Файл: Глобальные международные финансовые организации (Глава 1. Теоретическое содержание и принципы организации международных финансовых организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД КАК ФИНАНСОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Основные цели международного валютного фонда

Международные кредитно-финансовые институты - это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования денежно-кредитных и финансовых отношений в целях обеспечения стабилизации мировой экономики[7].

Появление международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировой экономике и нарастающей нестабильностью мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они сформировались в основном после Второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества между странами в области валютно-финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, региональные банки развития в Азии, Америке, Африке и др. Рассмотрим деятельность некоторых кредитно-финансовых организаций, проанализировав их финансовую политику и кредитные операции.

Международный валютный фонд - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, межправительственная организация, призванная содействовать международному валютному сотрудничеству в области денежно-кредитных отношений, а также оказывать помощь государствам-членам в решении проблем дефицита платежного баланса. В дальнейшем используется сокращенное название МВФ[8]. Фонд служит институциональной основой мировой валютной системы - системы международных расчетов и курсов национальных валют, позволяющей странам проводить экономические операции между собой. Она направлена на предотвращение кризисов в системе путем поощрения государств к принятию разумной экономической политики; в то же время, как следует из названия, она также является фондом, который может быть использован государствами-членами, нуждающимися во временном финансировании.


Совет управляющих является высшим органом управления, который отвечает за решение основных вопросов деятельности Фонда. Эти вопросы в первую очередь включают изменения в статьи соглашения, допуск и исключение стран-членов, изменение размера долей государств-членов в капитале и выборы исполнительных директоров. Совет собирается один раз в год, но заседания и голосование также могут проводиться в любое время. Внеплановые заседания могут проводиться по просьбе пятнадцати государств-членов или по просьбе тех государств, на долю которых приходится не менее двух третей общего числа голосов. Исполнительный совет отвечает за текущие дела фонда, которые охватывают стратегические, оперативные и административные вопросы, такие как предоставление займов странам-членам и контроль за их курсовой политикой. Он состоит из 24 исполнительных директоров и возглавляется управляющим директором.

Международный валютно-финансовый комитет играет значительную роль в организационной структуре МВФ. На его заседаниях, которые проводятся два раза в год, рассматриваются наиболее важные вопросы политики, связанные с мировой валютной системой, и готовятся рекомендации Совету управляющих по ее функционированию. Аналогичную роль играет Комитет развития, объединенный министерский комитет Советов управляющих Всемирного банка и МВФ. Отдел независимой оценки анализирует характер и качество рекомендаций МВФ странам-заемщикам в отношении международных резервов, оценивает доверие стран к фонду и изучает факторы, влияющие на решения национальных властей о сотрудничестве с МВФ. Директор-распорядитель МВФ, согласно давно установившимся неформальным договоренностям, всегда является представителем Европы, а его первый заместитель-представителем Соединенных Штатов.

Особое значение для целей и деятельности МВФ имеет тот факт, что организация осуществляет надзор за международной валютной системой в целях обеспечения ее эффективности. Для достижения этой цели Фонд осуществляет контроль за курсовой политикой стран-членов и утверждает конкретные принципы, которым должны следовать все государства-члены.

Фонд оценивает курсовую политику путем всестороннего анализа общего экономического положения страны и ее стратегии в этом направлении с учетом того, в какой степени государственная политика способствует достижению целей, необходимых для обеспечения финансовой стабильности, устойчивого экономического роста и поддержания необходимого уровня занятости. Фонд призывает своих членов проводить разумную экономическую политику, а его надзорная деятельность направлена на своевременное выявление проблем и проблем, с тем чтобы страны могли как можно скорее принять соответствующие корректирующие меры.


Своевременный надзор стал особенно важным в последнее время, учитывая фундаментальные изменения в мировой экономике, которые произошли с расширением рынков частного капитала, усилением региональной и валютной интеграции, введением конвертируемости текущих счетов и рыночными реформами во многих странах. Эти изменения не могли не сказаться на расширении функций МВФ. Надзорная деятельность всегда была направлена на стимулирование стран к устранению макроэкономических дисбалансов, снижению инфляции, проведению крупных реформ в торговой и валютной политике, проведению других рыночных преобразований.

Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации в стране особое внимание уделяется необходимости проведения значительного комплекса структурных и институциональных реформ, направленных на создание и укрепление доверия со стороны частного сектора и закладывающих основу для стабильного экономического роста.

Вопросы и задачи, представляющие особую озабоченность и интерес для Фонда, включают в себя: совершенствование сбора и раскрытия данных, повышение эффективности финансового сектора, обеспечение прозрачности государственного бюджета и повышение качества управления.

2.2. Роль МВФ в международной валютно-финансовой системе

Поскольку МВФ является международным учреждением, в обязанности которого входит ведение диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики, можно сказать, что МВФ служит платформой для обсуждения экономической политики той или иной страны в глобальном смысле, а также вопросов, имеющих важное значение для стабильности международной валютно-финансовой системы.

К ним относятся Выбор странами механизмов валютного курса, предотвращение дестабилизации международных потоков капитала и разработка международных признанных стандартов и кодексов для политики и институтов в их соответствующих областях. МВФ уделяет основное внимание макроэкономической политике страны - то есть политике, связанной с государственным бюджетом, процентными ставками, денежно-кредитной политикой и обменным курсом, а также политике, связанной с финансовым сектором, включая регулирование и надзор за банками и другими финансовыми учреждениями. МВФ также несет ответственность за контроль за курсовой политикой стран-членов. Эта роль возросла по мере углубления глобальных экономических тенденций. Это также связано с тем, что после вступления бывших социалистических стран в МВФ эта организация стала поистине глобальной.


Основным источником средств МВФ являются квотные взносы (капитальные взносы) государств-членов, которые они выплачивают при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, после чего квота может увеличиться. Государства выплачивают 25 процентов своей квоты в специальных правах заимствования (СДР - Международный резервный актив, который был введен из-за опасений государств-членов МВФ, что существующие международные резервы не смогут полностью поддержать рост международной торговли) или в основных валютах (доллар, евро, иена, фунт стерлингов)[9]. Квоты определяют не только размер взносов государства, но и его количество голосов, объем финансирования, которое оно может получить от МВФ, и его долю в распределении СДР.

Квоты обычно отражают относительную долю государства-члена в мировой экономике, т. е. чем больше экономика страны по объему производства и чем больше объем и разнообразие ее внешней торговли, тем выше обычно ее квотный уровень. Кроме того, изменение размера квот определяет степень влияния той или иной страны на деятельность МВФ, поэтому переоценка квот для ведущих стран меняет их место в иерархии стран-членов МВФ. Капитал Международного валютного фонда неуклонно увеличивался с момента его создания, причем квоты наиболее экономически развитых стран-членов увеличивались особенно быстрыми темпами. Однако в целом увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста общего мирового ВВП и еще больше - от динамики международных платежей по текущим операциям.

Современная кредитная деятельность МВФ основана на нескольких видах финансирования:

- регулярном;

- специальном;

- льготном.

На практике они называются механизмами. Далее мы рассмотрим более подробно каждый тип механизма с его компонентами.

При использовании обычных механизмов финансирование осуществляется за счет собственных ресурсов, которые находятся на общем счете ресурсов. К ним относятся:

- резервная доля, соглашение о кредитной линии;

- соглашение о резервном кредите;

- расширенная кредитная линия.

Резервная доля - первая часть иностранной валюты, которую государство может запросить у МВФ, называется "резервная доля". Таким образом, государство может в любой момент совершить покупку в пределах своей резервной доли. Чтобы совершить такую покупку, необходимо обязательно профинансировать платежный баланс. Действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное значение ВВП (с весом 50 процентов), открытости (30 процентов), экономической изменчивости (15 процентов) и международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется с помощью составного показателя ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает «коэффициент сжатия», уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.[10]. В настоящее время после внесения изменений в Устав, когда ограничения были пересмотрены и некоторые отменены, ресурсы используются в объемах, значительно превышающих установленный лимит.


Соглашения о резервном кредитовании или" резервные " кредиты гарантируют стране, что в случае выполнения определенных условий она будет получать определенные суммы иностранной валюты от МВФ в обмен на свою национальную валюту в течение срока действия соглашения[11]. По сути, это открытие кредитной линии. Если страна покупает иностранную валюту по первой кредитной доле и получает всю необходимую сумму сразу, то при выделении Фондом средств на верхние кредитные линии в большинстве случаев это происходит через соглашения со странами-членами о резервировании кредитов (верхние кредитные доли-это любая часть, превышающая 25% квоты, т. е. первая кредитная доля). Таким образом, по соглашению" страна имеет право приобретать ресурсы на определенное время. Порядок возврата полученных денежных средств основан на покупке его национальной валюты на срок от 3,25 до 5 лет. Позже резервная и кредитная акции были дополнены расширенной кредитной линией.

При таком виде кредитования страна имеет возможность получать валютные средства на более длительный срок и в большем объеме относительно квот, чем при использовании обычного механизма долевого кредитования. Этот срок обычно составляет три года, но включает в себя продление на один год. Обоснование применения такого механизма может быть обусловлено дисбалансом платежного баланса, возникающим в результате дисбаланса производства, торговли или цен. Этот механизм требует от страны, использующей кредитные линии, выполнения достаточно жестких требований, степень которых постоянно возрастает при предоставлении очередного транша. В 2009 году был введен новый механизм - гибкая кредитная линия, которая является гибким инструментом использования кредитных траншей, предполагающим удовлетворение всех потребностей, связанных с финансированием платежного баланса. Еще более новый механизм, появившийся в 2011 году, - это превентивная линия обеспечения ликвидности[12]. Это относится к странам с надежными и устойчивыми экономическими показателями и разумной экономической политикой.

Были созданы специальные механизмы для расширения сферы охвата и совершенствования структуры самих кредитных операций. К ним относятся: механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (МКФ), механизм финансирования системных преобразований (МФСП), механизм дополнительного резервного финансирования (МФДР) и чрезвычайные кредитные линии (ЭКЛ). Они различаются по целям, срокам и стоимости кредита. Использование одного из этих видов займов является дополнением к доле кредита, которую уже использует страна-заемщик. Предоставление средств обычно осуществляется за счет собственных ресурсов Фонда. МКФ используется для кредитования стран, имеющих дефицит платежного баланса из-за внешних факторов, таких как стихийные бедствия, промышленные спады, непредсказуемое падение мировых цен и т.д.