Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Глава 1. Понятие и виды косвенных налогов).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Налог с продаж и налог с оборота, в отличие от НДС, уплачиваются лишь на стадии реализации товаров и услуг. Поэтому в большинстве экономически развитых стран (кроме США) отказались от этих налогов в пользу НДС, который взимается на каждой стадии производства и обращения, что позволяет государству оказывать воздействие на все этапы движения товара по товаропроводящей сети.[5]
Применение государством косвенных налогов имеет свои позитивные и негативные стороны. Работы экономистов, посвященные рассмотрению данной проблемы, появились в XIX веке, и все основные достоинства и недостатки существовавших в то время и существующих до сих пор косвенных налогов (акцизов, таможенных пошлин, налогов на предметы роскоши) были определены уже в тот период. При этом следует отметить, что, хотя в то время не было таких налогов, как НДС и налог с продаж, предметы первой необходимости облагались косвенными налогами (в виде акцизов), поскольку перечень подакцизных товаров был намного шире, и, таким образом, косвенные налоги уплачивались всеми слоями населения.
Важным достоинством косвенных налогов, как отмечает А.Н. Гурьева, является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.
Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции.
Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.
Существенным недостатком косвенного налогообложения является нарушение принципа всеобщности. От уплаты этих налогов можно уклониться, снизив свое потребление. Например, акциз на табачные и винно-водочные изделия не платят те, кто не употребляет эти продукты.
Поскольку величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг, семьи с большим числом иждивенцев и, следовательно, с большим объемом потребления, платят больший налог.
Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.[6]
А.Н. Гурьева указывает на такой недостаток косвенного налогообложения, как невозможность затронуть самую налогоспособную часть доходов - сбережения.
Глава 2. Экономическое содержание НДС и акциза
В соответствии с пограничным налоговым режимом большинства развитых стран, и России в том числе, исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар, а в стране происхождения товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Так, согласно ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", от уплаты НДС освобождаются "экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию РФ". Практически то же самое вытекает из содержания статей Закона РФ "Об акцизах", поскольку в настоящее время акцизы при экспорте установлены лишь в отношении нефти (включая газовый конденсат) и природного газа.[7]
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются: а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг и б) товары, ввозимые на территорию РФ, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством. Как видим, Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" подразделяет объекты налогообложения НДС на "внутренние" и "ввозимые" (внешние). Нормы ТК РФ регулируют порядок взимания "внешнего" НДС, но в то же время прямо устанавливая (ст. 112 ТК РФ), что применение НДС осуществляется в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Соответствующие статьи ТК РФ посвящены особенностям регулиро-вания НДС при определенных таможенных режимах. Порядок исчисления и уплаты НДС в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, установлен совместно МНС России и ГТК России в Инструкции от 16 февраля 2000 г. "О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ".
Как уже выше указывалось, по вопросам обложения товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, акцизами ТК РФ отсылает к Закону РФ "Об акцизах". Вопросы уплаты акцизов, связанные с таможенным законодательством, отражены в совместной инструкции ГТК России и Госналогслужбы России от 30 января 1993 года (в ред. от 10 октября 1997 г.) "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ" и в приказе ГТК России от 13 июля 1998 г. "О взимании акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ". Порядок исчисления и уплаты акцизов отражен в инструкции МНС России от 10 мая 2000 г. "О порядке исчисления и уплаты акцизов", согласованной с Минфином России и ГТК России. Особенности уплаты акцизов с экспортируемой из России нефти, включая газовый конденсат, закреплены во Временной инструкции ГТК России (от 9 августа 1996 года) и ГНС России (от 12 августа 1996 года) "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат". Кроме того, необходимо назвать Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. "О марках акцизного сбора" и постановление Правительства РФ от 20 апреля 2000 г., утвердившее Правила маркировки подакцизных товаров.
Акцизами облагаются товары как отечественные, так и импортируемые. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке. В соответствии со ст. 1 Закона "Об акцизах" облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного, спирта денатурированного и спирта сырца), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;[8]
По общему правилу, плательщиком пограничных уравнительных налогов, как и таможенной пошлины, является декларант, вносящий эти таможенные платежи до или в момент принятия грузовой таможенной декларации, либо иное лицо в соответствии с таможенным законодательством (владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д.). Согласно Временной инструкции ГТК России и ГНС России "О порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат" ограничивается круг плательщиков данного акциза: акциз на нефть, включая газовый конденсат, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплачивает непосредственно экспортер.
Объектом налогообложения для исчисления НДС по ввозимым на таможенную территорию товарам является величина, включающая в себя:
- таможенную стоимость товара;
- импортную таможенную пошлину,
- акциз (при исчислении НДС по товарам, с которых взимается акциз, как это закреплено в ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
Объектом обложения для исчисления акцизов по ввозимым на таможенную территорию РФ товарам является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввози-мых на территорию РФ подакцизных товаров в натуральном выражении. При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются. В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость для целей учета в налогооблагаемую базу для его исчисления условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов включаются.
При определении налога на добавленную стоимость используются адвалорные ставки. Размер ставок устанавливается в законодательном порядке. На импортируемые в РФ товары распространяются ставки НДС, действующие на отечественные товары во внутренней торговле. В соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 6 декабря 1991 г. (с даль-нейшими изменениями и дополнениями) и принятой в его развитие совместной Инструкцией ГТК России и МНС России от 16 февраля 2000 г. ставки НДС установлены в следующих размерах:[9]
- в размере 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и по товарам для детей. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ;
- по зерну, сахару — сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;
- 20% - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Ставки акцизов могут устанавливаться двумя способами:
- в процентах к таможенной стоимости (адвалорные);
- в рублях за единицу измерения товара (специфические)
Размеры ставок акцизов предусмотрены ст. 4 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. "Об акцизах" (в редакции последующих Федеральных законов об изменениях и дополнениях).
До принятия Федерального закона от 10 января 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" ставки акцизов устанавливались тремя способами, плюс к названным еще и комбинированные ставки. Этим законом внесены существенные изменения в существующий порядок взимания акцизов. По большинству видов подакцизных товаров вместо ранее действовавших адвалорных ставок стали применяться специфические ставки, предусматривающие взимание этого налога в рублях за натуральную единицу измерения. В настоящее время адвалорные ставки применяются только при исчислении акцизов на ювелирные изделия (5%), легковые автомобили (10%).
Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от того, кто перемещает товары через таможенную границу, от вида сделки, страны происхождения ввозимых товаров, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.
В соответствии со п. 1 ст. 4 Закона РФ "Об акцизах" от 6 декабря 1991 г (с последующими изменениями) ставки акцизов по подакцизным товарам, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ. Таким образом, из содержания названной статьи вытекает, что запрет дифференциации ставок является абсолютным, а ставки акцизов не могут быть изменены в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и некоторых других факторов.
Принятым в соответствии с Законами РФ "Об акцизах" и "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. "О марках акцизного сбора" установлено, что ряд подакцизных товаров, к которым относятся алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ, подлежат маркировке марками акцизного сбора установленного образца. Марки акцизного сбора выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения лицом обязательства, предусматривающего выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков: ввоза в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию РФ в целях их реализации на территории РФ, размещения ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения, возврата поврежденных и/или неиспользованных марок акцизного сбора выдавшему их таможенному органу и предоставления отчета об использовании марок акцизного сбора в установленном порядке. Размер обеспечения определяется таможенными органами РФ исходя из суммы таможенных платежей, уплачиваемых по подакцизным товарам, выпускаемым для свободного обращения и происходящим из государств, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и которые не являются участниками соглашений с участием РФ о свободной торговле и о таможенном союзе. Товары, для маркировки которых импортером приобретены марки, должны быть фактически ввезены на таможенную территорию РФ и представлены таможенному органу не позднее 8 месяцев с момента принятия обязательства о фактическом ввозе.