Файл: Изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день налоговый контроль является одним из важнейших методом надзора государственных органов за выполнением лицами обязанности уплачивать налоги в бюджет в соответствии с нормами налогового законодательства.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

В настоящее время эта тема является очень актуальной, так как многие предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, стремятся любыми возможными и невозможными способами уклониться от уплаты налогов, чем нарушают законодательство РФ, ведь в соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль над правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.

Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах, налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти.

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.

Задачи данной работы:

  1. Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов.
  2. Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки.
  3. Выявить основные проблемы осуществления и пути совершенствования налогового контроля.

Для написания курсовой работы использовалось достаточно литературы, но основным источником являлся Налоговый кодекс РФ [2] в котором закреплены основные положения о налоговом контроле в Российской Федерации.

Глава 1. Налоговый контроль

1.1 Понятия, элементы и значение налогового контроля

Налоговый контроль – это профессиональная деятельность уполномоченных органов, реализуемая в определенных формах для получения информации по вопросу соблюдения норм соответствующего законодательства с последующей проверкой своевременности и полноты уплаты обязательств плательщиками. [9. C. 17]

Современные виды налогового контроля можно классифицировать, исходя из времени его проведения. Принимая за основу место проведения, подразделяется налоговый контроль на выездной и капитальный.

Однако наиболее распространенными сегодня являются четыре основные формы контроля: [7. C. 11]

  • государственный;
  • мониторинг и постоянный оперативный контроль;
  • выездной и камеральный;
  • административный.

Ответственность за качественное проведение любой из перечисленных форм в РФ лежит на налоговых органах. Итак, остановимся подробнее на каждой из них.

Налоговый контроль – это форма учета, воздействие которой направлено на решение задач по учету субъектов хозяйствования, имеющих определенные налоговые обязательства, а также на достижение других целей, имеющих огромное значение для налогообложения. [11. C. 19]

Основные задачи налогового контроля, связанного с мониторингом, находятся в плоскости получения оперативной информации в деятельности любого налогоплательщика. В данную категорию может быть включен и учет налоговых поступлений.

Основу выездного и камерального налогового контроля составляет отслеживание своевременности уплаты налоговых обязательств. За инструмент осуществления такого контроля принимаются различные проверки.

Административный налоговый контроль – это осуществление контроля участников различных отношений в сфере налогообложения. Данные участники наделяются некоторыми полномочиями при проведении налогового администрирования. ]12. C. 33]

Функции налогового контроля тесно взаимодействуют с функциями налогов. Другими словами, контроль в сфере налогообложения должен осуществлять фискальную, экономическую и контролирующую функции. Так, его фискальная функция заключается в использовании специальных методов проведения контроля с целью сведения к минимуму количества плательщиков, которые уклоняются от уплаты своих обязательств.


Экономическая функция заключается в своевременном определении высокой вероятности возникновения рисков по снижению налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней.

Контролирующая функция не требует дополнительных пояснений и расшифровок, ее сущность заключается в самом названии.

Подытоживая сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что налоговый контроль – это совокупность специальных элементов общей системы, в числе которых находятся и налоговые органы, и инструменты, с использованием которых он осуществляется (начиная от математических методов и заканчивая аудитом).

Данное понятие относится к эффективным механизмам государственной налоговой политики.[13. C. 25]

1.2 Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – это, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение двух основных задач. [11. C. 39]

Первая – это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета. Системно контроль обеспечивает непрерывное поступление финансовых средств в казну государства. Все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются.

Контроль со стороны налоговых организаций обеспечивает регулирование качественного исполнения должностных обязанностей руководящими лицами в сфере правильного налогообложения различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности, исследуя субъект в целом, выявляя основания для осуществления дополнительных налоговых вливаний в бюджет, устанавливая меру ответственности для руководящих лиц за совершение ими вольных или невольных правонарушений.

Налоговый контроль включает следующие элементы: субъект и объект налогового контроля, применяемые формы и методы контроля, проводимые мероприятия и порядок их выполнения. [12. C. 27]

Контроль налогоплательщиков, как юридических, так физических лиц, осуществляется при помощи различных форм и начинается он сразу, с момента регистрации.

Оперативный учет поступлений различных налогов ведется отдельно по каждому юридическому лицу. Также осуществляется налоговый контроль расходов физических лиц в соответствии с их доходами.

Оперативный бухгалтерский учет поступлений налоговых сумм от юридических лиц, контроль расходов-доходов ИП служат основой для камеральной проверки налогоплательщиков.


Налоговые администрации или иные контролирующие органы, включаемые в список проверяющих организаций для каждого юридического или физического лица, относятся к субъектам, имеющим право осуществлять налоговый контроль. [14. C. 22]

Объектом контроля является хозяйственная деятельность любого налогоплательщика, включенного в утвержденный план-график, за определенный прошедший период. Организация налогового контроля включает в себя цельный механизм, который обеспечивает выполнение заданных государственных задач в строгом соответствии с нормами налогового и административного кодекса.

В зависимости от вида проверки определяется объем изучаемых финансово-хозяйственных операций, а также утверждается порядок и используемые методы при выполнении налогового контроля, создается программа проверки предприятия.

НК РФ предусматривает два типа контроля: камеральная проверка и выездная. Они отличаются друг от друга по месту проведения и применяемым методам контроля, а также объемом финансовых документов, охваченным проверкой за определенный отчетный период. [7. C. 34]

Налоговый контроль может осуществляться методом сплошного сопоставления финансовой документации или быть выборочным и охватывать определенные финансовые документы за отдельные налоговые периоды.

По объему рассматриваемых вопросов он может быть комплексным, выборочным и целевым. По способу организации налоговый контроль может быть плановым или внеплановым. [14. C. 39]

Контроль деятельности любого предприятия, как камеральный, так и выездной, обязательно предусматривает изучение представленной налоговой отчетности, которая включает несколько этапов. Это проверка сроков предоставления отчетности по установленным налогам, ее визуальный осмотр, проверка отчетности на арифметику, контроль правильности исчисления ставок и применения государственных льгот, проверка исчисления налогооблагаемой базы и отчетности в целом. [8. C. 28]

Для выполнения налогового контроля используются внутренние и внешние информационные источники. К внутренним источникам относится финансовая отчетность, полученная от самого налогоплательщика, на основании которой выявляются конкретные методики отбора налогоплательщиков для проведения последующей проверки.

Для сравнительного отбора подбираются определенные налогоплательщики с усредненными показателями по видам деятельности и в целом по отрасли.

Далее производится анализ предоставляемой отчетности по фактическим показателям: динамика изменения показателей и их соотношение за несколько отчетных налоговых периодов. [11. C. 19]


При выявлении отчетных данных, резко отличающихся от средних, проводятся более детальные анализы соотношения затрат к объемам по реализации. Отбор на основе внешних информационных источников осуществляется на основе представленных данных из департамента, антимонопольных органов, банковских учреждений, СМИ и т.п.

В ходе сопоставления всех документов, в результате предварительного подбора налогоплательщиков, подлежащих налоговому контролю, и составляется годовой план-график проверок.

Основанием для обязательного включения в годовой план-график для налогового контроля служат выявленные существенные факты нарушений налогового кодекса, нарушения, выраженные в постоянном непредставлении финансовой отчетности, свидетельствующие о фактическом и сознательном уклонении от контроля деятельности субъекта. [11. C. 37]

Ликвидация и реорганизация субъекта тоже являются основанием для проведения проверки.

Формами налогового контроля являются способы определенного выражения в организации некоторых контрольных действий. К ним могут быть отнесены: взятие объяснений с плательщиков, проверки учетных данных, а также проведение осмотра территорий и помещений, которые могут быть использованы для получения дохода.

Основные формы налогового контроля могут быть подразделены на несколько групп по определенным основаниям.

Так, во-первых, основываясь на времени его проведения, выделяют такие виды: предварительный, проводимый до отчетного периода по каждому виду сбора, до принятия решения по вопросу предоставления налоговых льгот плательщику либо изменения сроков соответствующих уплат в бюджет; текущий, осуществляемый в отчетный период; последующий, проводимый по завершении отчетного периода с использованием результатов анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации.

Во-вторых, формы налогового контроля классифицируются, исходя из субъектов, представленных следующими службами: налоговыми и таможенными органами; органами внебюджетных государственных фондов.

В-третьих, налоговый контроль может быть выделен в зависимости от места его проведения: выездной (по месту нахождения плательщика); капитальный (по месту расположения соответствующей службы). [14. C. 53]

Существуют и другие формы налогового контроля, исходя из его определения. Другими словами, данный термин подразумевает осуществление вида деятельности государственных органов, реализуемого в определенных формах для получения необходимой информации о соблюдении принятых соответствующим законодательством норм с обязательной проверкой своевременности и полноты исполнения плательщиками обязательств по уплате тех или иных сборов в бюджет.