Файл: Глобальные международные финансовые организации (Глава 1. Теоретическое содержание и принципы организации международных финансовых организаций).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Классификация международных финансовых организаций
1.2. Основные виды международных валютно-финансовых организаций
1.3 Современное состояние международных финансов
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД КАК ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Основные цели международного валютного фонда
1.3 Современное состояние международных финансов
Международные финансы - это историческая категория, которая постоянно развивается. Основой их развития являются объективные социально-экономические законы и закономерности[6]. Развитие международных денежных потоков и связанных с ними отношений требует создания определенной системы управления этими процессами. Механизмы мониторинга и регулирования международных финансов создаются как на уровне отдельных государств, так и на межгосударственном уровне.
Как отмечалось в предыдущих главах, современная структура финансовых рынков предполагает перераспределение кредитных средств между экономиками, в которых конечные участники - кредиторы и заемщики - люди из разных стран.
Государства, пытающиеся восстановить свою национальную экономику, стали частью процесса глобальной глобализации. Глобализация означает формирование единого (универсального) международного экономического, правового, культурного и информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности - политику, идеологию, культуру. Она, несомненно, играет важнейшую роль в мировой экономике XXI века и дает мощный импульс формированию новой системы международных финансовых и политических отношений. Одной из важнейших особенностей глобализированной мировой экономики является стремительное развитие финансовых рынков. Новая роль финансовых рынков (валюты, акций, кредита) в последние годы кардинально изменила архитектуру мировой экономики. Еще несколько десятилетий назад главной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики. В последние годы мировой финансовый рынок стал самодостаточным.
В результате сегодня мы видим увеличение объема этого рынка в разы, что стало результатом многих спекулятивных операций, вызванных либерализацией экономических отношений. Короче говоря, процесс получения денег из денег был значительно упрощен за счет исключения фактического производства товаров или услуг.
Производство было заменено спекулятивными сделками с различными производными финансовыми инструментами, а также игрой на разнице курсов мировых валют. Это наиболее сложный и прогрессивный процесс с точки зрения интернационализации, обусловленный углублением финансовых отношений между странами, либерализацией цен и инвестиционных потоков, созданием глобальных транснациональных финансовых групп. Число международных организаций, осуществляющих инвестиции, растет.
Таким образом, в условиях глобализации финансов часто рассматривается причина роста спекуляций и отвлечения целей спекулятивного капитала от производства и создания рабочих мест. Процесс финансовой глобализации ориентирован прежде всего на три основных Центра мировой экономики: США, Западную Европу и Японию. Финансовые спекуляции выходят далеко за пределы этой триады. Мировой оборот на валютном рынке достигает 0,9-1,1 трлн долларов в день. Приток спекулятивного капитала может не только превысить потребности страны, но и дестабилизировать ее положение. Стремительная глобализация финансов по-прежнему является одной из основных причин уязвимости мировой экономики. Интеграция финансовых рынков повышает риск системных сбоев.
Вывод по главе 1.
Официальный (нерыночный) механизм перераспределения финансовых ресурсов, сложившийся в основном в послевоенные годы, отражает интеграционные тенденции в развитии международных валютно-финансовых отношений. В отличие от рынков, этот механизм учитывает неравномерность экономического развития стран и базируется на принципах либерализации социально-экономической жизни.
В рамках официального перераспределения движение финансовых ресурсов между заемщиками и кредиторами регулируется через международные финансовые организации на глобальном и региональном уровнях. Международные финансовые организации представляют собой разветвленную сеть международных валютно-финансовых ктов, почти все из которых были сформированы после Второй мировой войны. К ним относятся как организации глобального значения, так и организации регионального уровня.
Региональные финансовые институты возникли в результате политической независимости стран третьего мира и необходимости решения проблем, стоящих перед их экономикой.
К глобальным международным финансовым организациям относятся прежде всего специализированные учреждения ООН-Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка. Международные финансовые организации разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, вносят свой вклад в решение международных финансово-экономических проблем, выполняя функции финансовых доноров, предоставляющих кредиты нуждающимся в них странам-членам.
Например, МВФ отвечает за создание ликвидных фондов путем выдачи специальных прав заимствования, когда существует глобальная потребность в международных ликвидных резервах. СДР не является валютой в буквальном смысле этого слова, это Международный резервный актив, который предназначен для пополнения валютных резервов государств-членов, погашения платежного баланса и расчетов с Фондом.
Страна, имеющая счет СДР, может приобрести необходимую ей свободно конвертируемую валюту у других стран в обмен на нее. Регулирующая роль МВФ заключается в обеспечении того, чтобы страны могли покупать необходимую им валюту в обмен на СДР, "назначая" страны, которые ее предоставляют. При этом фонд учитывает состояние платежного баланса и золотовалютных резервов "назначенных" стран-кредиторов. МВФ следит за соблюдением установленных лимитов операций в СДР.
Стоимость СДР устанавливается с использованием корзины из четырех основных валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. Состав этой корзины пересматривается каждые пять лет для обеспечения того, чтобы ее компоненты соответствовали валютам, используемым в международных сделках. Таким образом, веса, установленные для валют, входящих в корзину, отражают их относительную значимость в мировой торговой и финансовой системахОбщий объём квот на 189 стран — 477 млрд СДР или 686 млрд долларов США. СДР или специальные права заимствования — собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону.
Доллар США Евро Фунт стерлингов Японская иена Китайский юань 0.58252 0.38671 0.085946 11.900 1.0174. Состав валютной корзины для СДР
Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето - США с более 17% голосов.
Квоты - первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд СДР и 316 млрд СДР соответственно. Особенности СДР, которые следует иметь в виду, включают, во-первых, тот факт, что он не является валютой или долговым обязательством, во-вторых, он существует в безналичной форме в качестве записи на счетах стран-участниц, и в-третьих, его сфера применения ограничена-только в рамках Фонда. СДР в мировой валютной системе является прототипом наднациональной валюты. Это происходит потому, что идея создания единой резервной валюты исходит из идеи экономической глобализации. Мировой финансовый кризис 2009 года повысил роль СДР на международном уровне, поскольку официальные резервы государств-членов были пополнены за счет выпуска 182,6 млрд. СДР.12 Россия и Китай выступали за принятие СДР в качестве наднациональной валюты. Однако в настоящее время они используются не так активно, как следовало бы, чтобы их можно было считать наднациональной валютой. Необходимо также обратить внимание на то, что система СДР привела к введению долларов США в мировой платежный оборот, поскольку основная их часть подлежит обмену на доллар.
МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте государствам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицита платежного баланса, то есть фактически для пополнения официальных валютных резервов; и во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, то есть для кредитования расходов государственного бюджета. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, покупает или занимает иностранную валюту или СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее Центральном банке в качестве депозитария. В то же время МВФ предоставляет кредиты в основном в долларах США. Кредиты МВФ облегчают процесс стабилизации, который страна должна предпринять для того, чтобы привести свои расходы в соответствие с доходами, с тем чтобы преодолеть нынешнюю проблему платежного баланса. Однако кредиты МВФ также направлены на поддержку мер политики, включая структурные реформы, которые улучшают платежный баланс страны и долгосрочные перспективы роста.
Характеризуя кредитную деятельность фонда, следует иметь в виду два понятия:
1. Транзакция - предоставление валютных средств странам из собственных ресурсов;
2. Операция - оказание посреднических услуг за счет заемных средств.
В этом случае управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ проводит кредитные операции только с официальными органами-казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами и центральными банками. Страна, заинтересованная в иностранной валюте, совершает покупку, то есть она занимает иностранную валюту или СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая депонируется на счет МВФ в Центральном Банке этой страны.
В уставе МВФ (статьях соглашения) выделяются следующие цели:
1. Содействие международному сотрудничеству в области денежно-кредитной политики. Для этого существуют специальные механизмы, с помощью которых осуществляется совместная работа по международным валютно-финансовым проблемам.
2. Содействие сбалансированному росту мировой торговли в целях стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реального дохода, а также развития производственного потенциала всех стран-членов в качестве главной цели экономической политики.
3. Обеспечение стабильности валют, поддержание упорядоченных отношений в валютной сфере между государствами-членами и предотвращение обесценивания валюты с целью получения конкурентных преимуществ.
4. Оказание содействия в создании многосторонней системы расчетов по текущим счетам между государствами-членами, а также в снятии валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.
5. Поддержание стабильности валютных паритетов.
6. Предоставление ресурсов (при условии адекватных гарантий) государствам-членам, испытывающим трудности с финансированием платежного баланса, не только для временного финансирования, но и для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на решение основных проблем.
МВФ служит глобальному процветанию, оказывая также техническую помощь правительствам стран-членов и центральным банкам и осуществляя подготовку кадров в своих областях знаний. Например, после распада Советского Союза МВФ взял на себя инициативу по оказанию помощи странам Балтии, России и другим бывшим советским государствам в создании казначейских систем центрального банка в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам.
Изначально предполагалось, что спрос на разные валюты будет представлен участниками более или менее равномерно, поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, не будут задерживаться в нем, а будут перемещаться из одной страны в другую. Но на практике фонд получает заявки на получение займов от стран, валюты которых неконвертируемы или не используются в международных расчетах. В результате МВФ ссужает государствам практически "под залог" соответствующие суммы национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до тех пор, пока страны-эмитенты не выкупят их. Способность стран-членов получить доступ к кредитным ресурсам МВФ зависит как от того, в какой степени эти средства необходимы для выравнивания платежного баланса, так и от их готовности принять условия Фонда. Если МВФ обнаружит, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не соответствует требованиям, он может ограничить ее дальнейшее кредитование или отказать в предоставлении другого кредита. Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщиком.
Выгоды глобализации также связаны с прибылью от торговли на взаимовыгодной основе, которая удовлетворяет все стороны, которые могут выступать в качестве частных лиц, компаний и других организаций, стран, профсоюзов и даже целых континентов. В целом выгоды глобализации позволяют всем партнерам, которые получают возможность улучшить свои позиции за счет увеличения объемов производства, заработной платы и уровня жизни. Конечным результатом глобализации должно стать общее повышение уровня глобального процветания.