведен анализ внутренней среды организации ООО САР».
Использована карта сильных и слабых сторон. Данная методика позволила выявить все внутренние проблемы предприятия. У предприятия на данный момент существует 6 внутренних проблем. Наибольшее количество проблем
наблюдается в подсистеме финансы. На данную подсистему приходится 30 %
внутренних проблем компании. Так же есть ряд проблем в подсистеме производства.


Дана характеристика всех внутренних и внешних проблем. Показана взаимосвязь между внутренними и внешними проблемами. Так же был проведен причинно-следственный анализ по каждой проблеме, сделаны выводы о том, что является причиной каждой проблемы, и что будет следствием. Выяснили, что на предприятии имеется четыре внешние проблемы и шесть внутренних. Далее была выявлена приоритетная проблема — высокая дебиторская задолженность. Данная проблема оказалась приоритетной по нескольким причинам. Данная проблема обладает наибольшей разрешающей способностью, а также имеет высший показатель значимости. В связи с этим проблема получила наибольший общий бал.

Проведя анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «САР»,
была получена полная информация о предприятии, его месте в отрасли, и положении на рынке. Были выявлены проблемы предприятия, которые ведут к
снижению эффективности деятельности.

Основываясь на изучении теории вопроса, а также на данных полученных в ходе системного анализа был сделан вывод, что для разрешения приоритетной проблемы необходимо разработать и принять управленское решение. Только если решение будет отвечать требованиям качества, данное решение эффективно разрешит существующую проблему, а также позволит руководству компании, в будущем, используя данный пример принятия решения, разрабатывать только качественные управленческие решения.

Список литературы

  1. Годин, А.М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» [Текст] / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010.
  2. Голубков Е. Маркетинг для профессионалов. Практический курс. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014.
  3. Емельянов С. Г., Кабанов В. А. SWOT-анализ проектов коммерциализации // Теоретические основы и инструменты управления инновациями. 2010. С. 60-62.
  4. Захарова, И.В.Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов [Текст]/ И.В.Захарова, Т.В.Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2011.
  5. Иванов В. Н., Куликова О. М. Методика анализа внешней и внутренней среды предприятия для принятия оптимальных управленческих решений // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 252-256.
  6. Менеджмент: учебник для бакалавров / под ред. проф. А. Н. Петрова. - М.: Издательство Юрайт. 2011.
  7. Мешков, А.А.Маркетинг: учебник для студентов [Текст]/ Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2013.
  8. Моисеев А. М. Стратегическое управление на основе анализа внешней среды // Народное образование. 2010. № 9. С. 120-131.
  9. Никифорова Е. В., Бердникова Л. Ф., Авинова В. А. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 79-81.
  10. Огнев Д. В., Чернышенко М. С. Оценка внешней и внутренней среды малых инновационных предприятий на базе учебных организаций // Вестник экономической интеграции. 2013. №11 (68). С. 73-81.
  11. Переверзев М. П., Шайденко Н. А., Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. Ред. проф. М. Л. Переверзева. - М.: ИНФРА-М. 2009.
  12. Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011.
  13. Синяева, И.М. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность [Текст] / И.М.Синяева. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013.
  14. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме: учеб. пособие. - М.: Магистр, 2013.
  15. Христова Е. Ю., Молибог А. И., Колбасова М. Д. Обзор методов анализа внешней среды рынка // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 36. С. 142-149.