Файл: Изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в специализированной литературе выделяется четыре главные формы налогового контроля: формами налогового контроля оперативного значения; выездной и камеральный; административный; мониторинг; налоговый учет государственного уровня. Все без исключения формы налогового контроля находятся под юрисдикцией соответствующих органов. На основании этого перед ними ставятся различные задачи.

Так, налоговый контроль государственного значения направлен на осуществление решения задач, построенных на учете субъектов хозяйствования, а также других элементов данной сферы государственного управления. [7. C. 42]

В качестве основной задачи оперативного налогового контроля и мониторинга принято считать получение объективной и достоверной информации, касающейся текущей деятельности плательщиков. Сюда необходимо включить отслеживание налоговых поступлений.

Выездной и камеральный контроль основывается на осуществлении проверки исполнения обязательств в сфере налогообложения. Основной инструмент данного вида деятельности – налоговая проверка. Задачами административного контроля в данной сфере является осуществление отслеживания и проверки участников таких отношений, которые наделены дополнительными полномочиями в сфере администрирования.

Примером может служить контроль исполнения служебных обязанностей налоговыми служащими.[13. C. 53]

Глава 2. Налоговые проверки и принципы их организации

2.1 Понятие налоговых проверок

Налоговая проверка - это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая собой посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.[12. C. 51]

Рисунок 1. Проверки, проводимые налоговыми органами

Федеральная налоговая служба должна как-то контролировать выполнение положений, установленных Налоговым кодексом. В качестве контрольных мероприятий ими используются соответствующие проверки.


В настоящее время основные виды налоговых проверок – это камеральная и выездная. Однако существуют и сопутствующие им разновидности. Рассмотрим все подробнее.

Камеральная и выездная – главные виды налоговых проверок.

Первая проводится в налоговой инспекции без выезда к налогоплательщику и назначается без особого порядка. В процессе проведения подобных контрольных мероприятий за основу берутся материалы, которые представил налогоплательщик, а именно: - налоговые декларации или расчеты; - иные документы. Но вот дальше, если у проверяющих возникнет подозрение в неуплате налогов, может последовать продолжение.

Они могут, во-первых, начать искать информацию в других источниках, проводить встречные проверки и т.д.

Во-вторых, с большой долей вероятности они истребуют первичные документы по интересующим их операциям. Следует сказать, что здесь права налоговиков очень ограничены: круг этих материалов достаточно узок. Самое худшее, что они могут сделать в таком случае – это провести дополнительные виды налоговых проверок, о которых мы скажем немного позднее.

Выездная проверка намного сложнее и по организационной, и по юридической составляющей. В недавнем прошлом эта сфера была откорректирована в Налоговом кодексе, и в соответствующую главу добавлено сразу несколько новых статей.[14. C. 61]

О сложности выездных мероприятий свидетельствует и то, что здесь существуют свои особые виды налоговых проверок. Они подразделяются следующим образом: - по срочности – на плановые и внеплановые: - по тематике – на комплексные и выборочные; - по оперативной направленности – на контрольные и встречные.

Чем же они отличаются друг от друга? Особенности отдельных видов:

1. Начало проведения плановой проверки известно заранее. Поэтому она и носит такое название. Причем информация об объекте и дате за год до события доступна всем заинтересованным сторонам, в том числе и самому налогоплательщику. Как правило, в таких случаях исследуется очень широкий круг вопросов, она проводится долго и тщательно.

2. Проверка налоговой бывает и внеплановой. Подобный экстренный выезд становится следствием нарушений, обнаруженных в ходе камеральной проверки либо в результате сигнала со стороны. Конечно, по закону на проведение такой процедуры требуется разрешение прокуратуры. Однако у инспекторов всегда находятся достойные аргументы для его получения.

3. Есть и комплексные виды налоговых проверок, когда к участию в контрольных мероприятиях приглашаются коллеги из пенсионного фонда или других ведомств. Правда, проверяют-то они вместе, а протоколы нарушений будут составлять отдельно. Впрочем, сейчас такое сотрудничество почти не практикуется ввиду расхождения ведомственных интересов.


4. Выборочные проверки, напротив, подразумевают исследование совсем узкого вопроса. Проводятся тоже чаще всего при получении налоговыми органами негативных сигналов.

5. К сфере оперативной деятельности относятся контрольные проверки, представляющие собой анализ выполнения выданных ранее предписаний.

6. Ну и, наконец, встречные нужны для уточнения достоверности документов, выписанных контрагентами. В практике работы налоговиков распространены очень широко.

В итоге видно, что арсенал контрольных средств у налоговой службы весьма обширен. Однако налогоплательщику для того, чтобы не обращать внимания на налоговые проверки и их виды, достаточно держать свои дела в порядке. Это общеизвестно. ФНС помогает в этом: на ее официальном сайте опубликованы показатели деятельности бизнесмена, которые могут насторожить сотрудников налоговой службы.[11. C. 73]

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. [13. C. 71]

Виды проверок представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды налоговых проверок

2.2. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка – это контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами по вопросу полноты и своевременности погашения налоговых обязательств, регулируемые ст.88 НК РФ. Проводятся они по каждому налогоплательщику и по местонахождению налогового органа.

Основными целями данной проверки являются: [14. C. 77]

предотвращение и выявление правонарушений при составлении налоговой отчетности;

контролирование соблюдения плательщиками норм законодательства;

взыскание выявленной задолженности по налоговым платежам;

привлечение к административной ответственности за совершенные правонарушения;

формирование списков налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных документальных проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится представителями налоговой службы без специального разрешения их начальника (соответствующего приказа). Длится до трех месяцев с даты предоставления налогоплательщиком необходимых документов и регистров.


Во время проведения такой проверки налоговые органы должны изучить и проанализировать правильность: заполнения деклараций и их соответствие с действующими законами, начисления налогов, а также правомочность использования налоговых льгот и ставок налогов.

Итак, камеральная налоговая проверка должна проводиться по абсолютно всей налоговой отчетности, которая предоставляется плательщиками. При этом налоговым законодательством устанавливается периодичность таких проверок. [11. C. 63]

Камеральная налоговая проверка содержит такие этапы:

1. Проверка фактического предоставления налоговой отчетности;

2. Визуальный контроль принятых документов;

3. Контроль по своевременности предоставления отчетности;

4. Выявление арифметических ошибок;

5. Проверка правильности использования налоговых льгот и ставок;

6. Проверка выполнения методических рекомендаций по определению налоговой базы;

7. Общая оценка отчетности. Первым этапом данной проверки является непосредственно сам прием отчетности. [7. C. 55]

Должностные лица, уполномоченные на прием отчетности, должны принимать отчетные документы по всем налогам и платежам. При подаче отчетности в налоговый орган лично, ее регистрация осуществляется непосредственно при плательщике или его представителе.

Проводится контроль правильности заполнения всех реквизитов визуально, соблюдение арифметических правил в подсчетах (так называемые формальные обстоятельства), а уже потом запрашиваются подтверждающие документы для определения правильности расчета налоговой базы. Комплект предоставляемой отчетности должен включать все обязательные документы в соответствии с действующим законом. В случае, когда нет какого-либо отчета, то причина должна указываться в сопроводительном письме, заверенном должностными лицами предприятия с обязательным «живым» оттиском печати. [8. C. 66]

Камеральная налоговая проверка предусматривает предоставление в налоговый орган плательщиком всех документов, которые подтверждают суммы начисленных налогов, первичную бухгалтерскую документацию, и, конечно, финансовую отчетность.

В соответствии со ст. 80 НК РФ отчетность налоговой службой должна быть принята в любом случае, даже, когда не хватает определенных документов. А при настаивании со стороны налогоплательщика на приеме ее, то даже с нарушениями в оформлении налоговый орган просто обязан зарегистрировать эти документы.


В случае большого количества нарушений в оформлении отчетности, из-за которых предоставленные документы налоговыми органами не признаются как налоговая отчетность, предприятию направляется соответствующее уведомление. [10. C. 69]

Рисунок 3. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка способна выявить такие грубые нарушения в отчетности, как:

  • отсутствие любого из обязательных реквизитов в предоставленном документе, либо их нечеткое заполнение;
  • наличие исправлений, не заверенных подписью должностного лица предприятия;
  • предоставление документа, заполненного с использованием любого другого языка, но не русского.[14. C. 43]

Камеральная проверка проводится работниками налоговой службы без специального разрешения в виде приказа руководства этого органа в соответствии с их функциональными обязанностями. Продолжительность этого проверочного процесса – не более трех месяцев со дня фактического предоставления необходимых документов проверяющим.

Эта дата и считается началом проверки. Во исполнение ст.31 Налогового кодекса РФ налоговыми органами в ходе просмотра необходимой документации плательщик может быть вызван письменным уведомлением для предоставления некоторых пояснений. Помимо указанного, камеральная проверка допускает получение информации о деятельности плательщика во взаимодействии с контрагентами. У этих субъектов хозяйствования налоговым органом также запрашиваются документы по указанному взаимодействию. Такая проверка носит название «встречной». [9. C. 66]

Камеральная проверка заключается в осуществлении контроля полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов, правильности расчетов поданной отчетности, сопоставимости их результатов, а также соблюдение утвержденных правил по заполнению данной отчетности. При выявлении определенных нарушений законодательства у плательщика проверяющими составляется акт проверки. В случае исчисленной доплаты налогов, выявленной камеральной проверкой, налоговым органом направляется требование об уплате указанной суммы с пеней. Если налогоплательщиком в установленный срок предъявленное требование не исполняется, тогда налоговым органом решается вопрос о взыскании суммы налога и пени в принудительном порядке.

Камеральная проверка, согласно Налоговому кодексу РФ, может охватывать не более трех лет деятельности субъекта, которые предшествовали проведению проверки.