Файл: Изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
Введение
На сегодняшний день налоговый контроль является одним из важнейших методом надзора государственных органов за выполнением лицами обязанности уплачивать налоги в бюджет в соответствии с нормами налогового законодательства.
Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
В настоящее время эта тема является очень актуальной, так как многие предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, стремятся любыми возможными и невозможными способами уклониться от уплаты налогов, чем нарушают законодательство РФ, ведь в соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В связи с этим сегодня перед налоговыми органами встает серьезная проблема - контроль над правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование.
Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах, налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.
Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и видов налогового контроля, оценка их эффективности.
Задачи данной работы:
- Рассмотреть понятия и виды налогового контроля, органы, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов.
- Определить принцип организации налоговых проверок: камеральной и выездной налоговой проверки.
- Выявить основные проблемы осуществления и пути совершенствования налогового контроля.
Для написания курсовой работы использовалось достаточно литературы, но основным источником являлся Налоговый кодекс РФ [2] в котором закреплены основные положения о налоговом контроле в Российской Федерации.
Глава 1. Налоговый контроль
1.1 Понятия, элементы и значение налогового контроля
Налоговый контроль – это профессиональная деятельность уполномоченных органов, реализуемая в определенных формах для получения информации по вопросу соблюдения норм соответствующего законодательства с последующей проверкой своевременности и полноты уплаты обязательств плательщиками. [9. C. 17]
Современные виды налогового контроля можно классифицировать, исходя из времени его проведения. Принимая за основу место проведения, подразделяется налоговый контроль на выездной и капитальный.
Однако наиболее распространенными сегодня являются четыре основные формы контроля: [7. C. 11]
- государственный;
- мониторинг и постоянный оперативный контроль;
- выездной и камеральный;
- административный.
Ответственность за качественное проведение любой из перечисленных форм в РФ лежит на налоговых органах. Итак, остановимся подробнее на каждой из них.
Налоговый контроль – это форма учета, воздействие которой направлено на решение задач по учету субъектов хозяйствования, имеющих определенные налоговые обязательства, а также на достижение других целей, имеющих огромное значение для налогообложения. [11. C. 19]
Основные задачи налогового контроля, связанного с мониторингом, находятся в плоскости получения оперативной информации в деятельности любого налогоплательщика. В данную категорию может быть включен и учет налоговых поступлений.
Основу выездного и камерального налогового контроля составляет отслеживание своевременности уплаты налоговых обязательств. За инструмент осуществления такого контроля принимаются различные проверки.
Административный налоговый контроль – это осуществление контроля участников различных отношений в сфере налогообложения. Данные участники наделяются некоторыми полномочиями при проведении налогового администрирования. ]12. C. 33]
Функции налогового контроля тесно взаимодействуют с функциями налогов. Другими словами, контроль в сфере налогообложения должен осуществлять фискальную, экономическую и контролирующую функции. Так, его фискальная функция заключается в использовании специальных методов проведения контроля с целью сведения к минимуму количества плательщиков, которые уклоняются от уплаты своих обязательств.
Экономическая функция заключается в своевременном определении высокой вероятности возникновения рисков по снижению налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней.
Контролирующая функция не требует дополнительных пояснений и расшифровок, ее сущность заключается в самом названии.
Подытоживая сказанное выше, можно с уверенностью утверждать, что налоговый контроль – это совокупность специальных элементов общей системы, в числе которых находятся и налоговые органы, и инструменты, с использованием которых он осуществляется (начиная от математических методов и заканчивая аудитом).
Данное понятие относится к эффективным механизмам государственной налоговой политики.[13. C. 25]
1.2 Формы и методы налогового контроля
Налоговый контроль – это, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение двух основных задач. [11. C. 39]
Первая – это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета. Системно контроль обеспечивает непрерывное поступление финансовых средств в казну государства. Все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются.
Контроль со стороны налоговых организаций обеспечивает регулирование качественного исполнения должностных обязанностей руководящими лицами в сфере правильного налогообложения различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности, исследуя субъект в целом, выявляя основания для осуществления дополнительных налоговых вливаний в бюджет, устанавливая меру ответственности для руководящих лиц за совершение ими вольных или невольных правонарушений.
Налоговый контроль включает следующие элементы: субъект и объект налогового контроля, применяемые формы и методы контроля, проводимые мероприятия и порядок их выполнения. [12. C. 27]
Контроль налогоплательщиков, как юридических, так физических лиц, осуществляется при помощи различных форм и начинается он сразу, с момента регистрации.
Оперативный учет поступлений различных налогов ведется отдельно по каждому юридическому лицу. Также осуществляется налоговый контроль расходов физических лиц в соответствии с их доходами.
Оперативный бухгалтерский учет поступлений налоговых сумм от юридических лиц, контроль расходов-доходов ИП служат основой для камеральной проверки налогоплательщиков.
Налоговые администрации или иные контролирующие органы, включаемые в список проверяющих организаций для каждого юридического или физического лица, относятся к субъектам, имеющим право осуществлять налоговый контроль. [14. C. 22]
Объектом контроля является хозяйственная деятельность любого налогоплательщика, включенного в утвержденный план-график, за определенный прошедший период. Организация налогового контроля включает в себя цельный механизм, который обеспечивает выполнение заданных государственных задач в строгом соответствии с нормами налогового и административного кодекса.
В зависимости от вида проверки определяется объем изучаемых финансово-хозяйственных операций, а также утверждается порядок и используемые методы при выполнении налогового контроля, создается программа проверки предприятия.
НК РФ предусматривает два типа контроля: камеральная проверка и выездная. Они отличаются друг от друга по месту проведения и применяемым методам контроля, а также объемом финансовых документов, охваченным проверкой за определенный отчетный период. [7. C. 34]
Налоговый контроль может осуществляться методом сплошного сопоставления финансовой документации или быть выборочным и охватывать определенные финансовые документы за отдельные налоговые периоды.
По объему рассматриваемых вопросов он может быть комплексным, выборочным и целевым. По способу организации налоговый контроль может быть плановым или внеплановым. [14. C. 39]
Контроль деятельности любого предприятия, как камеральный, так и выездной, обязательно предусматривает изучение представленной налоговой отчетности, которая включает несколько этапов. Это проверка сроков предоставления отчетности по установленным налогам, ее визуальный осмотр, проверка отчетности на арифметику, контроль правильности исчисления ставок и применения государственных льгот, проверка исчисления налогооблагаемой базы и отчетности в целом. [8. C. 28]
Для выполнения налогового контроля используются внутренние и внешние информационные источники. К внутренним источникам относится финансовая отчетность, полученная от самого налогоплательщика, на основании которой выявляются конкретные методики отбора налогоплательщиков для проведения последующей проверки.
Для сравнительного отбора подбираются определенные налогоплательщики с усредненными показателями по видам деятельности и в целом по отрасли.
Далее производится анализ предоставляемой отчетности по фактическим показателям: динамика изменения показателей и их соотношение за несколько отчетных налоговых периодов. [11. C. 19]
При выявлении отчетных данных, резко отличающихся от средних, проводятся более детальные анализы соотношения затрат к объемам по реализации. Отбор на основе внешних информационных источников осуществляется на основе представленных данных из департамента, антимонопольных органов, банковских учреждений, СМИ и т.п.
В ходе сопоставления всех документов, в результате предварительного подбора налогоплательщиков, подлежащих налоговому контролю, и составляется годовой план-график проверок.
Основанием для обязательного включения в годовой план-график для налогового контроля служат выявленные существенные факты нарушений налогового кодекса, нарушения, выраженные в постоянном непредставлении финансовой отчетности, свидетельствующие о фактическом и сознательном уклонении от контроля деятельности субъекта. [11. C. 37]
Ликвидация и реорганизация субъекта тоже являются основанием для проведения проверки.
Формами налогового контроля являются способы определенного выражения в организации некоторых контрольных действий. К ним могут быть отнесены: взятие объяснений с плательщиков, проверки учетных данных, а также проведение осмотра территорий и помещений, которые могут быть использованы для получения дохода.
Основные формы налогового контроля могут быть подразделены на несколько групп по определенным основаниям.
Так, во-первых, основываясь на времени его проведения, выделяют такие виды: предварительный, проводимый до отчетного периода по каждому виду сбора, до принятия решения по вопросу предоставления налоговых льгот плательщику либо изменения сроков соответствующих уплат в бюджет; текущий, осуществляемый в отчетный период; последующий, проводимый по завершении отчетного периода с использованием результатов анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации.
Во-вторых, формы налогового контроля классифицируются, исходя из субъектов, представленных следующими службами: налоговыми и таможенными органами; органами внебюджетных государственных фондов.
В-третьих, налоговый контроль может быть выделен в зависимости от места его проведения: выездной (по месту нахождения плательщика); капитальный (по месту расположения соответствующей службы). [14. C. 53]
Существуют и другие формы налогового контроля, исходя из его определения. Другими словами, данный термин подразумевает осуществление вида деятельности государственных органов, реализуемого в определенных формах для получения необходимой информации о соблюдении принятых соответствующим законодательством норм с обязательной проверкой своевременности и полноты исполнения плательщиками обязательств по уплате тех или иных сборов в бюджет.