Файл: Изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
Современная российская налоговая политика приоритетным направлением контрольной работы избрала усиление аналитической работы с внедрением комплексного экономико-правового анализа финансовой и хозяйственной деятельности субъектов. Поэтому понятие налогового контроля сводится к проведению камеральных проверок.
Связано это с такими обстоятельствами:
- камеральная проверка – менее трудоемкая форма налогового контроля и поддающаяся автоматизации;
- этим видом проверочной работы существует возможность охватить всех налогоплательщиков, которыми предоставлена отчетность в налоговые органы. [11. C. 71]
А при проведении выездных проверок налоговые органы могут проверить только четверть общей численности плательщиков. Также камеральная проверка может иметь важное значение в двух аспектах.
Первое - это контролирующие средство правильности и достоверности составления налоговых деклараций.
Второе предназначение такой проверки – использование ее в качестве ориентира при отборе плательщиков для осуществления выездных плановых проверок.
2.3 Выездная налоговая проверка
Одним из методов контроля является выездная налоговая проверка. У некоторых руководителей она вызывает беспокойство и даже панику. Но так ли страшна эта процедура и как она проходит? Давайте в этом разберемся.
Проверка начинается еще до приезда на предприятие. Сначала обрабатывается большой объем информации, а точнее анализируются все внутренние и внешние данные.
Внутренние сведения инспекторы в процессе деятельности получают самостоятельно. Это результаты камеральных, оперативных проверок, декларации.
Внешние материалы передают правоохранительные и государственные органы по соглашению об обмене данными. Выездная налоговая проверка на стадии сбора данных направляет запросы в банки о движении средств по счетам организации. Из выписок проверяющие видят, по каким контрагентам нужно делать встречные проверки. А если у партнеров есть признаки «фирм-однодневок», то можно с уверенностью сказать, что им придется встречать «гостей».[10. C. 91]
Рисунок 4. Подготовительный этап проведения выездной проверки
В план проверок обычно включают те предприятия, которые уходят от налогообложения. Налоговики часто берут сведения из неофициальных источников. Это, например, конкуренты фирмы или недовольные уволенные сотрудники. Ну и, конечно, не остаются без внимания общедоступные данные из интернета или СМИ. После сбора информации идет отбор предприятий-кандидатов, к которым постучится в двери выездная налоговая проверка. План утверждается вышестоящим налоговым органом. В своей работе налоговики опираются на критерии риска, прописанные в Концепции системы планирования выездных проверок. Этот документ излагает общий подход к грамотному проведению налогового контроля.
Система проверок опирается на принципы. К ним относятся: неотвратимость наказания при выявлении нарушений; своевременность реагирования на любые признаки налоговых правонарушений; обоснованность выбора предприятий для исследования. [13. C. 78]
Выездная налоговая проверка может обойти вас стороной, если вы исправляете ошибки, уточняете обязательства и исключаете из своей деятельности операции со значительными налоговыми рисками. Налоговики пользуются также схемой «Взаимозависимые лица», где отображаются все фирмы, связанные с компанией. Также здесь содержится информация о руководителях и их смене.
Общая информация Налоговая проверка предприятия начинается с предъявления налоговиками соответствующего решения. Исследовать можно только три календарных года, предшествовавших году проверки. Срок расследования не может быть более двух месяцев, за исключением случая, когда налоговый орган увеличивает срок проверки до трех месяцев. [11. C. 75]
Выездные налоговые проверки не вправе проводить в течение года по одним и тем же налогам два и более раза. Инспекторы предоставляют руководителю фирмы требование о представлении документов. Оно под расписку вручается налогоплательщику. По нему все необходимые бумаги предоставляются в пятидневный срок. При отказе выдать документы, налоговый орган проводит их выемку. Когда выездная проверка заканчивается, проверяющий пишет справку о проделанной работе.
Акт проверки составляется после написания справки в течение двух месяцев. Он подписывается всеми участниками и вручается налогоплательщику. Предприятию могут вынести такие решения, как «привлечение к налоговой ответственности», «отказ в привлечении к ответственности», «проведение дополнительных мероприятий по контролю».
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
В качестве оснований продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев установлены:
1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;
менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;
десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.[14. C. 78]
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:
при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).
В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.[12. C. 80]
Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем налогового органа о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.[7. C. 109]
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
В отношении филиалов и представительств налоговые органы вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Срок самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств не может превышать один месяц.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
Отдельный пункт статьи 89 НК РФ посвящен проведению повторных выездных налоговых проверок.
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.[10. C. 95]
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Согласно пункту 11 статьи 89 НК РФ, при проведении выездной налоговой проверки в случаях реорганизации и ликвидации организации - налогоплательщика проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Позитивным для налогоплательщика можно считать норму закона, указанную в пункте 12 анализируемой статьи, согласно которой ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.[2]